Студенческий коллектив, руководителем которого я являюсь с 2013 года, был сформирован из студентов, поступивших на вновь открывшуюся специальность «Организация перевозок на транспорте (по видам)» На данный момент в группе обучаются 27 человек.Нами был создан Совет самоуправления - Совет группы, возглавляемый старостой группы. В него входят руководители секторов студенческого самоуправления.
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
КАРПАЧАН А.Э.Волгоград,2017
Воспитание процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются
основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти
в большую жизнь и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и
индивидуальностью.
Считаю, что классный руководитель самый необходимый человек для подростка в современной
системе среднего профессионального образования. У него необычная миссия в жизни: не
только обучать, направлять, но и воспитывать. Его предназначение проследить за становлением
личности подростка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного
достойно занять своё место в жизни, найти свое любимое дело профессию, выстроить свою
карьеру, найти свое место в обществе.
Студенческий коллектив, руководителем которого я являюсь с 2013 года, был сформирован из
студентов, поступивших на вновь открывшуюся специальность «Организация перевозок на
транспорте (по видам)» На данный момент в группе обучаются 27 человек
В начале своей работы с детьми я столкнулась с тем, что студенческий коллектив был разобщён
изза того, что ранее поступившие студенты практически все обучались в разных школах. Общих
групп было немного, и в каждой создавшейся группе(по месту их проживания), сформировался
собственный микроклимат, как бы произошло деление на отдельные островки по своим
интересам, где были свои лидеры. Могла возникнуть ситуация непонимание, а за ней и
нежелательные конфликты. В связи со сложившейся обстановкой я поняла, что возникла
необходимость в создании воспитательной программы, которая была бы направлена в первую
очередь на сплочение группы.
Программа получила название «Взаимопонимание и содружество», так как это означало бы
формирование такого типа отношений, который характеризовался бы взаимным доверием,
содружеством, пониманием и совместным творчеством. Все это и стало основной целью
создаваемой мной программы. Основными пунктами ее стали следующие задачи:
сплочение студенческого коллектива;
создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного
развития индивидуальных профессиональных, творческих способностей каждого студента с
учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
Формирование основ коллективизма, для дальнейшего успешного освоения Программы
профессиональной подготовки студентов по специальности и государственных образовательных
стандартов.
Воспитательная работа в группе стала выстраиваться в соответствии с имеющимися модулями,
каждый из которых, определяет цели, содержание и формы реализации.
Модуль №1
«Я – гражданин России».
Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство
патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание и умение
быть нужным обществу.В группе были проведены единые классные часы на 2 курсе, уроки на базе музея техникума с
преподавателями истории и ОВС на темы «Великий дар – быть защитником Родины», «Весна
45го года», классный час, посвященный очередной годовщине в честь победы в Сталинградской
битве. Кроме того были проведены: единый тематический классный час, посвященный полету в
космос Ю.А.Гагарина; классные часы на гражданскопатриотическую тему: «Народный подвиг
Минина и Пожарского», «Государственные символы России», « Как дружить с Законом!», «Все
разные! НО Все равные!»
Мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в Великой Отечественной войны
ежегодно проводятся в группе: среди них особо запомнился классный час с их собственным
участием в виде озвучания презентации посвященной теме « Женщины на большой войне»,
литературномузыкальная композиция «Вечной памятью живы», читательская конференция по
фильму «Мы из будущего» и «Мы из будущего 2», интеллектуальный марафон «Нет у памяти
срока».
В 2015 году студенты группы приняли участие в конкурсе работ студентов в рамках
проходимого «Марафона «Вехи Победы»» по сохранению исторического наследия: материалов
об участниках, событиях и фактах Великой Отечественной войны «Сохраним историческую
память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» с работой «Женщиныматери в годы
войны».
Модуль №2
«Мы за здоровый образ жизни».
