Урок русского языка в 6 классе
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: дать понятие о формах сравнения имён прилагательных.
Задачи урока:
· формировать умение образовывать формы сравнения прилагательных, различать их в тексте; расширять словарный запас школьников; способствовать дальнейшему формированию лингвистической и коммуникативной компетенций;
· развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения, аналитическое мышление, орфографическую зоркость, речь обучающихся;
· воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка, любовь к родному краю.
Ход урока
I. Орг. момент. Сообщение целей урока.
II. Основной ход урока.
Ответить на вопрос: что такое прилагательное?
2. Работа с формами прилагательного:
– ответить на вопрос: какие формы бывают у прилагательного? (полная, краткая, простая и составная сравнительная, простая и составная превосходная)
– распределительный диктант: выписать прилагательные в три столбика – полные, краткие, в степени сравнения. Большой, больше, самый веселый, весел, страшен, утренний, огромнейший, глубока, суровый. Дополнить каждую колонку своим примером.
большой весел больше
утренний страшен самый веселый
суровый глубока огромнейший
3. Теоретический опрос: рассказать, как образуются все формы степеней сравнения.
4. Проблемное задание: исправление ошибок. Записать предложения в исправленном виде, Подчеркнуть прилагательные как члены предложения. Еще раз сказать: какая форма сравнительной степени здесь использовалась?
Эта задача более легче.
К середине река более глубже.
Летом солнце более жарче.
5. Закрепление простой сравнительной степени .
Сравните двумя способами:
– родниковую и речную воду по чистоте (чище – грязнее);
– планеты Солнце и Землю по величине (больше – меньше);
– растительность тундры и тайги по густоте (гуще – скуднее).
Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
6. Развитие слуховой памяти.
Выписать из текста прилагательные в составной превосходной степени. Затем образовать простую превосходную степень.
Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появлялась в лесу земляника. трудно даже представить, сколько людей воспитала эта самая ранняя, самая яркая, самая душистая, самая сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве. (ярчайшая, душистейшая, сладчайшая)
7. Синтаксическая 5-минутка: синтаксическая роль прилагательных в превосходной степени. Разобрать синтаксически предложение:
Любовь к родной природе – вернейший признак любви к своей стране.
Объяснить постановку тире. Прокомментировать высказывание К.Паустовского.
8. Контроль знаний: срезовая работа на листочках.
Образовать от данных прилагательных все возможные формы степени сравнения.
– низкий (ниже, более низкий, нижайший, самый низкий)
– внимательный (внимательнее, менее внимательный, внимательнейший, самый внимательный)
– раскидистый (раскидистее, более раскидистый, …, самый раскидистый)
– маленький (меньше, более маленький, малейший, самый маленький)
9. Итог урока – творческая работа.
Написать сочинение-миниатюру на тему: «А снег идет, идет…» Лирическим настроем на данную работу может служить стих-е М.Дудина:
Чистейшего снега, И, пухом легчайшим
Белейшего снега На солнце блистая,
Зима отряхнула Пустила гулять
На рощу с разбега. По лесам горностая.
III. Выставление оценок.
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.