Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."
Оценка 4.9

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
история
8 кл—9 кл
30.01.2017
Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."
В данной статье предлагается отойти от традиционной (пятибальной) системы оценивания на уроках истории, так как имеет ряд проблем при составлении итоговой оценки. В связи с чем предлагаю перейти на рейтинговую систему оценивания. Учащийся в течение урока или изучаемой темы должен набрать как можно больше баллов, которые фиксируется для того, чтобы составить рейтинговую таблицу. При наборе определенного количества баллов, баллы переводятся в традиционную оценочную шкалу. Одна из главных целей рейтинговой системы оценивания - активизировать учебную деятельность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Далее в статье приводятся плюсы рейтинговой системы оценивания. Далее приводятся примеры рейтинговой системы оценивания знаний учащихся на уроках истории. Данная система оценивания дает свои положительные плоды - это высокая активность у детей, продуктивность урока, учащиеся раскрываются, не боятся ошибиться, не напряжены. Разноуровневые задания дают возможность учащимся оценить себя, т.е. понять на каком уровне он находится и над чем стоит поработать и возможность выбрать форму выполнения домашнего задания, которая будет для него по его уровню и поможет улучшить свой результат.
Современные системы оценивания на уроках истории.docx
Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения. учитель истории и географии Областного многопрофильного лицей – интерната для одаренных детей. г. Павлодар, Казахстан  Кожахметова Б.А.          Как сделать из опроса­допроса опрос­игру, увлекательное занятие? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Современная жизнь, школа требуют от учащихся   не   просто   изложения   пройденного   материала   с   последующей   оценкой приобретенных   знаний,   умений   и   навыков,   а   учета   индивидуальных   особенностей   и способностей,   степени   активности   на   уроке,   количества   затраченных   усилий   на подготовку.   Нужно   оценивать   скорее   не   знания,   умения   и   навыки,   а   степень   успеха ученика. Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогической оценки, показывают,   что   существует   прямая   зависимость   между   характером   оценочных воздействий   педагога   и   самочувствием   ребёнка   в   процессе   учения,   его   настроением, характером и продуктивностью его деятельности. Традиционная пятибалльная система (а в сущности, четырёх балльная – «2», «3», «4», «5») имеет ряд недостатков, один из них – сложность при выставлении оценки. Часто бывает тяжело найти грань между «четвёркой» и   «пятёркой»,   между   «тройкой»   и   «четвёркой».   Проблема   встаёт   и   при   оценивании домашнего задания, так как уровень способностей у всех учеников разный.          Для исключения этих противоречий используют рейтинговую систему оценки знаний учащихся.  Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех   ученика   фиксируется   для   того,   чтобы   после   составить   рейтинговую   таблицу. Каждый   ученик   набирает   определенное   количество   баллов,   которые   переводятся   в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще путем наложения полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.          Главная цель рейтинговой системы оценивания ­ влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.          Плюсов у метода рейтинга достаточно: 1. деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов. 2. активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным. 3. учащиеся не боятся идти на урок.          Рейтинг хорош и тем, что при определении сегодняшнего рейтинга будет учитываться и прошлый опыт, то есть учитываются и ранние заслуги.                   Изучение   истории   в   школе   предопределяет   многообразие   знаний   и   умений, приобретаемых школьниками. 1. Хронологические знания и умения. Возможность   избежать   неудовлетворительных   оценок,   что   ведет   к   тому,   что Рейтинг позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их Свободная   конкуренция   между   учениками   за   право   получить   балл   повышает Компетентность   в   истории   и   обществознании   это   способность   вести 2. Знание исторических фактов. 3. Работа с источниками. 4.   Описание   (реконструкция)   исторических   событий,   характеристика   деятельности исторических личностей. 5. Анализ, объяснение исторических событий: классификация, сравнение, причины и следствия и т.д.) 6. Версии и оценки событий и личностей.           Сложность состоит в том, что история имеет дело не с существующими в данный момент объектами, а их реконструкцией в сознании школьников. Поэтому вся информация из исторических источников и учебников требует от ученика тщательного осмысления и анализа.  Моя идея сводится к следующему: 1 квалифицированную беседу на историческую или обществоведческую тематику Установить   уровень   сформированности   такой   компетентности   возможно   только   по отношению к данной конкретной теме. Формировать   данную   компетентность   возможно   только   в   процессе   общения   по   данной конкретной теме Оценивать   степень  сформированности  данной  компетентности  возможно  только   в  ходе самого общения                  Оценить степень сформированности данной компетентности сразу окончательной оценкой   невозможно,   поскольку   процесс   общения   открыт,   незавершен.  