Крок русского языка в 11 классе "Уточняющие члены предложения"
Оценка 4.8

Крок русского языка в 11 классе "Уточняющие члены предложения"

Оценка 4.8
docx
08.12.2021
Крок русского языка в 11 классе "Уточняющие члены предложения"
urok_utochnyayushchie_poyasnitelnye_i_prisoedinitelnye_chl._pr.docx

Тема урока: "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"

Цели урока:

1.      Повторение и обобщение знаний об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.

2.      Формирование навыков грамотного пунктуационного их оформления в письменной речи.

3.      Подготовка к ЕГЭ.

Круг рассматриваемых вопросов: понятие уточняющих членов предложения; условия обособления уточняющих членов предложения; понятие пояснительных членов предложения, условия обособления пояснительных членов предложения; понятие присоединительных членов предложения, условия обособления присоединительных членов предложения.

Ход урока

I. Опрос по ранее изученным темам.

1. На доске кластер.

От слова «Обособленные» идут стрелки к словам «определение», «приложение», «обстоятельство», «дополнение». Под каждым словом – возможные варианты схем. Затем следует стрелка с вопросами где? где именно? когда? когда именно?

Учащиеся должны составить связный рассказ по кластеру с приведением соответствующих примеров.

2. Тренировочное задание ЕГЭ (А21). (Слайды 2-5 Презентация)

II. Объяснение нового материала.

1. Обращаемся к последней стрелке кластера:

– Что это за вид обособления? (Уточняющие члены предложения)

2. Записываем тему урока. (Слайд 7)

3. Работа с учебником (П.89, стр.303) (Слайд 8)

– Какие члены предложения называются уточняющими?

Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения.

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.

В устной речи выделяются интонационно, на письме – запятыми.

4. Выясняем, какие члены предложения выступают в роли уточняющих? (Слайд 9)

·         Гроза началась вечером, часу в десятом. (обстоятельство времени)

·         Здесь, в столице Монголии, нам пришлось провести месяц. (обстоятельство места)

·         Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх. (обстоятельство образа действия)

·         Он увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису. (определение)

5. Закрепление.

Упр.434 (7, 8, 10) – с последующей проверкой. (Слайд 10)

6. Какие члены предложения называются пояснительными? (Слайд 11)

Чем различаются уточняющие и пояснительные члены предложения?

Пояснительные члены предложения – слова, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название.

Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: а именно, именно, то есть, или (= то есть), иначе.

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.

Пояснение – это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.

7. Закрепление. (Слайд 12)

·         Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских.

·         Ботаника, то есть наука о растениях, у многих вызывает интерес.

·         Осьминоги, или спруты, – это морские моллюски.

·         В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.

8. Физминутка.

9. Какие члены предложения называются присоединительными? (Слайд 13)

Присоединительные члены предложения – это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения.

Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.

10. Закрепление. Работа по карточкам. (Слайд 14)

Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления.

1.      Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.

2.      Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.

3.      Преобладала вулканическая порода в особенности базальт.

4.      Босая она быстро сошла вниз.

5.      Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости.

6.      Остановившись он долго рассматривал след.

                     1, 4       2, 6       3, 5

11. Подготовка к ЕГЭ. Задание В5 (по КИМ) (Слайд 15)

Вариант 11 – стр.108

Вариант 25 – стр.234

73, 3

III. Рефлексия.

(Слайд 16)

Домашнее задание: (Слайд 17)

П.89, выучить теорию (рассказать о случаях постановки тире – на «5»), упр. 434 (1-3), упр.435 (1,3), упр.436 (3)


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"

Тема урока: "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"

Какие члены предложения называются пояснительными? (Слайд 11)

Какие члены предложения называются пояснительными? (Слайд 11)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021