Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"
Оценка 4.9

Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.05.2017
Статья "Система  духовно – нравственного развития  обучающихся  и формирование  иерархии  жизненных  ценностей  у молодежи"
Основная цель любой системы образования - развитие личности обучающегося. Связь обучения и развития человека - это одна из центральных проблем педагогической психологии. Само духовно - нравственное развитие понимается как сложное эволюционно - инволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят интеллектуальные, личностные, поведенческие и деятельностные изменения в самом человеке.
Система духовно-нравственного развития обучающихся.docx
Система  духовно – нравственного                                                               развития  обучающихся  и формирование                                                                иерархии  жизненных  ценностей  у                                                                                      молодежи                                                                              Шульгина  М. А., педагог                                                                          дополнительного образования                                                                                   МБУДО ГЦПОО г. Воронеж                          Основная цель любой системы образования ­   развитие личности обучающегося. Связь обучения и развития человека ­ это одна из центральных проблем   педагогической   психологии.   Духовно­нравственное   воспитание пережило   полосу   глубочайшего   кризиса,   выражающегося     в   уничтожении советских   ценностей   воспитания.   Этот   процесс   зачастую   сопровождается отходом   от   общих   человеческих   ценностей:   доброты,   чести,   морали, нравственности и т.д.                      Само духовно ­ нравственное развитие понимается как сложное эволюционно ­ инволюционное   поступательное движение, в ходе которого происходят интеллектуальные, личностные, поведенческие и деятельностные изменения в самом  человеке.  Развитие, особенно духовно­нравственное,  не прекращается   до   конца   жизни   человека,   изменяясь   по   характеру, интенсивности, направлению.                       Ценностные   ориентации   определяют   содержательную   сторону направленности личности и составляют основу её отношений к окружающему миру,   к   другим   людям,   к   себе.   Система   ценностных   ориентаций рассматривается   как   ядро   мотивации   жизненной   активности,   а   также   как основа мировоззрения и жизненной  концепции.                       Проблема   нравственного   воспитания   остается   сегодня   очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему  времени, очень тяжел. Конец 2­го ­ начало 3­го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушения экологического равновесия в физическом   и   нравственном   здоровье   людей.   Ужасными   проявлениями социальных   и   экономических   катаклизмов   являются   подростковая преступность,   трудноискоренимая   наркомания.   Причиной   этого   выступают бездуховность,   переоценка   ценностей,   потеря   нравственных   ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.             Ребенок и общество, семья и общество, ребенок и семья. Эти тесно связанные   понятия   можно   расположить   в   последовательности:   семья   – ребенок   ­   общество.   Ребенок   вырос,   стал   сознательным   членом   общества, создал   семью,   в   которой   опять   родились   дети….     От   того,   насколько нравственными,   добрыми   и   порядочными   будут   наши   дети,   зависит нравственное здоровье нашего общества.            Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок   приобретает   в   семье,   он   сохраняет   в   течение   всей   последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок   находится   в   течение   значительной   части   своей   жизни,   и   по длительности   своего   воздействия   на   личность   ни   один   из   институтов воспитания не может сравниваться с семьей. Именно в семье закладываются основы личности и духовно­нравственные ценности.                       Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.                      В силу специфики своей работы, с проблемами семьи и общества сталкивается педагог, знакомясь с учебной группой. Обучающиеся выступают в качестве особой социально­психологической  и возрастной категории. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста ­развитие нравственного сознания:   нравственных   представлений,   понятий,   убеждений,   системы оценочных   суждений,   которыми   студент   начинает   руководствоваться   в поведении.   В   зависимости   от   того,   какой   нравственный   опыт   приобретает подросток,   какую   нравственную   деятельность   он   осуществляет,   будет складываться   его   личность.   Для   воспитания   и   дальнейшего   развития   у обучаемых нравственных потребностей нужно знать, их каких элементов они состоят.            Нравственные потребности начинаются             1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.                       2.   Другой   важнейший   элемент   нравственных   потребностей   – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Обобщенно нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она  перерастает в любовь к Родине, к своему народу.                      3. Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.                      Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…            Развивать нравственные потребности – главнейшая задача родителей и педагогов. Чем необходимо руководствоваться педагогу? Прежде, чем начать работу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально – психологические   факторы, значение (воспитательный   потенциал   семьи).   