«Структура сюжетно-ролевой игры»
Оценка 4.8

«Структура сюжетно-ролевой игры»

Оценка 4.8
Домашнее обучение +1
doc
окружающий мир
Детсад
11.04.2017
«Структура сюжетно-ролевой игры»
Контрольная работа по «Структуре сюжетно-ролевой игры» 1. Место сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада 1.1 Сущность и значение сюжетно-ролевой игры дошкольника 1.2 Условия развития сюжетно-ролевой игры Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими
тема №5.doc
Контрольная работа  «Структура сюжетно­ролевой игры»                                                          Выполнила слушатель  Мартынова Ольга Александровна                                                        Курс дистанционный Содержание Введение 1. Место сюжетно­ролевой игры в воспитательно­образовательном процессе  детского сада 1.1 Сущность и значение сюжетно­ролевой игры дошкольника 1.2 Условия развития сюжетно­ролевой игры Заключение Литература 2 Введение Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает   в   разнообразные   отношения   с   окружающими.   Общение   является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.   Актуальность­   это   плохо   решаемая   или   совсем   не   решаемая проблема в дошкольном учреждении. Несмотря на то, что сюжетно­ролевая игра достаточно используемая в детском саду, проблема при общении детей в игровой деятельности остаётся актуальной, потому что не все воспитатели владеют   методикой   руководства   сюжетно­ролевой   игрой   детей.   В дошкольном   возрасте   ведущей   деятельностью   является   сюжетно­ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий   жизни   ребёнка   в   обществе.   Основной   линией   развития   ребенка является   постепенное   освобождение   от   конкретной   ситуации,   переход   от ситуативного   общения   к   вне   ситуативному.   Игра   является   своего   рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных   действий   к   свободе   от   реальной,   воспринимаемой   ситуации. Именно   в   этом   освобождении   и   состоит   значение   игры   для   психического развития детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития. Можно сказать, что есть игры вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную   ненависть,   плохо   действующие   на   нервную   систему, вызывающие азарт, тщеславие, и есть игры, имеющие воспитательное значение, укрепляющие   волю,   воспитывающие   чувство   справедливости,   умение помогать в беде. Исходя из этого положения, очень важно уделять внимание руководящей   роли   педагога   в   организации   и   развертывании   творческих сюжетно­ролевых   игр,   совершенствовании   методики   воспитательного воздействия   игровой   деятельности   на   нравственное   становление   личности дошкольника. Д.Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет, содержание, роль, игровые действия, игровое употребление   предметов,   показал,   что   центральным   компонентом   ее выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам, способ поведения людей в различных ситуациях. Важную роль для правильной 3 организации   сюжетно­ролевых   игр   и   руководства   ими   играет   осознание воспитателями   сущности   детской   творческой   игры   и   ее   педагогической ценности. Четкое определение позиций при рассмотрении данных вопросов дает нам возможность наметить наиболее оптимальные способы руководства сюжетно­ролевыми   играми   детей.   Цель   работы   ­   дать   характеристику сюжетно ­ ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого.  1. Место сюжетно­ролевой игры в воспитательно­образовательном  процессе детского сада игра педагогический воспитательный ролевой 1.1 Сущность и значения сюжетно­ролевой игры дошкольника В современной педагогике сюжетно­ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей   действительности,   в   частности,   трудовой   деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально­экономическими условиями жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания   и   умения,   сюжетно­ролевая   игра   остается   наиболее   характерным видом   его   деятельности.   Особенности   сюжетно­ролевой   игры   раскрыты   в работах   психологов   (Л.С.   Выготский,   Д.Б.   Эльконин,   А.В.   Запорожец)   и педагогов   (Р.И.   Жуковская,   Д.В.   Менджерицкая,   А.П.   Усова,   Н.Я. Михайленко).   Основной   сюжетно­   ролевой   игры   является   мнимая   или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя   роль   взрослого   и   выполняет   ее   в   созданной   им   игровой   обстановке. Например,   играя   в   школу,   изображает   учителя,   ведущего   урок. Самостоятельность   детей   в   сюжетно­ролевой   игре­одна   из   ее   характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут развивать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в выборе   средств   воплощения   образа.   