"Степь" в произведениях поэта, композитора, художника.

  • Работа в классе
  • doc
  • 17.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство со степными просторами в литературном произведении Сян-Белгина, произведениями П.Чонкушова «Степь», произведением Г. Рокчинского.
Иконка файла материала Степь в произведениях поэта.doc

«Степь» в произведениях поэта, композитора, художника.

 

Цель:

·        Способствовать видению образов в литературе, музыке, искусстве.

·        Познакомить со степными просторами в литературном произведении Сян-Белгина.

·        Познакомить с произведениями П.Чонкушова «Степь», произведением Г.Рокчинского.

·        Создать условия для формирования умения видеть прекрасное в окружающем мире.

 

Оборудование: портрет Сян-Белгина, аудиозапись П.Чонкушова «Степь», репродукция картины Г.Рокчинского «Степь».

 

ХОД УРОКА

 

- Сегодня у нас необычный урок. Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

 

«Поэзии и музыки союз. Для наших душ союз вдвойне священный».

Уильям Шекспир

 

- Как вы  понимаете это высказывание?

(Связь между музыкой и поэзией раскрывает,  дополняет какой-то образ)

 

- Давайте вспомним, кто еще помогает нам создать тот или иной образ

(Художники)

 

- Каких художников Калмыкии вы знаете?

(Г.Рокчинский)

 

- Что вы знаете об этом художнике?

(Ответы детей)

Биография Г.Рокчинского.

 

- Посмотрим, репродукцию художника.

 

- Каким создал образ степного простора художник?

(Светлый, чистый, воздушный, легкий)

 

- С помощью чего художник передает этот образ?

(Старался передать игру света – тени, своей необычной техникой художник хотел передать необычные оттенки природы).

 

- Мы смотрим образ степного простора, который создал художник, а теперь обратимся к образу степного простора в литературе и познакомимся с произведением калмыцкого поэта, писателя Х.Б. Сян-Белгина.

 

Биография писателя.

 

- Послушайте стихотворение.

 

Работа и анализ стихотворения.

 

- Вам понравилось стихотворение?

- Какие чувства и настроение оно вызывает?

- Прочитайте стихотворение про себя.

- С помощью каких приемов художественной выразительности  автору удалось создать живой образ степи.

- Подтвердите убеждение текстом.

- Какие приемы художественной выразительности используются автором?

(Метафора, сравнение, эпитет)

(На доске определения этих слов)

 

 

Работа над стихотворением по памяти.

 

- Мы поговорили о создании образа степного простора художником, поэтом, а кто еще может создавать образ?

(Композиторы)

 

- Каких калмыцких композиторов вы знаете?

 

- Что вы знаете о них?

(Краткие сообщения)

 

Краткое знакомство с творчеством П.Чонкушова.

 

- Я предлагаю прослушать произведение П.Чонкушова «Степь». Закройте глаза и представьте, что вы в степи.

 

- Что вы представили?

 

- Что помогло вам определить  это состояние души, настроение.

(Характер певучий, спокойный, напевный, методичный)

 

- К какому жанру вы можете отнести это произведение?

(инструментальная пьеса в 3-х частях)

 

- Какой темп присущ?

(1 часть - умеренный, медленный, спокойный, 2 часть более подвижная, 3 часть - спокойная)

 

- Какие инструменты солируют в оркестре?

(Скрипка)

 

- Какие интонации слышны в теме?

(Журавлиный крик, характерные интонации калмыцкой музыки)

 

- Удалось ли композитору передать в музыке красоту степи?

(Да)

 

- С помощью чего?

(Мелодия, темп, характер, инструменты)

 

Физминутка.

 

- Я сейчас включу песню «Ветер, ветер степной».

Слова этой песни написал Х.Б.Сян-Белгин, музыку – М.Грачев.

Мы немножко отдохнем.

 

- А теперь вернемся к нашему стихотворению и попробуем прочитать его под музыку про себя.

 

- Получилось у вас?

 

- Кто попробует прочитать его вслух так же по музыку?

 

- Чтение под музыку называется художественным.

 

Творческая работа.

 

- У вас на столах листы бумаги. Я предлагаю вам задания трех уровней, каждый пусть выберет себе задание:

1) нарисовать степь

2) составить рассказ о степи

3) составить собственное стихотворение о степи.

 

 

Итог.

Выставка рисунков.

Чтение рассказов (2 чел.)

Чтение стихотворений о степи.

 

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.