Министерство
образования Республики Беларусь
Управление по образованию администрации
Московского района г. Минска
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №80 г. Минска»
ПРОЕКТ
(гражданско-патриотического воспитания, приуроченный 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне)
в рамках акции
«80- это ПАМЯТЬ! 80-школа и МЫ!
«Восемь – важных дел, которым мы верны»
Автор-составитель:
Е.В. Гриценко, заместитель директора по учебной работе и
творческая группа педагогов
Минск, 2025
Паспорт проекта
1. Руководитель проекта |
Ф.И.О. руководителя проекта |
||
Барткевич Светлана Дмитриевна |
|||
Адрес электронной почты (обязательно) |
|||
sch80@minsk.edu.by |
|||
2. Название проекта и акции |
«80 – это ПАМЯТЬ! 80- школа и Мы! « 8 - важных дел, которым мы верны» Реализация социально-значимых дел и мероприятий, посвященных 80 – летию освобождения Республики Беларусь и Победы советского народа в Великой Отечественной войне |
||
3. Аннотация проекта (краткое описание проекта)
|
Проект реализуется в государственном учреждении образования «Средняя школа №80 г. Минска» включает в себя систему патриотических социально-значимых мероприятий, направленных на реализацию восьмидесяти важных школьных дел и направлен на формирование и воспитание у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма: подготовку учащихся 1-4 классов к участию в мероприятиях, выставках, конкурсах, посвященных 80– й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне; подготовку и участие учащихся 5 классов в мероприятиях по изучению «Малой Родины», своего города, микрорайона. К участию в акции «Поезд Памяти», в литературных конкурсах чтецов. Оказание помощи ветеранам, воинам-интернационалистам; подготовку и участие учащихся 6 классов в социально-значимых мероприятиях, направленных на изучение государственной символики; в акции «Поезд Памяти». Участие в военно-патриотических играх, спартакиадах, соревнованиях; подготовку и участие учащихся 7 классов к мероприятиям, направленных на благоустройство и озеленение школьной территории, трудовое воспитание. Участие в квестах и интеллектуальных «Брейн-играх»; подготовку и участие учащихся 8 классов в мероприятиях направленных на формирование информационной культуры; на участие в интернет-квесте «Под мирным небом»; подготовку и участие учащихся 9 классов в поисково – исследовательских проектах «Память поколений», «Во имя будущего»; «Великой Победе-80», «Обелиски Памяти», «Музей в чемодане»; подготовку и участие учащихся 10 классов в патриотических акциях «Великой Победе - 80», в тематических мероприятиях по изучению Великой Отечественной войны. Подготовку учащихся к конкурсу компьютерных программ «Взгляд в будущее», «Патриот. by» фотоконкурсе «Внуки и правнуки ПОБЕДЫ»; подготовку и участие учащихся 11 классов в республиканской патриотической акции АРТ – инициатив «Гордимся! Верим! Поздравляем!», к экскурсионной деятельности. Раскрытие творческих способностей учащихся, через участие в танцевально-хореографическом конкурсе «Военный вальс» и конкурс патриотической песни «Мы вместе» с участием педагогов, родителей, учащихся. Презентация системы работы по формированию и воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся средствами современных информационных направлений деятельности и творчества. Продуктом проекта станет разработанная школьная «Книга - 8 важных дел, которым мы верны» |
||
4. Проблема, на решение которой направлен проект |
Первостепенной задачей организации образовательного и воспитательного процесса в учреждении образования стало привлечение учащихся к активной жизненной позиции, к изучению истории и культуры Беларуси, популяризации историко-культурного и природного наследия, участие в социально-значимых мероприятиях и конкурсной деятельности. Данный проект обеспечивает практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных по итогам участия в мероприятиях патриотической направленности, посредством организации участия учащихся в творческих и литературных конкурсах, акциях, проектах, квестах, выставках, конкурсах |
||
5. Цель проекта |
Выявление способных, талантливых, творческих учащихся через систему участия в конкурсах, проектах, социально-значимых мероприятиях патриотической направленности по формированию активной гражданской позиции и патриотизма |
||
6. Основные задачи проекта: |