При   этом   нет   ничего   невозможного: можно,   сев   в   кресло   «ракету»,   очутиться   на   Луне,   при   помощи   палочки­ «скальпеля» ­ сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет   фантазии   позволяют   дошкольнику   самостоятельно   включаться   в   те сферы   человеческой   деятельности,   которые   в   реальной   жизни   еще   долго будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетно­ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех­четырех лет. К этому времени у ребенка появляются   новые   потребности,   новые   мотивы   деятельности,   связанные   с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание 4 активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, как отмечал Л.С. Выготский, в развитии ребенка наблюдаются «противоречивые тенденции: с одной   стороны,   у   него   появляется   целый   ряд   нереализуемых   немедленно потребностей,   желаний,   невыполнимых   сейчас   и   тем   не   менее   не устраняющихся как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти полностью тенденция к немедленной реализации желаний. Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний.   Воображение   и   есть   то   новообразование,   которое   отсутствует   в сознании   ребенка   раннего   возраста.   Но   самое   главное   ­   в   игре   ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое   разыгрывается.   Творческий   характер   сюжетно­ролевой   игры определяется   наличием   в   ней   замысла,   реализация   которого   сопряжена   с активной   работой   воображения,   с   развитием   у   ребенка   способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество   ребенка   принимает   характер   перевоплощения.   Успешность   его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств,   фантазии,   интересов.   Дети   проявляют   большую   изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами   мастерят   игрушки,   помогающие   полнее   реализовать   замысел,   лучше справиться   с   ролью.   Структура   ролевой   игры,   согласно   Д.Б.   Эльконину, включает   следующие   компоненты:   1)   роли,  которые   берут   на   себя   дети   в процессе игры;   2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;  3)   игровое   употребление   предметов,   условное   замещение   реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка; 4) реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных   репликах,   замечаниях,   посредством   которых   регулируется весь ход игры. Как всякая творческая деятельность, сюжетно­ролевая игра эмоционально   насыщена   и   доставляет   каждому   ребенку   радость   и удовольствие   уже   самим   процессом.   Сюжетно­ролевая   игра   имеет структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно­ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно­ ролевой игры. Сюжет игры ­ это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.   Сюжет   представляет   собой   отражение   ребенком   определенных действий,   событий,   взаимоотношений   из   жизни   и   действительности окружающих.   При   этом   его   игровые   действия   (крутит   руль   автомашины, готовит   обед,   учит   рисовать   учеников   и…)   ­одно   из   основных   средств реализации сюжета.    Сюжеты   игр   разнообразны.   Условно   их   делят   на   бытовые   (игры   в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд 5 людей (игры в больницу, магазин и …), общественные (игры в празднование Дня рождения Города, в библиотеку, в школу). Содержание игры, отмечает Д.Б.   Эльконин,   ­   это   то,   что   воспроизводится   ребенком   в   качестве центрального   характерного   момента   деятельности   и   отношений   между взрослыми   в   их   трудовой   и   общественной   жизни.   В   содержании   игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых;   оно   может   отражать   лишь   внешнюю   сторону   человеческой деятельности ­­ только то, с чем действует человек, или отношение человека к своей   деятельности   и   другим   людям   или,   наконец,   общественный   смысл человеческой   деятельности.   Содержание   игры   ­это   то   что   производится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений   между   взрослыми   в   их   бытовой,   трудовой,   общественной деятельности.   В   зависимости   от   глубины   представлений   ребенка   о деятельности   взрослых   меняется   и   содержание   игр.   Таким   образом,   в содержании   игры   выражены   разные   уровни   проникновения   ребенка   в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается   в   игре   только   внешняя   сторона   деятельности   (с   чем   человек действует:   «человек­   предмет»).   Затем,   по   мере   понимания   ребенком отношения   общественного   смысла   труда,   в   играх   начинают   отражаться взаимоотношение   людей   (человек­человек),   а   сами   предметы   заменяются (кубик­кусок   мыла,   хлеб,   утюг,   машинка)   или   только   мысленно представляются (как будто у меня акваланг, и я опускаюсь на дно океана»). Для ребенка роль­ это его игровая позиция: отожествляет себя с каким­либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама   заботится   о   детях,   готовит   им   еду,   укладывает   спать;   учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках.   