СТРАТЕГИЯ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Оценка 4.9

СТРАТЕГИЯ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Оценка 4.9
docx
08.12.2021
СТРАТЕГИЯ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Вахрушев. Языковой портфель как средство обучения письму с целью развития критического мышления.docx

СТРАТЕГИЯ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Глобализация экономики, производства и культуры приводит к глобализации науки и образования. Академическая мобильность является нормой студенческого поведения в Европе.  Современный специалист, «совмещая в своей профессиональной деятельности две компетенции — профессиональную и языковую, получает лингво-профессиональную компетентность, благодаря которой он может посредством компьютеризации и глобальной сети Internet оперативно знакомиться с новейшими достижениями в своей профессиональной области» [1].

Понятие «Языковой портфель»

Новым инновационным технологическим средством обучения, выполняющим эту задачу, является языковой портфель (портфолио), направленный на личностно-ориентированное обучение. Средством такого обновления выступает инновационная направленность деятельности учителей, включающая в себя создание, освоение и использование новейших педагогических технологий. Данная технология является одной из самых эффективных альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений учащихся. Существует множество подходов к определению понятия «языковой портфель».

Языковой портфель (портфолио), как новый пилотный проект, используется сейчас во многих странах мира при обучении иностранным языкам, включая Россию. Языковой портфолио (Language Portfolio) — это набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений студента. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения ИЯ и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс.

В основу языкового портфеля России положен «Европейский языковой портфель». Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998–2000 годах. Он был запущен в пилотирование по всей Европе во время проведения Общеевропейского года языков (2001) как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычности [4].

Из определения Совета Европы, непосредственного разработчика данной технологии, языковой портфель представляет собой «личный документ, который позволяет человеку продемонстрировать свою языковую компетентность в различных языках и контакты с другими культурами, а также руководит им в направлении изучения других языков»

Языковое портфолио как инструмент

Портфолио как инструмент мотивации молодых людей к изучению иностранных языков, а также введение языкового обучения на всех этапах школьного, профессионального и непрерывного образования, помимо официальных мер, предпринимаемых правительственными структурами Европейского союза, служат важными средствами для развития мобильности [5].

В Европейском языковом портфолио («European Language Portfolio») отмечается, что по мере изменения геополитической ситуации европейское общество становится все более интерактивным, а европейцы в значительной степени более мобильными. Они путешествуют с целью пополнения и расширения своего профессионального, образовательного и личностного опыта. Тем же, кто мало путешествует или не путешествует совсем, помогают современные информационные технологии, которые преодолевают языковые барьеры, становясь нормой жизни. Молодое поколение должно готовиться к тому, чтобы извлекать пользу из такого рода деятельности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, умений и навыков. Во всех материалах этого документа внимание акцентировано на самостоятельной работе по изучению ИЯ, а в ряду самых важных качеств человека на первом месте называются способность к самоорганизации, высокое самосознание, сочетание независимости мышления и действий с социальной ответственностью.

Российский языковой портфель включает общеевропейские компетенции владения ИЯ, которые внесены в Европейский языковой портфолио. Его задачей является обучение студентов умению изучать язык по принципу автономии в течение всей жизни, объективно оценивать свой уровень владения языковыми навыками и презентовать себя любому лицу или организации (будущему работодателю или учреждению, где будет продолжено образование и т. п.).

Использование языкового портфеля отражает общую тенденцию переноса акцента в языковом образовании с понятия «обучение языку» на понятие «овладение языком и культурой», т. е. на непосредственно самостоятельную учебную деятельность учащегося.

Цель, структура, виды «Языкового портфеля»

Главная цель языкового портфеля (портфолио) состоит в разностороннем развитии навыков самоконтроля, самооценки и самосознания, обучающихся при изучении иностранных языков, как на занятиях, так и во внеурочное время. Данная технология даёт возможность ученику понять, насколько он объективен в оценке собственных знаний, умений, а учителю – насколько у школьников развиты критическое мышление, рефлексия и самооценка, направленные на отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и в качественном отношении [3].