Формировать активную гражданскую через воспитание патриотизма и нравственных качеств личности; систематизировать накопленный опыт социально-значимой деятельности; формировать информационную культуру; формировать уважительное отношение к государственной символике; сохранить память о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне; формировать уважение к историческому прошлому, к исторической памяти, языку, культуре и традициям белорусского народа; повысить интерес к изучению истории Великой Отечественной войны; формировать чувства привязанности к своим местам, к истории малой Родины; вовлечь учащихся в деятельность, направленную на благоустройство школьной территории учреждения; обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков через организацию и участие в патриотических и творческих конкурсах; обучить учащихся строевой подготовке; создать условия для самореализации и развития творческих способностей личности учащегося |
||
7. Деятельность в рамках проекта |
Демонстрация системной работы по вовлечению учащихся в мероприятия гражданско-патриотической направленности. Организация школьных литературных конкурсов, конкурсов поисково-исследовательских проектов, конкурсов хореографического и компьютерного мастерства, мероприятий воспитательной направленности. |
||
8. Методы реализации проекта |
Методы формирования сознания личности (дискуссия, беседа, убеждение); практические методы, направленные на приобретение знаний, умений и навыков; информационный; частично-поисковый (эвристический); иллюстративный; методы исследовательской деятельности; творческой деятельности; деловой игры, мозгового штурма
|
||
9. Сроки реализации проекта |
Проект реализуется в течение 2024-2025 учебного года |
||
Наименование и описание мероприятия |
Сроки начала и окончания |
Количественные показатели
|
Ответственные
|
Подготовительный этап |
сентябрь-октябрь |
1-11 классы |
Заместители директора по УМР, ВР, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители, педагоги дополнительного образования |
Организационный этап |
октябрь-декабрь |
||
Практический этап |
январь - март |
||
Заключительный |
апрель-май |
||
10. Команда проекта |
Заместители директора по УМР и ВР, классные руководители, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учащиеся, родители |
||
11. Партнеры проекта |
Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ранак», дошкольное учреждение образования «Детский сад №80 г.Минска |
||
12. Результаты проекта |
Применение полученных практических знаний, умений, навыков на практике с целью участия и выступления в творческих конкурсах по данному направлению деятельности |
||
13. Ожидаемые результаты |
Успешной реализацией проекта являются достижения и результативность учащихся. Овладение учащимися навыков партнерского сотрудничества при решении поставленных задач. Приобретение практических навыков и положительного опыта сотрудничества. Создание школьной книги «Книга – 8 важных дел, которым мы верны» |
||
14. Устойчивость проекта |
Проект может совершенствоваться путем включения в систему работы школы нововведений и ИКТ |
Содержание
Информационная карта проекта
Пояснительная записка
1.Информационный блок
1.1.Название проекта
1.2. Актуальность проекта
1.3. Цель проекта
1.4. Задачи проекта
1.5. Срок реализации проекта
1.6. Участники реализации проекта
1.7. Этапы реализации проекта
1.8 Обеспечение условий выполнения проекта
1.9. Ожидаемые результаты
2. Содержание проекта
2.1. Ведущая идея
2.2. Механизм реализации проекта
2.3. Формы и методы реализации проекта
3. Результативность и эффективность реализации проекта
Заключение
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Ученик – это не сосуд,
который нужно наполнить знаниями,
а факел, который нужно зажечь!»
Воспитать сегодня гражданина патриота – это значит, подготовить молодого человека к активному участию в жизни страны, создать условия для формирования чувства любви к Отечеству, малой Родине, семье, гордости и уважения к своему народу, его истории, культуре, традициям. Воспитание этих чувств всегда были и остаются базовыми в формировании нравственной, идеологической культуры подрастающего поколения
В государственном учреждении образования «Средняя школа №80 г. Минска» создана целостная система по патриотическому воспитанию учащихся. Важной задачей образования и воспитания стала необходимость отвлечение учащихся от вредных привычек и зависимостей, а также компьютеров, гаджетов, и в противовес этому, привлечение учащихся к активной социально-значимой школьной деятельности.
