Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"
Оценка 4.9

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство +1
Взрослым
02.06.2019
Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"
В статье представлен опыт организации воспитательной работы классного руководителя. Автор считает, что цель деятельности классного руководителя должна учитывать все нюансы проживания совместной жизни с ребенком в школе, каждое совместное дело являемся событием - жизнью здесь и сейчас. Поэтому работа с детьми должна строится так, чтобы она формировала и развивала определенные качества и делала жизнь ребенка интересной. По мнению автора воспитательная работа должна носить творческий характер, т.к. будучи творческим человеком, классный руководитель может сформировать творческую личность. Между тем работу по воспитанию подростков нельзя пускать на самотек, она должна быть четко спланирована и учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенностей подростков 11-15 лет. Среди большого количества технологий методом проб, анализа были отобраны технология коллективных творческих дел И.П. Иванова, личностно-ориентированная технология, технология развития критического мышления и технология проблемного обучения. Это воспитательное ассорти позволяет найти подход к каждому воспитаннику и раскрыть его способности и возможности. Начиная с 5 класса коллектив единомышленников в лице детей и классного руководителя разрабатывает и реализует проекты разной продолжительности. Первым проектом был подарок для больных детей клуба "Дети-ангелы". В течение трех месяцев школьники создавали кукол для кукольного театра по сказке "Репка" и пальчиковых кукол для сказки "Теремок". Перед новым годом они показали кукольное представление и подарили свои творения. Автор считает, что проектная деятельность в классе должна носить коллективную направленность, т.к. это способствует формированию чувства ответственности за порученную часть общей работы, значимости своего труда и необходимости взаимодействия с людьми для качественной работы при достижении поставленной цели. Коллективная, а затем и индивидуальная проектная деятельность формирует четыре "К" коммуникативность (умение договариваться для решения задач), кооперативность (распределять роли, обязанности, ресурсы исходя из имеющихся возможностей), креативность (нестандартность мышления для решения задач), критичность ( способность осуществлять целенаправленный отбор эффективных и реальных способов решения проблем). В статье описываются проекты, которые восьмиклассники планировали, разрабатывали и реализовывали в рамках годового проекта "Сто дел для детей и взрослых". Значимыми для всего класса и отдельных ребят являются квесты "Птичьи трели", "найди клад" для участников лагеря с дневным пребыванием детей, школьное событие "Весеннее настроение", интеллектуально-познавательные игры в рамках "Умных каникул" - "Космические первооткрыватели" и "Летние старты". Своей инициативой и энтузиазмом при проведении школьных событий восьмиклассники заразили учеников других классов, которые энергично включились в работу по реализации проектов. Автор считает, что создание условий, которые помогают раскрыться каждому школьнику, быть позитивным, почувствовать успех и свою значимость способствуют заинтересованностью учебой и укреплению нравственного, физического и духовного здоровья школьников.
Статья.docx
Роль классного руководителя в формировании личности ребенка Субина   Е.Н.,   учитель   биологии   и географии,     классный   руководитель   8 класса МОУ Школа №15 г. Черемхово В работе   учителя есть трудная, но очень важная миссия ­ быть классным руководителем. Классное руководство должно быть не обязанностью, а творчеством каждого педагога. Почему же творчеством? Творчество это то, что исходит от самого сердца. У   Альберта Эйнштейна есть замечательные слова:   «Творчество заразительно. Передай другому!»    Но воспитательную работу нельзя   пускать   на   самотек,   ее   нужно   тщательно   планировать.     Цель   деятельности   классного руководителя должна учитывать все нюансы проживания совместной жизни с ребенком в школе и за её пределами. А  «Если есть цель, то будет и энергия, и средства, и вдохновение» – это  Тони Роббинс. Цель моей деятельности как классного руководителя: ­ создание благоприятных психолого­педагогических условий для развития,   самореализации, самоутверждения   каждого   ребенка,   его   успешной   социализации   в   обществе   с   использованием нравственных смыслов и духовных ориентиров. Для реализации цели необходимо: ­ знать психолого – педагогические основы работы с детьми конкретного возраста; ­   быть   информированным   о   новейших   тенденциях,     способах   и   формах   воспитательной деятельности; ­ владеть и грамотно использовать современные воспитательные технологии. Под воспитательной технологией можно понимать как совокупность форм, методов, способов, приемов   обучения   и   воспитательных   средств,     позволяющих   достигать   поставленные воспитательные   цели,   так  и    один  из  способов  воздействия  на  процессы   развития,  обучения  и воспитания ребенка. Отдать предпочтение одной из технологий невозможно, ведь каждый ребенок уникален,   и   то,   что   дает   положительный   результат   в   работе   с   одним,     может   быть   менее эффективным   при   взаимодействии   с   другим   ребенком.   