Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Оценка 4.8
Памятки
docx
родителям
Детсад
20.02.2019
Наряжать младенца одно удовольствие: натягивая на крохотные ножки ползунки и пинетки, мы воркуем от удовольствия и умиляемся. Но в утренней суете, завязывая шнурки на ботинках четырехлетки уже раздраженно восклицаем: «когда, наконец, ты научишься все делать сам?!». В самом деле – когда? И что делать, если застегнуть пуговицы на кофте для пятилетнего малыша все еще остается проблемой?
Психологическое «созревание» и осознанные действия надевания на себя какой-либо одежды, как правило, происходят у ребенка ближе к трехлетнему возрасту. Конечно, внимательные родители могут отметить, что и раньше их малыш пробовал на себя что-то надеть. Но это скорее является элементом интуитивной игры, манипуляций с разными предметами и, как конечным результатом, встречей с родительской реакцией (радостью, раздражением, равнодушием).
сто одежек.docx
СТО ОДЕЖЕК: ОБУЧАЕМ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Кашигина Ксения Ивановна
Наряжать младенца одно удовольствие:
натягивая на крохотные ножки ползунки и
пинетки, мы воркуем от удовольствия и
умиляемся. Но в утренней суете, завязывая
шнурки на ботинках четырехлетки уже
раздраженно восклицаем: «когда, наконец, ты
научишься все делать сам?!». В самом деле –
когда? И что делать, если застегнуть пуговицы
на кофте для пятилетнего малыша все еще
остается проблемой?
Психологическое «созревание» и осознанные действия надевания на себя какойлибо одежды,
как правило, происходят у ребенка ближе к трехлетнему возрасту. Конечно, внимательные родители
могут отметить, что и раньше их малыш пробовал на себя чтото надеть. Но это скорее является
элементом интуитивной игры, манипуляций с разными предметами и, как конечным результатом,
встречей с родительской реакцией (радостью, раздражением, равнодушием).
Целенаправленно приступать к обучению самостоятельному одеванию можно примерно с двух
лет. Почему? Как правило, в три года детки уже идут в детский сад, и очень важно, чтобы к этому
возрасту они обладали элементарными навыками самостоятельного одевания. Если в это время
малыш начинает постепенно самостоятельно надевать пижаму, носочки, застегивает ботиночки на
липучке, то к четырем годам он, как правило, уже умеет сам одевать майку, трусики, кофту, куртку,
брюки, юбку, платье, обувь (без шнурков). С каждым годом навыки увеличиваются, и к семи годам
ребенок вполне может себя полностью одеть сам.
Обучение детей одеванию, как это ни парадоксально, начинается с… раздевания. Крохе,
СНИМИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО!
которому исполнился годик, пробует стянуть с себя шапочку или варежки. Это очень важно, потому
что является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных действий в
дальнейшем. Восхититесь новым умением, а потом – предложите попытаться надеть снятое. Вместо
того чтобы неожиданно – потому что «время пришло» – учить его одеваться, нужно не пресекать эти
пробы в раннем возрасте. Резкими покрикиваниями, одергиваниями, обесценивающими фразами («я
сама, времени мало», «у тебя плохо получается», «у тебя рукикрюки» и т.д.) можно надломить его
желания, инициативность и веру в себя.
Желательно, до того, как ваш малыш войдет в период самостоятельного одевания,
подготавливать его к этому. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста
практикуйте пальчиковые игры, с годовалыми – мните, давите, размазывайте пластилин. Приобретите
или смастерите сами пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с петельками,
чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас есть много подобных
игрушек«тренажеров»). Все это поможет малышам освоить действия, необходимые при
самостоятельном одевании.
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
это произойдет с вашей помощью.
Как и любой другой навык, умение одеваться формируется у ребенка постепенно. Но быстрее обеспечьте свободный доступ к детской одежде. Ребенок должен не только уметь правильно
Кашигина Ксения Ивановна
продумайте гардероб. Прежде чем расплачиваться за выбранную в магазине детскую одежду,
одеться, но и содержать свою одежду в порядке: уметь складывать ее, сортировать по предметам,
отличать грязную от чистой и т.п.
мысленно оденьте ее на свое чадо. Штанины брюк должны быть свободными, пояс – регулирующийся,
а горловина у маек, футболок и свитеров – достаточно широкой. С трудными конструкциями и
фасонами (множество молний, пуговиц, крючков и липучек) лучше повременить.