Актуальной педагогической задачей является задача формирования у учащихся научной системы политических знаний об обществе, выработке совместных согласованных решений, формирование гражданских компетенций (умений), как фактора развития социального потенциала учащихся.
Проект «80 – это ПАМЯТЬ! 80 - это Мы! 8 важных дел, которым мы верны» включает в себя:
воспитание и развитие личности на основе творческой самореализации;
популяризация высокохудожественных репертуаров гражданской, военно-патриотической направленности;
совершенствование речевой культуры и развитие интереса к искусству звучащего слова;
реализация системы мероприятий для раскрытия творческих способностей и самореализации личности учащихся путем включения в разнообразные виды деятельности;
формирование знаний основ идеологии белорусского государства, политической грамотности
подготовка учащихся к поисково-исследовательской деятельности;
формирование системы межведомственного взаимодействия;
участие в мероприятиях по изучению истории, изучению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне;
участие в акциях, экскурсионных мероприятиях данной направленности;
организацию полезной социально-значимой занятости учащихся.
Организация занятости учащихся в современных условиях требует внедрение новых инновационных технологий и нетрадиционных форм работы в процесс воспитания и образования. Воспитание современного гражданина и патриота, знающего историю своей малой родины и страны, активно пропагандирующего свои достижения на просторах сети интернет.
Цель проекта – выявление талантливых, способных, творческих учащихся через участие в социально-значимых мероприятиях, формирование активной гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения посредством реализации проекта. Создание школьной книги «80 – это ПАМЯТЬ! 80 - это Мы! 8 важных дел, которым мы верны».
Задачи проекта:
сформировать активную гражданскую позицию через воспитание патриотизма и положительных нравственных качеств личности в процессе интеллектуальной, поисково – исследовательской, творческой деятельности, информационной культуры;
повышать интерес к изучению истории Великой Отечественной войны и современности нашей страны, ее культурному наследию;
приобщать к общечеловеческим и национальным ценностям, формировать нравственную культуры;
обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков, полученных на практике при изучении истории и Малой родины;
обеспечить практическое закрепление умений и навыков, полученных по итогам участия в конкурсах, проектах;
повысить престиж службы в воинских формированиях нашей страны, посредством непосредственного знакомства с профессиями спасателя-пожарного, профессиональными возможностями службы в органах системы МЧС, ОВД;
создать условия для развития творческих способностей и самореализации личности ребенка путем включения в разнообразные виды деятельности;
развить навыки общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности.
Основная идея проекта и акции привить любовь к школе, к ее традициям научиться гордиться её историей.
Создать школьную книгу «80 – это ПАМЯТЬ! 80 - это Мы! 8 важных дел, которым мы верны».
Сроки реализации проекта: 2024/2025 учебный год.
В процессе реализации проекта накопленный опыт собран в единую школьную книгу«80 – это ПАМЯТЬ! 80 - это Мы! 8 важных дел, которым мы верны».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект представляет собой систему последовательных взаимосвязанных этапов в тесном взаимодействии с законными представителями учащихся учреждения образования, представителями межведомственных структур
№ |
Название этапа |
Сроки реализации |
Содержание этапа |
Участники |
1. |
Подготовительный |
сентябрь октябрь |
1.Диагностика уровня сформированности гражданских и патриотических качеств личности. 2. Создание творческой инициативной группы из числа педагогов по реализации проекта. 2. Презентация идей по содержательному наполнению проекта. 3. Организационно-методическое сопровождение проекта |
Заместители директора, классные руководители |
2. |
Организационный |
октябрь ноябрь |
1.Консультации для классных руководителей. 2.Создание модели проекта. 3.Представление проекта на заседании УМО, педагогического совета учреждения образования, общешкольном родительском собрании |
Заместители директора, классные руководители |
3. |
Практический |
ноябрь-март |
1. Подготовка и проведение мероприятий по проекту. 2. Трансляция проводимых мероприятий на сайте учреждения. 3. Создание и пополнение фото галереи на сайте школы, в группе ВКонтакте. 4. Накопление опыта учащимися для создания школьной книги. |
Заместители директора, классные руководители, учащиеся школы |
4. |
Заключительный |
май |
4.Оформление проекта в рамках акции«80 – это ПАМЯТЬ! 80 - это Мы! 880 важных дел, которым мы верны».
|
Книги и учебно-методического комплекса |
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для реализации данного проекта была организована инициативная творческая группа, в состав которой вошли заместители директора, классные руководители, кураторы инициативной творческой группы, учащиеся, родители.
