Сценарий интерактивной лекции

  • Лекции
  • docx
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кибербуллинг..docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики

«Лутугинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

#неткибербуллингу

Как защититься в цифровом мире?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

социальный педагог

Зубатова Н.В.

 

 

 

 

 

Лутугино

 

 

 

Цель лекции: рассказать обучающимся, что такое кибербуллинг, по каким признакам его можно распознать, какие возможности есть для профилактики и как реагировать на него в различных ситуациях.

Задачи:

1.     Познакомить с определением кибербуллинга и его основными формами.

2.     Рассмотреть главные факторы возникновения кибербуллинга.

3.     Обсудить последствия кибербуллинга для всех участников.

4.     Предложить стратегии поведения, чтобы прекратить буллинг в свою сторону и в сторону одноклассников.

5.     Рассмотреть роль государства в борьбе с кибербуллингом.

6.     Изучить ресурсы и способы поддержки для пострадавших от кибербуллинга.

Формируемые ценности:

      жизнь;

      достоинство;

      права и свободы человека;

      гуманизм;

      справедливость.

Смысловые направления: кибербезопасность и кибербуллинг

Продолжительность лекции: 45 минут

Целевая аудитория: обучающиеся колледжа 1-2 курсов

Возраст участников: 14+

Форма выступления: интерактивная лекция, дискуссия

Тим ММ: лекция

Комплект материалов:

- сценарий;

- презентация.

Слайд 1. Титульный

Здравствуйте, друзья. Сегодня мы поговорим о том, как интернет изменил нашу жизнь и почему вместе с этим возникло новое явление — кибербуллинг.

Слайд 2. Регистрация

Слайд 3. Исторический контекст появления кибербуллинга

Кибербуллинг начал формироваться с зарождением интернета в 1980-е годы, когда компьютеры были доступны лишь в университетах и крупных компаниях. Оскорбительные сообщения появлялись в дискуссиях, но не имели массового характера. В 1990-е годы, с доступностью интернета для широкой аудитории и развитием анонимных аккаунтов, стали возможны оскорбительные электронные письма, травля в чатах и на форумах, а также создание веб-страниц для публичного оскорбления. С появлением социальных сетей в 2000-е и 2010-е годы мнение сверстников в Сети стало не менее важным, чем в реальной жизни. Именно тогда термин «кибербуллинг» стал общеупотребимым. В 2020 году кибербуллинг был признан серьёзной проблемой, что привело к появлению программ по его предотвращению в школах и внедрению систем модерации на платформах, однако новые формы травли в Сети продолжают возникать.

Слайд 4. Что такое кибербуллинг

Рассмотрим определение кибербуллинга.

Кибербуллинг — это травля человека в интернете, совершаемая одним или группой пользователей в чатах, социальных сетях, игровых сообществах, на веб-сайтах. Отличается преднамеренностью, систематичностью, включает в себя оскорбления, угрозы, распространение лжи или унизительных материалов [5]. Это не шутка, а серьёзная психологическая травма для человека.

Слайд 5.

Особенности кибербуллинга:

       Анонимность — человек действует или общается в интернете, не раскрывая свою личность. Например, он может использовать псевдоним или фальшивый аккаунт.

       Непрерывность — и у пострадавшего, и у агрессора есть постоянный доступ к гаджетам и интернету.

       Обезличенность — личность человека не имеет значения в конкретной ситуации. Люди могут видеть только его сообщения, но не знают, кто это.

       Скорость и охват — пост или мем моментально могут собрать сотни и тысячи просмотров [6].

Слайд 6. Кто участвует в кибербуллинге

Агрессор/обидчиктот, кто начинает травлю, распространяет сообщения или пишет оскорбления, угрозы.

Жертвачеловек, против которого направлены эти нападки и который страдает от действий обидчика.

Свидетели те, кто наблюдает за происходящим; они могут поддерживать агрессора, держаться отстранённо или защищать жертв, пытаясь остановить травлю. Именно от реакции свидетелей зачастую зависит, будет продолжаться травля или нет.

Слайд 7. Основные формы кибербуллинга

Кибербуллинг может проявляться в разных формах. Отметим их.

