Методическая разработка сценария экологического мероприятия, приуроченного к Международному Дню Земли
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Экологический квест «Спасение Земли»
Муллина Юлия Сергеевна - педагог-организатор
г. Нижнекамск
2019
Пояснительная записка.
Важной задачей современной образовательной организации является формирование личности человека, понимающего ценность жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды. Воспитание экологической культуры рассматривается в настоящее время в числе основных задач нашего общества [5]. Поэтому главной целью экологического воспитания является формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущего поколений, живущих в одном доме под названием Земля.
Формирование начальных основ экологической культуры у школьников требуют включения определенных форм и методов работы, а также созданий необходимых условий для постоянного общения детей с природными объектами. Поэтому целесообразно проводить массовые мероприятия на природе.
Методическая разработка сценария «Спасение Земли» представляет собой сценарий экологического квеста, где ребята делятся на команды, поэтапно проходят весь заданный маршрут. Каждая станция ждёт их с увлекательными вопросами и играми. Сценарий разработан для формирования у школьников сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе.
Подобные командные мероприятия позволяют развивать лидерские качества и умения взаимодействовать в группе, высказываться и прислушиваться друг к другу. Кроме того, учащиеся имеют возможность продемонстрировать, а также восполнить свои знания в области биологии и экологии.
Сценарий экологического квеста «Спасение Земли» разработан для школьников с органичными возможностями здоровья начальной школы.
Ход мероприятия:
Ведущие должны выглядеть как будто подвержены мутации (соответствующий грим и костюмы).
Ведущий 1. Мы прилетели к Вам из будущего за помощью. Возникла экологическая катастрофа глобального масштаба в последствии загрязнения воздуха, почвы, воды во всех точках планеты. Сначала началась мутация в тех секторах, которые были загрязнены более всего. Позже природа дала сбой, и мутация начала разрастаться. Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее.
Ведущий 2. Но исправить все можно именно сегодня, 22 апреля. Ребята, а вы знаете какой сегодня день? (дети отвечают). Каждый год 22 апреля отмечается не просто большой, а по истине глобальный праздник – Международный день Земли – день нашего общего уютного дома [4].
Какая же она, наша Земля? Подсчитано, что нашей планете более 4,5 миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору то придется пройти чуть более 40 тысяч километров [1]. Большая у нас планета, ребята? (дети отвечают).
Ведущий 1. Да, ребята, наша планета огромная и на сегодняшний день на Земле проживает почти 8 миллиардов человек. И везде, где появляется человек, остается мусор. Количество людей неукоснительно растет и, разумеется, количество отходов тоже. Ребята, вот вы знаете, какой, например, самый распространенный мусор на планете? (дети отвечают). Это сигаретные окурки. Ежегодно их выбрасывается 4.500.000.000 штук.
Ведущий 2. Если в море бросить бумажную салфетку, то она исчезнет через три месяца, спички растворятся через шесть месяцев. Брошенный окурок проплавает в море от одного года до пяти лет, а пакет из полиэтилена – от десяти до двадцати лет. Пройдет тысяча лет, и только после этого исчезнет стандартная стеклянная бутылка [6]. Нашей планете Земля нужна помощь!
Ведущий 1. Поэтому, мы обращаемся к вам, с просьбой о помощи. Вы согласны нам помочь? (дети отвечают)
Для этого, ребята, необходимо выполнить несколько заданий. Когда вы с ними справитесь, то это повлияет на будущее нашей планеты.
Ведущий 2. Для спасения будущего Земли Вам необходимо будет пройти по нашему маршруту, где вас ждут различные задания. Сейчас мы каждой команде раздадим маршрутные листы, где будет указан ваш порядок станций. Очень важно, ребята, передвигаться по станциям в том порядке, который указан в вашем маршрутном листе.
Ведущий 1. На каждой станции вы будете получать баллы за выполненные задания. Как только вы пройдете все 5 станций, возвращаетесь сюда и мы будем подводить итоги. Ребята, вы готовы?? (Дети отвечают)
Ведущий 2. За маршрутными листами приглашаются капитаны команд.
Команды отправляются по станциям. После их возвращения подводятся итоги и награждаются победители.
