30.10.2017
Педагогический совет «Работа с детьми с особыми образовательными потребностями по их обучения, развитию, социализации»
Коррекционная педагогика
Слайд 1. Ещё каких-то лет двадцать назад в нашей стране развивалась сеть специализированных детских учреждений для детей с различными заболеваниями. Но государство взяло курс на интеграцию таких учащихся в общеобразовательные школы. Это внесло, конечно, свои трудности в образовательный процесс, но уже трудно представить школу без отдельных программ для таких детей и индивидуальной работы на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями.
Слайд 2. Знания особенностей возраста таких обучающихся поможет избежать многих ошибок в работе с детьми. Кроме этого педагог должен учитывать тот диагноз, с которым пришёл ребёнок в его класс. А самое главное – видеть хорошие качества ребёнка, верить, что каждый ребёнок в чём-то талантлив.
Сегодня я хотела бы осветить вопрос коррекционной педагогики и ее основных особенностей.
Слайд 3. Итак, коррекционная педагогика возникла на стыке общей и специальной педагогики, которые помогли сформировать ей определенную научно-теоретическую базу. Термин «коррекционная педагогика» как учебный предмет и самостоятельная область педагогического знания стал использоваться в целях обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения. В то же время специальная педагогика занимается исследованием теории и практики специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.
Слайд 4. Центральной проблемой коррекционной педагогики является поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого, на каждом этапе возрастного развития целью коррекционной педагогики является разработка «обходных путей» и специфичных средств решения традиционных образовательных и воспитательных задач.
Слайд 5. Коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач (смотреть слайд). Но главной задачей интересующей нас области педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания.
Слайд 6. В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.
Слайд 7. Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков
Слайд 8. Объектная область коррекционной педагогики в её современной трактовке — это ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой и не обусловлены факторами, связанными с органической этиологией, явления социально-психологической, школьной дезадаптации. Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали, что объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре "Д", т.е. дети, имеющие не ярко выраженный дефект , перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio - лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (лат. adapto - приспособление) и проявляющие девиацию (лат. deviatio - отклонение) в поведении.
Слайд 9. Коррекционная педагогика состоит из разделов, изучающих условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития (глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, сложной структурой нарушений).
Слайд 10. Принципы коррекционной педагогики – это - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
Коррекционная педагогика опирается на следующие принципы:
принцип педагогического оптимизма
ранней педагогической помощи
принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
принцип социально-адаптирующей направленности образования
Слайд 11.
принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования
принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
принцип дифференцированного и индивидуального подхода
принцип необходимости специального педагогического руководства
Слайд 12. В конечном итоге результатом коррекционной работы с обучающимся с особыми образовательными потребностями является социализация такого ребенка в классном коллективе в условия общеобразовательной школы.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Слайд 13. Своевременная и успешная социализация ребенка предупреждает развитие девиантного поведения, купирует психологические проблемы в общении с людьми, способствует самореализации будущих граждан. В ходе социализации дети усваивают основные черты поведения в обществе. Именно школа является социальным институтом, где учащиеся приобретают знания, умения, навыки.
Слайд 14. Главными задачами школы, направленные на социализацию ученика с особыми образовательными потребностями вы можете видеть на слайде:
В школе должны существовать различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с особыми образовательными потребностями. Приоритетным направлением должна являться внеурочная деятельность. Именно во внеурочной деятельности создаются предпосылки к побуждению у таких детей к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.
Таким образом, социализация детей оказывает возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Ребенок, участвуя во внеурочной деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению. Развивая творческие способности у школьников, создаются условия успешной адаптации в социальной среде.
Также социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
Здесь необходимо сказать несколько слов о технологии сопровождения такого ребенка.
Слайд 15. Что значит сопровождать – создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.
У детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими.
Слайд 16. Основные направления сопровождения вы также можете видеть на слайде.
Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Слайд 17. Схема психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями представлена на экране. Активную работу в этом направлении ведут и учителя-предметники, и классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, родители.
В детские годы формируется мировоззрение, вырабатывается жизненная позиция и самооценка человека. От этих категорий зависит, как будет складываться в дальнейшем жизнь человека, какое место займёт он в этом мире.
Слайд 18. Поэтому-то и важно создать необходимые условия для каждого ученика, особенно для тех, чьи возможности здоровья ограничены. Безусловно, значительное влияние на них оказывают родители и родственники, т.е. первичные агенты социализации. Но не меньшее значение имеют и сверстники, одноклассники, специалисты-педагоги. Ведь они – это не только расширенный круг общения, но и возможность иначе, не так как ежедневно в семье, взглянуть на мир.
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.
Работа классного руководителя в интегрированном классе с детьми с ООП — особая работа. Она требует аналитических, координационных, организационных навыков. Она требует глубоких знаний общей психологии, специальной психологии, личностных свойств характера – гибкости, терпимости, наблюдательности. Если в этом ещё помогают школьные службы, то в такой класс учителя-предметники идут на урок как на праздник.
Слайд 19. На сегодняшний день можно сказать, что дети с ООП могут учиться в коллективе, осваивать образовательную программу для здоровых детей, социализироваться в коллектив. Но к этому необходимо приложить большие усилия со стороны родителей, педагогов и самого ребёнка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.