Статья"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ"

  • Документация
  • docx
  • 03.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Студенческий коллектив, руководителем которого я являюсь с 2013 года, был сформирован из студентов, поступивших на вновь открывшуюся специальность «Организация перевозок на транспорте (по видам)» На данный момент в группе обучаются 27 человек.Нами был создан Совет самоуправления - Совет группы, возглавляемый старостой группы. В него входят руководители секторов студенческого самоуправления.
Иконка файла материала Обобщение опыта работы Карпачан А.Э..docx
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»                                                          ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ               КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАРПАЧАН А.Э.Волгоград,2017       Воспитание ­ процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в   большую   жизнь   и   занять   в   ней   достойное   место,   осознавая   себя   личностью   и  индивидуальностью. Считаю, что классный руководитель ­ самый необходимый человек для подростка в современной системе   среднего   профессионального   образования.   У   него   необычная   миссия   в   жизни:     не только обучать, направлять, но и воспитывать. Его предназначение ­ проследить за становлением личности   подростка,   входящего   в   современный   ему   мир,   воспитать   человека,   способного достойно занять своё место в жизни, найти свое любимое дело­ профессию, выстроить свою карьеру, найти свое место в обществе. Студенческий коллектив, руководителем которого я являюсь с 2013 года, был сформирован  из студентов,   поступивших   на   вновь   открывшуюся   специальность   «Организация   перевозок   на транспорте (по видам)» На данный момент в группе обучаются 27 человек В начале своей работы с детьми я столкнулась с тем, что студенческий коллектив был разобщён из­за того, что ранее поступившие студенты практически все обучались в разных школах. Общих групп было немного, и в каждой создавшейся группе(по месту  их проживания), сформировался собственный   микроклимат,   как   бы   произошло   деление   на   отдельные   островки   по   своим  интересам,   где   были   свои   лидеры.   Могла   возникнуть   ситуация   непонимание,   а   за   ней   и нежелательные          конфликты. В связи со сложившейся обстановкой  я поняла, что возникла необходимость в создании воспитательной программы, которая была бы направлена в первую очередь на сплочение группы. Программа   получила   название   «Взаимопонимание   и   содружество»,   так   как   это   означало   бы формирование   такого   типа   отношений,   который   характеризовался   бы   взаимным   доверием, содружеством,   пониманием   и   совместным   творчеством.   Все   это   и стало   основной   целью    создаваемой мной программы. Основными пунктами  ее стали следующие задачи:   ­сплочение студенческого коллектива; ­создание   комфортной   обстановки,   благоприятных   условий   для   социализации   и   успешного развития   индивидуальных   профессиональных,   творческих   способностей   каждого   студента   с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта; ­   Формирование   основ    коллективизма,   для   дальнейшего   успешного   освоения   Программы профессиональной подготовки студентов по специальности и государственных образовательных стандартов.  Воспитательная работа  в группе  стала выстраиваться в соответствии с имеющимися модулями, каждый из которых, определяет  цели, содержание и формы реализации. Модуль №1 «Я – гражданин России». Работа   по   гражданскому   и   патриотическому   воспитанию   призвана   воспитывать   чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание и умение быть нужным обществу.В группе были проведены единые классные часы   на 2  курсе,   уроки на базе музея техникума с преподавателями истории и ОВС  на темы «Великий дар – быть защитником Родины»,  «Весна 45­го года», классный час, посвященный очередной годовщине в честь победы в Сталинградской битве. Кроме того были проведены: единый тематический классный час, посвященный полету в космос Ю.А.Гагарина; классные часы на  гражданско­патриотическую тему: «Народный подвиг Минина и Пожарского», «Государственные символы России», « Как дружить с Законом!», «Все ­ разные!  НО Все ­ равные!» Мероприятия,  посвященные празднованию годовщины победы в Великой Отечественной войны ежегодно проводятся в группе: среди них особо запомнился классный час с их собственным участием в виде озвучания  презентации посвященной теме ­« Женщины на большой войне», литературно­музыкальная композиция «Вечной памятью живы», читательская конференция по фильму «Мы из будущего» и «Мы из будущего­ 2», интеллектуальный марафон «Нет у памяти срока». В   2015   году   студенты   группы   приняли   участие   в   конкурсе   работ   студентов   в   рамках проходимого «Марафона «Вехи Победы»» по сохранению исторического наследия: материалов об   участниках,   событиях   и   фактах  Великой   Отечественной   войны   «Сохраним   историческую память   о   ветеранах   и   защитниках   нашего   Отечества»   с   работой   «Женщины­матери   в   годы войны». Модуль №2 «Мы за здоровый образ жизни». Без сомнения, нашу группу можно назвать самой спортивной. Все ребята ведут здоровый образ жизни,   занимаются   спортом.  