Тренинг детско-родительских отношений как составляющая психологической помощи для родителей одаренных детей
Педагог-психолог Сиухина Л.Г.
На сегодняшний день проблема одаренности является актуальной. В настоящее время необходимо формирование личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества. Очевидно, что современному обществу необходимы люди, способные к творческому мышлению и к активной преобразовательской деятельности.
Ребенок впервые получает возможность проявлять свою одаренность именно в семье. Именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя ее не всегда легко обнаружить, поскольку на данный момент не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Семья должна помочь и поддержать ребенка в начале развития его способностей и одаренности.
Одаренные дети испытывают множество сложностей, связанных с собственной непохожестью на других детей. Им сложнее строить взаимоотношения со сверстниками, поскольку различный уровень развития (интеллектуального, речевого, моторного и др.) зачастую не позволяет им найти общего языка друг с другом; им характерны преувеличенные страхи, которые обычно не реалистичны, так как они могут вообразить себе множество опасных последствий; моторная координация и владение руками у одаренных детей часто отстают от познавательных способностей, а разница в интеллектуальном и физическом развитии этих детей может стать причиной их несамостоятельности. Можно перечислить еще огромное количество проблем и сложностей, присущих одаренным детям. Но, следует отметить, что с гораздо большим числом проблем сталкиваются родители, воспитывающие одаренного ребенка.
Когда родители узнают о том, что их ребенок одаренный, возникает ряд сложностей. Многие родители пугаются той ответственности, которую они должны нести за воспитание маленького гения перед самим ребенком, перед собой, а так же перед обществом, в которое, впоследствии, выйдет малыш, наделенный талантами. Еще одной проблемой являются эмоциональные, временные, материальные затраты со стороны родителей. Кроме того, родители, помня о раннем развитии одаренных детей, должны в нужный момент найти правильные выражения и примеры для своего ребенка. Это так же не весь перечень проблем, связанных с воспитанием одаренного ребенка. В каждой конкретной семье в определенные моменты жизни ребенка возникают свои сложности, с которыми необходимо работать.
До последнего времени работа с родителями детей, имеющих какие либо проблемы (это касается не только одаренных детей, а детей вообще, в том числе и детей с девиантными формами поведения, детей с психическими отклонениями и т.д.), велась в форме индивидуальных консультаций, бесед с психологом. На наш взгляд, этого направления в работе с родителями таких детей не достаточно. Современному обществу необходимы люди, способные к творческому мышлению и готовые к активной деятельности. Автором было проведено мини-исследование, задачей которого было выяснить, какие формы работы с психологом родители выделяют как наиболее оптимальные. Опрошено было 220 человек. Им было необходимо из десяти предложенных форм работы выделить одну или несколько, наиболее предпочитаемые родителями. Полученные данные свидетельствуют о том, что в первую очередь родители склонны к индивидуальным консультациям (20%), и чуть меньшее число родителей – к тренингам (17%). Такую тенденцию можно объяснить тем, что консультации – самая привычная из всех перечисленных форм работы, она не вызывает недоверия, она является понятной. Тренинги менее привычны, но совершенно очевидно, что их эффективность заставляет родителей ставить эту форму работы рядом с консультациями. Минимальное число выборов получили такие формы работы как семинары (4%) и лектории (5%). Эти формы работы являются пассивными,
Исходя из вышесказанного, с нашей точки зрения, психологическая помощь родителям, в частности, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:
1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.);
2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений;
3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.
Следует обратить особое внимание на очень важный компонент психологической помощи родителям – тренинги детско-родительских отношений. Нами разработана программа тренинга для родителей одаренных детей, который мог бы быть включен в систему психологической помощи в сочетании с другими формами работы.
Цель тренинга: обучение родителей одаренных детей эффективному взаимодействию с их ребенком.
Задачи тренинга:
1.Расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
2.Расширение возможностей принятия ребенка таким, какой он есть;
3.Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
4.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
5.Установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с одаренным ребенком.
Количество часов:8 академических часов: 4 занятия по 2 часа.
Содержание тренинга:
1 занятие. Основные цели и задачи: знакомство членов группы, разработка и принятие правил работы в группе, определение и уточнение основного вопроса, по которому все здесь собрались: особенностей одаренных детей, их воспитания, проблем и сложностей взаимодействия одаренных детей с родителями.
2 занятие. Основные цели и задачи: осознание потребностей одаренного ребенка, его проблем, сложностей, взгляд на окружающий мир глазами одаренного ребенка.
3 занятие. Основные цели и задачи: осознание реальной ситуации в семье и особенностей взаимоотношений с ребенком, взгляд на себя самого глазами ребенка, проговаривание конкретных проблем и сложных ситуаций.
4 занятие. Основные цели и задачи:тренировка установления взаимопонимания, развитие умения установления контакта, расширение репертуара эффективных способов взаимодействия со своими детьми.
Вся работа с родителями одаренных детей должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не через призму его талантов, помогать ребенку создать здоровое самовосприятие, не бояться тех трудностей, с которыми им приходится сталкиваться в процессе воспитания ребенка, и с которыми, в будущем, может столкнуться он сам. Кроме того, необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
Главная цель психологической помощи родителями одаренных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.
Библиография
1.Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.
2.Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.
3.Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. – СПб., 2000.
4.Сидоренко Е. В. Опыт реориентационного тренинга. – СПб., 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.