Подчинение   ребенка   правилам   ролевого   поведения   является важнейшим элементом сюжетно­ ролевой игры. Отступление кого­ либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!». Сюжетно­ролевая   игра   имеет   чрезвычайно   большое   значение   для умственного   и   нравственного   развития   ребенка,   для   формирования   его способностей и становления личности в целом. Для ребенка роль­ это его игровая   позиция:   отожествляет   себя   с   каким­либо   персонажем   сюжета   и действует   в  соответствии   с  представлениями   о   данном   персонаже.  Всякая роль   содержит   свои   правила   поведения,   взятые   ребенком   из   окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Как всякая творческая деятельность, сюжетно­ролевая игра эмоционально насыщенна и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом. 6 1.2 Условия развития сюжетно­ролевой игры Дошкольный   возраст   ­один   из   важнейших   этапов   в   формировании   и развитии   индивидуальных   и   коллективных   игровых   интересов   детей.   Под игровым интересом мы понимаем сложное психическое образование, которое воспринимаем одновременно и как особое непосредственное эмоционально­ познавательное отношение к игре или игрушке; и как стремление выразить познанное   в   деятельности;   как   потребность   ребенка   заниматься   именно данной деятельностью, которая обеспечивает соучастие в жизни взрослого, удовлетворяет   потребность   в   общении,   приносит   радость   созидания, творчества. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью   ребенка   и   имеет   большое   значение   для   его   физического   и психического   развития,   становления   индивидуальности   и   формирования детского   коллектива.   В   первые   годы   жизни   при   обучающем   воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют   собой   предпосылки   сюжетно­ролевой   игры.   Первым   этапом является   ознакомительная   игра.   Взрослый   организует   предметно­   игровую деятельность   ребенка,   используя   разнообразные   игрушки,   предметы.   Ее содержание составляют действия­ манипуляции, которые ребенок совершает вместе   со   взрослым,   обследуя   качества   предмета,   игрушки.   Взрослый, показывает   игрушку   и   действия   с   ней.   В   процессе   самостоятельных манипуляций   с  игрушкой ребенок  познает ее свойства. В ознакомительной игре   прослеживается   намеренность   действий   ребенка:   берет   игрушку, рассматривает,   стучит.   Такая   преднамеренность   действий   с   предметами­ предпосылка   развития   целенаправленности,   характерной   для   сюжетно­ ролевой игры. На втором этапе развития игровой деятельности появляется 7 отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических   свойств   предмета   и   на   достижение   с   его   помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребенка на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это одеялко,   укроем   куклу».   Третий   этап   развития   игры   относится   к   концу первого, началу второго года жизни. Формируется сюжетно­отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в   повседневной   жизни   (баюкают   куклу,   кормят   мишку).  Воспитатель   учит малышей отображать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом   плане.   Для   развития   сюжетно­отобразительной   игры   необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых   задач  («Мишка   хочет   гулять,  покатай   Мишку  на  санках»).  Перед ребенком ставится условно­игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.   Развитие   игры   и   игровых   интересов   зависит   от   реальных взаимоотношений,   складывающихся   между   детьми   в   группе.   При целенаправленном   педагогическом  воздействии   у   ребенка  могут  быть  рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Дети младшего   дошкольного   возраста   могут   ради   достижения   более   важного результата отказаться от приятного удовольствия. Мотивом такого поведения в данном случае являются моральные чувства: жалость, сострадание, стыд, зачатки   ответственности,   которые   проявляются   раньше,   чем   убеждения, привычки,   знания   и   нормы   поведения.   Однако   сами   эти   чувства   не   могут возникнуть   «путем   естественного   вызревания»,   их   нужно   воспитывать. Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы –   атрибуты.   Они   помогают   ребенку   взять   на   себя   роль,   спланировать   и развернуть   сюжет,   создать   игровую   ситуацию.   Они,   как   бы   обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая малышу ролевое поведение. В старшем   дошкольном   возрасте   ребенок   не   меньше   нуждается   во   внешних атрибутах, потому, что такой опорой становятся представления о функции взрослых.   