В течение учебного года были разработан и утвержден план работы.
В течение реализации проекта проходило заседание УМО, ежемесячно осуществлялось заседание творческой группы, организован и проведен педагогический совет. Организованно общешкольное родительское собрание, на котором был представлен данный проект и система стимулирования активности классов в социально-значимых мероприятиях. Согласно плану работы: за активность и результативность участия в мероприятиях каждый класс получал оценки по десятибалльной шкале, которая заносилась в таблицу результативности и активности на стенде в холле первого этажа учреждения образования, а также транслировалась на официальном сайте учреждения образования.
По итогам участия в акции определялся победитель, по каждой параллели который получил диплом «Лучший класс по гражданско-патриотическому воспитанию».
Акция включала проведение еженедельных и ежемесячных тематических социально-значимых мероприятий. Ключевым продуктом акции и проекта станет создание школьной книги с трансляцией лучших результативных работ по гражданско-патриотическому направлению.
Педагоги применяют все возможности коллективных творческих дел, музейной педагогики, информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя в различных видах и формах социально-значимой деятельности данной акции и проекта.
В настоящее время особую актуальность приобретает применение эффективных средств, форм и методов, направленных на развитие гражданских качеств личности. Решающее значение имеет способность человека не столько добиваться признания в обществе, сколько способность влиять на принимаемые решения.
Поэтому педагогической актуальной задачей сегодня является формирование у учащихся системы знаний об обществе, приобретение навыков общественной деятельности, самоуправления, активного гражданского опыта, а также участия в социально-значимых мероприятиях.
Развитие творческих компетенций позволяет учащимся приобрести социальную мобильность и адаптацию в обществе. Важной составляющей гражданско-патриотического воспитания является организация системной работы в тесном взаимодействии с учреждениями образования.
Проект дает возможность через созданную системную работу реализовать:
исследовательскую и проектную деятельность;
участие в социально-значимых мероприятиях;
получить знания по формированию правовой культуры;
сформировать лидерские качества;
обучить технике исполнения вальса;
иметь профориентационную направленность;
развить коммуникативные способности, совершенствуя умения коллективного сотворчества;
привлечь учащихся к благоустройству территории, участию в социально-значимых мероприятиях.
Все перечисленные формы работы дают возможность почувствовать себя активными строителями своего будущего.
Системность и целенаправленность организованной работы по гражданско-патриотическому воспитанию способствует вовлечению учащихся в сферу возможностей и инноваций.
Новым импульсом в развитии и совершенствовании работы по патриотическому воспитанию стало создание школьной книги «80 важных дел, которым мы верны», в которой собраны лучшие и результативные достижения каждой школьной параллели.
Широкие возможности в воспитании гражданственности и патриотизма учащихся представляет организация работы по истории и литературе, которая позволяет учащимся закрепить полученные знания на практике, расширить кругозор о богатом историко-культурном наследии страны.
Участие учащихся в акции дает возможность сформировать национальное сознание учащихся.
Немаловажную роль играет профилактика асоциального поведения подростков. Участие в мероприятиях в рамках данного проекта и акции позволяет учащимся осознать свою принадлежность направить энергию на пользу школы.
Участие в совместной общественно-значимой деятельности позволяет учащимся приобрести колоссальный опыт сотрудничества, раскрывая собственные потенциальные возможности, приобрести навыки по безопасности жизнедеятельности, познакомиться с профессиями спасателя (МЧС), сотрудника Госавтоинспекции.
Комплекс организационных социально-значимых мероприятий, направленных на активное привлечение учащихся к изучению истории и культуры, природы своей малой родины, родного края.
Практика работы учреждения образования позволяет реализовать накопленный опыт и в создании школьного музея, интерактивной карты посещения памятных мест.
