Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Оценка 4.8

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Оценка 4.8
Памятки
docx
родителям
Детсад
20.02.2019
Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Наряжать младенца одно удовольствие: натягивая на крохотные ножки ползунки и пинетки, мы воркуем от удовольствия и умиляемся. Но в утренней суете, завязывая шнурки на ботинках четырехлетки уже раздраженно восклицаем: «когда, наконец, ты научишься все делать сам?!». В самом деле – когда? И что делать, если застегнуть пуговицы на кофте для пятилетнего малыша все еще остается проблемой? Психологическое «созревание» и осознанные действия надевания на себя какой-либо одежды, как правило, происходят у ребенка ближе к трехлетнему возрасту. Конечно, внимательные родители могут отметить, что и раньше их малыш пробовал на себя что-то надеть. Но это скорее является элементом интуитивной игры, манипуляций с разными предметами и, как конечным результатом, встречей с родительской реакцией (радостью, раздражением, равнодушием).
сто одежек.docx
СТО ОДЕЖЕК: ОБУЧАЕМ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО Кашигина Ксения Ивановна Наряжать младенца одно удовольствие:   натягивая на крохотные ножки ползунки и  пинетки, мы воркуем от удовольствия и  умиляемся. Но в утренней суете, завязывая  шнурки на ботинках четырехлетки уже  раздраженно восклицаем: «когда, наконец, ты  научишься все делать сам?!». В самом деле –  когда? И что делать, если застегнуть пуговицы  на кофте для пятилетнего малыша все еще  остается проблемой?  Психологическое «созревание» и осознанные действия надевания на себя какой­либо одежды,  как правило, происходят у ребенка ближе к трехлетнему возрасту. Конечно, внимательные родители  могут отметить, что и раньше их малыш пробовал на себя что­то надеть. Но это скорее является  элементом интуитивной игры, манипуляций с разными предметами и, как конечным результатом,  встречей с родительской реакцией (радостью, раздражением, равнодушием).  Целенаправленно приступать к обучению самостоятельному одеванию можно примерно с двух    лет. Почему? Как правило, в три года детки уже идут в детский сад, и очень важно, чтобы к этому  возрасту они обладали элементарными навыками самостоятельного одевания. Если в это время  малыш начинает постепенно самостоятельно надевать пижаму, носочки, застегивает ботиночки на  липучке, то к четырем годам он, как правило, уже умеет сам одевать майку, трусики, кофту, куртку,  брюки, юбку, платье, обувь (без шнурков). С каждым годом навыки увеличиваются, и к семи годам  ребенок вполне может себя полностью одеть сам. Обучение детей одеванию, как это ни парадоксально, начинается с… раздевания. Крохе,  СНИМИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО!   которому исполнился годик, пробует стянуть с себя шапочку или варежки. Это очень важно, потому  что является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных действий в  дальнейшем. Восхититесь новым умением, а потом – предложите попытаться надеть снятое. Вместо  того чтобы неожиданно – потому что «время пришло» – учить его одеваться, нужно не пресекать эти  пробы в раннем возрасте. Резкими покрикиваниями, одергиваниями, обесценивающими фразами («я  сама, времени мало», «у тебя плохо получается», «у тебя руки­крюки» и т.д.) можно надломить его  желания, инициативность и веру в себя. Желательно, до того, как ваш малыш войдет в период самостоятельного одевания,    подготавливать его к этому. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста  практикуйте пальчиковые игры, с годовалыми – мните, давите, размазывайте пластилин. Приобретите  или смастерите сами пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с петельками,  чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас есть много подобных  игрушек­«тренажеров»). Все это поможет малышам освоить действия, необходимые при  самостоятельном одевании. ВСПОМНИТЬ ВСЕ   это произойдет с вашей помощью. Как и любой другой навык, умение одеваться формируется у ребенка постепенно. Но быстрее обеспечьте свободный доступ к детской одежде. Ребенок должен не только уметь правильно  Кашигина Ксения Ивановна продумайте гардероб. Прежде чем расплачиваться за выбранную в магазине детскую одежду,     одеться, но и содержать свою одежду в порядке: уметь складывать ее, сортировать по предметам,  отличать грязную от чистой и т.п.   мысленно оденьте ее на свое чадо. Штанины брюк должны быть свободными, пояс – регулирующийся,  а горловина у маек, футболок и свитеров – достаточно широкой. С трудными конструкциями и  фасонами (множество молний, пуговиц, крючков и липучек) лучше повременить. расскажите о порядке надевания одежды. Обязательно проговаривайте последовательность:    сначала трусики и майка, потом носочки, следом – штанишки и т.