Повторим теориюДиктант «Да – нет»
Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
2. Сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые
3. Части ССП равноправны и связаны сочинительными союзами.
4. Сочинительные союзы делятся на три группы.
Соединительные, разделительные, противительные
5. Союзы также, тоже чаще находятся внутри части ССП.
6. Сочинительные союзы связывают и однородные
члены предложения.
Повторим теориюДиктант «Да – нет»
7. Союзы зато, однако вносят в предложение значение чередования.
8. Союзы и, иль, либо могут быть повторяющимися.
9. Союзы также, тоже сочинительные и заменяются союзом И.
10. ССП делятся на три группы:
ССП с соединительными союзами,
ССП с разделительными союзами,
ССП с противительными союзами.
«Да» – 1,3,4,5,6,8,9,10.
«Нет» -2,7.
Роль указательных слов в СПП
Указательные слова выделяют содержание придаточного, например:
Юноша пошёл в ту часть города, где давно уже никто не жил.
Я стремился к тому, чтобы мои стихи для детей были благозвучны, музыкальны, старался писать для детей так, как рекомендовал Чуковский.
Задание: составьте схему последнего предложения.
Различение составных подчинительных союзов и двойных
Составной союз
Уже совсем стемнело, так что людей на улице не было.
Двойной союз
Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось сердце.
Придаточное предложение при двойном союзе всегда стоит впереди главного.
Место придаточных предложений по отношению к главному
Неизменно: придаточное всегда стоит после главного
Море погрузилось во мрак, так что лодок не было видно.
или после того слова, к которому относится
Дубы и липы, которыми плотно заросли берега, чётко отражались в неподвижной воде.
Можно менять: придаточное после главного
Экспедиция отправится в Арктику, если будет лётная погода.
придаточное перед главным
Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.
придаточное внутри главного
Экспедиция, если будет лётная погода, отправится в Арктику завтра.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал что она никогда уже не будет в нем сидеть смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна.3. Временами отчаявшись Лео Ауфман слонялся по улицам издерганный, встревоженный вздрагивающий от далеких раскатов смеха подслушивал детские шуточки наблюдал что вызывало у них улыбку.Р.Брэдбери "Вино из одуванчиков"
Спишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.
Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло, когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал, что она никогда уже не будет в нем сидеть, смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – смерть, сказуемое-кресло, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он, сказуемое-стоял и осознал, вопрос – (кресло) какое?, союзное слово-когда, придаточное определительное, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-она, сказуемое- не будет сидеть, смеяться и плакать, вопрос –(осознал) что?, союзное слово-что, придаточное изъяснительное).
Проверь себя!
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – свет, сказуемое-лился, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он, сказуемое-проснулся, вопрос – (лился) когда?, союзное слово-когда, придаточное обстоятельственное времени).
3. Временами, отчаявшись, Лео Ауфман слонялся по улицам, издерганный, встревоженный, вздрагивающий от далеких раскатов смеха, подслушивал детские шуточки, наблюдал, что вызывало у них улыбку.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Лео Ауфман, сказуемое-слонялся, подслушивал, наблюдал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – что, сказуемое-вызывало, вопрос – (наблюдал) что?, союзное слово-что, придаточное изъяснительное).
1. Определите вид придаточного.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
2. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
3. Определите вид придаточного.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
А1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
1) Тому, что было, уже не бывать.
2) Я не должна его любить, ибо я замужем.
3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.
4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.
А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.
А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.
4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.
А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.
3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
4) Что он не придет, мне было ясно сразу.
А16. Найдите лишнее предложение.
1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь. 2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен. 3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.
А16. Найдите лишнее предложение.
1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.
2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. 3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.
4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.
А18. Какая характеристика соответствует данному предложению?
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
2) сложносочиненное предложение
3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное предложение с подчинительной связью
А18. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?
Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.
1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчиненное предложение
3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное предложение с подчинительной связью
Спишите предложения, расставляя запятые, выделите грамматические основы и составьте схемы данных предложений
Просвечивая радужными весёлыми красками тень скользнула по дорожке усыпанной гравием по клумбе по статуе мальчика и по гвардейцу который заснул на часах.
Сперва продавцу цветов показалось что он попал в какой-то удивительный птичник где возились шипя и треща разноцветные драгоценные птицы южных стран.
Перелистывая рукописи Тимофей подолгу задерживался на тех из них что были украшены причудливым плетением фигурок зверей и птиц.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.