Формы работы с родителями в рамках реализации ФГОС
Народная мудрость гласит: «Дитятко,
что тесто, как замесил, так и выросло».Как же надо «замесить» его, чтобы
выросло оно в настоящего человека, такого, который для родителей и гордость и
счастье? Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно
свести на нет любые педагогические усилия ОУ. Мы - педагоги понимаем, что без
согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в
сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения
маленького человека в большой мир.
Работа школы держится на трех китах: т. е. основных составляющих —
педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов
в воспитании школьников — это взаимная ответственная деятельность
взрослых участников воспитательно-образовательного процесса.
Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС –
повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное
взаимодействие между семьей и ОУ. Взаимодействие
должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать
координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. Нужно отказаться
от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать
приоритет таким формам работы, как "круглый стол", вечера вопросов и
ответов, совместные со родителями праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные
клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия,
помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их,
находить оптимальных решений.
Все инновационные формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно - информационные.
Индивидуальные формы работы с родителями.
В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико - аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики - это анкетирование и составления социального паспорта . Это позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке. Проанализировав ответы, можно сделать выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Ведь важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится
Однако анкета не даёт возможности в полном объёме узнать индивидуальные особенности ребёнка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке.
Беседа учителя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Коллективные формы работы с родителями.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. На такие встречи приглашаются семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного общения.
Одной из форм педагогической культуры родителей является родительская конференция.
Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.
Дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом уроке, принимать участие в разных мероприятиях класса. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в школьном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в жизни класса, побывать на занятиях, наблюдать за приёмом пищи,поиграть с детьми на переменках и т. д.
Праздники – одна из важнейших форм работы с родителями, их готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители («Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «День рождения», «Умники и умницы», «КВН» и др.).
Родительские тренинги - помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов - вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Наглядно - информационные формы работы с родителями.
Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:
· выставки детских работ
· информационные листки
· памятки для родителей
· выставки книг
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ОУ с семьями учеников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что школа всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего ученика и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ОУ и семье.
Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и школой, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в школе будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.