Статья "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра"
Оценка 4.8

Статья "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра"

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
чтение
2 кл
29.07.2019
Статья "Развитие коммуникативных навыков  у обучающихся с расстройствами аутистического  спектра"
В материале описан опыт работы над развитием коммуникативных навыков у ребенка с расстройствами аутистического спектра с помощью методики глобального чтения. Материал раскрывает систему обучения ребенка, который не понимает речь. Здесь методика глобального чтения помогает научить понимать речь и осознанно пользоваться ею.
развиие коммуникативных навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.docx
Развитие коммуникативных навыков  у обучающихся с расстройствами аутистического спектра                Ведущим направлением в системе психолого­педагогической абилитации детей с аутизмом   является   формирование   их   коммуникативных   навыков.   В   своей   работе   я встретилась   с  мальчиком,  у  которого  очень  сложное  нарушение  в   данной   сфере.   Валя  Р. поступил в 1 класс в 7 лет на индивидуальное обучение по АООП (вариант 2).           Главная особенность ребенка в том, что он не понимает речь. Она складывается на основе эхолалии. Мальчик привязывает услышанные слова, фразы к ситуации, которую видит в данный момент, но не понимает этих фраз. Когда привязывает правильно, есть ощущение, что понимает речь. Но если поменять в этой фразе порядок, или заменит одно слово, то он ее не   узнает.   Часто   привязывает   фразы   неправильно.   Например,   при   включении   света   он произносит: «Помоги ему» (то есть, когда он первый раз пытался дотянуться до выключателя, он слышал,  как  мама  просила  отца помочь  ему, и  эта фраза  теперь  для  него обозначает «Включи свет»).  Единственно, что он понимал ­ это названия предметов. Их он знал довольно много, но сочетать с другими словами не умел.                      Поэтому развитие коммуникативных навыков у данного ребенка     направлено на обучение осознанно говорить и понимать речь. В своей работе стала применять разные приемы и методы, но самой эффективной методикой для развития коммуникации стала методика глобального чтения.                                                                                     Напомню, что суть глобального чтения заключается в том, что ребенок на протяжении   длительного   времени   воспринимает   зрительно   и   на   слух   написанные   слова, словосочетания,   предложения.   При   этом   мозг   ребенка   самостоятельно   накапливает достаточно количество информации и начинает ее анализировать, искать закономерности и вырабатывает технику чтения любых слов и текстов.   То есть самостоятельно просчитывает и делает выводы. Вот такое просчитывание относится ко всему процессу обучения данного ребенка, потому что ему объяснить ему ничего невозможно. Поэтому приходится подбирать такой учебный материл, при котором ребенок мог бы сам   сделать выводы и научиться чему­ то новому.                Глобальное чтение ведется по трем направлениям одновременно: ­ аналитико­синтетическое (побуквенное) ­ послоговое ­ глобальное                        С чего начинать глобальное чтение?   По моему мнению, нужно сначала научить ребёнка   соотносить   предмет   и   его   изображение   (т.е.   показываем   картинку   –   найди   этот предмет   на   парте)   и   второе,   необходимо   научить   ребенка   выполнять   работу   по   образцу. Научился ­   значит научился фиксировать взгляд на объекте.             После того как были выполнены данные условия, я перешла к обучению чтению.  Были сделаны карточки с изображением знакомых предметов и ближайшего окружения ребенка, напечатаны слова, обозначающие эти предметы (мама, папа, дом и т.д.) Показывала слово, четко проговариваю. Ребенок повторяет, фиксирует взгляд и запоминает его. Далее даются слова, уже изученные, для повторения.                           Сначала я давала новое слово один раз в неделю, но у мальчика очень хорошая зрительная память, поэтому стала давать по слову в день.       1 Когда было накоплено достаточное слов предметов (около 200), я подошла к главной цели этого чтения ­ это учить осознанно говорить и понимать речь. Если проводить аналогию с   тем,   что   этот   язык   для   него   как   иностранный,   то   нужно   наглядно   показать,   как формируются фразы.            Начала   данную   работу   со   знакомства   со   словосочетанием   прилагательное   (цвет) +существительное   (к   данному   моменту   мальчик   уже   знал   цвета).   Ребенку   показывалась картинка   с   предметом   определенного   цвета   и   подставлялись   карточки   с   напечатанными словами.        На первом этапе Валя прочитывал словосочетания, быстро понял принцип, и потом уже карточки были не нужны. Сейчас он говорит эти словосочетания свободно.             Следующим   этапом   работы   стало   знакомство   с   глаголами,   которые   встречаются   в ежедневном быте ребенка (бежит, кушает, одевается, сидит и т.д.).   Чтобы Валя понял их значение, накачивала на планшет фотографии с разными предметами, которые выполняют одно действие. Например: мальчик бежит, собака бежит, заяц бежит и т.д. При этом     я спрашивала: «Кто это? Что делает?» и ставила напечатанные слова. Он прочитывал фразу. Затем отрабатывались эти понятия по сериям картинок:   ­ одно существительное + много глаголов; 2 ­ один глагол + много существительных; ­ на планшете фотографии с разными предметами, выполняющими разные действия.                  Картинки, фотографии менялись ежедневно, чтобы ребенок не запоминал, а осознанно говорил. Напечатанные фразы выстраивались до тех пор, пока Валя не стал говорить их свободно.           Работа идет успешно. Очень обрадовало то, что ребенок стал самостоятельно присоединять существительные в Винительном падеже, когда видел картинку с очень знакомой       жизненной ситуацией. Например: девочка кушает (банан), моет (руки)  и т.д. Когда говорит, иногда делает паузы перед словами, подыскивая нужное слово. А это значит, уже осознанно понимает, как строить фразу. Вот теперь мы составляем напечатанные фразы из трех слов, потому что меняется форма слов, изменяются окончания и предлоги. И поэтому читать необходимо.   Второй положительный момент, мальчик стал выделять из раннее слышанных фраз глаголы, которые мы не изучали и использовать их. Это значит стал воспринимать слово как языковую единицу.           Сейчас у нас идет работа над глаголами в повелительном наклонении (помоги, дай,   закрой,   открой,   пойдем).   Эти   глаголы   самые   необходимые   для   его   жизни,   он должен   уметь   высказывать   просьбы.   Вот   здесь   тоже   помогли   напечатанные   слова. Долгое время я пыталась научить его говорить слово «дай». Это было и на слух, и показывала   карточку   с   ладошкой.   Он   конечно   повторял,   но   только   после многократных   просьб   сказать   это   слово.   Пока   я   не   стала   составлять   фразы   из напечатанных слов. Буквально на одном уроке он прочитал сначала «Дай карандаш», ему дали, потом «Дай ручку», ему дали, а потом нужен был клей, я стала составлять фразу, он отодвинул слова, повернулся к маме и сам сказал: «Дай клей». То есть он понял, как это работает.                         Конечно, впереди еще много работы, но методика глобального чтения принесла              уже на данный момент очень хорошие результаты для общего развития ребенка и для развития коммуникативных навыков в частности. 3

Статья "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра"

Статья "Развитие коммуникативных навыков  у обучающихся с расстройствами аутистического  спектра"

Статья "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра"

Статья "Развитие коммуникативных навыков  у обучающихся с расстройствами аутистического  спектра"

Статья "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра"

Статья "Развитие коммуникативных навыков  у обучающихся с расстройствами аутистического  спектра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2019