Программа по формированию семейных ценностей "Семья и семейные ценности"
Оценка 4.8

Программа по формированию семейных ценностей "Семья и семейные ценности"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
24.03.2017
Программа по формированию семейных ценностей "Семья и семейные ценности"
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Вот почему воспитательную работу в школе мы решили вести в этом русле. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга. Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют пять функций: - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в совете школы); - психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников); - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности); - корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; - организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие: • изучение семей и условий семейного воспитания; • пропаганда психолого-педагогических знаний; • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям; • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания; • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.
Программа семейного воспитания в школе.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа №11

 

 ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МБОУ Первомайской СОШ №11

Протокол от «__» __________ 20__года №___

 

                      УТВЕРЖДЕНО

                      Приказом директора

                 МБОУ Первомайская СОШ №11

                      от «__»________20___года №____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа
по формированию
семейных ценностей
"Семья и семейные ценности"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Красностепной

 

 

Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей

 Протокол № ___ от _____________

 

 

Пояснительная записка.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.

Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.

Вот почему воспитательную работу в школе мы решили вести в этом русле.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют пять функций:

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в совете школы);

- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);

- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

- организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).

                               

Цель Программы:

- сделать семью помощником и другом самого ребенка, класса, школы, создать условия паритетного сотрудничества участников воспитательного процесса. Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание воспитанника, который сможет состояться как личность, способная использовать их в повседневной жизни, сохранять и развивать в себе нравственные ценности семьи и общества, принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность, стать гражданином своей страны;

-  возрождение лучших  отечественных традиций семейного воспитания, традиционного уклада жизни с учетом современных особенностей и проблем развития  российского общества.

Основные задачи.

1.      Создание условий для успешной  реализации программы и соединение различных направлений работы классного руководителя  при  активном участии семей учеников в единую систему.

2.      С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствовать формированию самостоятельности, развитию индивидуальности, становлению личных способностей, активизации самовоспитания.

3.      Преодоление педагогической некомпетентности семьи при возникновении сложных в воспитательном отношении ситуаций.

4.      Активизация педагогического и культурного потенциала родителей класса в качестве необходимого условия эффективности семейного воспитания.

5.      Повышение положительной мотивации учащихся на учебную деятельность.

6.      Реализация прав ребенка на:

- полное и гармоничное развитие личности;

- жить и воспитываться в семье, в атмосфере счастья, любви, понимания.

7.      Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, привлечение их к работе по возрождению и умножению исторических и нравственных ценностей.

8.      Учить детей сохранять жизнерадостное настроение в любых жизненных обстоятельствах, фиксировать внимание на радостях жизни. 

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • пропаганда психолого-педагогических знаний;
  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

http://www.shkola3-konyrat.kz/images/stories/vd2.jpgСуществует 6 главных функций взаимодействия семьи и школы:

 

 

 

 

 

 

 

 

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;
  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
  • анализ реальной ситуации;
  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
  • оптимистический подход к семье;
  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
  • установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

Диагностика семьи

Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

Задачи:

  1. Изучение образа жизни семьи.
  2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
  3. Положение детей в системе семейных отношений.
  4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, её традиций.
  5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
  6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
  7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

 Изучить образ жизни семьи. Выявить особенности семейного воспитания. Выяснить отношение в семье к школе. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

Мероприятие

Предполагаемый результат

1. Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе

Формирование единых педагогических требований.

2. Ежегодное составление социального портрета

Создание банка данных

3. Сочинение « Моя семья»

Составление социальных портретов семей.

4. Посещение семей

Раннее выявление кризисных семей.

5. Диагностика «Рисунок семьи»

Своевременное выявление детей, требующих особого внимания.

 

Формы работы с семьёй

I. Диагностика семей. Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.

II. Организация содействия родителей школе.

III. Школа родителей будущих первоклассников.

IV. Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.

План мероприятий

I. Педагогический лекторий “О вас и для вас, родители”:

I триместр

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”

II триместр

I ступень обучения – “Наказание и поощрение в семье: за и против”;

II ступень обучения – “Семья - здоровый стиль жизни”;

III ступень обучения – “Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.

III триместр

I ступень обучения – “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”;

II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;

III ступень обучения – “Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.

Общешкольное родительское собрание: “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”

II. Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка” (1-11 классы);

Работа с родителями

Задачи: Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. Пропаганда здорового образа жизни.

Мероприятие

Предполагаемый результат

  1. День открытых дверей для родителей.
  2. День семьи.
  3. Вечера вопросов и ответов.
  4. Спортивные соревнования « Папа, мама и я - спортивная семья»
  5. Выставка поделок семейного творчества.
  6. Выставка семейных газет.
  7. Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.
  8. Проведение конкурсов: « А ну-ка, бабушки!», « А ну –ка, дедушки!», « У меня сестренка есть, у меня братишка есть.»
  9. Поздравление дедушек и бабушек села с Днем Победы.
  10. Оформление классных летописей-фотоальбомов силами родителей.
  11. Привлечение родителей – выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций.

 

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

 

Педагогическое и психологическое просвещение родителей

Задачи: Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей.

