Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
химия
11 кл
27.12.2018
В статье "Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса" обобщается опыт работы учителя химии по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вечерней школы закрытого типа. Организация учебно-воспитательного процесса неоспоримо напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Работа в вечерней школе при пенитенциарном учреждении специфична, она требует особого подхода, как к процессу обучения, так и к процессу воспитания.
Статья Роль самообразования учителя в совершенствование учебно-воспитательного процесса.docx
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании
учебновоспитательного процесса».
Учитель химии и биологии муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения города Ульяновска «Вечерняя (сменная) школа № 9», город Ульяновск
Ерасова Ольга Викторовна
Совершенствование учебно–воспитательного процесса в образовательном учреждении
напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно
расти. Разнообразные формы повышения уровня квалификации учителей: курсы повышения
квалификации, участие в методических объединениях, конкурсы профессионального мастерства
способны вывести на уровень активного саморазвития.
Однако наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования,
позволяющая учителю проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные
затруднения в реализации учебновоспитательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов –
внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является
необходимым условием успешного повышения уровня подготовки учителя и совершенствование
качества обучения и воспитания.
Работа в вечерней школе при пенитенциарном учреждении специфична, она требует особого
подхода, как к процессу обучения, так и к процессу воспитания. Проблему активизация
познавательной деятельности учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных
проблем вечерней школы в пенитенциарном учреждении.
Школа и происходящие в ней процессы вызывают у деликвентов только отрицательные эмоции, что
является прямым следствием их глубокой десоциализации. Нежелание продолжать учебу в школе –
характерное явление среди подавляющего большинства учащихся в пенитенциарном учреждений в
адаптационный период. Поэтому, ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности
и качества учебного процесса в вечерней школе закрытого типа является активизация
познавательной деятельности учащихся.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса в такой школе требует
научного осмысления проверенных практикой средств и методов активизации учащихся. На
современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что учащийся
осужденный не хочет учиться. Необходимо выяснить, какие стороны познавательной деятельности у
него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а как мы, учителя, можем
организовывать свое поведение, чтобы активизировать познавательную деятельность, что и
определило выбор моей темы по самообразованию «Методы и формы активизации познавательной
деятельности у учащихся с низкой мотивацией к учебе».
Исходя из вышеперечисленного, целью моей работы по самообразованию является анализ средств и
методов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся, их практическое
применение в учебновоспитательном процессе.
Для совершенствования учебновоспитательного процесса в вечерней школе при
исправительном учреждении я использую самые разнообразные формы организации самообразования:
1) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
в рамках курсовой подготовки в УлГПУ им. И. Н. Ульянова,
с использованием дистанционных технологий.
2) групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение заседаний ШМО,
ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий по предмету
коллег)
проведение циклов лекций, семинаров.
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
литературы (методической, научнопопулярной, публицистической), вычислительной и оргтехники,
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности,
формирование портфолио (участите в конкурсах, мастерклассах, сетевых сообществах).
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет
какихлибо достижений. Каковы результаты моей работы по самообразованию, которые были
достигнуты за отчетный период.
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы учителя являются
показателем его педагогического мастерства и результатом работы по самообразованию.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень
познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.
Стадия познавательного интереса характеризуется тем, что у учащихся не только возникают
проблемные вопросы или познавательные ситуации, но и стремления самостоятельно их решать. Эта
стадия слабо развита у наших учащихся.
В моей педагогической практике я традиционно разделяю методы обучения по источнику знаний:
словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),
наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов)
практические (лабораторные и практические работы).
Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений,
чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно
слушать мнение других.
Например, рассматривая в 12 классе закон сохранения массы веществ, знакомлю учащихся
осужденных с количественной стороной химических процессов. В ходе этой работы обсуждаем
вопросы:
1) Будет ли масса сульфида железа (II) равна массе железа и серы, вступивших в реакцию?
2) Каковы массы кислорода и водорода, полученные при разложении воды? Сравните массы веществ
до и после реакции.
3) Как можно объяснить сохранение массы веществ в свете атомномолекулярного учения?
4) Объясните, почему масса угля и золы, образовавшихся при горении дров, меньше массы сгоревших
дров?
5) Какое значение имеет закон сохранения массы веществ для практического получения веществ?