Основное   условие   для   развития   сюжетно­ролевой   игры   —   это совместные   игры   взрослого   и   ребенка.   Чтобы   научить   детей   развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному   участию.   Следует   побуждать   детей   воспроизводить   ранее усвоенные   действия   в   новых   вариантах   игры.   Педагог   создаёт   ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов­ заменителей (ножа нет, чем   же   резать   хлеб?),   к   действиям   в  воображаемой   ситуации.  Такие   игры обычно   сопровождаются   речью,   которая   помогает   созданию   образа   (каша вкусная, зайка любит морковку; молодец Мишка ­ вытер рот салфеткой). Для развития   сюжетно   ­   отобразительной   игры   эффективны   показы   ­ инсценировки. Педагог показывает, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьёт молоко т.е. демонстрирует 8 цепочку   последовательных   разнородных   действий   с   одной   игрушкой.   В следующий раз демонстрируются однородные действия, которые выполняют разные игрушки: мишка, кукла Ляля, зайка. Они по очереди поют знакомую малышам песню, читают наизусть стихотворение, пляшут, играют в мяч.Чтобы обучающие   занятия,   принесли   положительные   результаты,   целесообразно повторять   их,   вводя   новые   элементы,   вызывая   у   малышей   эмоциональные реакции,  повышая  их  активность.  Повторные  показы ­инсценировки   можно проводить с двумя­тремя детьми: это позволяет упражнять их в выполнении игровых   действий,   в   использовании   предметов­   заменителей.   Игрушки, действия с которыми малыши ещё не освоили, не рекомендуется давать для самостоятельного   пользования.   Сначала   детей   надо   обучить   игровым действиям в совместной со взрослым игре. Так, если дети не умеют строить из   кирпичиков, кубиков,   воспитатель   проводит   обучающие   игры, индивидуальные занятия.  Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры,   руководить   отношениями   между   ними.   Совместная   игровая деятельность   способствует   формированию   у   детей   организованности   и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Заключение   Игра   ­   основной   вид   деятельности   ребенка   вплоть   до   младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те   качества,   которые   не   были   раньше   заметны   ни   ему,   ни   окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка,   подготовить   его   к   жизни   в   современном   обществе,   заставить   его поверить в свои силы и возможности. Развитие игровой деятельности детей зависит   от   содержания   и   формы   непосредственного   общения   педагога   с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни   осуществлялось,   должно   протекать   в   форме   равноправного доброжелательного   сотрудничества   взрослого   с   детьми.   Оно   должно направлять   малышей   на   самостоятельное   воспроизведение   знаний,   умений, способов   действия   с  предметами,  полученное   на  занятиях   и   в   совместной деятельности   со   взрослым.   Педагогу   следует   поощрять   проявление активности,   инициативы   и   выдумки   детей.   Планирование   системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение   в   игре   разнообразных,   новых   для   них   явлений   окружающей действительности,   с   другой   стороны,   усложняет   способы   и   средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, 9 полученные   из   разных   источников,   определяют   содержание   игровых   задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры. Воспитательное значение игры во многом   зависит   от   профессионального   мастерства   педагога,   от   знания   им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного   методического   руководства   взаимоотношениями   детей,   от четкой организации и проведения всевозможных игр. 10 Литература 1.Венгер Л.Н., Мухина В.С. Психология – М., 1988. c.63 2.Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963. С. 68.  3.Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно­ ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.­ №5. ­ С.­ 39. 4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. ­ М.: Академия, 2001. 5. Короткова Н.А. Сюжетно ­ ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. ­ №4. ­ С. 43.  6.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005. С. 165. 7.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение, 1982. – 128с. 8.Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003. – 368с. 9.Урунтаева Г.А. Детская психология – М.: Академия, 2006. – 368с.  10.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 85.  11.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989.  С. 184.  Р 11

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»

«Структура сюжетно-ролевой игры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017