д. Для того чтобы малыш быстрее  запомнил ее, читайте книжки и рассматривайте картинки. научите отличать лицевую и изнаночную сторону. Также не забывайте о понятиях «перед» и    «зад». Если крохе пока еще сложно это запомнить, придумайте отличительные метки (например, на  передней стороне однотонной футболки сделайте нашивку).   начинать надевать с макушки (если попытаться пролезть в горловину лицом, можно застрять), а со  штанами и колготами удобнее расправляться, сидя на краю дивана или кровати. поделитесь секретами одевания. Расскажите ребенку, почему свитеры и футболки нужно  НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ! «Почему он не хочет одеваться?» – вздыхаете вы, устав гоняться за малышом с охапкой одежды под  мышкой. Самые распространенные причины такого нежелания следующие. • Неумение. Это самое просто объяснение и легко решаемое, если кроха еще просто мал для  самостоятельного одевания. Ситуация же, когда раз за разом вы, экономя время, упаковывали ребенка в одежду сами, а потом вдруг решили, что «в пять лет пора бы самостоятельнее быть», может иметь  неприятные последствия. Обрушившиеся на малыша суровые требования, вполне могут  спровоцировать не только волнение, но и чувство тревоги, неуверенности в себе. Он может  расплакаться, разозлиться, оцепенеть от ужаса, неожиданно захотеть в туалет, попить, то есть в целом будет сопротивляться тому, чего от него ждут. Так что во всем необходима последовательность. • Скука. Как правило, распознать эту причину довольно легко: как только вы приближаетесь к чаду с  ворохом одежды, он пускается от вас наутек. Есть возможность – поддержите затею ребенка.  Проигравший – одевается. Если время поджимает, сначала строго предупредите (ровно через 10  минут выходим из дома), а затем начните демонстративно собираться. Еще один способ «оживить»  одевание – рассказывать в процессе всевозможные стишки и считалочки. ­ Неудобство. Комфорт – одно из важнейших требований к одежде. Двух­ и трехлетнему ребенку  легче будет надевать на себя одежду с наименьшим количеством застежек и молний, с достаточно  свободной горловой частью у свитера, водолазки. Обувь, желательно, иметь не только со шнурками,  но и на липучках. Дети любят удобную, комфортную, неколючую одежду. Так как на прогулке они  постоянно играют, двигаются, принимают различные позы, то взрослым важно подбирать одежду, не  стесняющую их движений. Например, чтобы в процессе своей игры ребенок постоянно не прерывался  на то, чтобы поправить шапку, слезающую с ушей, чтобы при каждом наклоне ему не надо было  заправлять майку­водолазку­свитер (это актуально в холодное время года, и можно учесть при  выборе комбинезона) и т.д. Все неудобства, связанные с одеждой, ребенком запоминаются, и он, сам  того не осознавая, может сопротивляться одеванию по этому поводу тоже. • Плохое настроение. Иногда отказ от выхода из дома может быть вообще не связан с одеванием:  плохо спал ночью, в течение дня наказали, сломалась игрушка, начинает заболевать и т.п. Ведь для  ребенка одеться – это приложить усилие, терпение, внимание. В таких ситуациях на самостоятельное  одевание не хватает сил. А плач – это самый быстрый способ снятия психического напряжения. Если  у взрослого человека, как правило, срабатывает внутренний контроль над своим состоянием и Кашигина Ксения Ивановна настроением (он одевается и идет по своим делам, на работу), то у ребенка это отсутствует. Чем  меньше малыш, тем сильнее его связь с собственным телом, с его реакциями. То есть в три­четыре  года (и даже в пять лет) ребенку невозможно самому себе сказать: «Стоп, я должен собраться».  Наверно, практически у всех, бывают ситуации, когда ребенка нужно «быстро собрать». Найдите  минутку, пока одеваете малыша (или пока находитесь в дороге), и расскажите, почему сегодня за него это делали вы. Объяснения нужны для того, чтобы у него тоже была целостная картина  происходящего, а не обрывки. Ребенку безопаснее и надежнее, когда причинно­следственные связи  объясняет родитель. ИГРЫ «НА ОДЕВАНИЕ» Игра – один из самых доступных и любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание  – не исключение. Используйте эти приемы, чтобы подогреть детский интерес к этому повседневному  процессу. • «Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину, в рукав, в штанину. Практически  поднеся к ручке или ножке крохи пройму, сделайте так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнитесь.  