В обсуждении принимают участие все желающие учащиеся. Обращаем внимание на характеристику
количественной и качественной сторон химической реакции. Указываем, что общее для всех типов
химических реакций (разложение, замещение, соединение) – превращение веществ: возникновение из
исходных новых веществ с новыми качествами, что и означает химическое движение. При этом
подчеркивается, что масса веществ, которые вступили в химическую реакцию, всегда равна массе
веществ, образовавшихся в результате реакции. Из закона сохранения массы веществ следует, что
вещества не могут возникать из ничего или превращаться в ничто.
После обсуждения этих вопросов делаем вывод о неуничтожимости и несотворимости веществ
(вечности материи).
2. Метод самостоятельной работы с учащимися.
На уроках использую самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. При
такой работе учащиеся составляют в тетради план по прочитанному тексту, заполняют таблицы,
выделяют главные мысли, записывают законы, определения, понятия в тетрадь и затем проводится
обсуждение прочитанного и написанного. При работе с текстом большого объема учащиеся делят
текст на смысловые блоки, составляют названия к ним, записывают комментарии с уравнениями
реакций и формулами, формулируют вопросы к учителю. Как правило, в начале учебного года практически все учащиеся испытывают трудности при выполнении таких заданий. Однако при таком
виде работы они учатся анализировать и обобщать материал, комментировать прочитанный текст, а
также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиесяосужденные в последствие не стесняются
высказывать свои мысли и суждения.
На уроках использую прием «Инсерт» для выявления пробелов в знаниях. Учащимся предлагаю для
чтения текст по определенной теме. По ходу чтения текста учащиеся маркируют текст условными
знаками: «+» новое, «v» уже знал, «» думал иначе, «?» не понял. После прочтения выясняются
трудности, помеченные «?».
При чтении заполняют таблицу:
V
(уже знал)
+
(интересно)
(новое или
противоречащее
прежним знаниям)
?
(неясно, есть
вопросы)
!
(хочу узнать
больше)
Для закрепления навыка работы с литературой даю учащимся различные посильные задания.
Например, в 9 классе при изучении темы «Общая характеристика металлов. Химические свойства»
после работы с текстом учебника и совместного обсуждения вопроса о физических свойствах
металлов даю учащимся карточку для проверки знаний:
Задание:
Вставьте пропущенные символы химических элементов. Все металлы обладают общими физическими
свойствами. По цвету они серосеребристые, но есть исключения: это ______и ________. По
плотности металлы бывают легкие и тяжелые. Самый легкий металл______, его плотность = 0,5 г/см,
а самый тяжелый _______(22 г/см). По температуре плавления металлы делятся на тугоплавкие и
легкоплавкие. Самый тугоплавкий металл _______(Тпл = 39,9 С). Самый твердый металл
______________, а лучшими проводниками электрического тока являются ______________________.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается классу конкретное учебное
задание.
Я пользуюсь самодельными раздаточными дидактическими материалами, которые условно, можно
разделить на три типа:
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и
осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.
Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы, с заданием для
самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.
4. Метод проблемного изложения.
Суть этого метода заключается в создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают
знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы,
решения данной задачи. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков
исследовательской деятельности, приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на
поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать
факты, обобщать и делать логические выводы.
Приведу примеры из своей практики. Учебное занятие начинается с мотивации:
Загадка, тайна
1). «Загадка царя Соломона». Разгадайте тайнопись царя Соломона (Качественные реакции на
соединения железа. 9 класс);
2). Разгадайте химическую ошибку А. Конан Дойля при описании собаки Баскервилей из
одноимённого произведения. «Фосфор» 9 класс.
Проблемный вопрос, проблемная ситуация
1). «Глюкоза» 11 класс. Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему
глаженое бельё дольше не пачкается? 2). «Амфотерность аминокислот» 11 класс. «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Почему
его так назвали? Есть ли в химии нечто подобное? Ответ мотивируйте»
3).«Спирты» 11 класс. Как получить резиновые калоши из спирта?
Противоречие фактов
1). «Двойственное положение водорода в ПСХЭ» 12 класс. Почему водород занимает в таблице
Д.И. Менделеева два места: в IA и в VIIAгруппах.
Роль учителя при использовании данного метода сводится к созданию
на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью
учащихся.
5. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач.
