МБОУ СОШ 25 имени ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ОСТАЕВА А .Е. Г Владикавказа
Предмет: Русский язык
Класс: 5 «В»
Тема: «Однородные члены предложения».
Форма урока: урок-практикум
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме).
Учитель: Мисикова Марина Ирбековна
Методы: словесные,наглядно-практические
Деятельностная цель: Создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, развивать навыки адекватной самооценки.
Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Воспитательные задачи:воспитывать интерес к русскому языку, прививать нравственные качества
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами ( двоеточие).
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник Русский язык, 5 класс под редакцией Т А Ладыженской,М Т Баранова,Л А Тростнецовой,Москва»Просвещение 2020
Технологическая карта урока
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Откройте тетради. Запишите число. Оставьте одну строчку для того, чтобы записать тему урока. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний (4-5 минут). Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Работа с текстом - Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: Осторожно
ветер
- О чём это стихотворение?
|
Слушают, участвуют в беседе.
Предполагаемый ответ: -Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. |
Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Целеполагание
(Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
|
Постановка учебной задачи (4-5 минут) |
Создает проблемную ситуацию: -Взгляните на это предложение и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в парах обсудить. -Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.
-Какую грамматическую основу предложения вы выписали? -Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? -На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? -С какой интонацией они читаются? -Как называются подобные члены предложения? -Cформулируйте тему урока. А для чего нам надо знать однородные члены? Сформулируйте цель нашего урока-
Нарисуем схему к этому предложению (на доске показывает учитель) {О, О, О,О,О и О, О}. |
Работа в парах, вопросы Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.
(Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел) (7 сказуемых и 1 подлежащее)
(Сказуемые отвечают на вопрос (что делать?), подлежащее-( что?) (Интонация перечисления)
(Ответ: Однородные члены предложения) Однородные члены предложения.
-Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.
Запись темы урока в тетради: «Однородные члены предложения»
|
Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут) Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Предлагаю понаблюдать над материалом учебника упр. 283,стр. 87 (самостоятельно) - Прочитайте предложения, найдите однородные члены. (Устно) 1. В этом цирковом номере участвовали львы, тигры и слоны. 2. Злой, коварный, ленивый лев Кай всегда неохотно выполнял команды дрессировщика. 3. Он последним влезал на тумбу, огрызался. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. |
Составляют план достижения цели. На основе материала учебника упр. 283, стр. 87 делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм: 1. Найду в предложении однородные члены. 2. Определю, есть ли союзы при них. 3. Выберу нужный знак препинания.
|
Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Первичное закрепление (4-5 минут) Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции |
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Работа в паре-Запишите предложения, расставьте знаки препинания, графически обозначьте однородные члены предложения, составьте схемы: Мы без устали катались на велосипеде или гоняли голубей. Ветер нес вороха бумажных лент, полосок и обрезков. В школе ребята рисовали, писали, лепили играли.
|
Работают в паре, выполняя упр. Записывают предложения, расставляют знаки препинания, графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы. Взаимопроверка |
Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
|
А теперь немного отдохнём. Встали, вышли из-за парт. Я вам читаю предложения с однородными членами предложения и без них. Если с однородными, вы хлопаете 2 раза, если нет – то поднимаете руки вверх. На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры, розы, лилии. Зимой солнце светит редко. Летом солнце светит и греет. И берег, и море молчали
|
Выполняют упражнения
|
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4-5 минут)
|
Организует деятельность по применению новых знаний. Внимательно прочитайте текст и выполните задания 1. В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака. 2. А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная темно-синяя туча. 3. Солнце закрылось передними облаками. 4. Вода в пруду приняла зловеще-черный оттенок. 5. Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понес на деревню. 6. Стало вдруг пасмурно, сумрачно. 7. Наступила тишина. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. 2, 5, 6 - предложения с однородными членами |
Самостоятельно работают:
Взаимопроверка. |
Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л)
|
Информация о домашнем задании
|
Объясняет домашнее задание Параграф 21, упражнение 291
|
Записывают задание в дневник (\). Подают дневники для оценки учителю. |
|
Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. -Придумайте в группе и запишите кластер на тему «Однородные члены». (\ (Прочтение кластеров) Организует рефлексию -Оцените то, как вы усвоили материал: · Я узнал… · Я научился… Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. |
Составляют внутреннюю речь.
Работают в группах, составляют кластер, представляют его.
Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.
|
Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Дифференцированные задания |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.