Оскорбленияагрессивные, унизительные комментарии в чатах, социальных сетях, игровых сообществах.

Исключение из группы — намеренное исключение из чатов, игровых сообществ, онлайн-дискуссий, создание ощущения изоляции.

Фейковый аккаунтвзлом личного аккаунта жертвы или создание фейкового от её имени, чтобы испортить человеку репутацию и издеваться над ним.

Киберсталкинг — слежка за действиями человека в Сети. Постоянные комментарии: «я знаю, где ты живёшь», «я видел, куда ты пошёл» — которые часто сопровождаются угрозами.

Публикация личных данныхобнародование личных данных без разрешения. Это может быть переписка, фото, адрес или другая личная информация.

Шейминг — публичное высмеивание/осуждение, выкладывание фото или видео без разрешения человека с сопровождением унизительных и обидных комментариев.

Шантаж — угрозы опубликовать что-то личное, например фотографии, если не выполнить определённое требование агрессора.

Взлом — получение доступа к чужому аккаунту и использование его, чтобы навредить или напугать [7], [8].
         
Вопрос обучабющимся
          Знакомы ли вам данные проявления кибербуллинга? (Ответы
обучающихся)

Слайд 8.  Чем кибербуллинг отличается от агрессии

Кибербуллинг — распространённое явление. По данным исследований, каждый пятый школьник в России сталкивался с агрессией в Сети [9]. При этом около трети юных пользователей (31,8%) заявили о своей самостоятельности при разрешении неприятных ситуаций, возникших при пользовании интернетом [10].

Рассказывать о травле, оскорбительных комментариях — сложно. Кто-то боится, что его не поймут. Кто-то считает, что взрослые не смогут помочь. Иногда сложно сразу понять, что происходящее — это серьёзная проблема.

Важно отличать агрессию от травли. Давайте посмотрим, в чём разница [11].

Тип конфликта/
Критерий

Агрессия

Кибербуллинг

Частота

Единичные ссоры, конфликты — начинаются и заканчиваются         

Происходит
регулярно или непрерывно                    

Причина

Личный конфликт между двумя людьми может длиться долго

Причина не имеет отношения к тому, на кого направлена травля. Может не быть ссоры
или личной неприязни

Анонимность

Обычно отсутствует

Есть возможность быть анонимным

Возможность остановить или уйти

Конфликт завершается, когда одна из сторон прекращает реагировать. Оба участника высказывают и отстаивают свою точку зрения

Не прекращается, даже если жертва перестаёт реагировать

Эмоции

Злость, раздражение, обида

Угнетённое состояние, стыд, вина, снижение самооценки, страх

Чем конфликт отличается от травли?

Конфликт спор, столкновение конкурирующих сторон по каким-либо вопросам, отсутствие согласия. Стороны имеют взаимные претензии друг к другу.

При буллинге один человек или группа систематически унижают другого и он не может себя защитить [12]. Если один ученик постоянно становится объектом насмешек, оскорблений, бойкота и онлайн-нападок со стороны группы, это травля. Если это происходит онлайн, то это кибербуллинг.

Слайды 9-14. Правда или ложь? (Интерактивное задание)

Ребята, предлагаю принять участие в небольшой викторине, где мы обсудим, что на самом деле стоит за явлением кибербуллинга.

Я буду читать утверждения, а вам необходимо понять, правда это или ложь. Будьте готовы, ведь каждый правильный ответ поможет нам лучше понять, как защитить себя и других в цифровом пространстве.

1.     Если ты просто лайкаешь или пересылаешь обидный пост, ты тоже участвуешь в кибербуллинге. (Правда)

Объяснение: Пассивное наблюдение и распространение контента делает вас участниками травли. Так увеличивается аудитория травли и агрессор видит, что его поддерживают.

2.     Одна из самых эффективных тактик — это сохранить скриншоты оскорбительных сообщений. (Правда)

Объяснение: Да! Это главное доказательство. Скриншоты с датами, именами и самими сообщениями помогут вам доказать факт травли администраторам социальных сетей, родителям, учителям или даже полиции.