Девизом акции стал «Открой – необычное! Узнай - новое! Сделай – полезное!».
Поисковая деятельность
Основным способом поисковой работы для ребят стала работа с поисковыми сайтами в сети интернет:
Учащиеся изучали истории жизни своих родственников, участников Великой Отечественной войны ВОВ, памятники и мемориалы, которые увековечивают память о Великой Отечественной войне.
Занимаясь поисковой работой, осваивая коллективные формы работы, у учащихся вырабатывалась инициатива, ответственность и дисциплина.
Учащимися и педагогами школы в преддверии праздника Дня Победы планируется высадка на территории школы аллеи «Дерево героя». Каждое дерево будет посажено в память о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Проведению акции предшествовала поисковая работа по установлению данных о каждом герое. Собирались сведения о боевом пути, наградах, месте захоронения в случае гибели. Для поиска данных использовались материалы семейных архивов и поисковых сайтов, доступных в сети интернет:
«Творим, созидаем, создаем»
Создать условия для развития коммуникативных навыков, развития творческих способностей учащихся, реализации возможности каждому почувствовать свою значимость и сопричастность к общему делу – важные направления образовательного и воспитательного процесса.
Это реализуется через проведение мероприятий по различным направлениям и видам деятельности.
«Лучший гражданско-патриотический класс»
Конкурс на лучший класс является лично – командным первенством школы.
Конкурс проводится в период сентябрь-май среди всех классов школы.
Этапы конкурса:
· Творческая презентация класса;
· Конкурс патриотической песни «Мы вместе» (педагоги, учащиеся, родители);
· Конкурс «Военный вальс»;
· Патриотический флешмоб
Подведение итогов конкурса проводится в мае.
При подведении итогов суммируются балы победителей, распределяются места по параллелям.
Лидерство определяется по наибольшей сумме мест, полученных классом во всех конкурсных этапах.
Команды классов, занявшие призовые места, награждаются дипломами.
Класс, занявший общее первое место в конкурсе, награждается на празднике «Последнего звонка» переходным кубком «Лучший гражданско-патриотический класс», который хранится в кабинете классного руководителя до следующего этапа проведения конкурса, и дипломом победителя конкурса.
.
Заключение
С целью успешной реализации гражданско-патриотического проекта и акции в государственном учреждении образования «Средняя школа №80 г. Минска» создана единая система, позволяющая формировать активную гражданскую позицию и патриотизм у подрастающего поколения.
Воспитательная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в системе образования. Она является одной из форм организации свободного времени учащихся, обеспечивает их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Такой вывод мы можем сделать, по результатам реализации данного проекта и акции «80-это память! 80-школа имы.8 славных дел, которым мы верны».
В итоге реализации проекта охват учащихся активной деятельностью в различных мероприятиях составил 95 % от численности учащихся всех классов.
По итогам проведения конкурсных мероприятий, определился лучший гражданско-патриотический класс.
Гордостью школы также является создание школьного музея, который является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни. Деятельность школьного музея направлена на формирование у учащихся гражданских и патриотических чувств, на расширение их знаний по истории Великой отечественной войны, школы и страны, своего края, малой родины, развивает у учащихся практические навыки поисково-исследовательской и экскурсоводческой деятельности.
Задачи проекта и акции выполнены. Участие в социально-значимых мероприятиях, конкурсах объединило ребят, учителей, родителей и направило на достижение успеха и победы.
Воспитывая ребят в духе патриотизма, мы растим актив юных патриотов страны, которые готовы представлять интересы школы в соревнованиях, конкурсах всех уровней и показывать свой результат.
Список источников и литературы
1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]: режим доступа: https://adu.by/images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf – Дата доступа: 25.03.2024.
2. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи. / Весник ТГПУ. – 2009. – выпуск 5 (83). – с. 34-39.
3. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В.Буткевич. – Минск: НИО, 2007.
4. Емельянчик, Л.В. Шестой школьный день: каждый должен найти себе занятие по душе // Веснік адукацыі. — 2005.-№4. - С.34-36.
5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учебн. заведений. / Под. Ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 336.
6. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.