расскажите о порядке надевания одежды. Обязательно проговаривайте последовательность:
сначала трусики и майка, потом носочки, следом – штанишки и т.д. Для того чтобы малыш быстрее
запомнил ее, читайте книжки и рассматривайте картинки.
научите отличать лицевую и изнаночную сторону. Также не забывайте о понятиях «перед» и
«зад». Если крохе пока еще сложно это запомнить, придумайте отличительные метки (например, на
передней стороне однотонной футболки сделайте нашивку).
начинать надевать с макушки (если попытаться пролезть в горловину лицом, можно застрять), а со
штанами и колготами удобнее расправляться, сидя на краю дивана или кровати.
поделитесь секретами одевания. Расскажите ребенку, почему свитеры и футболки нужно
НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ!
«Почему он не хочет одеваться?» – вздыхаете вы, устав гоняться за малышом с охапкой одежды под
мышкой. Самые распространенные причины такого нежелания следующие.
• Неумение. Это самое просто объяснение и легко решаемое, если кроха еще просто мал для
самостоятельного одевания. Ситуация же, когда раз за разом вы, экономя время, упаковывали ребенка
в одежду сами, а потом вдруг решили, что «в пять лет пора бы самостоятельнее быть», может иметь
неприятные последствия. Обрушившиеся на малыша суровые требования, вполне могут
спровоцировать не только волнение, но и чувство тревоги, неуверенности в себе. Он может
расплакаться, разозлиться, оцепенеть от ужаса, неожиданно захотеть в туалет, попить, то есть в целом
будет сопротивляться тому, чего от него ждут. Так что во всем необходима последовательность.
• Скука. Как правило, распознать эту причину довольно легко: как только вы приближаетесь к чаду с
ворохом одежды, он пускается от вас наутек. Есть возможность – поддержите затею ребенка.
Проигравший – одевается. Если время поджимает, сначала строго предупредите (ровно через 10
минут выходим из дома), а затем начните демонстративно собираться. Еще один способ «оживить»
одевание – рассказывать в процессе всевозможные стишки и считалочки.
Неудобство. Комфорт – одно из важнейших требований к одежде. Двух и трехлетнему ребенку
легче будет надевать на себя одежду с наименьшим количеством застежек и молний, с достаточно
свободной горловой частью у свитера, водолазки. Обувь, желательно, иметь не только со шнурками,
но и на липучках. Дети любят удобную, комфортную, неколючую одежду. Так как на прогулке они
постоянно играют, двигаются, принимают различные позы, то взрослым важно подбирать одежду, не
стесняющую их движений. Например, чтобы в процессе своей игры ребенок постоянно не прерывался
на то, чтобы поправить шапку, слезающую с ушей, чтобы при каждом наклоне ему не надо было
заправлять майкуводолазкусвитер (это актуально в холодное время года, и можно учесть при
выборе комбинезона) и т.д. Все неудобства, связанные с одеждой, ребенком запоминаются, и он, сам
того не осознавая, может сопротивляться одеванию по этому поводу тоже.
• Плохое настроение. Иногда отказ от выхода из дома может быть вообще не связан с одеванием:
плохо спал ночью, в течение дня наказали, сломалась игрушка, начинает заболевать и т.п. Ведь для
ребенка одеться – это приложить усилие, терпение, внимание. В таких ситуациях на самостоятельное
одевание не хватает сил. А плач – это самый быстрый способ снятия психического напряжения. Если
у взрослого человека, как правило, срабатывает внутренний контроль над своим состоянием и Кашигина Ксения Ивановна
настроением (он одевается и идет по своим делам, на работу), то у ребенка это отсутствует. Чем
меньше малыш, тем сильнее его связь с собственным телом, с его реакциями. То есть в тричетыре
года (и даже в пять лет) ребенку невозможно самому себе сказать: «Стоп, я должен собраться».
Наверно, практически у всех, бывают ситуации, когда ребенка нужно «быстро собрать». Найдите
минутку, пока одеваете малыша (или пока находитесь в дороге), и расскажите, почему сегодня за него
это делали вы. Объяснения нужны для того, чтобы у него тоже была целостная картина
происходящего, а не обрывки. Ребенку безопаснее и надежнее, когда причинноследственные связи
объясняет родитель.
ИГРЫ «НА ОДЕВАНИЕ»
Игра – один из самых доступных и любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание
– не исключение. Используйте эти приемы, чтобы подогреть детский интерес к этому повседневному
процессу.
• «Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину, в рукав, в штанину. Практически
поднеся к ручке или ножке крохи пройму, сделайте так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнитесь.
Приняв правила игры, он гарантированно будет стараться «победить».