Многие учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие
вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии. Но в каждом классе задачи
дифференцирую более сложные, творческого характера сильным учащимся. А аналогичные
слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает
задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Например, в 9 классе при решении задач по теме: «Вычисление массовой доли вещества,
находящегося в растворе» предлагаются разноуровневые задачи:
1) В 145 г воды растворили 15 г соли. Вычислите массовую долю (в %) соли в полученном
растворе.
2) К 80 г 15% го раствора сульфата натрия прибавлено 20 г воды. Какова массовая доля этой
соли в полученном растворе?
3) Определите массовую долю (в %) растворенного вещества (кислоты) в растворе, если к 200 г
5%ного раствора кислоты добавили 300 г ее раствора с массовой долей 10%.
Наглядные методы.
1.Частичнопоисковый.
При применении этого метода учитель руководит работой класса. Организуется работа учащихся
таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до
объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и
обсуждения решают проблемный вопрос.
Практические методы.
1.Частичнопоисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного
выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторного опыта или практической
работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
2.Методы устного изложения рассказ и лекции.
При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные
факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей. На уроках
привлекаю учащихся с подготовленными сообщениями по заранее подобранным материалам. Из
предложенных источников информации они готовят сообщение по теме урока. Сами учащиеся –
осужденные не могут найти соответствующие материалы, так как по условиям содержание это не
возможно.
Одним из направлений работы учителя по самообразованию является изучение современных
педагогические технологий, форм, методов и приемов их внедрения в организацию учебно
воспитательного процесса.
Современные образовательные технологии, используемые мною, основываются на нескольких
подходах к проведению урока:
1) Личностноориентированный;
2) Деятельный; 3) Системный;
4) Оптимальный;
5) Инновационнотворческий.
Современные образовательные технологии на уроках учитывают требования обязательного
минимума содержания образования, самооценку возможностей учителя и диагностику
индивидуальных возможностей и потребностей учащихся. Основной замысел урока в школе при
пенитенциарном учреждении состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта
учащихся – осужденных по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и
перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает учащемуся
преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных
представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые
образцы.
В образовательном процессе по химии для активизации познавательной деятельности и развития
интеллектуальных умений учащихся – осужденных я использую некоторые элементы современных
педагогических технологий (проблемное обучение, компьютерные технологии, игровые технологии,
технологию уровневой дифференциации).
1.Проблемное обучение
Оно состоит в создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности
учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний,
анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими
закономерности.
Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а
последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и учащимся периодически
придётся возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Например, тема урока в 10 классе: «Теории химического строения органических соединений А. М.
Бутлерова»: после демонстрации плакатов «Ведущие теории химии» ставится проблемный вопрос:
«Что общего в открытии, становлении и развитии этих теорий?».
Ответить на этот вопрос учащиеся смогут в конце урока, изучив новый материал.
Мысленный проблемный эксперимент.
Проблемное решение экспериментальных задач, например, в 11 классе при обобщении материала о
кислородосодержащих органических соединениях даются следующие задания: «Определите
растворы веществ: глюкоза, фенол, уксусная кислота» Для выполнения этих задание учащийся
должен вспомнить теоретический материал по данной теме и составить план своих действий.
Использование исторического материала служит активизации мыслительной деятельности учащихся.
Например, при изучении темы: «Сахароза» в 11 классе использую следующий занимательный
материал:
«В Европе было время, когда сахар считали дорогим лекарством и покупали в аптеках. Так было
еще довольно долго после того, как немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф выделил
первый «европейский» сахар из сахарной свеклы. А дата этого события— 1747 год».
Совершенно неоспоримо, что в воспитательных целях нужно отбирать материал, обладающий как
познавательной, так и художественной ценностью.
Например, тема «Общая характеристика металлов» в 12 классе.
Задание: «Объясните с точки зрения химика фрагмент стихотворения А. Ахматовой.
…Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово...»
(Золото не ржавеет, не коррозирует, но разница в динамике разрушения стали и мрамора
подмечена точно).
Задания для организации познавательной деятельности учащихся осужденных направлены на
обеспечение целостного процесса изучения предмета. Они различны не только по форме
предъявления, но и по характеру познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при их
выполнении. Для развития монологической речи учащихся служат задания, при выполнении которых требуется использовать учебные приемы: ответы на вопросы, обоснование утверждений,
комментирование опорных сигналов, схем, таблиц.
Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, но также исправлять ошибки
в знаниях учащихся, а также подводить их к выводам обобщающего характера. Проблемный
эксперимент может применяться на разных этапах учебного познания. Форма проведения
эксперимента может быть разной: демонстрационный эксперимент, лабораторный опыт,
практическая работа.
В лабораторных работах создаются различные проблемные ситуации: как узнать, что йогурт
содержит крахмал? Как распознать натуральный и искусственный шелк? Почему мыло, попавшее на
слизистую оболочку глаз, вызывает жжение? Как доказать, что в белом хлебе и картофеле есть
крахмал?
Говоря об эксперименте, следует учитывать специфику образовательного процесса со
спецконтингентом вечерней школы при исправительном учреждении. Практические работы,
демонстрационные и лабораторные опыты проводятся мною с использованием демонстрации
видеороликов и видеофильмов, так как использование химических реактивов запрещено по режиму
содержания. Опыты с веществами прекурсорами проводятся также демонстрационно или с
помощью презентаций.
2. Информационнокоммуникационные технологии.
Компьютерные технологии эффективно используются мною для формирования основных
понятий, необходимых для понимания микромира (строение атома, молекул), таких важнейших
химических понятий как химическая связь, электроотрицательность, при изучении
высокотемпературных процессов (цветная и черная металлургия), реакций с ядовитыми веществами
(галогены), длительных по времени химических опытов (гидролиз нуклеиновых кислот).
Изучение химии с использованием средств мультимедиа позволяет не только выбирать логику
изложения учебного материала, но и обеспечивает различные формы подачи информации: текст,
графику, звук, видео и кинофрагменты.
Наличие на рынке разнообразных компьютерных программ расширяет возможности учителя в выборе
и реализации средств и методов обучения.
Например, для демонстрации опытов и проведения практических работ использую компакт диски:
«Виртуальная химическая лаборатория. 8 – 11 классы», «Видеоролики химических опытов по
неорганической химии», «Видеоролики химических опытов по органической химии». Использование
Интернет – ресурсов делает возможным создание собственных оригинальных информационных
объектов и массива презентаций, которые помогают учителю в создании и разработке собственных
методик.
В настоящее время мною разработаны и используются при проведении уроков презентации по
следующим темам: 9 класс – по темам: «Общая характеристика металлов», «Основные положения
теории строения органических соединений А. М. Бутлерова», «Железо. Соединения железа»; 10
класс – «Физические и химические свойства алканов», «Нефть, состав, свойства, переработка»; 11
класс – «Белки. Структура белков», «Физические и химические свойства белков», «Физические и
химические свойства карбоновых кислот», «Генетическая связь между классами веществ»; 12 класс
– «Классификация химических реакций», «Реакции ионного обмена», «Скорость химических
реакций».
Использование на различных этапах урока таких компакт – дисков как «Мультимедийное
приложение к урокам химии. 10 – 11 классы» и «Мультимедийное приложение к урокам химии. 9
класс» помогает мне активизировать познавательную активность учащихся – осужденных,
диагностировать индивидуальные возможности учащихся и осуществлять личностно –
ориентированный подход. Используемые мультимедийные программы содержат большое число
иллюстраций, формул, химических реакций, трехмерной анимации процессов и явлений,
дополненных фотографиями и фрагментами видео.
Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те, в которых
используются компьютерные модели макро и микромира: химических реакций, лабораторных работ,
химических приборов. Электронные издания «Виртуальная химическая лаборатория. 8 – 11 классы»
позволяют выполнять химические эксперименты на компьютере также как в реальной химической
лаборатории, делать виртуальные фотографии химических реакций, записывать результаты наблюдений в лабораторный журнал. Все это дает возможность выполнить реальный эксперимент в
школьной лаборатории. Конструктор молекул позволяет провести исследовательские работы по
моделированию молекул неорганических и органических веществ, ионов. Можно просмотреть
электронные эффекты в созданной молекуле неорганического или органического вещества. Все это
позволяет учащимся осужденным научиться прогнозировать свойства веществ, исходя из их
строения.
3.Игровые технологии.
Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения:
образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества.
В результате стимулируется познавательная деятельность учащихся осужденных; активизируется
мыслительная деятельность; самопроизвольно запоминаются специальные сведения; формируется
ассоциативное запоминание; решаются проблемные вопросы; выявляются личностные черты
характера учащихся; усиливается мотивация к изучению предмета.
