Контрольная работа по «Структуре сюжетно-ролевой игры»
1. Место сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада
1.1 Сущность и значение сюжетно-ролевой игры дошкольника
1.2 Условия развития сюжетно-ролевой игры
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими
тема №5.doc
Контрольная работа
«Структура сюжетноролевой игры»
Выполнила слушатель
Мартынова Ольга Александровна
Курс дистанционный Содержание
Введение
1. Место сюжетноролевой игры в воспитательнообразовательном процессе
детского сада
1.1 Сущность и значение сюжетноролевой игры дошкольника
1.2 Условия развития сюжетноролевой игры
Заключение
Литература
2 Введение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и
духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он
вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является
необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из
основных факторов и важнейшим источником его психического развития в
онтогенезе. Актуальность это плохо решаемая или совсем не решаемая
проблема в дошкольном учреждении. Несмотря на то, что сюжетноролевая
игра достаточно используемая в детском саду, проблема при общении детей в
игровой деятельности остаётся актуальной, потому что не все воспитатели
владеют методикой руководства сюжетноролевой игрой детей. В
дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетноролевая
игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему
содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из
условий жизни ребёнка в обществе. Основной линией развития ребенка
является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от
ситуативного общения к вне ситуативному. Игра является своего рода
переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и
предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации.
Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического
развития детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой
жизни. Одновременно игра является основой творческого развития. Можно
сказать, что есть игры вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие
национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему,
вызывающие азарт, тщеславие, и есть игры, имеющие воспитательное значение,
укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение
помогать в беде. Исходя из этого положения, очень важно уделять внимание
руководящей роли педагога в организации и развертывании творческих
сюжетноролевых игр, совершенствовании методики воспитательного
воздействия игровой деятельности на нравственное становление личности
дошкольника. Д.Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно – ролевой игры
такие составляющие, как сюжет, содержание, роль, игровые действия, игровое
употребление предметов, показал, что центральным компонентом ее
выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам,
способ поведения людей в различных ситуациях. Важную роль для правильной
3 организации сюжетноролевых игр и руководства ими играет осознание
воспитателями сущности детской творческой игры и ее педагогической
ценности. Четкое определение позиций при рассмотрении данных вопросов
дает нам возможность наметить наиболее оптимальные способы руководства
сюжетноролевыми играми детей. Цель работы дать характеристику
сюжетно ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны
взрослого.
1. Место сюжетноролевой игры в воспитательнообразовательном
процессе детского сада
игра педагогический воспитательный ролевой
1.1 Сущность и значения сюжетноролевой игры дошкольника
В современной педагогике сюжетноролевая игра рассматривается как
специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение
окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности
взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры
социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и
социальноэкономическими условиями жизни ребенка. На протяжении всего
дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые
знания и умения, сюжетноролевая игра остается наиболее характерным
видом его деятельности. Особенности сюжетноролевой игры раскрыты в
работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и
педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я.
Михайленко). Основной сюжетно ролевой игры является мнимая или
воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на
себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой обстановке.
Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок.
Самостоятельность детей в сюжетноролевой игреодна из ее характерных
черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают,
как станут развивать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в
выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного:
можно, сев в кресло «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки
«скальпеля» сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и
полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те
сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго
будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетноролевой игре, дети по своей
воле выбирают партнеров, сами устанавливают правила игры, следят за их
выполнением, регулируют взаимоотношения. Интерес к творческим ролевым
играм развивается у детей с трехчетырех лет. К этому времени у ребенка
появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с
осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание
4 активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, как отмечал Л.С.
