Всех детей, занимающихся музыкой, нужно приобщать к формам работы, основанным на творчестве. Понятно, что результаты во всех случаях не будут одинаковыми: для одних игра на инструментах или вокал могут стать в будущем профессией, другие остановятся на участии в художественной самодеятельности или домашнем музицировании. Известно, что формы работы творческого характера по сольфеджио, которые проводятся в многоголосном варианте, стимулируют активное мышление, способность легко, творчески управлять элементами теоретических знаний (интонация, интервал, аккорд и т.д.), знакомят начинающих музыкантов с различной фактурой
Презентация Microsoft PowerPoint (15).pptx
Строй. (двухголосие)
Строй.
(двухголосие)
Строй. (двухголосие)
Строй. (двухголосие)
• Всех детей, занимающихся музыкой, нужно
приобщать к формам работы, основанным на
творчестве. Понятно, что результаты во всех случаях
не будут одинаковыми: для одних игра на
инструментах или вокал могут стать в будущем
профессией, другие остановятся на участии в
художественной самодеятельности или домашнем
музицировании. Известно, что формы работы
творческого характера по сольфеджио, которые
проводятся в многоголосном варианте, стимулируют
активное мышление, способность легко, творчески
управлять элементами теоретических знаний
(интонация, интервал, аккорд и т.д.), знакомят
начинающих музыкантов с различной фактурой.
Строй. (двухголосие)
• Такая работа наглядно демонстрирует, что
продолжая совершенствовать гармонический и
полифонический слух в связке с творческим
воображением, мы естественно подводим учащихся
к умению сочинять, а потом и импровизировать
простые виды подголосков в начале к небольшим
мелодиям, а затем к напевам народных песен,
взятых целиком. На уроках сольфеджио не надо
забывать и естественно применять традиционные
формы работы – это пение с листа, заучивание
наизусть 2-х голосных примеров и особенно
народных песен. Главное добиваться чтобы все
ученики в максимально развили и укрепили свои
музыкальные данные, полюбили коллективное
музицирование, развили творческую фантазию.
Строй. (двухголосие)
Интонирование
гармонических
интервалов
• В практике перед всеми музыкальными педагогами не раз вставали вопросы : что проще
для начинающих музыкантов и певцов – простая терция или двухголосие, основанное на
самостоятельном движении каждого голоса? В результате большинство педагогов
соглашаются с тем, что на начальном этапе пение терцией вызывает значительное
затруднение. Вы вероятно замечали, что при сольфеджировании в терцию недостаточно
подготовленные ученики зачастую уходят на партию верхних голосов и поют в унисон.
Поэтому рекомендуется начинать пение на два голоса не с терции, а с других видов
двухголосного изложения упражнений. Пение интервалов, образцов на различные виды
двухголосия дают начальный музыкально- слуховой опыт при пении двухголосия.
• Лишь после этого можно переходить к чтению двухголосных ансамблей с листа и к более
трудным творческим заданиям.
• Максимальную степень слияния звуков дают консонансы. Поэтому они легче для точного
интонационного воспроизведения. Это значит, работу над гармоническим
воспроизведением интервалов лучше начать с консонансов. Диссонансы же лучше
оставить на потом. Чистая квинта удобнее и проще строится на Тонике. Такие
упражнения петь по двое и всей группой. Тренироваться в различных тональностях,
непременно предлагая ученикам петь как верхние, так и нижние голоса.
• И только после этого можно переходить к чтению двухголосных ансамблей с листа и к
более трудным творческим работам.
Строй. (двухголосие)
• Самую большую степень слияния звуков дают консонансы.
Поэтому они легче для точного интонационного
воспроизведения. Из этого следует, что прорабатывать
гармонические интервалы проще и надежнее с консонансов.
Диссонансы же лучше оставить на потом. Чистая квинта
удобнее и проще строится на Тонике. Такие попевки нужно
петь по двое и всей группой. Тренироваться необходимо в
различных тональностях, обязательно предлагая ученикам
петь как верхние, так и нижние голоса.
• Нужно, чтобы на занятиях сольфеджио учащиеся приучались
петь равнозначно рисунок нижнего и верхнего голосов, в
отличие от хорового пения, где каждый прикреплён к
определённой группе.
Строй. (двухголосие)
Исполнение песен с
элементами двухголосия
• Полезно закрепить полученное умение разучиванием простой по
складу песни, в которой движение в унисон чередуется
появлением двухголосной квинты. Вначале учащиеся пропевают
мелодию коллективно, а учитель ведет подголоски. После этого
песня поется двумя подгруппами. Далее предлагаем спеть песню
со словами и даже выучить наизусть.