Это   определяется   рядом   факторов: материальной   и   жилищно   –   бытовой   обеспеченностью,   культурно   – образовательным   уровнем   родителей,   существующим   в   семье   морально   – психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.            В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:            1) неполная семья;   имеющие   воспитательное 2) конфликтная атмосфера в семье;             3) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;            4) излишняя порочная родительская любовь и т.п.            Задачи педагога:            а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание ребенка;            б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный подход)   в   ошибочности   и   несостоятельности   их   точки   зрения   и   указать методы и пути нравственного воспитания подростка в семье.                      Целью   деятельности   педагога  в   направлении   «Духовно   – нравственное   развитие   обучаемых»   является   обучение   пониманию   смысла человеческого   существования,   ценности   своего   существования   и   ценности существования других людей.            Задачи работы в этом направлении:            ­ Формировать у учащихся культуру миропонимания.             ­ Формировать у обучающихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.                      Отправные моменты деятельности  в направлении «Духовно – нравственное развитие»:                       ­   Развитие   желания   знать,   понимать   и   действовать   сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.            ­ Развитие волевых качеств обучаемого, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.            ­ Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.            ­ Знакомство обучающихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях.                       ­   Воспитание   интереса     обучаемых   к   самим   себе,   желание самосовершенствования.            ­ Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи,   своего   народа,   умения   слушать   и   слышать,   смотреть   и   видеть, осознавать и делать выводы.            Основные понятия направления «Нравственность»:                      Нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.            Формы работы с учебной группой:            ­ Спецкурсы по духовно – нравственной тематике.            ­ Тематические кураторские часы.            ­ Тренинги духовно – нравственного самосовершенства.            ­ Театральные и кинопросмотры. ­ Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города.            ­ Дискуссии по духовно – нравственной тематике.            ­ Поисковая работа, создание музеев.            ­ Шефская работа в детском доме, больницах, детских садах.            ­ Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны.                      ­ Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности и т.д.            ­ Организация цикла духовно – нравственных бесед.            ­ Праздничные поздравления одногруппникам, педагогам, конкурсы.            ­ Клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».            Распространенной формой работы является духовно – нравственный час, который требует хорошей подготовки педагога к такому разговору. Ведь воспитательный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить обучаемых к их взрослой жизни, а вырабатываемые нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного поведения.              Опираясь на труды педагогов В.А.Сухомлинского, С.И.Варюхиной и других   исследователей,   выделяют   следующие   методы   и   условия формирования   нравственных   потребностей   (нравственного   воспитания подростка в семье): ­ Атмосфера любви; ­ Атмосфера искренности; ­ Разъяснение. Воздействие словом. ­ Крайняя мера – наказание. ­ Порицание. ­ Воспитание чувств. ­ Регулярный труд в присутствии подростка и др.            Учитывая вышеизложенное можно сделать следующие выводы.            Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь.                 Семья воспринимает и передает свои воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины» (И.А. Ильин. Душа ребенка).            Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно.   Только   при   уверенности   подростка   в   родительской   любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.                        Нравственность   обучаемого   –   это   необходимое   условие   его принципиальных   позиций,   последовательности   его   поведения,   уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у обучающихся нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.                       Задачи   педагога   –   объяснить   любящим   родителям,   что   их педагогическая   грамотность   зависит   прежде   всего   от   них   самих,   от   их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности подростка.

Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"

Статья "Система  духовно – нравственного развития  обучающихся  и формирование  иерархии  жизненных  ценностей  у молодежи"

Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"

Статья "Система  духовно – нравственного развития  обучающихся  и формирование  иерархии  жизненных  ценностей  у молодежи"

Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"

Статья "Система  духовно – нравственного развития  обучающихся  и формирование  иерархии  жизненных  ценностей  у молодежи"

Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"

Статья "Система  духовно – нравственного развития  обучающихся  и формирование  иерархии  жизненных  ценностей  у молодежи"

Статья "Система духовно – нравственного развития обучающихся и формирование иерархии жизненных ценностей у молодежи"

Статья "Система  духовно – нравственного развития  обучающихся  и формирование  иерархии  жизненных  ценностей  у молодежи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017