РобертЛьюис родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 года. Отец мальчика был инженером, проектировавшим маяки. С раннего детства мальчик много времени лежал в постели — серьезные диагнозы заставляли родителей беречь сына. Стивенсону диагностировали круп, а позднее и чахотку (туберкулез легких), которые в те времена часто становились смертельными. Поэтому маленький Роберт много времени проводил в «одеяльной стране» - так писатель позднее напишет о детстве.
Возможно, постоянные ограничения и постельный режим и помогли воображению Роберта Льюиса Стивенсона развиться настолько, что тот начал придумывать воображаемые приключения и путешествия, которые не мог совершить в жизни. Кроме того, няня мальчика воспитывала в нем литературный вкус и чувство слова, читая стихотворения Роберта Бернса и рассказывая сказки перед сном.
Уже в 15 лет Роберт Льюис Стивенсон закончил первое серьезное произведение, получившее название «Пентландское восстание». Отец Роберта поддержал сына и издал эту книгу в 100 экземплярах за собственные деньги в 1866 году.
Детство и юность
Примерно в то же время Стивенсон, несмотря на состояние здоровья, начал путешествовать по родной Шотландии и Европе и записывать впечатления и случаи из поездок. Позднее эти очерки вышли под обложкой книг «Дороги» и «Путешествие внутрь страны».
Став постарше, Роберт Льюис Стивенсон поступил в эдинбургскую академию, а затем и в Эдинбургский университет. Поначалу молодой человек пошел по стопам отца и начал изучать инженерное дело. Однако позднее перешел на факультет юриспруденции и в 1875 году стал дипломированным юристом.
Примечательно, что Стивенсон писал и стихи, однако относился к стихотворным экспериментам как к дилетантству и даже не пытался публиковать их. Но часть стихотворений писатель все же собрал под одной обложкой и решился издать. Так появился сборник поэзии Стивенсона, навеянный воспоминаниями о детских годах. На русском языке стихотворения вышли в 1920 году и получили переводное название «Детский цветник стихов». Позднее сборник несколько раз переиздавался и изменял первоначальное название.
БИБЛИОГРАФИЯ
1883 - "Остров сокровищ"
1885 - "Принц Отто"
1886 - "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда"
1886 - "Похищенный"
1888 - "Черная стрела"
1889 - "Владелец Баллантрэ"
1889 - "Несусветный багаж"
1893 - "Потерпевший кораблекрушение"
1893 - "Катриона"
1894 - "Сент-Ив"
К тому времени семья Стивенсона, благодаря «Острову сокровищ», жила безбедно. Но, к сожалению, здоровье автора больше и больше давало о себе знать. Медики посоветовали писателю сменить климат, и Роберт Льюис Стивенсон переехал из родной страны на острова Самоа. Местные жители, поначалу настороженно воспринявшие незнакомцев, вскоре стали постоянными гостями в гостеприимном доме этого добродушного человека. За Стивенсоном даже закрепилась кличка «вождь-сказитель» - так называли писателя аборигены, которым тот помогал советами. Зато белые колонизаторы недолюбливали Роберта Льюиса Стивенсона за те настроения вольнодумия, что писатель сеял в умах местных жителей.
Остров Самоа стал не только любимым местом писателя, но и последним пристанищем. 3 декабря 1894 года Роберта Льюиса Стивенсона не стало. Вечером он по обыкновению спустился к ужину, но внезапно схватился за голову, сраженный ударом. Через несколько часов писателя уже не было в живых. Причиной смерти гения стал инсульт.
Там же, на острове, до сих пор сохранилась и могила писателя. Аборигены, по-настоящему опечаленные смертью своего героя и «вождя-сказителя», похоронили Роберта Льюиса Стивенсона на вершине горы под названием Веа, водрузив на могилу надгробие из бетона.
Могила Роберта Льюиса Стивенсона на горе Веа
«Вересковый мёд» - «Вересковый элем»
Жанр - баллада
Баллада (фр. «танцевальная песня») – это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.
В основе баллады Стивенсона «Вересковый мед» лежит «Галлоуэйская легенда» - древнее шотландское сказание. Однако Стивенсон в примечаниях к публикации баллады, указал, что «Вересковый мед», прежде всего, литературный памятник, а не исторический, ведь пиктов не уничтожили, очевидно, они ассимилировались с другим племенем – скоттов – приблизительно на границе IX-го и X-го веков. Но древняя баллада о смелых вольных крошечных людях, которые свято чтили свою культуру и умели варить необычный напиток, основой которого служил вереск, история жизни и гибели бесстрашного народа пиктов вдохновила британского лирика Стивенсона.
«Вересковый мёд»
Структура лирического произведения Стивенсона – одиннадцать восьмистиший, которые рифмуются между собой лишь четными строками. Автор стилизовал балладу под старинные мотивы.
1. Экспозиция (воспевается вкус и достоинства верескового меда, эля, мастерами приготовления которого считались пикты, описания традиций и обычаев пиктов).
2. Завязка (повествуется о захвате земли пиктов шотландцами, истребившими низкорослый народ).
3. Развитие действия (рассказ о короле Шотландии, который уверен: полностью покорить народ – означает присвоить традиции завоеванного племени. Шотландцы берут в плен отца и сына – последних выживших пиктов. Правитель угрожает им страшной расправой, если те не расскажут секрет приготовления верескового эля).
4. Кульминация (сын старца-пикта погибает).
5. Развязка (старец-пикт уносит секреты верескового меда в могилу, не страшась пыток и бросая вызов мучителям). Это мораль баллады и центральная идея повествования.
Композиция
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.