Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 4.7

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
английский язык
1 кл—4 кл
21.10.2018
Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье содержатся основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Соблюдение данных стратегий на уроках английского языка в младших классах способствует формированию социальных навыков детей с ОВЗ, социокультурных и творческих навыков, повышению мотивации к изучению иностранного (английского) языка.статья
статья моя.doc
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ учитель английского языка МОБУ СОШ №6, г.Нефтекамск РБ Трякина Виктория Витальевна Инклюзивное   образование   (далее   —   ИО),   означает   обучение   детей   с особыми   образовательными   потребностями   в   общеобразовательной   среде.   На сегодняшний   день   вопросы   ИО   являются   предметом   пристального   внимания политиков,   учёных,   родительской   и педагогической   общественности.   В последние   годы   неуклонно   растёт   поддержка   программ   по   обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее —  ОВЗ),  их   равного  доступа   к  образовательным   услугам  в  детских  садах   и общеобразовательных школах наравне с их сверстниками. В первую очередь это связано с тем, что неуклонно растёт число детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие   недостатки   в   физическом   и (или) психическом развитии, и подтвержденные психолого­медико­педагогической комиссией     препятствующие   получению   образования   без   создания   специальных условий. Причинами   возникновения   особых   образовательных   потребностей   у   ребёнка могут быть разнообразные факторы: сенсорные, физические, интеллектуальные и   эмоциональные.   Выражаются   они   в   трудностях   в   достижении   прогресса   в соответствии   со   школьной   программой,   в   приобретении   физических   и социальных навыков, а также в формировании адекватной самооценки.  На   сегодняшний   день   в   нашей   школе   обучаются   47   детей   с   ОВЗ. Категория обучающихся с задержкой психического развития (далее — ЗПР) – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ.  Я преподаю английский язык во 2в классе, где из 20 детей – 4 ребенка с ЗПР, 2 слабослышащих ребенка и 2 слабовидящих.   Позвольте   поделиться   личным   опытом   работы   с   детьми   с особыми образовательными потребностями во 2в классе. Второклассники с ЗПР 1 на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5­10 минут. Учащимся со слабым зрением очень сложно усваивать материал на иностранном языке, их темп работы достаточно снижен, что зачастую приводит к неуспеваемости и психическому дискомфорту детей.     Слабослышащим   детям   сложно   научиться   читать,   запоминать   новые лексические единицы и употреблять из в речи, потому  что работа на начальном этапе  обучения  английскому  языку  построена,  в основном,    на  аудировании. Исходя   из   вышеизложенного,   я   пришла   к   выводу,   что   детям   с   ОВЗ действительно необходимы особые стратегии обучения.  Стратегия   1.  Создание   адаптированной   образовательной   среды, соответствующей потребностям всех учащихся. ИО – это не просто определение учащегося с ОВЗ в обычную школу. Скорее,  это создание  целого  ряда  специальных  условий, включающих  в  себя   адаптированные   методики   обучения, адаптированный   учебный   план, модифицированные методы оценки и обеспечение доступности. Для реализации ИО необходима совместная работа руководства школы, педагогов, психолога, логопеда, дефектолога,  медицинских работников, родителей.  Стратегия 2. Благоприятный психологический климат в классе. Учителю необходимо создать на уроке благоприятную психологическую обстановку,   способствующую   обучению   и   развитию   всех   учащихся.   Ребята учатся   лучше,   если   находятся   в   эмоционально­безопасном   и   предсказуемом окружении, которое их мотивирует и помогает ставить правильные цели. Для того, чтобы   дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно на уроке  –   я стараюсь создавать   для   них   ситуацию   успеха.   Все   они   по­своему   талантливы.   Как оказалось, среди детей с ЗПР во 2в классе есть юные художники, артисты и поэты. Я, как педагог, помогаю им раскрыть свои способности и с радостью наблюдаю, что  у ребят  заметно повышается мотивация к учебе, самооценка, и они добиваются признания и уважения среди одноклассников.  2 Стратегия 3. Совместное групповое обучение. Совместное   групповое   обучение   предполагает,   что   учащиеся   вместе работают в малых группах, помогая друг другу выполнять индивидуальные и групповые   задания,   учатся   друг   у   друга,   что   необходимо   для   детей   с   ОВЗ. Второклассники с огромным удовольствием совместно работают над созданием проектов, где каждый имеет возможность проявить свои способности. В этом учебном году они сделали уже три совместных проекта на следующие темы: «Алфавит»,   «Моя   любимая   еда»   и   «Животные».   При   совместной   групповой работе   каждый   учащийся   имеет   определенную   роль;   от   его   работы   зависит общий   результат,   что   способствует   значительному   повышению   самооценки   у учащихся с ОВЗ и сплочению классного коллектива.  