Без сомнения, нашу группу можно назвать самой спортивной. Все ребята ведут здоровый образ
жизни, занимаются спортом. Студенты нашей группы входят в состав общетехникумовской
команды по волейболу , армреслингу, гиревому спорту, легкой атлетики, минифутболу,
которые ежегодно принимают участие в соревнованиях в зачёт спартакиады ОУ СПО, занимая
призовые места.
Наши спортсмены – Кинжиханов Рустам, Веселов Андрей, Гончаров Дима, Болдырев Геннадий
стали победителями не только на соревнованиях в техникуме, но и призерами района,
участниками и победителями областных соревнований.
Группа принимает самое активное участие во всех общетехникумовских спортивных
мероприятиях: «А нука, парни!», «Осенние старты», «Летний и Зимний «Дни здоровья»»,
«Спортивная эстафета», турнирах по баскетболу, волейболу, настольному теннису, лыжам,
конькам, плавание и других соревнованиях.
В нашем техникуме ежегодно проводится «Спартакиада между группами», наша команда
традиционно занимает призовые места (1 место, 2 место).
Систематически проводятся Олимпийские уроки, классные часы, направленные на
формирование здорового образа жизни: «Жевательная резинка: польза или вред?», «Наркотики –
дорога к смерти», беседы с медицинскими работниками. Большое впечатление оставил
просмотр документального фильма «Правда о наркотиках». .
В спортивных кружках и секциях сейчас занимаются – 13 ребят.
Модуль №3
«Школа будущих профессионалов».Главная цель модуля развитие познавательной активности, создание условий для раскрытия
интеллектуальных, умственных способностей обучающихся.
Ребята принимают активное участие во всех тематических конкурсах, викторинах, читательских
конференциях, предметных неделях, проводимых в техникуме, участвуют во внеклассных
мероприятиях по предметам. Организуя группы по интересам, готовят исследовательские
проекты в разных областях: по образовательным предметам, общепрофессиональным, и конечно
же по специальным профильного направления.
Участвуют в техникумовских предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах в городе и
районе. В 20132014гг учебном году для первокурсников проводились олимпиады по
информатике, математике, химии, биологии и экономике. Во всех студенты получили дипломы
участников, а по экологии, биологии и истории получили призовые места.
В 20142015 году приняли участие в 4 олимпиадах по техническим дисциплинам в техникуме и
заняли 235 места, затем участвовали в Интернет экзамене по социологии, инженерной графике
и добились хороших показателей качество 86%, 78%.
В группе проводятся мероприятия по развитию интереса к выбранной профессии и получения
необходимой информации о будущем трудоустройстве студентов и возможности применения
полученных знаний в жизни. Было проведено тестирование обучающихся по профессиональным
интересам и наклонностям в будущей профессии, который показал очень хорошие результаты.
Большинство обучающихся склонны к типу профессии «человек–техника», и это хороший
показатель для выбранной специальности. Студенты с большим процентом уверенности будут
трудоустраиваться по выбранной специальности.
Для того, чтобы познакомиться с различными профессиями и специальностями наша группа
побывала на экскурсии на предприятиях ОАО «РЖД».
Достаточно большой процент оказался у людей, склонных к типу «Человекчеловек»,
связанному с обслуживанием людей, с общением. На третьем курсе после прохождения
практики многие студенты остались работать по профессиям связанным именно с такой
деятельностьюпроводник железнодорожного вагона.
Модуль №6
«В дружбе взрослых и подростка – сила техникума и семьи».
Техникум и семья естественные союзники, два основных фактора в обучении воспитании
подростков. Объединить усилия – значит, во многом решить проблему их воспитания. Для меня
как классного руководителя важно единство взглядов на воспитание подростка, единство
воздействия на их формирование, ведь и классный руководитель, и родители заинтересованы в
том, чтобы ребята хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны, получили полноценные
знания, стали активной творческой личностью и всесторонне развиты. Поэтому очень важно
активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.