Оправданно и эффективно использование следующих методов активного обучения в вечерней школе:
игр, занимательной дидактики, что вносит непринужденную обстановку в урок и позволяет успешно
реализовывать поставленные цели и задачи.
Для закрепления материалов в 10 – 12 классах использую следующие дидактические игры:
«Химическое лото», «Крестикинолики», «Найди ошибку», «Химический кроссворд», «Логические
цепочки», «Продолжи ряд», «Убери лишнее».
Использование на уроках игровых технологий позволяет достигать следующих целей: научить
учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме;
развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, развивать
коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал. В
своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний. Это
повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету. У каждого учащегося свое видение
ситуации, свой язык. Поэтому к каждому необходим свой индивидуальный подход.
4. Технология уровневой дифференциации.
Дифференциация в обучении открывает перед учащимися осужденными возможности
выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по
химии.
В образовательном процессе обучения использую следующие формы уровней дифференциации:
1) Работа с разноуровневыми тестами;
2) Выполнение практических заданий разного уровня.
3) Творческие групповые задания для подготовки к деловым играм, урокамконкурсам.
Использую в работе тестовые задания, состоящие из нескольких уровней. При создании таких
тестов использую как закрытые, так и открытые задания.
Так, например, в 11 классе после изучения темы «Строение, номенклатура и изомерия одноатомных
предельных спиртов» на этапе закрепления знаний учащимся предлагается самостоятельная работа
на три варианта.
Самым сильным учащимся было предложено составить структурные формулы и названия (не менее
4) спирта состава С6Н13ОН. Данное задание позволяло проверить степень усвоения понятий
«изомерия» и «номенклатура».
Учащимся «слабым» и «средним» были выданы карточки с заданиями.
Картока№ 1:
Из перечня формул:
а) С2 Н5ОН; б) СН3 – О – СН3; в) СН3 – СН2 – СН – СН2ОН;
СН3
г) СН3СООН ; д) СН3 – СН2 СН2 СН2 СН2 ОН;
е) СН3 СН2 СН3; ж) СН3 СН – СН2 СН3;
СН3 ОН
з) СН3СН2 СН2ОН; и) СН2 = СН – СН3.
Картчка№ 2: Из перечня формул:
а) С Н3ОН; б) СН3 – О – СН3; в) СН3 – СН2 – СН – СН2ОН;
С2Н5
г) НСООН; д) СН3 – СН2 СН2 СН2 СН2 СН2 ОН;
е) СН3 СН2 – СН2 – СН2 СН3; ж) СН3 – СН2 – СН СН3;
СН3ОН
з) СН3СН2СН2 СН2ОН; и) СН2 = СН – СН2 СН3
С целью развития самостоятельности учащихся при проверке выполненных самостоятельных
«Слабым» учащимся выписать формулыгомологи предельных одноатомных спиртов, назвать их.
«Средним» учащимся выписать формулыизомеры предельных одноатомных спиртов, назвать их.
На работу предоставлено 10 минут.
При ответах учащиеся указывают, под какой буквой записана нужная формула и писали ее название.
Проверка работ проведена по мере их выполнения. По ходу работы учитель имеет возможность
следить за ходом ее выполнения, давать необходимые консультации или оказывать помощь. Так как,
понятия «гомология» и «изомерия» используются учащимися уже второй год, то даже такое
небольшое задание позволяет учителю оценить, насколько понято применение известных понятий к
новому классу веществ.
работ практикуется взаимопроверка и самопроверка. Образец выполнения и критерии оценивания
заданий в этом случае, дается на доске или в презентации.
Если работа выполнена самостоятельно и без ошибок, аккуратно, то ставится оценка «5».
Если работа выполнена правильно, но учащийся получил помощь от учителя или соседа, то оценка на
балл ниже.
На оценку влияет и количество ошибок. На оценку «3» должно быть выполнено правильно не менее
половины заданий.
Конкретные критерии оценивания зависят от конкретной самостоятельной работы.
В этом случае я стараюсь приучить учащихся оценивать свой труд по тем же критериям, которыми
пользуюсь сама. Участие учащихся в оценивании своего труда, помогает им понять значимость
затраченных усилий, ощутить радость успеха или горечь ошибок. В конечном счете, это мотивирует
их к дальнейшим усилиям.
Например, в 10 классе при обобщении материала по теме: «Алканы», используя тесты для проверки
уровня знаний, предлагаю учащимся тест с выбором ответа.
