Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка,
проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл, об этом и многом другом Вы узнаете, прочитав статью.
Возрастные особенности
детского рисунка
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как
происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ
процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между
личностью ребенка и рисунком.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый
биологический смысл. Детство период интенсивного становления физиологических и
психических функций. Рисование при этом играет роль одного "из механизмов выполнения
программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также
сенсомоторной координации. Рисование участвует в формировании зрительных образов,
помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических
функций. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающего
происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование
предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он
знает и переживает, несмотря на нехватку слов.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями зрительным
восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто
способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая
ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все
более усложняющегося представления о мире.
Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает в
рисунке своё отношение к изображаемому. Стремясь передать это отношение” ребёнок
ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят
помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так
рисует.Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе
большая смелость. Ребенок смело изображает все, что особо поразило его и рисуя,
мысленно действует среди изображаемых им предметов, он как будто живет среди
персонажей, и только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним
зрителем, находящимся вне рисунка.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно
излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется.
Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые
суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в
каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.
Этапы развития детского рисунка.
Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается
в возрасте двух лет.Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не
изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на
карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные
образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В
этот период ребенок еще не способен нарисовать чтонибудь реальное, поэтому научить его
в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6
месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного
контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в
этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту
к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот
тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Стадия каракуль длится поразному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в
это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать
круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время
остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную
горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку
вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самый известный тип каракулей
бесконечная спираль; взрослые пытаются ее посвоему интерпретировать, говорят: "Это он
рисует звук, движение..." на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с
которой рука начала движение.
Часто стадию каракулей или стадию "мараний" сравнивают с младенческим гулением,
возникающим задолго до появления речи, когда, порождая разнообразные новые
повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребенок стремительно овладевает "звуковой
материей". Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур
"круг".
Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка
еще нет четкого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения
предметного мира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на
цвет. Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них "вот
такие", показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать и тащить квадраты любого цвета,
но именно квадраты.
Часто происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет
их и очень быстро снова захватывает всей ручкой. Дело в том, что малыши все предметы
захватывают не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна.
Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами.
Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за
этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не
сформируется правильный навык.
Вторая стадия доизобразительного периода – от 2х до 3х лет.
Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой
стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу»,
хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок
раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать
свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает
возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией,
строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как
раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.Примерно в возрасте 35 лет начинается изобразительный период.
Первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного
изображения).
Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в
том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний
мальчик спрашивает себя: "Это снег?" Рука опережает образ. Но первым осознанным
предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится
изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем
детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора
рисунков.
Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в почерк.
Интересно, что, "зарождаясь" внутри спонтанного рисования, почерк первоначально
строится по образцу прописей и меняется лишь к десятиодиннадцати годам. Именно в этом
возрасте дети стараются выразить в почерке чтото свое, перестают следовать за образцом.
Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок левша и его не переучивают, то
при письме он долго ищет такое положение своей левой руки, при котором может видеть
написанное. Поэтому у левшей почерк индивидуален по происхождению и очень устойчив, он
практически не меняется в течение жизни. Почерк правшей постоянно меняется,
совершенствуется и принимает окончательную форму к 25 годам.
Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму они изображают человека "вообще",
просто человека. Первое, что у них получается, знаменитый "головоног", созданный
буквально по инструкции детской песенки: "Точка, точка, запятая, минус рожица кривая,
ручки, ножки, огуречик вот и вышел человечек". Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в
отличие от глаз и рта); "огуречик" же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову
и туловище, из которых торчат в стороны палочкиручки и палочкиножки. Обратите
внимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менее на первых
предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда
один никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не ошибался.
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержаться от
нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителей подстегивают
развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным, недифференцированнымобразом самого себя, отражением целостного переживания своей "самости". Все первые
изображения основываются на собственном "телесном" опыте ребенка (другого у него пока
нет), повторяют всю недолгую историю его жизни.
Вспомним, что физически, двигательно, младенец развивается как бы "сверху вниз". Первое
изменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяется из
сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держать головку,
его восприятие мира меняется, обогащается подругому начинают работать зрительные и
звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его все время держали вертикально. Так и
на детских рисунках первой из "головонога" вычленяется голова, затем подробнее
прорисовываются глаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какоето общее
туловище, из которого торчат палочкиручки и палочкиножки. Волосы могут, например,
вообще долго отсутствовать, а появившись, "не растут", а "надеваются" на голову, как шапка.
Человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух
основных частей головы и какойнибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто
только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове.
Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего туловище и
руки. Туловище может иметь самую различную форму квадратную, овальную, в виде
удлиненной полоски и т.п.
Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально
большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное
оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови
появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части,
например зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок, как
правило, старается снабдить некоторыми "эмблемами", соответствующими статусу человека.
Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа
с крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц.
Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребенок
овладевает профильным изображением. При этом он продолжительное время
задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль,
остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это даже приводит к удвоению
отдельных органов рта, носа и др.
Полные профили также имеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела,
которые реально не могут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается
скрываемая туловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно не
соответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеет наибольший
объем, либо его длина непропорционально велика.
Следующая стадия развития рисунка стадия правдоподобных изображенийХарактеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести
действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб,
часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает
наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какойнибудь
предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную
прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи округлость. Больше внимания уделяется
изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную
стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться
неизменными три основные черты. Вопервых, рисунки, как и прежде, представляют собой
только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное
содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Вовторых, все еще не соблюдается
пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по
соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в
действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и
наиболее характерная особенность детского рисунка его прозрачность. Например, на
рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты,
лежащие в этом кошельке.
Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику
развития самого маленького художника.
Когдато его собственные руки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал,
крутил, лизал, трогал их, прежде чем использовал по назначению стал хватать настоящие
игрушки, которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головой
первыми "оживают" руки. Они обретают пять пальцевпалочек, торчащих в разные стороны
из палочекрук; и опятьтаки заметьте: как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь
у ребенка, который еще не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о
самом понятии числа.
Тело постепенно приобретает приятную округлость, появляются и первые признаки одежды:
пояс и пуговицы. Потом у пятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как
признак не биологического, а социокультурного существования, но это позже. Пока она
важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходится
усваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах.
Взрослые родственники иногда даже обижаются на "забывчивость" малыша, когда он вдругне узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз в прихожей видел тетю в шубе
и шапке, а эта в платье и с бусами это для ребенка совершенно разные люди.
Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на тело платье, на
платье пальто те же "слои" три параллельные линии на множестве рисунков. На платье
карманы их не видно под пальто, но они же там есть! Рисуют и то, что лежит в карманах.
Такие "рентгеновские" рисунки могут продержаться лет до семи. Только скелет дети не
рисуют никогда они его не чувствуют, не ощущают потому и не рисуют.
Последними материализуются ноги и снова через непропорционально большие стопы. Все,
человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен так же, как в жизни,
первыми шагами. И действительно, человечек огуречик готов двигаться вот чутьчуть
согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним будут происходить другие чрезвычайно важные
изменения. Постепенно он будет становиться все более и более пропорциональным, его
станет окружать не только реальный, бытовой предметный, но и вымышленный
фантастический мир. Рисованный человечек окажется включенным во множество ситуаций
и отношений с другими персонажами.
В возрасте 57 лет освоение образного мира в рисунке также происходит от человека к
его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре.
Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким
многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего
недоумения: "Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на
третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон". А нам кажется несуразной
несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира: "Как же он в домто войдет
и в машину сядет?" На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через
него проходят все дети, и со временем в рисунке все "уравновесится", а правильные
пропорции установятся и в окружающем мире.
Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 56 лет дети хорошо осознают
внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особеннолюбит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального
сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать
желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания
могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий
семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражает положительное
отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом
месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному
новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия
к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в
неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном
состоянии.
Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных
изображений,
редко
самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и
взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт,
сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на
несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он
достигает четвертой стадии правильных изображений. Но это уже не дошкольный возраст,
и поэтому на этом этапе я заканчиваю рассказ об этапах развития детского рисунка.
Уважаемые взрослые, позволю себе напомнить Вам, что уровень развития рисунка и как
следствие этого мелкой моторики, явлиется один из показателей интелектуальной
готовности к школьному обучению.Статья поможет Вам узнать и понять своего ребенка.
Счастливого пути в мир прекрасного.
не обладающий художественной одаренностью,
ребенок,