Выготский, в развитии ребенка наблюдаются «противоречивые тенденции: с
одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно
потребностей, желаний, невыполнимых сейчас и тем не менее не
устраняющихся как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти
полностью тенденция к немедленной реализации желаний. Отсюда и возникает
игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда
должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых
желаний. Воображение и есть то новообразование, которое отсутствует в
сознании ребенка раннего возраста. Но самое главное в игре ребенок
воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию,
которое разыгрывается. Творческий характер сюжетноролевой игры
определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с
активной работой воображения, с развитием у ребенка способности
отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли
творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его
непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его
чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность,
подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники
сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше
справиться с ролью. Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину,
включает следующие компоненты: 1) роли, которые берут на себя дети в
процессе игры;
2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на
себя роли взрослых и отношения между ними;
3) игровое употребление предметов, условное замещение реальных
предметов, имеющихся в распоряжении ребенка;
4) реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в
разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется
весь ход игры. Как всякая творческая деятельность, сюжетноролевая игра
эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и
удовольствие уже самим процессом. Сюжетноролевая игра имеет
структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом
сюжетноролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно ролевой
игры. Сюжет игры это та сфера действительности, которая воспроизводится
детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных
действий, событий, взаимоотношений из жизни и действительности
окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины,
готовит обед, учит рисовать учеников и…) одно из основных средств
реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в
семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд
5 людей (игры в больницу, магазин и …), общественные (игры в празднование
Дня рождения Города, в библиотеку, в школу). Содержание игры, отмечает
Д.Б. Эльконин, это то, что воспроизводится ребенком в качестве
центрального характерного момента деятельности и отношений между
взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры
выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность
взрослых; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой
деятельности только то, с чем действует человек, или отношение человека к
своей деятельности и другим людям или, наконец, общественный смысл
человеческой деятельности. Содержание игры это то что производится
ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и
отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной
деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о
деятельности взрослых меняется и содержание игр. Таким образом, в
содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в
деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и
отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек
действует: «человек предмет»). Затем, по мере понимания ребенком
отношения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться
взаимоотношение людей (человекчеловек), а сами предметы заменяются
(кубиккусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно
представляются (как будто у меня акваланг, и я опускаюсь на дно океана»).
Для ребенка роль это его игровая позиция: отожествляет себя с какимлибо
персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном
персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком
из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так,
мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница
говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на
уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является
важнейшим элементом сюжетно ролевой игры. Отступление кого либо из
играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном
нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса
помыть палубу!».
Сюжетноролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для
умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его
способностей и становления личности в целом. Для ребенка роль это его
игровая позиция: отожествляет себя с какимлибо персонажем сюжета и
действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая
роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей
жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Как всякая творческая
деятельность, сюжетноролевая игра эмоционально насыщенна и доставляет
каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
6 1.2 Условия развития сюжетноролевой игры
Дошкольный возраст один из важнейших этапов в формировании и
развитии индивидуальных и коллективных игровых интересов детей. Под
игровым интересом мы понимаем сложное психическое образование, которое
воспринимаем одновременно и как особое непосредственное эмоционально
познавательное отношение к игре или игрушке; и как стремление выразить
познанное в деятельности; как потребность ребенка заниматься именно
данной деятельностью, которая обеспечивает соучастие в жизни взрослого,
удовлетворяет потребность в общении, приносит радость созидания,
творчества. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной
деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и
психического развития, становления индивидуальности и формирования
детского коллектива. В первые годы жизни при обучающем воздействии
взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые
представляют собой предпосылки сюжетноролевой игры. Первым этапом
является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно игровую
деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее
содержание составляют действия манипуляции, которые ребенок совершает
вместе со взрослым, обследуя качества предмета, игрушки. Взрослый,
показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных
манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной
игре прослеживается намеренность действий ребенка: берет игрушку,
рассматривает, стучит. Такая преднамеренность действий с предметами
предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно
ролевой игры. На втором этапе развития игровой деятельности появляется
7 отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление
специфических свойств предмета и на достижение с его помощью
определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает
внимание ребенка на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это
одеялко, укроем куклу». Третий этап развития игры относится к концу
первого, началу второго года жизни. Формируется сюжетноотобразительная
игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные
в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит
малышей отображать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в
игровом плане. Для развития сюжетноотобразительной игры необходимы
образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение
игровых задач («Мишка хочет гулять, покатай Мишку на санках»). Перед
ребенком ставится условноигровая цель деятельности, которую он достигает
игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.