Открытость, определенность требований вызывает у учащихся интерес к достижению поставленной
цели. В случае неудачи, а также при желании получить более высокую отметку предоставляю
учащимся возможность пересдать тест. Покажу на конкретном примере, как я составляю задания для
тематической проверки уровня знаний с учетом уровневой дифференциации.
Приведу пример, что должен знать учащийся и вариант заданий.
Тема: «Алканы».
Что нужно знать учащимся:
1).Общая формула: CnH2n+2;
номенклатура: ан (10 формул и их названия);
изомерия: углеводородного скелета (приводить примеры);
гибридизация – SP3; угол: 109ᵒ28;
длина связи СС: 0,154 нм;
гомологическая разность: СН2 (приводить примеры);
названия радикалов (приводить примеры).
2).Получение метана:
Промышленное Лабораторное
1. Из природного сырья: нефти и газа. 1. Сплавление солей уксусной кислоты с щелочью
CH3COONa + NaOH (т) —> CH4 + Na2CO3
2. Синтез из оксида углерода и водорода
СО + 3Н2 –300 Ni—> СН4 + Н2О 2.Гидролиз карбида алюминия Al4C3 + 12H2O —> 3CH4 + 4Al(OH)3
Получение гомологов метана:
Промышленное Лабораторное
1. Из природного сырья: нефти и газа. 1. А) CnH2n + H2 –Pt —> CnH2n+2
CH2= CH2 + H2 –Pt —> CH3 CH3
этен этан
Б) CnH2n2 + 2H2 –Pt —> CnH2n+2
CH = CH + 2H2 –Pt —> CH3 CH3
этин этан
2. Из смеси газов
nСО + (2n+1)Н2 –300 —> CnH2n+2 + nН2О
2. Из двух молекул галогенпроизводных в присутствии Na (реакция Вюрца)
CH3 –CH2 Cl + 2Na —> CH3CH2CH2CH3+ 2 Na Cl
CH3 –CH2 Cl бутан .
3)Химические свойства
1. Реакции замещения
а) галогенирования СН4 + Cl2 —> СН3Cl – +Cl2 —> СН2Cl2 –+ Cl2 —> СНCl3 –+ Cl2 —> СCl4
хлорметан дихлорметан трихлорметан тетрохлорметан
б) нитрования C3H8 + HO NO2 —> C3H7NO2+ Н2О
2. Реакции окисления
а) горение CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O
б) неполное каталитическое окисление CnH2n+1OH
CnH2n+2 + | O | –—> CnH2n+1COH
CnH2n+1COOH
3. Термическое превращения алканов
Крекинг (пиролиз) CnH2n+2 –Pt —> CnH2n+2 + CnH2n (C6H14 –Pt—> C3H8 + C3H6)
4. Дегидрирование – отщепление водорода CnH2n+2 —> CnH2n + H2
2СН4 —> С2Н2 + 3Н2 С2Н6 —> С2Н4 + Н2
метан этин этан этен
5.Изомеризация (перегруппировка) начиная с бутана
CH3 CH2 CH2 – CH3 —> CH3 – CH – CH
бутан CH3 изобутан или 2 метилпропан
Тест: «Алканы»
1.(1б) Общая формула алканов а) CnH2n б) CnH2n+1 в) CnH2n+2 г) CnH2n2
2. (1б) Гомологами являются пара веществ: а) этен и этан б) бутан и метан
в) ацетилен и этан г) этилен и ацетилен
3. (1б) Только σ связи присутствуют в молекулах
а) пропена б) бензола в) изобутана в) этена
4. (1б) Число σ связей в молекуле пентана а) 4 б) 12 в) 16 г) 14
5. (1б) Для вещества состава C3H8 характерно (а):
а) существование цис транс изомеров в) наличие двойной связи
б) SP3– гибридизация г) наличие π связи
6. (1б) Для вещества состава C4H10 характерно (а):
а) изомерия УВ скелета б) существование цис транс изомеров
в) положение двойной связи г) межклассовая изомерия
7 (1б) Для алканов характерна длина связи С – С
а) 0,134нм б) 0,154 нм в) 0,120 нм г) 0,140 нм
8.(1б) Гексан и 3метилпентан –это: а) гомологи в) структурные изомеры
б) одно и тоже вещество г) пространственные изомеры
9. (1б) Изомерами является пара веществ:
а) пентан и 2метилпентан б) гексан и 2метилпентан
в) изобутан и пропан г) 2,2диметилбутан и 2,2диметил пропан
10. (1б) Как называется алкан следующего строения CH3 CH CH2 CH CH2 CH3 CH3 C2H5
а) 3этил5метилгексан б) 2метил4этилгексан
в) 2,4метилэтилгексан г) нонан
11. (1б) Превращение бутана в бутен относится к реакции
а) полимеризации б) дегидрирования в) дегидратация г) изомеризация
12. (1б) Процесс разложения УВ нефти на более летучие вещества называется
а) крекинг б) дегидрирования в) гидрирование г) дегидратация
13. (1б) Способом переработки нефти и нефтепродуктов, при котором не происходят
химические реакции являются: а) перегонка б) крекинг в) риформинг г)пиролиз
14. (1б) В лаборатории метан можно получить:
а) из природного сырья г) реакцией Вюрца
б) гидрировании непредельных УВ в) гидролиз карбида алюминия
15. (1б) В лаборатории бутан можно получить:
а) из смесей газов в) сплавлением солей уксусной кислоты со щелочью
б) реакцией Вюрца г) синтез из оксида углерода и водорода
16. (1б) Верно ли следующее суждение: А) алканы вступают в реакцию полимеризации
Б) алканы горят
а) верно только А в) верно только Б
б) верны оба суждения г) не верны оба суждения
17. (1б) Коэффициент перед формулой кислорода в уравнении реакции горения пропана равен: а) 2
б) 3 в) 4 г) 5
18. (2б) Напишите структурные формулы
а) 2, 8диметилнонан б) 3,4диметил4этилгексан
19. (2б) Как можно получить вещества, используя реакцию Вюрца. Напишите уравнения получения
веществ: а) 3,6диметилдекан б) октан
20. (3б) Осуществите превращение: Al4C3 —> CH4 —> CH3Br —> C2H6
21. (2б) Сколько изомеров может быть у вещества C6H14? Напишите структурные формулы двух
изомеров и назовите их.
22. (2б) Органическое вещество имеет состав 84, 21% углерода и 15, 79% водорода.
Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93. Определите формулу этого вещества. (Ответ
C8H18)
23. (3б) При полном сгорании УВ образовалось 12,6 г воды и 26,4 г оксида углерода (lV) (н.у.)
Относительная плотность УВ по воздуху равна 2,966. Установите МФ вещества. (Ответ C6H14)
24. (2б) Установите молекулярную формулу алкана, плотность которого при (н.у.) составляет 2,589
г/л. (Ответ C4H10).
На уроках химии я активно применяю технологии уровневой дифференциации, проблемного
обучения, игровые, информационнокоммуникационные. Они легко адаптируются к индивидуальным
особенностям учащихся осужденных, прививают культуру общения, воспитывают
самостоятельность, ответственность, самокритичность.
Результаты обучения развивают способности учащихся, повышают их активность, способствуют
интенсификации учебновоспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации,
помогают активизировать познавательную деятельность и интерес к предмету. В каждом человеке
живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий учащийся осужденный
обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается чтонибудь «открыть».
Весь опыт развития человечества доказывает, что в учебновоспитательном процессе особое
значение имеет личность учителя, поскольку он влияет на учащегося своим поведением, своим
образом жизни, отношением к обыденной жизни.
В условиях вечерней школы при исправительном учреждении этот фактор приобретает еще больший
вес, прежде всего потому, что круг лиц, участвующих в данном процессе, здесь значительно уже, чем
в обычной жизни, и учитель в силу этого находится в центре внимания. Деятельность учителя
вечерней школы закрытого типа направлена на разработку и внедрение таких технологий, которые
позволяют в ситуации запущенности знаний, разной подготовки учащихся сформировать навыки,
обеспечивающие каждому качественную подготовку. Выполнение такого рода задач становится
возможным только в условиях активного обучения и самообразования самого учителя. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его
работы. Но самое главное в совершенствовании учебновоспитательного процесса – это желание
учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться
своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
В заключении отмечу, что показатели эффективности педагогического самообразования —
это, прежде всего, качество организованного учебновоспитательного процесса и профессионально
квалификационный рост учителя. Самообразование учителя будет продуктивным, если в процессе
самообразования реализуется его потребность не только в собственном развитии и саморазвитии,
но и в совершенствовании учебновоспитательного процесса.
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Статья «Роль самообразования учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.