• Построение больших и малых терций также рекомендуется
совершать на ступенях мажорных и минорных гамм. И дальше
желательно выучить песенный материал, в котором унисонное
звучание переходит местами в гармоническую терцию. Чистые
октавы гармонически интонировать трудно. Строить октавы удобно
как крайние звуки полного трезвучия. К двухголосному пению
консонансов рекомендуется неоднократно обращаться в
дальнейшей работе, чтобы закрепить полученные умения, доведя
их до степени навыка.
Строй. (двухголосие)
Работа над примерами
полифонизации мелодии
• В старших классах перед чтением с листа очередного двухголосного примера
полезно пропеть гармонически интервалы, наиболее употребительные в
номере. Пение интервалов – это необходимый, но недостаточный навык,
особенно если иметь в виду полифонические примеры, где больше
проявляется самостоятельное движение голосов. Для выработки умения петь
подобные ансамбли советуют использовать упражнения в виде небольших
мелодических попевок. Надо отметить, что появление в многоголосной
музыке выдержанного звука в качестве подголоска и особенно
противоположное движение голосов – это яркие признаки полифонизации,
могущие привести в конечном итоге к частичному или полному
полимелодизму в музыке. На следующих уроках рекомендуется проработать
аналогичные упражнения от других звуков с иным ритмическим рисунком.
При этом нужно добиваться, чтобы эти мелодические обороты учащиеся могли
петь чисто не только составом в несколько человек, но и отдельными
дуэтами.
Строй. (двухголосие)
Пение упражнений на двухголосие с
противоположным движением
голосов
• Двухголосие этого вида отличается от предыдущего тем, что здесь голоса
имеют относительную мелодическую самостоятельность. Правда, более
полная полифоническая самостоятельность мелодических голосов наступает
лишь при наличии контрастного ритма. В данных примерах нарочито
сглажена ритмическая контрастность. Постепенно вносить в эти упражнения
элементы ритмического контраста. Прежде чем спеть какую-либо попевку
педагог проигрывает её на фортепиано, обратив внимание учащихся на
моменты слияния голосов. Предлагается некоторое время послушать
двухголосное звучание. В результате внимательного вслушивания кто-либо
из учеников выделяет и поёт партию верхнего голоса, а другой — нижнюю,
причём одновременно со звучанием фортепиано. Партию отдельного голоса
проигрывать не рекомендуется: ученики должны самостоятельно выделить
из общего двухголосного звучания нижний голос. Соединив обе партии,
следует спеть двухголосно с фортепиано и после того a cappella.
Строй. (двухголосие)
Чтение с листа
двухголосных примеров
• В третьем классе после предварительной работы над подготовительными упражнениями и пения
ряда песен следует приступить к планомерной выработке навыков чтения с листа и исполнения
наизусть разного вида двухголосных примеров. Ансамбли, выбираемые педагогом, могут быть
такой трудности или несколько сложнее тех, что уже предлагались на начальном этапе. Перед
пением педагог настраивает учащихся в данной тональности, показывает нужный темп.
Естественно, что пока ученики только разбирают пример, можно взять темп медленнее, чем
указан. В младших классах да и в старших рекомендуется петь с дирижированием. При наличии
навыка чтения по нотам иногда допустимо петь без дирижирования. Умение правильно
дирижировать должно быть отработано раньше – в упражнениях под звучащую под фортепиано
музыку, а также при пении с листа одноголосия. Разучивать ансамбли, особенно на первом этапе,
следует на тихой звучности, чтобы голоса лучше сливались и один не мешал бы другому слишком
громким пением. Кроме того, это позволит детям подтянуться к общему строю голосов.
Акустически оправданным будет такое двухголосие, при котором верхние голоса поют несколько
тише тех, которые находятся внизу. На начальной стадии следует весьма осторожно подходить к
подбору музыкального материала.
• Основная задача в освоении двухголосия — заинтересовать детей красотой многоголосного
звучания. Двухголосное исполнение песенного материала нравится ученикам, особенно если
процесс работы над песнями организован творчески. В заключении хочется отметить, что форма и
методы работы могут варьироваться самим педагогом. Важно одно – чтобы уроки по сольфеджио
были интересными, увлекательными, пробуждали бы у учащихся стремление к самостоятельности,
любовь к музыке и ансамблевому музицированию, развивали творческое воображение, будили
активность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.