Приняв правила игры, он гарантированно будет стараться «победить». • «Нахождение частей тела». Удивленно вопрошайте «а где наши ручки?», восклицайте «какая  длинная шейка!», просите вытянуть ножки, а потом – поболтать ими. Вариантов масса. • «Соревнование». Положите рядом два комплекта одежды – детский и свой собственный и  одевайтесь одновременно. • «Показ мод» – маленькие дети, как девочки, так и мальчики, обожают примерять родительскую  одежду. Надевать вещи взрослых не только проще, но и интересней. Используйте это! • «Обмани меня!» – придерживайте это средство на крайний случай. Вздохните, покачайте головой и  скажите: «Ну, с этой­то кофтой тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат  последует очень быстро. 7 «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ ОБУЧЕНИЯ МАЛЫШЕЙ ОДЕВАНИЮ • Будьте спокойны и терпеливы. Пожалуй, это одно из самых трудных требований: трудно сохранить  доброжелательность, когда вы опаздываете, а малыш 10 минут возится с застежками. И все же, если  вы понимаете, что никуда не торопитесь и времени достаточно, не спешите помогать ему или  критиковать. Желательно, чтобы ребенок самостоятельно закончил то, что начал: так у него  формируется его собственный, индивидуальный опыт. Например, вы видите, что оделся он не совсем  правильно (наизнанку, задом наперед и т.п.), сначала порадуйтесь вместе тому, что он это сделал сам,  а затем спросите – все ли получилось? Выслушав, поделитесь своим виденьем. Четырехлетка  поначалу может отказываться переодевать неправильно надетое. Ваше давление только усилит  протест. Порассуждайте, спросите у него, почему ему важно оставить все как есть? Ребенок 5­6 лет,  как правило, исправляет свои ошибки: у него уже нет задачи «быть в протесте». Он больше нацелен на взаимодействие с социумом • Установите зрительный контакт – он будет залогом вашего взаимодействия с ребенком в процессе  одевания. В тот период, когда вы еще сами одеваете своего малыша (лучше всего делать это, стоя на  коленях на полу), проговаривайте вслух свои действия. Регулярность повторов имеет свою силу  запоминания у ребенка. Впоследствии некоторые вещи, например, нижнее, нательное белье он будет  автоматически надевать сам, а следующую последовательность в действиях вы ему напомните. • Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Многие дети сызмальства любят наряжаться (и  не только девочки!). Они пытаются участвовать в процессе одевания, начиная с годичного возраста,  частично могут правильно одеться в два с половиной года и полностью – в четыре. Но многое зависит  и от характера ребенка. Более спокойные и усидчивые ребята раньше начинают справляться с Кашигина Ксения Ивановна пуговицами и молниями, а гиперактивные дети в принципе самостоятельно одеваться начинают  немного позже. • Примите его правила. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием одевался сам,  предоставьте ему возможность выбора одежды. Разумеется, бывают случаи, когда дресс­код  необходим. Но в целом, так ли важно, что оранжевая футболка не сочетается с малиновыми  ботинками? Если же детские требования слишком сильно попирают ваш хороший вкус, просто сузьте  рамки: выложите перед малышом три комбинации одежды, сформированные вами – пусть выбирает. • Подавайте пример. Малыши вообще очень хорошо учатся справляться с одеждой на чужом примере. Именно поэтому в семьях, где двое и более детей младшие начинают самостоятельно одеваться  гораздо раньше. • Помогайте – это подбадривает. Пусть он сам просовывает ноги в колготки, а вы – расправляете их и  хорошо подтягиваете, или надевает рубашку, вы – застегиваете пуговицы и т.п. • Хвалите. Момент, когда кроха сам что­то оденет или застегнет – именно тот, когда не стоит  скупиться на похвалу. Малыши очень радуются, когда у них получается что­то сделать без  посторонней помощи. Категорически нельзя критиковать, ругать и смеяться, если ребенок надел что­ то неправильно! Это усиливает у него страх, неуверенность, протестующее поведение перед чем­то  новым. Ошибочно считать, что «метод сравнения» стимулирует к самостоятельности и повышает его  мотивацию. Очень наглядно это происходит в детском саду: фразы «ну, что ты копаешься, все уже  переоделись», «посмотри, как Маша аккуратно одевается», «Гриша умеет надевать перчатки, , а ты  нет» ранят ребенка, делают виноватым, заставляют стыдиться, понижают самооценку и даже  пробуждают чувство злости. Кашигина Ксения Ивановна

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно

Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019