Более того, цель ведения портфолио — это развитие навыков рефлексии по поводу проделанной работы обучаемых, т. е. это формирование способности обучаемого к самостоятельной оценке своего уровня владения языком в сопоставлении с европейскими нормами.

Структура языкового портфеля (портфолио) включает в себя три основных раздела: ·

·         Языковой паспорт, который содержит документы, подтверждающие определенный уровень владения иностранным языком на момент предоставления портфолио;

·         Языковая биография. Этот раздел отражает способность ученика к самооценке и планированию изучения иностранного языка. В нем владелец портфолио представляет свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и подкрепляя анализ примерами и фактами;

·         раздел «Досье» дает возможность отобрать наиболее интересный и информативный материал и поместить его в портфолио в качестве иллюстраций тех достижений в области изучения языка, которые были представлены в разделах «Языковой паспорт» и «Языковая биография» [3].

 

В современной практике обучения иностранным языкам используются различные

виды языковых портфолио, которые имеют следующую целевую направленность:

·         как инструмент самооценки достижений учащихся в процессе овладевания иностранным языком (Self Assessment Portfolio);

·         как инструмент демонстрации учебного продукта (Administrative Language Portfolio);

·         как инструмент обратной связи по иностранному языку (Feedback language Portfolio);

·         многоцелевой языковой портфолио, отражающий совокупность целей в области изучения иностранного языка (Comprehensive Language Portfolio);

·         портфолио по различным видам речевой деятельности: Reading, Listening, Speaking, Writing Portfolio (Language Learning Portfolio) [4].

 

Языковое портфолио является не только эффективным средством оценивания языковой компетенции обучаемых, но также выполняет задачи внедрения в практику перспективной образовательной идеологии в области иностранных языков. Среди основных задач необходимо выделить следующие: вооружение обучаемых надежным инструментом для определения своих достижений в овладении ИЯ, дальнейшее совершенствование своих знаний и умений; развитие и поддержка заинтересованности каждого человека в изучении языков на протяжении всей жизни; обеспечение человеку социальной мобильности в рамках единой Европы.

Список литературы

1.      Артемьева, О. А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации [Текст] / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 160 с.

2.      Сунцова, Е. Н. Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени [Текст] / Е. Н. Сунцова // Молодой ученый. — 2011. — № 1. — с. 232–234.  

3.      Гальскова, Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков [Текст] / Гальскова Н. Д. // Иностранные языки в школе, № 5–2000г., с. 7–8.

4.      Лабзина К.П. Языковое портфолио как фактор формирования и оценивания иноязычной коммуникативной компетенции учащихся // Метапредметное содержание языкового образования: школа – вуз: Сборник статей участников Межвузовской научно-практической конференции. – 2016. – 266 с.

5.      Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка: [Рус. версия]. – МГЛУ, 2005.

6.      Тарасенко Е.В. Языковой портфолио как неотъемлемая часть урока английского языка XXI века // ОБРАЗОВАНИЕ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. – 2010. – № 4 (16). – 195 с.

7.      Тикуркина А.С. Электронное портфолио и языковой портфель учителя иностранного языка: определение понятий // Вестник ТГУ. – 2013. – № 2. – С. 53-56.


 

Скачано с www.znanio.ru

СТРАТЕГИЯ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» КАК

СТРАТЕГИЯ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» КАК

Молодое поколение должно готовиться к тому, чтобы извлекать пользу из такого рода деятельности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, умений и навыков

Молодое поколение должно готовиться к тому, чтобы извлекать пользу из такого рода деятельности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, умений и навыков

Self Assessment Portfolio); · как инструмент демонстрации учебного продукта (Administrative

Self Assessment Portfolio); · как инструмент демонстрации учебного продукта (Administrative
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021