Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"
Оценка 4.8

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.12.2018
Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"
Основная цель работы с родителями обучающихся - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. . Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Статья_Работа с семьёй в дополнительном образовании.docx
Работа с родителями в дополнительном образовании Статья «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». В. Сухомлинский Взаимодействие семьи и  дополнительного образования  отличается от взаимодействия с   родителями   в   школе.   Отношения   между   учащимися,   родителями   и   педагогами   на «Станции   Юных   Техников»   построены   на   основе   свободы   выбора.   Но,   как   правило, большинство   родителей   не   видит   необходимости   систематически   общаться   с преподавателями дополнительного образования. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:   с   одной   стороны   –   родители   заинтересованы   в   том,   чтобы   ребенок   занимался «полезным делом»; с   другой   стороны, «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.    значительная   часть   родителей   проявляет   крайне Сложным   является   и   понимание   родителями   содержания   деятельности   детского объединения,   его   значения   в   развитии   ребенка   –   к   занятиям   относятся   как   чему­то несерьезному,   либо   сразу   рассматривают   их   как   начальную   профессиональную подготовку.    В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Основная   цель   работы   с   родителями   обучающихся  ­     создание   психолого­ педагогических условий  для взаимодействия детей и родителей,  укрепление партнерских отношений   педагогов,   родителей,   детей,   в   мобилизации   социокультурного   потенциала семьи для создания единой   гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс. Работа   с   родителями   включает   в   себя   комплекс   мер   –   различные   формы психологического   просвещения,   обучения,   консультирования,   профилактики,     которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии   ребенка,   развивать   его   в   интеллектуальном,   социальном,   чувственном, этическом, эстетическом плане. Задачи сотрудничества с родителями: 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. 2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания. 3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. В процессе развития ребенка  современная педагогика выделяет три сферы:  образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),   семью (основной институт социализации личности),  социум (стихийное влияние «улицы»). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только   учитывать   в   своей   профессиональной   деятельности   влияние   всех   фактов, определяющих   становление   личности,   но   и   по   возможности   создавать   условия   для   их содержательного   взаимодействия.         Если   первичным   является   отдельный   человек,   то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского,   человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения  педагогики и детской психологии, в это понятие включаются  взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности. Родители испытывают потребность   получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно,   что   сейчас   эта   потребность   в   квалифицированной   помощи   актуальна   как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей –   международный   термин,   под   которым   понимается   также   помощь   родителям   в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции. Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых   незнакомых   видах   деятельности,   посмотреть   на   него   другими   глазами,   просто провести время рядом с ним.    Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей: 1.    Групповые формы:  Дни открытых дверей       Конференция  Родительское собрание  Творческие мастерские  Государственно­общественные формы работы  Совместная игровая деятельность 2.    Индивидуальные формы:  Анкетирование, диагностика   Посещение семьи на дому  Индивидуальная консультация (беседа)   Просветительская работа Остановимся  на вышеперечисленном более подробно:  Интерактивные формы работы. Анкетирование, диагностика проводятся   для   выяснения   запросов   родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по   различным   вопросам   вам   помогут   методисты   и   психологи,   педагогическая   и методическая литература. Посещение   семьи   на  дому.  Эта   форма   работы   с  родителями   не   всегда   является удобной и приемлемой, но возможно для кого­то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. Конференция.  Форма   педагогического   просвещения,   предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть   научно­практическими,   теоретическими,   читательскими,   по   обмену   опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают   активное   участие   родителей.   К   ним   обычно   готовят   выставки   работ учащихся,   книг   для   родителей,   концерты   художественной   самодеятельности.   Темы конференций должны быть конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в отделе или в организации в целом. Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе  самих  родителей.  В приглашении  важно сформулировать  цель  беседы  с родителем,   недопустима   такая   формулировка,   как   «Зайдите   ко   мне,   пожалуйста,   на следующей   неделе»,   так   как   данное   высказывание   приводит   родителей   в   состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». Залог успешной консультации: Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы). Приветствуйте   их   радостно   и   с   энтузиазмом,   тогда   ваш   настрой   перейдет   и   к родителям. Улыбайтесь. Называйте родителей по имени и отчеству. Будьте хорошим слушателем (умение слушать ­ успех любой консультации). Держите паузу. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.  Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Учитывайте личные интересы родителей. Совместная игровая деятельность.  Оптимальным пространством  для реализации части   идей   является   игровое   пространство.   Именно   в   игре   ребенок   чувствует   себя   в безопасности,   комфортно,   ощущает   психологический   простор   и   свободу.   