Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Оценка 4.7

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 5
2 кл—4 кл
07.06.2019
Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
«Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников». Выступление на педагогической конференции «Творческий учитель – творческие дети» в МАОУ "Лицей", г. Балашиха в мае 2019 года. В статье раскрыта проблема участия в предметных олимпиадах и конкурсах младших школьников.
Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьниов.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей»  Г.о. Балашиха «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников». Выступление на педагогической конференции  «Творческий учитель – творческие дети». Подготовила: учитель начальных классов,  Волкова Ольга Владиславовна. 31.05.2019 г. Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость:  Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но  без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоения знаний не  произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же  пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Как  активизировать познавательный интерес? Над этой проблемой настойчиво  работают многие учителя, психологи. Эта проблема беспокоит и меня, так как учебно­познавательный интерес ­ один из критериев эффективности  педагогического процесса. Еще B.А. Cухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог  способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу  необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его  профессиональной компетентности. Любому обществу нужны одарённые дети. И задача общества состоит в  том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои  способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть  способности ребёнка, задача моя как учителя – поддержать ребёнка и развить  его способности, подготовить почву для основы развития. Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе.  Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и  способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности  постепенно угасают вследствие не востребованности. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую,  творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных  возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше  продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого  потенциала учащихся. Сегодня осуществляется непрерывный поиск новых подходов,  ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одними из  традиционных и наиболее жизнеспособных форм педагогической работы,  являются предметные олимпиады и конкурсы. В отличие от уже приевшихся  тестов, целью которых является проверка усвоенных знаний, олимпиады и  конкурсы способны решить обширный круг не только образовательных, но и  воспитательных задач. Олимпиада ­  одна из общепризнанных форм работы с одарёнными  детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в  формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое  дело, целеустремлённость, трудолюбие. С помощью олимпиады ученики  могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и  сравнить свой уровень с другими. Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой  кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в  нестандартной ситуации. Они развивают активность и творчество во  внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой  уникальный, особенный внутренний мир. Мне хочется рассказать о том, как мои ученики, теперь уже  практически пятиклассники участвовали в предметных олимпиадах и  конкурсах. Я не ограничиваю своих учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих  конкурсах, интеллектуальных и предметных олимпиадах, где они могут  раскрыть свои способности. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор  в классе, чтобы все было по­честному. Для обучающихся начальных классов  сейчас предлагается разнообразие конкурсов. Это предметные олимпиады  разного уровня: Всероссийские конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок»,  «Пегас», «Человек и Природа», «Астра», «Британский бульдог», и  интеллектуальные марафоны, и дистанционные конкурсы «Инфоурок»,  «Росконкурс» и другие различной направленности. Не стоит принижать значение дистанционных конкурсов и олимпиад. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым,  робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно  заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм  являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников. Приведу один показательный пример: в моем классе есть ученица  Успанова Дарина, которая во втором классе училась на четверки, да и тройки  были не редкими. В олимпиадах участия не принимала, мама не видела  смысла тратить деньги. В 3 классе на сайте Инфоурок появились бесплатные  конкурсы. Дарина впервые приняла участие в конкурсах по русскому языку и  математике. Задания выполняла в классе на ноутбуке. Первые результаты  были не самыми лучшими, но с этого момента у Дарины стали проявляться  математические способности. 3 класс Дарина закончила с пятеркой  по  математике. В 4 классе к олимпиадам мы начали готовиться заранее: решали  задания конкурса «Кенгуру» прошлых лет, тщательно прорабатывали задания  по курсу «Занимательная математика». И вот итог: Дарина заняла 1 места в  конкурсе «Кенгуру­2019» и по итогам 4 класса стала круглой отличницей. Еще один ученик моего класса – Сева Морозов, который на протяжении  трех лет является победителем и призером многих конкурсов и олимпиад. Таким образом, предметные конкурсы и олимпиады – это  еще и  импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному  творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать  психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке,  оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях. Важно помнить, что олимпиада, особенно для младших школьников, –  это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость  принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий,  ограниченное время на их выполнение.  Как я готовлю учащихся к олимпиадам? Поиск одарённых личностей  ­  это постоянный процесс, осуществляемый как на уроках, так и во внеурочной  деятельности. Можно сказать, что развитие познавательных и творческих  способностей детей – это и есть процесс подготовки к олимпиадам.  Приведу  несколько примеров упражнений, которые полезно применять на разных  этапах уроков, занятий по РПС и Заниматике, а также внеурочных занятий. "Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью  тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение  новой темы. В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы  всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное отношение к теме урока. После этого необходимо расположить буквы по  порядку и записать слово.  "Буквенный диктант”. Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь  первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей  получается какое­либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать  ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток  после ночи? (утро – У) "Ребусы, анаграммы”. Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе  изучения нового материала. Ребусы. Этот вид задания является  подготовительным к решению логически­поисковых задач, если в слове  присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно  научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания. Еще одной формой развития творческих и познавательных способностей являются Игротеки – ставшие традиционными моем классе внеурочные  занятия, на которых мы с детьми играем в развивающие настольные игры. Предметные олимпиады и конкурсы – это интеллектуальные  соревнования школьников в определенной образовательной области. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего  творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки. Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах,  преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что  все конкурсанты, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не  только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает  профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к  аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования. Традиционно к участию в олимпиадах и конкурсах привлекаются    наиболее талантливые, одаренные дети. Такой подход обусловлен не только  стремлением преподавателей к достижению максимального результата, но и  необходимостью создания благоприятных условий для развития самых  способных учеников. Тем не менее, по моему мнению, необходимо  задействовать максимальное количество учащихся в процесс подготовки  и проведения олимпиад. Нужно сделать так, чтобы каждый ребенок вне зависимости от базового уровня подготовки, не только хотел, но и мог стать  участником олимпиады. Обучающиеся начальных классов нашего Лицея участвуют в различных  дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и  муниципального масштаба. Почти 100 школьников являются победителями,  призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс­игра по математике «Кенгуру»,  всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «Пегас», «Астра», не считая массового участия в дистанционных олимпиадах. В деле воспитания, творчество обычно связывается с понятиями  «способности», «интеллект», «развитие», «личность», «одаренность». К  творчеству наиболее подготовлены те дети, у которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности  оригинальных решений. У многих детей ­ ранняя специализация интересов,  интеллекта и эмоциональной сферы; способности к математике, шахматам,  музыке, изобразительной деятельности. В заключении мне хочется отметить, что только комплексное  использование всех методов и форм работы создаст оптимальные условия для личностно­ориентированного обучения, развития критического мышления  школьников, их самореализации и общественного признания. И также хочу отметить, что подготовка к конкурсам, олимпиадам  должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Важно, не  воспринимать это как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа затухает. На олимпиаде не все дети занимают призовые места и чтобы не отбить  желание заниматься дальше и продолжать принимать участие в конкурсах,  олимпиадах говорю: «Если тебя не наградили, то ни коей мере не считай себя  «побежденным», ­ олимпиада не знает такого термина! Май, 2019 год.

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».

Статья «Значение предметных олимпиад и конкурсов для развития творческих способностей младших школьников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2019