Среди   современных     воспитательных технологий,  которые   я  использую  в  своей  работе   можно  выделить  личностно­ориентированную технологию, технологию коллективных творческих дел И. П. Иванова, технологию   проектного обучения   и   технологию   развития   критического   мышления.   Это   своеобразное   воспитательное ассорти, которое позволяет сделать яркими и запоминающимися наши классные события. Ребята в начале года сами проектируют  творческие дела и работают над их воплощением. При этом каждый ученик   класса   раскрывается   с   неожиданной   стороны.   Но   для   того   чтобы   мои   дети   начали планировать приходиться проводить   подготовительную работу, незаметно для них подкидывая идеи, ставя проблемы, показывая возникающие сложности.  При   планировании   воспитательной   работы   большое   внимание   уделяется   проектной деятельности.   Начиная   с   пятого   класса   проекты   стали   неотъемлемой   составляющей   частью коллективной воспитательной работы. При реализации общего проекта каждому находиться дело по душе и видя энтузиазм других в дело включаются даже те, кто сначала был равнодушен. Им хочется внести свой вклад, стать частью коллектива, быть соавтором и творцом нового дела.  Почему именно коллективные проекты? Для того чтобы получить результат нужно вложиться, выполнить   свою   часть   работы.   В   коллективном   деле   значим   каждый,   именно   от   него   зависит продукт проекта. Так постепенно мы идем от меньшего к большому, от коллективного проекта к индивидуальному,   от   порученной   роли,   где   формируется   ответственность   до   личной   идеи, разработки и реализации. Коллективный проект развивает, а личный проект совершенствует в каждом ребенке четыре «К»: ­ коммуникативность (умение договариваться для решения поставленных задач);  ­ кооперативность (распределять дела, исходя из имеющихся личностных ресурсов); ­ креативность (придумывать нестандартные способы решения задач); ­   критичность   (делать   аналитический   отбор   способов   решения,   выбирая   наиболее эффективные, реалистичные, учитывающие ресурсы для реализации).  Альбина и Виолетта реализуют свой проект по защите выставки нашей школы  на «Урожае ­ 20018»  Эти качества формировались у моих воспитанников постепенно. В пятом классе я предложила своим ученикам порадовать больных ребят из городского семейного клуба «Дети­ангелы». Три месяца работы завершились показом кукольного спектакля «Репка» на новогодней встрече в клубе. Участники клуба получили в подарок пальчиковые куклы для сказки «Теремок» и перчаточные куклы сказки «Репка». Кукол мои ученики сделали из бросового материала сами. Новогодняя встреча в клубе «Дети­ангелы» Уже   летом   2018  года   Юля   самостоятельно   разработала   и   реализовала   проект  «Квест­игру «Птичья   гавань»   для   детей   в   лагере   с   дневным   пребыванием.   Толчком   к   проекту   послужило участие Юли в одноименной областной игре. Идею она «вынашивала» больше месяца, подбирала задания   с   учетом   того,   что   смогла   сделать   сама   либо   при   помочи   одноклассников.   Помощь взрослых   ей   понадобилась   только   на   этапе   договоренности   с   начальником   лагеря   с   дневным пребыванием   детей,   все   остальное   было     сделано   самостоятельно   (разработка   и   написание сценария,   подбор   и   подготовка   материала   к   заданиям,   оформление   объявления,   грамот, привлечение одноклассников к судейству на этапах, руководство всем проектом и др.).   Квест «Птичьи трели», на этапе «Птицы на жердочке» В начале 2018­2019 учебного года мои восьмиклассники решили разработать годовой проект «Сто дел для детей и взрослых», включающий в себя спектр уже традиционных для нашего класса и новых проектов. Среди традиционных –   организация и проведения часов общения на заданную тему, праздников для начальной школы, участие в родительских собраниях, где  родители и дети совместно решают  проблемы.  Огромным  достижением  для  моих  ребят стала   самостоятельная договоренность   с   учителями   начальной   школы   о   проведении   мастер­классов,   развлечений   и познавательно­развлекательных программ для учеников 3­4­х  классов. При этом ребята берут на себя   полную   ответственность   в   воплощении   в   жизнь   выбранного   ими   дела,   от   работы   с информацией,   написания   сценария,   подбора   музыкального   сопровождения,   изготовления оформления и атрибутов до проведения праздника и награждения участников. У нас появились почти   профессиональные   сценаристы   и   шоумены.   Самые   первые   игровые   программы   были   и самыми   запоминающимися.   Это   спортивно­интеллектуальные   программы   для   детей   в   лагере   с дневным пребыванием «Птичьи трели» и «Найди клад».  Стоило   только   раз   предложить   довести   задуманное   до   конца,   помочь   в   определении правильного   направления,   поддержать   словом.   