Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"
Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.05.2017
Основная цель любой системы образования - развитие личности обучающегося. Связь обучения и развития человека - это одна из центральных проблем педагогической психологии.
Само духовно - нравственное развитие понимается как сложное эволюционно - инволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят интеллектуальные, личностные, поведенческие и деятельностные изменения в самом человеке.
Система духовно-нравственного развития обучающихся.docx
Система духовно – нравственного
развития обучающихся и формирование
иерархии жизненных ценностей у
молодежи
Шульгина М. А., педагог
дополнительного образования
МБУДО ГЦПОО г. Воронеж
Основная цель любой системы образования развитие личности
обучающегося. Связь обучения и развития человека это одна из центральных
проблем педагогической психологии. Духовнонравственное воспитание
пережило полосу глубочайшего кризиса, выражающегося в уничтожении
советских ценностей воспитания. Этот процесс зачастую сопровождается
отходом от общих человеческих ценностей: доброты, чести, морали,
нравственности и т.д.
Само духовно нравственное развитие понимается как сложное
эволюционно инволюционное поступательное движение, в ходе которого
происходят интеллектуальные, личностные, поведенческие и деятельностные
изменения в самом человеке. Развитие, особенно духовнонравственное, не
прекращается до конца жизни человека, изменяясь по характеру,
интенсивности, направлению.
Ценностные ориентации определяют содержательную сторону
направленности личности и составляют основу её отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе. Система ценностных ориентаций
рассматривается как ядро мотивации жизненной активности, а также как
основа мировоззрения и жизненной концепции.
Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень
актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень
тяжел. Конец 2го начало 3го тысячелетия ознаменован экологическими
катастрофами, влекущими за собой нарушения экологического равновесия в
физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями
социальных и экономических катаклизмов являются подростковая
преступность, трудноискоренимая наркомания. Причиной этого выступают
бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров
подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Ребенок и общество, семья и общество, ребенок и семья. Эти тесно
связанные понятия можно расположить в последовательности: семья –
ребенок общество. Ребенок вырос, стал сознательным членом общества,
создал семью, в которой опять родились дети…. От того, насколько
нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит
нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что
ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниваться с семьей. Именно в семье закладываются
основы личности и духовнонравственные ценности.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания.
В силу специфики своей работы, с проблемами семьи и общества
сталкивается педагог, знакомясь с учебной группой. Обучающиеся выступают
в качестве особой социальнопсихологической и возрастной категории. Одна
из важнейших особенностей подросткового возраста развитие нравственного
сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы
оценочных суждений, которыми студент начинает руководствоваться в
поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает
подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет
складываться его личность. Для воспитания и дальнейшего развития у
обучаемых нравственных потребностей нужно знать, их каких элементов они
состоят.
Нравственные потребности начинаются
1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека
понять затруднительное положение или состояние другого.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей –
нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить
никому, а приносить максимум пользы». Обобщенно нравственную установку
можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания
она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
3. Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с
нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого
поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Развивать нравственные потребности – главнейшая задача родителей и
педагогов. Чем необходимо руководствоваться педагогу? Прежде, чем начать
работу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально –
психологические факторы,
значение
(воспитательный потенциал семьи). Это определяется рядом факторов:
материальной и жилищно – бытовой обеспеченностью, культурно –
образовательным уровнем родителей, существующим в семье морально –
психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием
детей к родителям, единством требований в семье.
В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны
следующими причинами:
1) неполная семья;
имеющие воспитательное 2) конфликтная атмосфера в семье;
3) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы
воспитания;
4) излишняя порочная родительская любовь и т.п.
Задачи педагога:
а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и
свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка;
б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный
подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать
методы и пути нравственного воспитания подростка в семье.
Целью деятельности педагога в направлении «Духовно –
нравственное развитие обучаемых» является обучение пониманию смысла
человеческого существования, ценности своего существования и ценности
существования других людей.
Задачи работы в этом направлении:
Формировать у учащихся культуру миропонимания.
Формировать у обучающихся осознание исторического прошлого и
будущего и своей роли в нем.
Отправные моменты деятельности в направлении «Духовно –
нравственное развитие»:
Развитие желания знать, понимать и действовать сообразно
полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Развитие волевых качеств обучаемого, способности к критическому
осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
Знакомство обучающихся с примерами нравственной позиции других
людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях.
Воспитание интереса обучаемых к самим себе, желание
самосовершенствования.
Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей
семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть,
осознавать и делать выводы.
Основные понятия направления «Нравственность»:
Нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное
поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация
и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений,
нравственный опыт.
Формы работы с учебной группой:
Спецкурсы по духовно – нравственной тематике.
Тематические кураторские часы.
Тренинги духовно – нравственного самосовершенства.
Театральные и кинопросмотры. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами
страны, города.
Дискуссии по духовно – нравственной тематике.
Поисковая работа, создание музеев.
Шефская работа в детском доме, больницах, детских садах.
Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны.
Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий
характер: золотое правило нравственности и т.д.
Организация цикла духовно – нравственных бесед.
Праздничные поздравления одногруппникам, педагогам, конкурсы.
Клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».
Распространенной формой работы является духовно – нравственный
час, который требует хорошей подготовки педагога к такому разговору. Ведь
воспитательный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить
обучаемых к их взрослой жизни, а вырабатываемые нравственные суждения
станут опорой и основой взрослого нравственного поведения.
Опираясь на труды педагогов В.А.Сухомлинского, С.И.Варюхиной и
других исследователей,
выделяют следующие методы и условия
формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания
подростка в семье):
Атмосфера любви;
Атмосфера искренности;
Разъяснение. Воздействие словом.
Крайняя мера – наказание.
Порицание.
Воспитание чувств.
Регулярный труд в присутствии подростка и др.
Учитывая вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь.
Семья воспринимает и передает свои воспитанникам культурные и
моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а
потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины» (И.А. Ильин.
Душа ребенка).
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого
человека. Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется
ежедневно. Только при уверенности подростка в родительской любви
возможно правильное формирование психического мира человека, возможно
воспитание нравственного поведения.
Нравственность обучаемого – это необходимое условие его
принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения
достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у
обучающихся нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств
и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их
педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их
желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития
личности; указать пути и условия формирования нравственности подростка.
Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"
Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"
Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"
Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"
Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.