Сценарий «Блокада Ленинграда» Час памяти
Оценка 4.6

Сценарий «Блокада Ленинграда» Час памяти

Оценка 4.6
pdf
08.07.2024
Сценарий «Блокада Ленинграда» Час памяти
blokada_leningrada_scenarij.pdf

Сценарий

«Блокада Ленинграда» Час памяти

 

Быстрогорский отдел МБУК ТР «МЦБ»

Библиотекарь:

Это имя — как гром и как град:

Петербург,  Петроград, Ленинград.  

Ученик:

Была война, прошла война, Над полем боя тишина. Но по стране, по тишине, Идут легенды о войне.

Ученица:  

Июнь! Клонился к вечеру закат.

И белой ночью разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят.

НЕ знающих, не ведающих горя

Июнь! Тогда еще не знали,

Со школьных вечеров к Неве шагая. Что завтра будет первый день войны, А кончится лишь в 45-м в мае.

И песня над рекой лилась Невой,

Мы шли навстречу утру и смеялись,

НЕ знали мы еще тогда с тобой,

Что с детством мы и с юностью прощались.

Библиотекарь: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград еѐ душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.  Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы тысячи самолетов. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ученик: Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

 Библиотекарь: Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Началась Блокада- самая трагическая страница в истории Ленинграда. В ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях всѐ человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ученик:

8 сентября, обычный день недели,

Начало осени, красивое и яркое,

Сентябрьский ветерок, и голуби летели, И лес к себе манил людей подарками, И тишиной, и свежестью дыхания.

Привычно занималось утро раннее…

Так было до того или потом,

Но в этот год беда стучалась в дом.

Библиотекарь: Из воспоминаний Людмилы Ивановны Седачевой:

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов, мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащпалаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

Ученик:

Звучат сирены, метронома звук

Тревожит память деточек блокадных,

Им выпало без счѐта адских мук,

Труда для фронта без речей парадных, Им выпало, но люди не сдались, Не сдался город, взрослые и дети!

Библиотекарь: В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Ученица:

«По воду»

Я в гору саночки толкаю. Ещѐ немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая, Тяжѐлой стала, как свинец. Как хорошо, что ты замѐрзла, Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольѐшься из ведѐрка,

Я привезу тебя домой.                                                                 

Библиотекарь:

Из воспоминаний Владимира Сорокина:

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара. Ученик: На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти.  В глазах расширенных истома,  И щеки белые, как мел. 

Где твоя мама, мальчик?

— Дома.

— А где твой дом, сынок?

— Сгорел. 

Он сел. Его снежком заносит. 

В его глазах мутится свет. 

Он даже хлеба не попросит. 

Он тоже знает: хлеба нет.  

Библиотекарь: Солдаты обороняли город, не могли позволить фашистам его захватить, помнили о семьях, в минуты затишья писали письма.

(Звучит песня «Тѐмная ночь») Библиотекарь:

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки.

Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Ученица:  

Вместо супа — бурда из столярного клея, Вместо чая — заварка сосновой хвои.

Это б всѐ ничего, только руки немеют Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмѐтся, как ѐжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград. Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, Слышишь: город клянѐтся, что враг не пройдѐт! …Сотый день догорал. Как потом оказалось, Впереди оставалось ещѐ восемьсот.

Библиотекарь: Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работало 30 школ. Местом учебы стали бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученица:

В комнате – двенадцать человек, Спим, к печурке сдвинулись поближе. Если рядом – стужа, холод, снег, Поселившись вместе – легче выжить. И с утра, когда метель опять

Штору через щель в окне колышет, Я, проснувшись перед тем, как встать, Вслушиваюсь – все ли дышат.

Библиотекарь: В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый. Звучит отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской») Библиотекарь:

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающей город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

 Ученик:

 «Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,  Дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле 

Страшней и радостней дороги. Казалось, что конец земле…

Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли.

Он жив еще. Он рядом где

 На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба, Там матери под темным небом Толпой у булочных стоят.  И было так – на всем ходу Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду. – Ну, так и есть, мотор заело.

 Ремонт на 5 минут, пустяк,– Поломка эта не угроза,  Да рук не разогнуть никак: Их на руле свело морозом.

И вот в бензине руки он 

Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарням до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре

– Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам.                  

Библиотекарь: Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Она сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей и когда читаешь это, цепенеешь… Ученица:  

Девять страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире. Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку, Может, короче дневник был на строчку.

«Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной… » Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет.

Я расскажу вам, что было потом:

Эвакуация, хлеб и детдом. Где после голода, всех испытаний Выжили все, умерла только Таня. Девочки нет, но остался дневник, Детского сердца слезы и крик. Дети мечтали о корочке хлеба… дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом страшным и веским Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!

Библиотекарь:

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника. Ученица:

- Стоит у дороги из камня цветок, Он символ трагедии, символ печали, Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе: Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался; И памятник мертвым, и память живым. Уж стали седыми «блокадные дети», Прошло семь десятилетий, а сердце болит. И памятник этот, на постаменте, Живым об ушедших забыть не велит. Звучит песня «Ленинградки»  

Ученик:

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором. И жизнью смерть была побеждена, И победили человек и город!

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье, И в скорби постоим и помолчим.

(Свечи, метроном)

Библиотекарь:14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.  

Ученик:

Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, – Город празднует День снятия блокады, И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Библиотекарь:

За         мужество       и          героизм,         проявленные             жителями       блокадного    города, Ленинград      получил          звание            Город-Герой,             награждѐн      орденом         Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Ученик:

 «Залпы Победы»

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы... Толпы... Шпиль над головой, Северным сиянием победы Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица... Лица... Выраженье глаз. Счастье... Радость... Пережить такое Сердце в состоянье только раз. Слава вам, которые в сраженьях Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья, Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город, Сливший воедино фронт и тыл. В небывалых трудностях который Выстоял! Сражался! Победил!

 

Сценарий «Блокада Ленинграда»

Сценарий «Блокада Ленинграда»

Начало осени, красивое и яркое,

Начало осени, красивое и яркое,

А где твой дом, сынок? — Сгорел

А где твой дом, сынок? — Сгорел

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающей город с

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающей город с

Маму и бабушку голод унес. Нет больше сил и нет больше слез

Маму и бабушку голод унес. Нет больше сил и нет больше слез

Звучит песня «Ленинградки»

Звучит песня «Ленинградки»

Слава и тебе, великий город,

Слава и тебе, великий город,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2024