Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
история
8 кл—9 кл
30.01.2017
В данной статье предлагается отойти от традиционной (пятибальной) системы оценивания на уроках истории, так как имеет ряд проблем при составлении итоговой оценки. В связи с чем предлагаю перейти на рейтинговую систему оценивания. Учащийся в течение урока или изучаемой темы должен набрать как можно больше баллов, которые фиксируется для того, чтобы составить рейтинговую таблицу. При наборе определенного количества баллов, баллы переводятся в традиционную оценочную шкалу.
Одна из главных целей рейтинговой системы оценивания - активизировать учебную деятельность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.
Далее в статье приводятся плюсы рейтинговой системы оценивания. Далее приводятся примеры рейтинговой системы оценивания знаний учащихся на уроках истории.
Данная система оценивания дает свои положительные плоды - это высокая активность у детей, продуктивность урока, учащиеся раскрываются, не боятся ошибиться, не напряжены. Разноуровневые задания дают возможность учащимся оценить себя, т.е. понять на каком уровне он находится и над чем стоит поработать и возможность выбрать форму выполнения домашнего задания, которая будет для него по его уровню и поможет улучшить свой результат.
Современные системы оценивания на уроках истории.docx
Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения.
учитель истории и географии Областного многопрофильного лицей – интерната для
одаренных детей. г. Павлодар, Казахстан
Кожахметова Б.А.
Как сделать из опросадопроса опросигру, увлекательное занятие? В первую очередь
следует изменить отношение к оценке учащихся. Современная жизнь, школа требуют от
учащихся не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой
приобретенных знаний, умений и навыков, а учета индивидуальных особенностей и
способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на
подготовку. Нужно оценивать скорее не знания, умения и навыки, а степень успеха
ученика. Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогической оценки,
показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных
воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением,
характером и продуктивностью его деятельности. Традиционная пятибалльная система (а в
сущности, четырёх балльная – «2», «3», «4», «5») имеет ряд недостатков, один из них –
сложность при выставлении оценки. Часто бывает тяжело найти грань между «четвёркой»
и «пятёркой», между «тройкой» и «четвёркой». Проблема встаёт и при оценивании
домашнего задания, так как уровень способностей у всех учеников разный.
Для исключения этих противоречий используют рейтинговую систему оценки знаний
учащихся. Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том,
что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов.
Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.
Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в
традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще путем наложения полученных баллов на
заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная
оценка.
Главная цель рейтинговой системы оценивания влияние на активность учащихся в
получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.
Плюсов у метода рейтинга достаточно:
1.
деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов.
2.
активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным.
3.
учащиеся не боятся идти на урок.
Рейтинг хорош и тем, что при определении сегодняшнего рейтинга будет учитываться
и прошлый опыт, то есть учитываются и ранние заслуги.
Изучение истории в школе предопределяет многообразие знаний и умений,
приобретаемых школьниками.
1. Хронологические знания и умения.
Возможность избежать неудовлетворительных оценок, что ведет к тому, что
Рейтинг позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их
Свободная конкуренция между учениками за право получить балл повышает Компетентность в истории и обществознании это способность вести
2. Знание исторических фактов.
3. Работа с источниками.
4. Описание (реконструкция) исторических событий, характеристика деятельности
исторических личностей.
5. Анализ, объяснение исторических событий: классификация, сравнение, причины и
следствия и т.д.)
6. Версии и оценки событий и личностей.
Сложность состоит в том, что история имеет дело не с существующими в данный
момент объектами, а их реконструкцией в сознании школьников. Поэтому вся информация
из исторических источников и учебников требует от ученика тщательного осмысления и
анализа. Моя идея сводится к следующему:
1
квалифицированную беседу на историческую или обществоведческую тематику
Установить уровень сформированности такой компетентности возможно только по
отношению к данной конкретной теме.
Формировать данную компетентность возможно только в процессе общения по данной
конкретной теме
Оценивать степень сформированности данной компетентности возможно только в ходе
самого общения
Оценить степень сформированности данной компетентности сразу окончательной
оценкой невозможно, поскольку процесс общения открыт, незавершен. Поэтому при
проведении уроков в 8ом и 9ом классах по рейтинг накопительной системе оценки
знаний и умений учащихся вопросы и задания также предполагают шесть уровней:
1. Знание фактов и хронологии исторических событий. (Что, где, когда, кто ?)
