Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 5
2 кл—4 кл
07.06.2019
«Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников». Выступление на педагогической конференции «Творческий учитель – творческие дети» в МАОУ "Лицей", г. Балашиха в мае 2019 года. В статье раскрыта проблема участия в предметных олимпиадах и конкурсах младших школьников.
Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьниов.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Г.о. Балашиха
«Значение предметных олимпиад и
конкурсов для развития творческих
способностей младших школьников».
Выступление на педагогической конференции
«Творческий учитель – творческие дети».
Подготовила:
учитель начальных классов,
Волкова Ольга Владиславовна.
31.05.2019 г. Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих
способностей младших школьников.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость:
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но
без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоения знаний не
произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же
пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Как
активизировать познавательный интерес? Над этой проблемой настойчиво
работают многие учителя, психологи. Эта проблема беспокоит и меня, так как
учебнопознавательный интерес один из критериев эффективности
педагогического процесса.
Еще B.А. Cухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог
способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу
необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его
профессиональной компетентности.
Любому обществу нужны одарённые дети. И задача общества состоит в
том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои
способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть
способности ребёнка, задача моя как учителя – поддержать ребёнка и развить
его способности, подготовить почву для основы развития.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе.
Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и
способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности
постепенно угасают вследствие не востребованности. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую,
творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных
возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше
продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого
потенциала учащихся. Сегодня осуществляется непрерывный поиск новых подходов,
ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одними из
традиционных и наиболее жизнеспособных форм педагогической работы,
являются предметные олимпиады и конкурсы. В отличие от уже приевшихся
тестов, целью которых является проверка усвоенных знаний, олимпиады и
конкурсы способны решить обширный круг не только образовательных, но и
воспитательных задач. Олимпиада одна из общепризнанных форм работы с одарёнными
детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в
формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое
дело, целеустремлённость, трудолюбие. С помощью олимпиады ученики
могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и
сравнить свой уровень с другими.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой
кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в
нестандартной ситуации. Они развивают активность и творчество во
внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой
уникальный, особенный внутренний мир.
Мне хочется рассказать о том, как мои ученики, теперь уже
практически пятиклассники участвовали в предметных олимпиадах и
конкурсах. Я не ограничиваю своих учеников в выборе конкурса, поэтому дети
с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих
конкурсах, интеллектуальных и предметных олимпиадах, где они могут
раскрыть свои способности. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор
в классе, чтобы все было почестному. Для обучающихся начальных классов
сейчас предлагается разнообразие конкурсов. Это предметные олимпиады
разного уровня: Всероссийские конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок»,
«Пегас», «Человек и Природа», «Астра», «Британский бульдог», и
интеллектуальные марафоны, и дистанционные конкурсы «Инфоурок»,
«Росконкурс» и другие различной направленности.
Не стоит принижать значение дистанционных конкурсов и олимпиад. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым,
робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно
заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм
являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение
в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом,
отсутствие ограничений количества участников.
Приведу один показательный пример: в моем классе есть ученица
Успанова Дарина, которая во втором классе училась на четверки, да и тройки
были не редкими. В олимпиадах участия не принимала, мама не видела
смысла тратить деньги. В 3 классе на сайте Инфоурок появились бесплатные
конкурсы. Дарина впервые приняла участие в конкурсах по русскому языку и
математике. Задания выполняла в классе на ноутбуке. Первые результаты
были не самыми лучшими, но с этого момента у Дарины стали проявляться
математические способности. 3 класс Дарина закончила с пятеркой по
математике. В 4 классе к олимпиадам мы начали готовиться заранее: решали
задания конкурса «Кенгуру» прошлых лет, тщательно прорабатывали задания
по курсу «Занимательная математика». И вот итог: Дарина заняла 1 места в
конкурсе «Кенгуру2019» и по итогам 4 класса стала круглой отличницей. Еще один ученик моего класса – Сева Морозов, который на протяжении
трех лет является победителем и призером многих конкурсов и олимпиад. Таким образом, предметные конкурсы и олимпиады – это еще и
импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному
творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать
психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке,
оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
Важно помнить, что олимпиада, особенно для младших школьников, –
это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость
принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий,
ограниченное время на их выполнение.
Как я готовлю учащихся к олимпиадам? Поиск одарённых личностей
это постоянный процесс, осуществляемый как на уроках, так и во внеурочной
деятельности. Можно сказать, что развитие познавательных и творческих
способностей детей – это и есть процесс подготовки к олимпиадам. Приведу
несколько примеров упражнений, которые полезно применять на разных
этапах уроков, занятий по РПС и Заниматике, а также внеурочных занятий.
"Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью
тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение
новой темы. В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы
всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное отношение к теме урока. После этого необходимо расположить буквы по
порядку и записать слово.
"Буквенный диктант”.
Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь
первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей
получается какоелибо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать
ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток
после ночи? (утро – У)
"Ребусы, анаграммы”.
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе
изучения нового материала. Ребусы. Этот вид задания является
подготовительным к решению логическипоисковых задач, если в слове
присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно
научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания.
Еще одной формой развития творческих и познавательных способностей
являются Игротеки – ставшие традиционными моем классе внеурочные
занятия, на которых мы с детьми играем в развивающие настольные игры.
Предметные олимпиады и конкурсы – это интеллектуальные
соревнования школьников в определенной образовательной области. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего
творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.
Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах,
преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что
все конкурсанты, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не
только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает
профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к
аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников
при переходе на очередную ступень образования.
Традиционно к участию в олимпиадах и конкурсах привлекаются
наиболее талантливые, одаренные дети. Такой подход обусловлен не только
стремлением преподавателей к достижению максимального результата, но и
необходимостью создания благоприятных условий для развития самых
способных учеников.
Тем не менее, по моему мнению, необходимо
задействовать максимальное количество учащихся в процесс подготовки
и проведения олимпиад. Нужно сделать так, чтобы каждый ребенок вне зависимости от базового уровня подготовки, не только хотел, но и мог стать
участником олимпиады.
Обучающиеся начальных классов нашего Лицея участвуют в различных
дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и
муниципального масштаба. Почти 100 школьников являются победителями,
призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами,
грамотами. Это всероссийский конкурсигра по математике «Кенгуру»,
всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «Пегас», «Астра», не считая
массового участия в дистанционных олимпиадах. В деле воспитания, творчество обычно связывается с понятиями
«способности», «интеллект», «развитие», «личность», «одаренность». К
творчеству наиболее подготовлены те дети, у которых ускоренное умственное
развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности
оригинальных решений. У многих детей ранняя специализация интересов,
интеллекта и эмоциональной сферы; способности к математике, шахматам,
музыке, изобразительной деятельности.
В заключении мне хочется отметить, что только комплексное
использование всех методов и форм работы создаст оптимальные условия для
личностноориентированного обучения, развития критического мышления
школьников, их самореализации и общественного признания.
И также хочу отметить, что подготовка к конкурсам, олимпиадам
должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Важно, не
воспринимать это как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся
работа затухает.
На олимпиаде не все дети занимают призовые места и чтобы не отбить
желание заниматься дальше и продолжать принимать участие в конкурсах,
олимпиадах говорю:
«Если тебя не наградили, то ни коей мере не считай себя
«побежденным», олимпиада не знает такого термина! Май, 2019 год.
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.