Развитие игры и игровых интересов зависит от реальных
взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе. При
целенаправленном педагогическом воздействии у ребенка могут быть рано
воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Дети
младшего дошкольного возраста могут ради достижения более важного
результата отказаться от приятного удовольствия. Мотивом такого поведения
в данном случае являются моральные чувства: жалость, сострадание, стыд,
зачатки ответственности, которые проявляются раньше, чем убеждения,
привычки, знания и нормы поведения. Однако сами эти чувства не могут
возникнуть «путем естественного вызревания», их нужно воспитывать.
Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы
– атрибуты. Они помогают ребенку взять на себя роль, спланировать и
развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они, как бы обеспечивают
внешние условия для реализации роли, облегчая малышу ролевое поведение. В
старшем дошкольном возрасте ребенок не меньше нуждается во внешних
атрибутах, потому, что такой опорой становятся представления о функции
взрослых. Основное условие для развития сюжетноролевой игры — это
совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать
содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к
активному участию. Следует побуждать детей воспроизводить ранее
усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создаёт ситуации,
стимулирующие ребенка к использованию предметов заменителей (ножа нет,
чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. Такие игры
обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа (каша
вкусная, зайка любит морковку; молодец Мишка вытер рот салфеткой). Для
развития сюжетно отобразительной игры эффективны показы
инсценировки. Педагог показывает, как одна игрушка умывается, вытирает
лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьёт молоко т.е. демонстрирует
8 цепочку последовательных разнородных действий с одной игрушкой. В
следующий раз демонстрируются однородные действия, которые выполняют
разные игрушки: мишка, кукла Ляля, зайка. Они по очереди поют знакомую
малышам песню, читают наизусть стихотворение, пляшут, играют в мяч.Чтобы
обучающие занятия, принесли положительные результаты, целесообразно
повторять их, вводя новые элементы, вызывая у малышей эмоциональные
реакции, повышая их активность. Повторные показы инсценировки можно
проводить с двумятремя детьми: это позволяет упражнять их в выполнении
игровых действий, в использовании предметов заменителей. Игрушки,
действия с которыми малыши ещё не освоили, не рекомендуется давать для
самостоятельного пользования. Сначала детей надо обучить игровым
действиям в совместной со взрослым игре. Так, если дети не умеют строить из
кирпичиков,
кубиков,
воспитатель проводит обучающие игры,
индивидуальные занятия.
Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход
игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая
деятельность способствует формированию у детей организованности и
ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с
другими детьми.
Заключение
Игра основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего
школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет
ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе
те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим,
открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех
или иных навыков. Через игру можно развить познавательные характеристики
ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его
поверить в свои силы и возможности. Развитие игровой деятельности детей
зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с
каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно
ни осуществлялось,
должно протекать в форме равноправного
доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно
направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений,
способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной
деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление
активности, инициативы и выдумки детей. Планирование системы
педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на
отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей
действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства
воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни,
9 полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач,
тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых
задач зависит формирование самой игры. Воспитательное значение игры во
многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им
психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от
правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от
четкой организации и проведения всевозможных игр.
10 Литература
1.Венгер Л.Н., Мухина В.С. Психология – М., 1988. c.63
2.Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963. С. 68.
3.Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно
ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989. №5. С. 39.
4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2001.
5. Короткова Н.А. Сюжетно ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в
детском саду.2006. №4. С. 43.
6.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005. С. 165.
7.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение, 1982. –
128с.
8.Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003. – 368с.
9.Урунтаева Г.А. Детская психология – М.: Академия, 2006. – 368с.
10.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 85.
11.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989.
С. 184.
Р
11
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
«Структура сюжетно-ролевой игры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.