2. Воспроизведение последовательности событий и фактов, биографии и судеб участников
исторических событий, умение их соотносить. Применение алгоритма в изучении истории,
знание исторических закономерностей (Например: знание 1. схемы государственного
управления, устройства феодальной вотчины и поместья, умение выделить признаки
революционной ситуации; знание способов борьбы буржуазии за власть и путей перехода от
абсолютной монархии к парламентарной и конституционной, к республике; и т.д.)
3. Уровень анализа – сравнение исторических событий, определение в них общих черт и
различий (составление таблиц); выделение существенных признаков, особенностей
минувших событий и явлений, классификация исторических фактов по общим чертам.
(Например: определение особенностей экономического развития в первой половине Х1Х
века; определение черт феодального и капиталистического строя, существовавшие после
отмены крепостного права; и т.д.)
4. Уровень синтеза исторических фактов, событий – в основном, это умение учащихся
делать вывод по изученной теме и подводить итоги своей деятельности на уроке.
(Например: почему реформы Александра Второго назывались либеральными?)
5.
Уровень оценки исторического события, деятельности и творчества отдельных
людей, сравнение с ходом исторического развития в других странах и регионах.
(Например: почему индустриализация в Германии проводилась более быстрыми темпами,
чем в России, хотя формы и методы индустриального развития в этих двух странах имели много общих черт?)
Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах:
Рейтинговые контрольные работы.
1.
При подготовке к проведению такой работы выстраивается система заданий и
вычленяются определенные операции и действия, необходимые для выполнения.
Отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный
вес.
Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в
традиционную оценочную шкалу.
2.
3.
По рейтинговой системе оцениваются тесты.
Возможно применение рейтинговой системы при защите рефератов,
докладов, проектов.
В этом случае заполняется индивидуальная карта, она заполняется преподавателем,
одноклассниками и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая
величина, из расчета баллов.
У каждого ученика есть свой конверт (папка), где хранятся балльные листы и все
работы учащегося за учебный год.
В балльном листе выводится оценочная шкала, которая зависит от количества уроков
в данной теме, видов и объемов различных работ. Здесь же выведены рейтинговые оценки
за каждый конкретный вид работы. Обратите внимание на то, что в оценочной шкале
отсутствует “2”.
Эта система была апробирована мной в работе с восьмиклассниками. Это большая и
кропотливая работа, требующая от педагога четкого планирования каждой темы и
отдельно взятого урока, вычленения всех видов работ, которые будут проводиться по
данной теме.
Смысл этой системы состоит в том, что любое участие в работе на уроке учитель
оценивает в баллах от одного – за осмысленное участие в дискуссии, до трех – развернутое
и доказанное изложение своей точки зрения на обсуждаемый вопрос. Таким образом,
каждый ученик за урок может набрать некоторое количество баллов.
В целом метод дает положительные плоды: дети не боятся посещать уроки истории,
даже если по каким то причинам не готовы к уроку; практически весь класс очень активен
на уроках; ребятам на уроках интересно, так как нетрадиционная форма оценки
воспринимается ими как элемент игры.
Эта система значительно повышает активность детей, продуктивность урока, снимает
стресс у учащихся. Выполнение разноуровневых заданий на уроке помогают ученику
сформировать объективную самооценку своей деятельности на уроке, а также выбрать
такую форму выполнения домашнего задания, которая будет для него посильной и
позволит закрепить успех или улучшить результат. Литература:
1. 1. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные
технологии. – 2004. №1.
2. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация
и образование. – 2001 №4
3. Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003
№6
4. Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 1630 ноября
(№22).
5. Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999
6. Костылев Ф.В.. Учить поновому: Нужны ли оценкибаллы: 2000
7. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений «портфолио»// Директор школы.
2004. № 7
8. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. №5.
9. Пейн С. Дж. Учебное портфолио новая форма контроля и оценки достижений
учащихся // Директор школы. – 2000. № 1.
10. Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в
школе // Профильная школа. № 5. 2004.
11. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. –
2004, №12
12. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные
технологии. – 2003. №6.
Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."
Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."
Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."
Статья "Современные системы оценивания на уроках истории: проблемы и решения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.