И   вот   ребята   уже     ставят   перед   фактом:   это сделали, здесь договорились, это решим самостоятельно. Полной неожиданностью стало известие, что восемь учеников из восемнадцати баллотируются в городской молодежный парламент, а 6 из 8 победили в выборах и стали активными участниками городских мероприятий. Когда в 2015 года я стала классным руководителем,   не все ребята  были активны и горели желанием принимать участие в массовых мероприятиях, поэтому создание ситуации успеха для них ­ это были ситуативные события, показ их вклада в общее дело, формирование у ребят умения замечать и ценить достижения каждого. Идея организации необычных событий постепенно захватила всех ребят класса, и концу 2018­ 19 учебного года   каждый стал соавтором не менее 3­х проектов.  Подтверждением   правильности   выбора     проектной   технологии   в   воспитательной   работе можно   считать   проект,   посвященный   Международному   женскому   дню   8   марта   «Весеннее настроение». Это была конкурсная программа, которая включала   номинации: плакат: «Мама ­ супергерой»; объемная открытка «С 8 марта!!!»; творческие работы «Подарок своими руками»; рисунки   «Про   весну,   любовь   и   красоту»;   авторские   стихи   и   рассказы   «Весна,   весна?!...»   и развлекательную   программу   «Девушки   бывают   разные…».    Проведению   этого   масштабного школьного   события   предшествовала   большая   работа.   Именно   8   класс   взял   на   себя   труд   по разработке положения (Альбина, Эллада), созданию сценария (Ангелина, Дарья, Ольга), подбору музыкального сопровождения (ди­джеи Денис  и Никита), изготовлению оформления для зала (все ученики под руководством Марии), организации выставки творческих работ учеников школы и подсчет голосов зрительских симпатий (Юлия, Виолетта, Альбина, Симран). Неделя напряженной работы увенчалась успехом. Ребята в очередной раз убедились в том, что вместе, сообща можно сделать очень много. Они сами не ожидали, что обладают способностями и талантами, которые раскрылись   при   организации   и   проведении   очередного   творческого   события   в   рамках   «Ста проектов для детей и взрослых». (http://www.school­15.cherobr.ru/) Школьное событие «Весеннее настроение» Наши классные проекты в этом учебном году стали «классными» делами для других учеников школы.   Мы   стали   привлекать   к   реализации   учеников   6   и   7   классов,   при   этом     ребята     сами обращались к нам. Некоторым так понравилось, что они стали не только реализаторами наших идей,   но   стали   принимать   активное   участие   в   подготовке   к   самим   событиям.   Так   появились «Умные   каникулы»     ­   ученики   7   и   8   классов   спланировали,   организовали   и   провели   квест «Космические первооткрыватели». В ходе игры космические путешественники познакомились с историей космонавтики, узнали факты о планетах Солнечной системы, проявляли смекалку при отгадывании ребусов и загадок. Каникулы для 70 учеников 2­4 и 5­7 классов прошли с пользой, ведь  одни из них получили опыт в организации и осуществлении сотрудничества, другие приняли участие в тренинге коммуникативных навыков и совершенствовали свои универсальные учебные действия. Полтора часа игры пролетели как одно мгновение. Ученики начальных классов покидали стены   школы   и   говорили   о   том,   что   им   очень   понравилась   игра.   Это   послужило   толчком   к разработке   новой   спортивно­интеллектуальной   игры   «Летние   старты»,   которую   провели   в последние майские дни 6­8­классники.  Квест «Космические первооткрыватели»   «Спортивные переменки», «Мистер и мисс Осень», «Картофельный банкет», мастер­класс по изготовлению роз из фоамирана в подарок мамам, поход выходного дня для начальной школы, планирование   жизненных   целей   «Будущее   в   моих   руках»,   классный   «Турслет»,   всероссийский конкурс  командной работы «Классная школа». Эти и другие события украсили и сделали яркой жизнь моих воспитанников и учеников начальной школы. Мастер­класс «Зимняя роза» для учеников начальной школы При   подготовке   очередного   родительского   собрания   «Кто   мы,   какие   мы   –   взрослые   или дети?» в презентации появились слайды описывающие каждого. Вот некоторые из них: «Эллада ­ Я скромная,  добрая  и  весёлая.  Я  изучаю  испанский  язык,  люблю  рисовать,  люблю  участвовать  в разных   конкурсах»,   «Никита   ­   хороший   друг,   лучший   голкипер   и   отличный   собеседник.   Даст списать английский и алгебру, объяснит и поможет. Короче равных ему нет», «Даня ­ Я увлекаюсь спортом: футболом, баскетболом. Я принимал участие в школьных соревнованиях: в футболе, в баскетболе, в лёгкой атлетике», «Юлия ­ отзывчивая и умная.  Сможет помочь в трудную минуту. Имеет активную жизненную позицию. Везде хочет быть первой и всё успеть». Мои мальчишки и девчонки сами своим родителям на собрании рассказали о нашем классном коллективе, о себе, своих способностях, достижениях, планах, показали различия между поколением X,Y,Z.  Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому для меня так важно создать условия для позитивного восприятия жизни и желания у ребят делиться своим позитивом с другими.

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"

Статья "Роль классного руководителя в формировании личности ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2019