Стратегия 4. Взаимное обучение сверстников. Взаимное обучение сверстников – это когда один учащийся учит другого под руководством учителя. Лучше всего подходит для отработки навыков и умений, повторения и закрепления пройденного материала. Обычно я отвожу для работы в парах от 5 до 10 минут от урока. Разбиваю учащихся на пары случайным образом, прошу их меняться ролями «обучающий» — «обучаемый». Например, при закреплении лексики на тему «Моя семья» во 2в классе, ребята проверяли   знания   лексических   единиц   друг   у   друга   с   помощью   картинок   с изображением   членов   семьи.   Кроме   того,   они   демонстрировали   друг   другу рисунки,   которые   заранее   подготовили   дома,   и   описывали   свою   семью   по модели.   Следует отметить, что учащиеся с ОВЗ, выступая в роли «учителя», могут повысить самооценку и добиться хороших успехов в учебе. Они также овладевают умением осуществлять взаимо­ и самоконтроль, давать адекватную оценку.    Стратегия 5. Обучение социальным навыкам.  Обучение   социальным   навыкам   —   это   набор   стратегий,   которые помогают   учащимся   устанавливать   и   поддерживать   положительное 3 взаимодействие   с   другими   людьми.   Большинство   детей   достаточно   легко приобретают социальные навыки, соответствующие их культуре, однако детям с ОВЗ ими овладеть непросто, и их явно нужно этому обучать. Цель обучения социальным   навыкам   —   установить   границы   поведения   для   того,   чтобы учащиеся   могли   выбрать   модель   поведения,   соответствующую   различным социальным контекстам. На своих уроках я делаю упор на развитие навыков вербальной   коммуникации.   Учащиеся   учатся   приветствовать   друг   друга,   запоминать   и   использовать   имена,   учатся благодарить.   Они   стараются   подбирать темы для разговора, поддерживать беседу. Формирование социальных навыков на уроках английского языка  я реализую через ролевые игры, диалоги, разбор конкретных ситуаций. Стратегия 6. Дифференцированное обучение ИО   подразумевает   дифференцированный   подход,   целью   которого является обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей,   удовлетворения   его   познавательных   потребностей.   Обучение каждого   ребенка   должно   происходить   на   доступном   для   него   уровне     и   в оптимальном для него темпе. Индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются   преимущественно   в   виде   заданий   различной   трудности   и характера.  Например,  при   введении   новых   лексических   единиц,   я     готовлю карточки разных уровней (перевести   с русского языка на английский язык и наоборот, соединить картинку и слово, заполнить кроссворд, разгадать ребус). При проведении самостоятельных работ количество заданий, а также время для их   выполнения   для   разных   групп  —  различное.   Детям   с   ЗПР   разрешаю пользоваться опорными схемами, словарем.   Для слабовидящих детей задания распечатываю   более   крупным   шрифтом,     для   слабослышащих   –   подробно расписываю   инструкции   по   выполнению   каждого   задания.   Что   касается домашнего задания, детям с высокой мотивацией предлагаются дополнительные задания творческого характера (составить кроссворд, сделать проект, описать 4 картину и т.д.). Детям с ЗПР обычно предлагаю выполнить задания по образцу, модели.  Стратегия 7.  Использование современных технологий Дети с ОВЗ отличаются быстрой утомляемостью, поэтому необходимо, чтобы урок был насыщенным  и увлекательным.   На своих уроках я активно применяю   информационно   коммуникационные   технологии.   Второклассникам очень нравятся  уроки­мультфильмы «тетушки Совы». Вместе  с дракончиком Go­go (мультфильм «Go­go loves English») и «Бабой Ягой» (компьютерная игра для   младших   школьников)   дети   с   удовольствием   осваивают   грамматику английского языка. Также в работе с детьми с ОВЗ мне помогают различные сайты   («British  Council»,   «Уроки   английского   языка»,  BiLingual,  Lingvister, «Игровая   комната»),   где   можно   в   онлайн   режиме   отрабатывать   лексику   и грамматику   в   интересной   игровой   форме,   используя   интерактивную   доску. Также в своей работе я активно применяю игровые технологии. Больше всего 2в классу нравятся такие игры, как «Поле чудес», «Врата», «Повторяй за мной», «The  chain  of  letters»   и   многие   другие.   Также,   на   каждом   уроке   отводится определенное   место   здоровьесберегающим   технологиям.   Дети   охотно   учат песни на английском языке сопровождая их движениями.  Можно сделать вывод, что инклюзивное обучение предоставляет детям с ОВЗ возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения английским языком,   что   в   свою   очередь   даст   шанс   социализироваться   в   современном обществе,   снизить   количество   социально   неадаптированных,   «выпавших»   из образовательной структуры детей и подростков. Список используемой литературы 1.Абрамова,   И.   В. Образование   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья:   проблемы,   поиски,   решения   [Текст]   /   И.   В.   Абрамова   // Педагогическое образование и наука. ­ 2012. ­ № 11. ­ С. 98­102. 5 2. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 14–20. 3.  David  Mitchell.   Эффективные   педагогические   технологии   специального   и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива» 2016 4.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. От 04.06.2014, с изм. От 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации». 6

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья:"Основные стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018