Студенты   нашей   группы   входят  в   состав   общетехникумовской  команды   по   волейболу   ,   армреслингу,   гиревому   спорту,   легкой   атлетики,   мини­футболу, которые ежегодно принимают участие в соревнованиях в зачёт спартакиады ОУ СПО, занимая призовые места. Наши спортсмены – Кинжиханов Рустам, Веселов Андрей, Гончаров Дима, Болдырев Геннадий стали   победителями   не   только   на   соревнованиях   в   техникуме,   но   и   призерами   района, участниками и победителями  областных соревнований. Группа   принимает   самое   активное   участие   во   всех   общетехникумовских   спортивных мероприятиях: «А ну­ка,   парни!»,   «Осенние старты»,   «Летний и Зимний «Дни здоровья»», «Спортивная   эстафета»,   турнирах   по   баскетболу,   волейболу,   настольному   теннису,   лыжам, конькам, плавание и других соревнованиях. В   нашем   техникуме   ежегодно   проводится   «Спартакиада   между   группами»,   наша   команда  традиционно занимает призовые места (1 место, 2 место). Систематически   проводятся   Олимпийские   уроки,   классные   часы,   направленные   на формирование здорового образа жизни: «Жевательная резинка: польза или вред?», «Наркотики – дорога   к   смерти»,   беседы   с   медицинскими   работниками.   Большое   впечатление   оставил просмотр  документального  фильма «Правда о наркотиках». . В спортивных кружках и секциях сейчас занимаются – 13 ребят. Модуль №3  «Школа будущих профессионалов».Главная цель модуля ­ развитие познавательной активности, создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей обучающихся. Ребята принимают активное участие во всех тематических конкурсах, викторинах, читательских конференциях,   предметных   неделях,   проводимых   в   техникуме,   участвуют   во   внеклассных мероприятиях   по   предметам.   Организуя   группы   по   интересам,   готовят   исследовательские проекты в разных областях: по образовательным предметам, общепрофессиональным, и конечно же по специальным профильного направления. Участвуют в техникумовских предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах в городе и районе.   В   2013­2014гг   учебном   году   для   первокурсников   проводились   олимпиады   по информатике, математике, химии, биологии и экономике. Во всех студенты получили  дипломы участников, а по экологии, биологии и истории получили призовые места. В 2014­2015 году приняли участие  в 4 олимпиадах по техническим дисциплинам  в техникуме и заняли 2­3­5 места, затем участвовали в Интернет­ экзамене по социологии, инженерной графике и добились хороших показателей­ качество 86%, 78%. В  группе  проводятся мероприятия по развитию интереса к выбранной профессии и получения необходимой информации о будущем трудоустройстве   студентов и возможности применения полученных знаний в жизни. Было проведено тестирование обучающихся по профессиональным интересам и наклонностям в будущей профессии, который показал очень хорошие  результаты.  Большинство   обучающихся   склонны   к   типу   профессии   «человек–техника»,   и   это   хороший показатель для выбранной специальности. Студенты с большим процентом уверенности будут  трудоустраиваться по выбранной специальности. Для того, чтобы познакомиться с различными профессиями и   специальностями   наша группа побывала на экскурсии на предприятиях ОАО «РЖД».   Достаточно   большой   процент   оказался   у   людей,   склонных   к   типу   «Человек­человек», связанному   с   обслуживанием   людей,   с   общением.   На   третьем   курсе   после   прохождения практики   многие   студенты   остались   работать     по   профессиям   связанным   именно   с   такой деятельностью­проводник железнодорожного вагона. Модуль №6 «В дружбе взрослых и подростка – сила техникума и семьи». Техникум   и   семья   ­   естественные   союзники,   два   основных   фактора   в   обучении   воспитании подростков. Объединить  усилия – значит, во многом решить проблему их воспитания. Для меня как   классного   руководителя   важно   единство   взглядов   на   воспитание   подростка,   единство воздействия на их формирование, ведь и классный руководитель, и родители заинтересованы в том,   чтобы   ребята   хорошо   учились,   были   здоровы,   жизнедеятельны,   получили   полноценные знания, стали активной творческой личностью  и всесторонне развиты. Поэтому очень важно активное вовлечение родителей в воспитательный процесс. Один  раз в семестр   проводятся тематические  собрания, на которых кроме  методических  и педагогических консультаций проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Были проведены родительские собрания по темам «Давайте познакомимся» (собрание с элементами тренинга и анкетирования), «Подросток учится тому, что видит у себя в дому», «Как уберечь детей   от   вредных   привычек»,   (в   рамках   акции   «Уроки   для   студентов   и   их   родителей»), «Поощрение и наказание в воспитании подростка», «Агрессивные дети. Причины и последствия детской   агрессии»,   «Культурные   ценности   семьи   и   их   значение   для   подростка».   Регулярнопроводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с преподавателями­ предметниками, преподающими в группе. Были проведены открытые классные часы «Введение в профессию», «Загляните в мамины глаза». Родители вместе с детьми  принимают активное участие в общетехникумовских мероприятиях: «Родительская   конференция»,   «Отцы   и   дети»,   в  различных   спортивных   состязаниях.   Также неоценимую   помощь   оказывают   родители   в   организации   экскурсий.   Многие   родители неоднократно были отмечены администрацией техникума благодарностью за большой вклад в процесс воспитания  обучающихся техникума. Модуль №7 Студенческое самоуправление. Следует сказать, что моя нынешняя группа обладает высоким творческим, интеллектуальным потенциалом. Значительная часть группы –  активные, творческие ребята, желающие как можно больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом. Кроме того, в группе успешно развивается студенческое самоуправление. Наиболее активны все годы обучения – это староста группы – Ползунова Ольга, Филимонова Виктория, Куженьяхова Надежда, Цунхурова Анастасия и Сазонова Маргарита. Самоуправление помогает раскрывать потенциал подростков, реализовать лидерские функции. В группе   создана   обстановка,   при   которой   каждый   обучающийся   ощущает   сопричастность   к решению задач, поставленных перед группой. Студенческое   самоуправление   предполагает   развитие   самостоятельности,   коллективное творческое планирование,  реализацию решений и коллективное подведение итогов. Структура самоуправления группы. Высший   орган  самоуправления   ­  групповое   собрание.   В   его   работе  участвуют   все   студенты группы   и   классный   руководитель,   а   в   случае   рассмотрения   особо   важных   вопросов   могут привлекаться   родители обучающихся и представители совета техникума. Групповое собрание избирает: • Групповой студенческий совет, его председателя и заместителя; • решает вопросы жизни студенческого коллектива; • утверждает общественные поручения; • слушает отчеты об их исполнении; • решает вопросы поощрения и порицания студентов группы, назначение на стипендии; • вырабатывает предложения в адрес Совета старшекурсников техникума. В   период   между   групповыми   собраниями   органом   ученического   самоуправления   в   группе является Совет группы, возглавляемый старостой группы. В него входят руководители секторов студенческого самоуправления. Староста группы выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за   него   проголосовало   более   половины   участников. Староста   группы   совместно   с   классным руководителем   составляет   план   работы   на   семестр  (на   основе   предложений   обучающихся   иобщетехникумовского плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения различных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году групповом собрании путем голосования. Поручения можно менять каждый  семестр, чтобы каждый студент мог   попробовать   себя   в   различных   ролях.   В   группе   существуют   постоянные   объединения:  трудовое,   спортивно­досуговое,   учебно­познавательное,   волонтёры,   редакция   газеты, администраторы форума группы – и временные формирования: инициативно­творческие группы, дежурные команды, бригады. Самоуправление студентов техникума выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего   группового   коллектива.   Члены   студенческого   самоуправления   (САГ)   планируют   и организуют общетехникумовские и групповые  мероприятия, праздники, акции, направленные на обеспечение творческого и интеллектуального развития обучающихся группы.  Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в группе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места   в   различных   конкурсах,   участие   в   различных   общетехникумовских   мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в группе, на мой взгляд,   является динамика межличностных   отношений,   сплоченность   студенческого   коллектива   и   удовлетворенность обучающихся общением.  Полученные   данные   свидетельствуют   о   том,   что   образовательно­воспитательный   процесс конструктивен,   направлен   на   развитие   личности   и   способствует   сохранению   психического   и социального благополучия  студентов. Мне же, как классному руководителю,  очень хочется видеть моих студентов самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами,  прекрасными специалистами, патриотами России. Это и есть, на мой взгляд,  главная цель  моего труда в образовании и воспитании.