Мероприятие

Предполагаемый результат

1.Собрание родителей будущих первоклассников.

2.Открытые уроки для родителей.

3.Тематические собрания с привлечение родителей.

4.Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

5. Собрания- практикумы для родителей.

6.Индивидуальная работа с родителями.

7. Итоговые четвертные собрания по классам.

8. Родительские конференции.

 

Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье.

 

Работа с нестандартными (многодетные, неполные, неблагополучные) семьями.

Задачи: Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

 

Мероприятие

Предполагаемый результат

Работа классного руководителя:

а) регулярное посещение проблемных семей;

б) индивидуальные беседы с родителями;

в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей - предметников;

г) проведение малых педсоветов;

д) составление индивидуальных программ воспитания;

е) ведение учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины.

 

Оказание помощи семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Работа социального педагога:

а) психодиагностика уровня развития детей;

б) консультация для родителей;

в) совместная профилактическая работа с инспектором КДН.

Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек.

Работа администрации школы:

а) индивидуальные беседы и консультации;

б) контроль работы классных руководителей;

в) тематические совещания при завуче;

г) индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися из проблемных семей;

д) изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях.

 

Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.

Работа с семьями опекаемых детей:

а) регулярное посещение семей опекаемых детей;

б) контроль над регулярным питанием опекаемых учащихся в школьной столовой;

в) индивидуальное собеседование с опекунами;

г) оказание помощи в организации летнего отдыха опекаемых детей

д) своевременное выявление школьников, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

 

 

Составление банка данных, контрольное обследование 2 раза в год, своевременная помощь в различных ситуациях.

Работа с многодетными и малоимущими семьями:

а) контроль над постановкой детей из данной категории семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой;

б) проведение праздников для детей из многодетных семей, и считать такие праздники ещё одной традицией нашей школы;

в) оказание помощи семьям из фонда «Всеобуч».

 

 

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из малообеспеченных семей.

Работа с педагогическими кадрами.

 

Задача: Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.

Мероприятие

Предполагаемый результат

Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.

Уточнение функциональных обязанностей социального педагога, классного руководителя, психолога.

Качественная работа информационного центра в библиотеке.

Выявление потребностей педагога в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей.

Создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей.

Обобщение опыта работы педагогов по работе с семьей.

Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями, создание методических разработок в помощь классным руководителям.

III. Мероприятия, проводимые с учащимися

1. I ступень обучения:

- Беседы с учащимися на темы:

“Значение семьи в жизни человека”;

“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”;

- Разучивание стихов и песен на эти темы;

- Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам;

- Выходы в природу совместно с родителями.

2. II ступень обучения:

- Беседы с учащимися на темы:

“Твоя родная семья”

“Огонь родного очага”

- Посиделки, девичники, ситуативные классные часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои родители”, творческие семейные выставки.

3. III ступень обучения:

-Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;

- Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело – личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”

-Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на земле от любви!”, “Красивый человек – это значит…”, “Дочки-матери”.

IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию.

V. Знакомство с нормативно-правовой документацией:

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция РФ;

-Устав школы;

- Положение о КДН.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 5 лет.

1-й этап – подготовительный (2011-2012 уч. год)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2012-2015 уч. год)

Апробация и использование в работе по данному направлению личностно-ориентированных технологий, форм, приёмов и методов работы, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка.

3-й этап – обобщающий (2015-2016  уч. год)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы по семейному воспитанию.

Предполагаемый результат

По итогам реализации программы ожидаем:

Укрепление связи с семьёй;

Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

 

Список литературы:

1.      Авторская программа воспитательной работы «Семья» школы №3, http://www.shkola3-konyrat.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=10:---q-q&catid=1:2010-06-02-03-23-58&Itemid=15

2.      Авторская программа семейного воспитания в школе «Огонь родного очага», Минина Галина Павловна, зам. директора по воспитательной работе, http://festival.1september.ru/articles/417980/

3.      Авторская программа семейного воспитания «От чистого истока» ГОУ СОШ № 499 Юго-Восточного округа города Москвы, разработчики    Программы:                                                                      Чернова Ирина Геннадьевна,  Романько Марина Геннадьевна,                                         Самсонова Олеся Владимировна, http://school499.iskra-net.ru/prog_cem_vosp.doc


 

4.       Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей

Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствовать формированию самостоятельности, развитию индивидуальности, становлению личных способностей, активизации самовоспитания

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствовать формированию самостоятельности, развитию индивидуальности, становлению личных способностей, активизации самовоспитания

Диагностика семьи Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления

Диагностика семьи Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”

Мероприятие Предполагаемый результат 1

Мероприятие Предполагаемый результат 1

Работа с семьями опекаемых детей: а) регулярное посещение семей опекаемых детей; б) контроль над регулярным питанием опекаемых учащихся в школьной столовой; в) индивидуальное собеседование с…

Работа с семьями опекаемых детей: а) регулярное посещение семей опекаемых детей; б) контроль над регулярным питанием опекаемых учащихся в школьной столовой; в) индивидуальное собеседование с…

IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию

IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017