В статье рассматривается Учебно-исследовательская деятельность, как способ организации учебного процесса в общеобразовательной школе. Какие результаты в результате этой деятельности мы можем наблюдать, а также какие формы и средства можно использовать для реализации данного вида деятельности в учебном урочном и внеурочном процессе
УДК 372.882
Е.В. Евдокимова
студентка 5 курса ЛПИ филиала СФУ
г. Лесосибрск, РФ
vohuhu86@mail.ru
РОЛЬ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Современная российская школа должна создавать необходимые условия для
полноценного развития творческого и исследовательского потенциала каждого
учащегося, темп формирования которого напрямую зависит от навыков
владения школьниками способами самостоятельного приобретения знаний, что
говорит о важности обучения в условиях учебноисследовательской
деятельности. Подобные требования ФГОС к данному виду деятельности
подразумевают формирование у учащихся метапредметных результатов, то есть,
универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и
коммуникативных), являющихся фундаментом для овладения ключевыми
компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Ключевые слова:
Учебноисследовательская деятельность, учебный процесс, литература.
Вовлеченность школьников в учебноисследовательскую работу представляет
собой один из действенных методов повышения учебной мотивации и интереса к
изучаемому предмету.
Так, учебноисследовательская работа на уроках литературы и во внеурочное
время способствует формированию следующих качеств у учащихся:
развитие природных способностей и творческого потенциала;
создание условий для формирования у каждого обучающегося
универсальных учебных действий (УУД);
создание на занятии ситуации «успеха»;
подготовка учащихся к жизни в современном обществе, которому присуще
наличие проблемных ситуаций в разнообразных сферах человеческой
деятельности [1].
Также отметим, что при правильной организации учебноисследовательская
деятельность на уроках литературы способна стать основой личностного роста
ученика. Выделим основные параметры результативности деятельности учителя
по итогам проведения учебноисследовательской работы в образовательном
процессе:
устойчивый познавательный интерес школьников к литературе;
положительная динамика уровня обучаемости;
качественная динамика мотивации учебной деятельности;
прочные навыки учебноисследовательской деятельности [1].
Как правило, в школьном курсе литературы учебноисследовательскую
деятельность можно осуществить на следующих уровнях:
учебноисследовательский – кроме навыка работы с первоисточниками от
школьника требуется способность провести эксперимент, подобрать данные для
построения графиков, таблиц, диаграмм;
научноисследовательский практическая значимость выбранной темы,
новизны ее разработки, собственные логические умозаключения, предложения
по проведению исследования, анализа его результатов и т. д. [2]Таким образом, учебноисследовательская работа представляет собой одну из
наиболее действенных форм учебной деятельности в школьном курсе
литературы. Это обусловлено ее спецификой данный тип работы способствует
установлению тесной взаимосвязи между учебной деятельностью и внеклассной
работой, помогает успешно развивать коммуникабельность у школьников
посредством поиска и подбора материала в Интернете, музеях, библиотеках,
архивах и т. д. Правильно организованная учебноисследовательская
деятельность способна научить старшеклассников общаться с людьми, брать
интервью, выслушивать и записывать ответы.
Важной чертой учебноисследовательской работы на занятиях по литературе
является важное значение результата, который непременно должен быть
материальным (отчеты, презентации и т. д.) и «способствующим формированию
новой информационной культуры школьников» [3, c. 37]. Значимым
представляется и участие родителей школьников в процессе работы над
проектом по литературе, тем самым создавая прочную связку «родитель
ребенокшкола».
Отметим, что учебноисследовательская деятельность старшеклассников в
процессе обучения литературе подразумевает под собой введение как общих,
так и частных методов научного познания на каждом ее этапе: от восприятия до
реализации на практике. Реализация осуществляется при помощи введения в
содержания изучаемого материала, фактов из истории литературы и ее
современного состояния, а также информации, которая знакомит школьников с
методами научного познания литературы как науки.
Также специфической особенностью учебноисследовательской работы
является личностноориентированный характер, способствующий возрастанию
интереса и вовлеченности обучающихся в работу по мере ее выполнения, чтоприносит удовлетворение школьникам, наблюдающим продукт собственной
работы.
Итак, организация учебноисследовательской работой школьников в школьном
курсе литературы – непростая задача, требующая от преподавателя большой
самоотдачи, терпения, эрудиции, самообладания и увлеченности. Для
эффективной работы педагог должен поддерживать и координировать работу
учащихся на протяжении всего процесса исследования, помогать школьникам
искать и находить способы решения трудностей. Таким образом, можно сказать,
что специфика учебноисследовательской работы в школьном курсе литературы
заключается не только в развитии различных навыков и умений у школьников, но
и в повышении профессиональной компетенции учителя.
1. Миндеева Е.О.
Методика организации учебноисследовательской
деятельности по географии в профильной школе на основе технологии
работы ученического научноисследовательского общества. – Известия
Российского государственного педагогического университета им. А. И.
Герцена, 2008. – С. 394400.
2. Нуруллаев А.Д., Лунгуль А.А. Исследовательская деятельность как
способ развития познавательной активности учащихся при изучении
русской литературы. Научные разработки: евразийский регион:
материалы Третьей международной научной конференции теоретических
и прикладных разработок (г. Москва, 22 июля 2017 г.). – Москва:
Издательство Инфинити, 2017. – С. 104106.
3. Захарова Т.В., Бахор Т.А. и др. Учебноисследовательская и проектная
деятельность учащихся в школе: основные направления: учеб. пособие. –
Красноярск: Сибирский федеральный унт, 2015. – 163 с.© Е.В. Евдокимова, 2019