Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа №11
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ Первомайской СОШ №11 Протокол от «__» __________ 20__года №___
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ Первомайская СОШ №11 от «__»________20___года №____
|
п. Красностепной
Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей Протокол № ___ от _____________ |
Пояснительная записка.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.
Вот почему воспитательную работу в школе мы решили вести в этом русле.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют пять функций:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в совете школы);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
- организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).
Цель Программы:
- сделать семью помощником и другом самого ребенка, класса, школы, создать условия паритетного сотрудничества участников воспитательного процесса. Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание воспитанника, который сможет состояться как личность, способная использовать их в повседневной жизни, сохранять и развивать в себе нравственные ценности семьи и общества, принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность, стать гражданином своей страны;
- возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания, традиционного уклада жизни с учетом современных особенностей и проблем развития российского общества.
Основные задачи.
1. Создание условий для успешной реализации программы и соединение различных направлений работы классного руководителя при активном участии семей учеников в единую систему.
2. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствовать формированию самостоятельности, развитию индивидуальности, становлению личных способностей, активизации самовоспитания.
3. Преодоление педагогической некомпетентности семьи при возникновении сложных в воспитательном отношении ситуаций.
4. Активизация педагогического и культурного потенциала родителей класса в качестве необходимого условия эффективности семейного воспитания.
5. Повышение положительной мотивации учащихся на учебную деятельность.
6. Реализация прав ребенка на:
- полное и гармоничное развитие личности;
- жить и воспитываться в семье, в атмосфере счастья, любви, понимания.
7. Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, привлечение их к работе по возрождению и умножению исторических и нравственных ценностей.
8. Учить детей сохранять жизнерадостное настроение в любых жизненных обстоятельствах, фиксировать внимание на радостях жизни.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:
Существует 6 главных функций взаимодействия семьи и школы:
В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:
Диагностика семьи
Цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Задачи:
Изучить образ жизни семьи. Выявить особенности семейного воспитания. Выяснить отношение в семье к школе. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
1. Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе |
Формирование единых педагогических требований. |
2. Ежегодное составление социального портрета |
Создание банка данных |
3. Сочинение « Моя семья» |
Составление социальных портретов семей. |
4. Посещение семей |
Раннее выявление кризисных семей. |
5. Диагностика «Рисунок семьи» |
Своевременное выявление детей, требующих особого внимания. |
Формы работы с семьёй
I. Диагностика семей. Составление социально-педагогического паспорта классных коллективов.
II. Организация содействия родителей школе.
III. Школа родителей будущих первоклассников.
IV. Оказание социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.
План мероприятий
I. Педагогический лекторий “О вас и для вас, родители”:
I триместр
Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические проблемы в детском возрасте”
II триместр
I ступень обучения – “Наказание и поощрение в семье: за и против”;
II ступень обучения – “Семья - здоровый стиль жизни”;
III ступень обучения – “Влияние психологического климата в семье на здоровье ребёнка”.
III триместр
I ступень обучения – “Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить”;
II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье”;
III ступень обучения – “Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.
Общешкольное родительское собрание: “Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей”
II. Родительская конференция “Роль мамы в жизни подростка” (1-11 классы);
Работа с родителями
Задачи: Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. Пропаганда здорового образа жизни.
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
|
Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы. |
Педагогическое и психологическое просвещение родителей
Задачи: Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей.
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
1.Собрание родителей будущих первоклассников. 2.Открытые уроки для родителей. 3.Тематические собрания с привлечение родителей. 4.Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников. 5. Собрания- практикумы для родителей. 6.Индивидуальная работа с родителями. 7. Итоговые четвертные собрания по классам. 8. Родительские конференции. |
Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье. |
Работа с нестандартными (многодетные, неполные, неблагополучные) семьями.
Задачи: Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Работа классного руководителя: а) регулярное посещение проблемных семей; б) индивидуальные беседы с родителями; в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей - предметников; г) проведение малых педсоветов; д) составление индивидуальных программ воспитания; е) ведение учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины. |
Оказание помощи семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. |
Работа социального педагога: а) психодиагностика уровня развития детей; б) консультация для родителей; в) совместная профилактическая работа с инспектором КДН. |
Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек. |
Работа администрации школы: а) индивидуальные беседы и консультации; б) контроль работы классных руководителей; в) тематические совещания при завуче; г) индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися из проблемных семей; д) изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях. |
Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе. |
Работа с семьями опекаемых детей: а) регулярное посещение семей опекаемых детей; б) контроль над регулярным питанием опекаемых учащихся в школьной столовой; в) индивидуальное собеседование с опекунами; г) оказание помощи в организации летнего отдыха опекаемых детей д) своевременное выявление школьников, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве. |
Составление банка данных, контрольное обследование 2 раза в год, своевременная помощь в различных ситуациях. |
Работа с многодетными и малоимущими семьями: а) контроль над постановкой детей из данной категории семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой; б) проведение праздников для детей из многодетных семей, и считать такие праздники ещё одной традицией нашей школы; в) оказание помощи семьям из фонда «Всеобуч». |
Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из малообеспеченных семей. |
Работа с педагогическими кадрами.
Задача: Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. Уточнение функциональных обязанностей социального педагога, классного руководителя, психолога. Качественная работа информационного центра в библиотеке. Выявление потребностей педагога в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей. Создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей. Обобщение опыта работы педагогов по работе с семьей. |
Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями, создание методических разработок в помощь классным руководителям. |
III. Мероприятия, проводимые с учащимися
1. I ступень обучения:
- Беседы с учащимися на темы:
“Значение семьи в жизни человека”;
“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”;
- Разучивание стихов и песен на эти темы;
- Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам;
- Выходы в природу совместно с родителями.
2. II ступень обучения:
- Беседы с учащимися на темы:
“Твоя родная семья”
“Огонь родного очага”
- Посиделки, девичники, ситуативные классные часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои родители”, творческие семейные выставки.
3. III ступень обучения:
-Тематические классные часы: “Перед матерью в долгу”, “Культура поведения в семье”;
- Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело – личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”
-Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на земле от любви!”, “Красивый человек – это значит…”, “Дочки-матери”.
IV. Активное участие в районных и областных мероприятиях по семейному воспитанию.
V. Знакомство с нормативно-правовой документацией:
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
-Устав школы;
- Положение о КДН.
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет.
1-й этап – подготовительный (2011-2012 уч. год)
Аналитико-диагностическая деятельность.
Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап – практический (2012-2015 уч. год)
Апробация и использование в работе по данному направлению личностно-ориентированных технологий, форм, приёмов и методов работы, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка.
3-й этап – обобщающий (2015-2016 уч. год)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы школы по семейному воспитанию.
Предполагаемый результат
По итогам реализации программы ожидаем:
Укрепление связи с семьёй;
Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Список литературы:
1. Авторская программа воспитательной работы «Семья» школы №3, http://www.shkola3-konyrat.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=10:---q-q&catid=1:2010-06-02-03-23-58&Itemid=15
2. Авторская программа семейного воспитания в школе «Огонь родного очага», Минина Галина Павловна, зам. директора по воспитательной работе, http://festival.1september.ru/articles/417980/
3. Авторская программа семейного воспитания «От чистого истока» ГОУ СОШ № 499 Юго-Восточного округа города Москвы, разработчики Программы: Чернова Ирина Геннадьевна, Романько Марина Геннадьевна, Самсонова Олеся Владимировна, http://school499.iskra-net.ru/prog_cem_vosp.doc
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.