Один раз в семестр проводятся тематические собрания, на которых кроме методических и
педагогических консультаций проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Были
проведены родительские собрания по темам «Давайте познакомимся» (собрание с элементами
тренинга и анкетирования), «Подросток учится тому, что видит у себя в дому», «Как уберечь
детей от вредных привычек», (в рамках акции «Уроки для студентов и их родителей»),
«Поощрение и наказание в воспитании подростка», «Агрессивные дети. Причины и последствия
детской агрессии», «Культурные ценности семьи и их значение для подростка». Регулярнопроводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с преподавателями
предметниками, преподающими в группе.
Были проведены открытые классные часы «Введение в профессию», «Загляните в мамины глаза».
Родители вместе с детьми принимают активное участие в общетехникумовских мероприятиях:
«Родительская конференция», «Отцы и дети», в различных спортивных состязаниях. Также
неоценимую помощь оказывают родители в организации экскурсий. Многие родители
неоднократно были отмечены администрацией техникума благодарностью за большой вклад в
процесс воспитания обучающихся техникума.
Модуль №7
Студенческое самоуправление.
Следует сказать, что моя нынешняя группа обладает высоким творческим, интеллектуальным
потенциалом. Значительная часть группы – активные, творческие ребята, желающие как можно
больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом. Кроме того, в
группе успешно развивается студенческое самоуправление.
Наиболее активны все годы обучения – это староста группы – Ползунова Ольга, Филимонова
Виктория, Куженьяхова Надежда, Цунхурова Анастасия и Сазонова Маргарита.
Самоуправление помогает раскрывать потенциал подростков, реализовать лидерские функции. В
группе создана обстановка, при которой каждый обучающийся ощущает сопричастность к
решению задач, поставленных перед группой.
Студенческое самоуправление предполагает развитие самостоятельности, коллективное
творческое планирование, реализацию решений и коллективное подведение итогов.
Структура самоуправления группы.
Высший орган самоуправления групповое собрание. В его работе участвуют все студенты
группы и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут
привлекаться родители обучающихся и представители совета техникума. Групповое собрание
избирает:
• Групповой студенческий совет, его председателя и заместителя;
• решает вопросы жизни студенческого коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания студентов группы, назначение на стипендии;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшекурсников техникума.
В период между групповыми собраниями органом ученического самоуправления в группе
является Совет группы, возглавляемый старостой группы. В него входят руководители секторов
студенческого самоуправления.
Староста группы выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если
за него проголосовало более половины участников. Староста группы совместно с классным
руководителем составляет план работы на семестр (на основе предложений обучающихся иобщетехникумовского плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки
и проведения различных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году групповом
собрании путем голосования. Поручения можно менять каждый семестр, чтобы каждый студент
мог попробовать себя в различных ролях. В группе существуют постоянные объединения:
трудовое, спортивнодосуговое,
учебнопознавательное, волонтёры, редакция газеты,
администраторы форума группы – и временные формирования: инициативнотворческие группы,
дежурные команды, бригады.
Самоуправление студентов техникума выражается в самостоятельности проявлять инициативу,
принимать решения и реализовывать их в интересах
своего группового коллектива. Члены студенческого самоуправления (САГ) планируют и
организуют общетехникумовские и групповые мероприятия, праздники, акции, направленные на
обеспечение творческого и интеллектуального развития обучающихся группы.
Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в группе, дает положительные результаты:
благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые
места в различных конкурсах, участие в различных общетехникумовских мероприятиях.
Критериями успешности воспитательной работы в группе, на мой взгляд, является динамика
межличностных отношений, сплоченность студенческого коллектива и удовлетворенность
обучающихся общением.
Полученные данные свидетельствуют о том, что образовательновоспитательный процесс
конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психического и
социального благополучия студентов.
Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть моих студентов самостоятельными,
разносторонне развитыми гражданами, прекрасными специалистами, патриотами России. Это и
есть, на мой взгляд, главная цель моего труда в образовании и воспитании.