Ведущий 1. Ну что ж, все команды молодцы! Посмотрите на нас, теперь мы такие же, как и вы, значит будущее планеты изменилось, и мутация не произошла. Перейдем к самому приятному моменту – награждению.
(Награждение)
Ведущий 2. Нам всем стоит помнить, что будущее нашей планеты зависит от нас. Нам стоит бережнее относится к природе: не загрязнять воду, воздух, не мусорить!
Ведущий 1. Пришло время прощаться! Нам пора возвращаться в наше время. Вместе: Спасибо Вам за помощь! До свидания!
Список литературы
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М: «ТЦ Сфера», - 2005. – 352 с.
2. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
3. Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса – М: «Детская литература», – 1974. – 415 с.
4. Календарь событий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.calend.ru/holidays/0/0/538/ (дата обращения: 14.04.19)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
6. 15 ноября: нижнекамские экологи – о Всемирном дне вторичной переработки [Электронный ресурс. – Режим доступа:
http://e-nkama.ru/news/260/58893/ (дата обращения 14.04.2019).
Приложение 1
Описание станций
Станция «Экологический светофор»
Оборудование:
Набор из цветных кружков (красного, зелёного)
Красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
Зеленый – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе. Участники игры должны оценивать этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал экологического светофора.
· После похода в лес мусор оставлять на месте, в лесу;
· Ломать ветки и деревья, качаться на них;
· Разорять муравейники;
· Разорять гнезда птиц;
· В лесу вести себя тихо.
· Рвать большие букеты цветов, особенно цветы и растения, занесенные в Красную Книгу (ландыши, подснежники, колокольчики, кувшинки и т.д.)
· Беречь лес от пожара;
· Убивать змей, даже ядовитых;
· Сбивать грибы, даже несъедобные.
· Стараться в лесу ходить по тропинкам [3].
Станция «Бюро находок»
Ведущий отдает команде список с описанием предметов (заранее спрятаны на территории станции), который они должны найти на территории станции. Предметы обратно не возвращаются, а остаются у ведущего.
Примерный список: Что-то шуршащее. Что-то пластиковое. Крышка от бутылки. Что-то красное. То, что можно переработать.
Станция «Разделяй вместе с нами»
Необходимо рассортировать мусор по 2 пакетам «перерабатываемые отходы» и «не перерабатываемые отходы». Например, газета, картонная коробка, фантик, бутылка пласт, крышка, батарейка и т.д.
Станция «Шкала времени»
На пробковой доске размещают шкалу времени. Командам необходимо распределить вырезанные из бумаги отходы на шкале в зависимости от времени их разложения. Например, газета – 2 мес., картонная коробка – 1 год, деревянная палка – 4 года, бумажный стаканчик – 5 лет, железная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стеклянная бутылка – 1000 лет.
Станция «Эко-знайки»
Командам необходимо правильно ответить на вопросы, которые им зачитывает ведущий станции.
1. Кто причиняет вред диким
животным? (Браконьеры/охотники)
2. Кто такие браконьеры? (Люди, которые отстреливают
животных без разрешения и не вовремя охоты)
3. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В
заповеднике)
4. Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную
книгу? (Их мало осталось на Земле)
5. Что надо делать, чтобы поддерживать животных зимой? (Подкармливать)
6. Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (Затушить
костер, убрать мусор)
7.
Из какого дерева делают спички? (Из осины)
8. Синоним слова бегемот. (Гиппопотам) [2].
Приложение 2
Примеры маршрутных листов
Маршрутный лист Команда_______ Руководитель________________________ |
|||
№ |
Станция |
Баллы |
Подпись |
1 |
«Бюро находок» |
|
|
2 |
«Разделяй вместе с нами» |
|
|
3 |
«Шкала времени» |
|
|
4 |
«Экологический светофор» |
|
|
5 |
«Эко-знайки» |
|
|
Маршрутный лист Команда_______ Руководитель________________________ |
||||
№ |
Станция |
Баллы |
Подпись |
|
1 |
«Разделяй вместе с нами» |
|
|
|
2 |
«Шкала времени» |
|
|
|
3 |
«Экологический светофор» |
|
|
|
4 |
«Эко-знайки» |
|
|
|
5 |
«Бюро находок» |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.