При   этом  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. исключительно   важна   роль   взрослого,   который   это   пространство   организует.   Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о   способах   совместного   с   детьми   времяпровождения.   Опыт   организации   такого   рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает,   так   как   сочетаются   возможности   и   преимущества   ее   участников:   опыт   и мудрость   взрослого,   оригинальность   и   нестандартность   мышления   детей.   Через   игру взрослым   легче   корректировать   отношения   между   детьми,   прививать   навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.       Традиционные формы работы. День открытых дверей.  Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами   воспитания   и   обучения,   условиями   детской   деятельности.   Иногда   «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку,   его   способностям,   увидеть   его   в   другом,   ранее   не   известном   свете.   Может проводиться до 3 раз в год. Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность   в   творческих   мастерских.   Под   основной   целью   функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.  Одной из самых   популярных   и   востребованных   в   данный   момент   форм   работы   с   родителями   в объединении   «Мастерская   чудес»   является   организация   совместных   досуговых мероприятий.  Здесь   родители   —   частые   гости   и   на   внеурочных   мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, подготовка выставок, оформление зала к празднику, обсуждение   фильмов   и   спектаклей,   соревнования,   конкурсы.   Кроме   того,   даже   не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют   огромный   воспитательный   эффект.   К   сожалению,   многие   родители   настолько перегружены   основной   работой,   что   не   в   состоянии   уделить   достаточного   внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей­неволей включаются в общение. Родительское   собрание. Это   основная   форма   работы   с   родителями,   в   которой концентрируется   весь   комплекс   психолого­педагогического   взаимодействия образовательного   учреждения   и   семьи.   Однако   проведение   встреч   в   виде   формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы,   которые   активизируют   внимание   уставших   родителей,   способствуют   более легкому   запоминанию   сути   бесед,   создают   особый   настрой   на   доброжелательный, откровенный, деловой разговор. В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты: 1. За 2­3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям   спланировать   своё   время   в   день   проведения   собрания   и   создаст психологический настрой на посещение ОДОД. 2.   Выступление   педагога   на   собрании   должно   быть   хорошо   подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Задача  педагога  состоит  в  том, чтобы  поддержать  интерес  каждого  родителя к  общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как   правило,   не   склонны   выслушивать   длинные   монотонные   лекции   (пусть   даже   на интересующую их тему). 3.   Собрание   целесообразно   проводить   не   реже   1­2   раз   в   учебный   год.     Просветительская работа.  Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации   дополнительного   образования)   В   последние   годы   в   связи   с   активным внедрением   интерактивных   форм   общения   в   нашу   жизнь,   педагоги   стали   использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства. Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным. Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не   предусматривает   непосредственного   контакта   педагога   и   родителя.   Поэтому   важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание. Формы наглядно­текстовой информации: Выставки тематические, посвященные какой­либо теме, связанной с семьей; Групповые выставки детских работ (периодически); Индивидуальные (персональные) выставки детских работ; Фотовитрины и фотоколлажи: стенды, представленные фотографиями детей,  отражающих их жизнедеятельность в ОДОД. Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей  дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает»  чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по  актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д. Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями,  авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать  репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др. Буклеты.   Помогают   педагогу   представить   свое   объединение.   В   буклете   может содержаться   информация   за   несколько   лет   (цель   программы,   достижения,   история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим   работы,   необходимое   оборудование,   правила   поведения,   контактные   данные директора и педагога и т.   В   целом,   чётко   организованная   работа   с   родителями   носит   конструктивный характер,   позволяя   смоделировать   единую   образовательную   среду   в   организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг,   специалистам   необходимо   стремиться   уделять   должное   внимание   эффективным        формам   взаимодействия   организации   дополнительного   образования   с   семьями воспитанников. В заключении, хочется напомнить вам  золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:   Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете,  создайте необходимые условия для общения.  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.  Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать  — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.   Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.  То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем­то, родителей необходимо поставить об этом в известность.  Каждая   встреча   с   семьей   ученика   должна   заканчиваться   конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.  Если   педагог   в   какой­то   проблеме   или   ситуации   некомпетентен,   он   должен извиниться   перед   родителями   и   предложить   им   обратиться   за   консультацией   к специалистам. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"

Статья "Работа с родителями в дополнительном Образовании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2018