Поэтому   при проведении уроков в 8­ом и 9­ом классах по рейтинг ­ накопительной системе оценки знаний и умений учащихся вопросы и задания также предполагают шесть уровней: 1. Знание фактов и хронологии исторических событий. (Что, где, когда, кто ?) 2. Воспроизведение последовательности событий и фактов, биографии и судеб участников исторических событий, умение их соотносить. Применение алгоритма в изучении истории, знание   исторических   закономерностей   (Например:   знание   1.   схемы   государственного управления,   устройства   феодальной   вотчины   и   поместья,   умение   выделить   признаки революционной ситуации; знание способов борьбы буржуазии за власть и путей перехода от абсолютной монархии к парламентарной и конституционной, к республике; и т.д.) 3. Уровень анализа – сравнение исторических событий, определение в них общих черт и различий   (составление   таблиц);   выделение   существенных   признаков,   особенностей минувших   событий   и  явлений,   классификация   исторических   фактов   по  общим   чертам. (Например: определение особенностей экономического развития в первой половине Х1Х века; определение черт феодального и капиталистического строя, существовавшие  после отмены крепостного права; и т.д.) 4. Уровень синтеза исторических фактов, событий – в основном, это умение учащихся делать   вывод   по   изученной   теме   и   подводить   итоги   своей   деятельности   на   уроке. (Например: почему реформы Александра Второго назывались либеральными?) 5. Уровень   оценки   исторического   события,   деятельности   и   творчества   отдельных людей,   сравнение   с   ходом   исторического   развития   в   других   странах   и   регионах. (Например: почему индустриализация в Германии проводилась более быстрыми темпами, чем в России, хотя формы и методы индустриального развития в этих двух странах имели много общих черт?)          Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах: Рейтинговые контрольные работы. 1. При   подготовке   к   проведению   такой   работы   выстраивается   система   заданий   и вычленяются определенные операции и действия, необходимые для выполнения. Отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный вес.           Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу. 2. 3. По рейтинговой системе оцениваются тесты. Возможно   применение   рейтинговой   системы   при   защите   рефератов, докладов, проектов.          В этом случае заполняется индивидуальная карта, она заполняется преподавателем, одноклассниками и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, из расчета баллов. У каждого ученика есть свой конверт (папка), где хранятся балльные листы и все работы учащегося за учебный год.          В балльном листе выводится оценочная шкала, которая зависит от количества уроков в данной теме, видов и объемов различных работ. Здесь же выведены рейтинговые оценки за   каждый   конкретный   вид   работы.   Обратите   внимание   на   то,   что   в   оценочной   шкале отсутствует “2”. Эта система была апробирована мной в работе с восьмиклассниками. Это большая и кропотливая   работа,   требующая   от   педагога   четкого   планирования   каждой   темы   и отдельно   взятого   урока,   вычленения   всех   видов   работ,   которые   будут   проводиться   по данной теме.           Смысл этой системы состоит в том, что любое участие в работе на уроке учитель оценивает в баллах от одного – за осмысленное участие в дискуссии, до трех – развернутое и   доказанное   изложение   своей   точки   зрения   на   обсуждаемый   вопрос.   Таким   образом, каждый ученик за урок может набрать некоторое количество баллов.          В целом метод дает положительные плоды: дети не боятся посещать уроки истории, даже если по каким­ то причинам не готовы к уроку; практически весь класс очень активен на   уроках;   ребятам   на   уроках   интересно,   так   как   нетрадиционная   форма   оценки воспринимается ими как элемент игры.      Эта система значительно повышает активность детей, продуктивность урока, снимает стресс   у   учащихся.  Выполнение   разноуровневых   заданий   на   уроке   помогают   ученику сформировать объективную самооценку своей деятельности на уроке, а также выбрать такую   форму   выполнения   домашнего   задания,   которая   будет   для   него   посильной   и позволит закрепить успех или улучшить результат. Литература: 1.   1.   Бахмутский   А.Е..   Школьная   система   оценки   качества   образования.//   Школьные технологии. – 2004. ­ №1. 2. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 ­ №4 3. Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003 ­ №6 4. Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16­30 ноября (№22). 5. Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999 6. Костылев Ф.В.. Учить по­новому: Нужны ли оценки­баллы: 2000 7. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений ­ «портфолио»// Директор школы.­ 2004. ­ № 7  8. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. ­ №5. 9.   Пейн   С.   Дж.   Учебное   портфолио   ­   новая   форма   контроля   и   оценки   достижений учащихся // Директор школы. – 2000.­ № 1. 10. Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа.­ № 5. ­ 2004.  11. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, №12  12. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. ­ №6.

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."

Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017