• «Нахождение частей тела». Удивленно вопрошайте «а где наши ручки?», восклицайте «какая
длинная шейка!», просите вытянуть ножки, а потом – поболтать ими. Вариантов масса.
• «Соревнование». Положите рядом два комплекта одежды – детский и свой собственный и
одевайтесь одновременно.
• «Показ мод» – маленькие дети, как девочки, так и мальчики, обожают примерять родительскую
одежду. Надевать вещи взрослых не только проще, но и интересней. Используйте это!
• «Обмани меня!» – придерживайте это средство на крайний случай. Вздохните, покачайте головой и
скажите: «Ну, с этойто кофтой тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат
последует очень быстро.
7 «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ ОБУЧЕНИЯ МАЛЫШЕЙ ОДЕВАНИЮ
• Будьте спокойны и терпеливы. Пожалуй, это одно из самых трудных требований: трудно сохранить
доброжелательность, когда вы опаздываете, а малыш 10 минут возится с застежками. И все же, если
вы понимаете, что никуда не торопитесь и времени достаточно, не спешите помогать ему или
критиковать. Желательно, чтобы ребенок самостоятельно закончил то, что начал: так у него
формируется его собственный, индивидуальный опыт. Например, вы видите, что оделся он не совсем
правильно (наизнанку, задом наперед и т.п.), сначала порадуйтесь вместе тому, что он это сделал сам,
а затем спросите – все ли получилось? Выслушав, поделитесь своим виденьем. Четырехлетка
поначалу может отказываться переодевать неправильно надетое. Ваше давление только усилит
протест. Порассуждайте, спросите у него, почему ему важно оставить все как есть? Ребенок 56 лет,
как правило, исправляет свои ошибки: у него уже нет задачи «быть в протесте». Он больше нацелен на
взаимодействие с социумом
• Установите зрительный контакт – он будет залогом вашего взаимодействия с ребенком в процессе
одевания. В тот период, когда вы еще сами одеваете своего малыша (лучше всего делать это, стоя на
коленях на полу), проговаривайте вслух свои действия. Регулярность повторов имеет свою силу
запоминания у ребенка. Впоследствии некоторые вещи, например, нижнее, нательное белье он будет
автоматически надевать сам, а следующую последовательность в действиях вы ему напомните.
• Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Многие дети сызмальства любят наряжаться (и
не только девочки!). Они пытаются участвовать в процессе одевания, начиная с годичного возраста,
частично могут правильно одеться в два с половиной года и полностью – в четыре. Но многое зависит
и от характера ребенка. Более спокойные и усидчивые ребята раньше начинают справляться с Кашигина Ксения Ивановна
пуговицами и молниями, а гиперактивные дети в принципе самостоятельно одеваться начинают
немного позже.
• Примите его правила. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием одевался сам,
предоставьте ему возможность выбора одежды. Разумеется, бывают случаи, когда дресскод
необходим. Но в целом, так ли важно, что оранжевая футболка не сочетается с малиновыми
ботинками? Если же детские требования слишком сильно попирают ваш хороший вкус, просто сузьте
рамки: выложите перед малышом три комбинации одежды, сформированные вами – пусть выбирает.
• Подавайте пример. Малыши вообще очень хорошо учатся справляться с одеждой на чужом примере.
Именно поэтому в семьях, где двое и более детей младшие начинают самостоятельно одеваться
гораздо раньше.
• Помогайте – это подбадривает. Пусть он сам просовывает ноги в колготки, а вы – расправляете их и
хорошо подтягиваете, или надевает рубашку, вы – застегиваете пуговицы и т.п.
• Хвалите. Момент, когда кроха сам чтото оденет или застегнет – именно тот, когда не стоит
скупиться на похвалу. Малыши очень радуются, когда у них получается чтото сделать без
посторонней помощи. Категорически нельзя критиковать, ругать и смеяться, если ребенок надел что
то неправильно! Это усиливает у него страх, неуверенность, протестующее поведение перед чемто
новым. Ошибочно считать, что «метод сравнения» стимулирует к самостоятельности и повышает его
мотивацию. Очень наглядно это происходит в детском саду: фразы «ну, что ты копаешься, все уже
переоделись», «посмотри, как Маша аккуратно одевается», «Гриша умеет надевать перчатки, , а ты
нет» ранят ребенка, делают виноватым, заставляют стыдиться, понижают самооценку и даже
пробуждают чувство злости. Кашигина Ксения Ивановна
Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Сто одежек: Обучаем ребенка одеваться самостоятельно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.