3.     Кибербуллинг — это не страшно, ведь всё происходит в интернете, а не в реальной жизни. (Ложь)

Объяснение: Это одно из самых опасных заблуждений. Последствия кибербуллинга очень реальны: тревожность, депрессия, низкая самооценка, проблемы с учёбой и даже физическим здоровьем. Интернет стал частью нашей реальности, и травля в нём ранит не менее сильно.

Слайд 15. Причины возникновения кибербуллинга

Разберём основные причины, почему человек может проявлять агрессию в онлайн-пространстве.

Желание быть «крутым». Кто-то хочет казаться «крутым» и сильным в Сети, потому что в жизни ему этого не хватает. Анонимность даёт чувство свободы и возможность самоутвердиться за счёт унижения других.

Отношения в семье. Способы взаимодействия членов семьи могут быть скопированы и проявляться в других ситуациях.

Общение в школе и чатах. Конфликты из класса часто перетекают в общие чаты, где на них смотрят десятки человек. Это подогревает травлю. Если никто не обращает внимания на первые злые шутки в Сети, на личных страницах или под фотографиями, обидчики решают, что можно продолжать.

Распространённые стереотипы — например, о том, как должны выглядеть или вести себя мальчики и девочки. Люди, которые не соответствуют стереотипам, могут стать мишенью для травли.

Следование за толпой — человек участвует в травле не из-за личной агрессии, а потому что ему важно «быть своим» в группе. Он также может бояться сам оказаться на месте жертвы и стать изгоем.

Желание развлечься — инициация конфликта и травли, просто чтобы «поразвлечься» и посмотреть, что будет. Этим людям неважно, кого травить, — важен сам процесс.

Любой человек может стать тем, на кого направлена травля. Случайный повод может стать началом буллинга: ссора из-за игры, спор в комментариях, личная обида. А если за этим наблюдает много людей, агрессор хочет «выиграть» и показать свою власть. Причина всегда не в жертве, а в том, кто затевает травлю [7], [13].

Слайд 16. Последствия кибербуллинга

Когда человек становится жертвой кибербуллинга, он переживает сильный эмоциональный стресс. Появляются чувства стыда, вины, одиночества. Часто развиваются тревожные и депрессивные состояния. Возникают трудности в общении и построении отношений. В такие моменты повышается риск самоповреждений, суицидальных мыслей или агрессивных поступков (Автор и организатор площадки не поддерживают суицидальное или самоповреждающее поведение, жестокость и насильственные действия. Материал носит исключительно информационно-просветительский характер и не является пропагандой).

Травля в сети — это ситуация, которая может серьёзно повлиять на психическое состояние человека. Без поддержки справиться с последствиями бывает очень трудно. Агрессия в онлайн-пространстве, застав подростка врасплох, может стать последней каплей на фоне других сложностей: конфликты с родителями, сложности с учёбой. Вследствие этого существенно повышается вероятность агрессии, направленной на себя или на окружающих (попытка «отомстить за себя») [14], [15], [16].

Слайд 17. Пример кибербуллинга: бойкот в чате

Давайте разберём реальный случай травли.

В 7-м классе новенькая ученица, назовём её Аней, отказалась дать списать домашнее задание группе популярных одноклассников. Они посчитали это «предательством».

Как развивалась травля

Лидер группы создала общий чат в мессенджере с названием «Кто против Ани?» и добавила туда почти весь класс, кроме самой Ани.

В чате обсуждался план, как сделать Ане школьную жизнь невыносимой. Все договорились игнорировать её в реале: не садиться с ней за одну парту, не брать в команду на физкультуре, не отвечать на её вопросы.

В общий классный чат, где была Аня, начали кидать «мемы» с её фотографиями, на которых были подписи «ябеда» и «выскочка».

Когда Аня писала что-то в чат, в ответ ей приходил поток сообщений: «игнор», «тебя тут нет», «кто это?».

Её комментарии под фотографиями одноклассников в соцсетях массово минусовали и высмеивали.

Последствия

Аня оказалась в полной изоляции. Она начала притворяться больной, чтобы не ходить в школу. У неё испортилась успеваемость, она стала замкнутой и плакала по ночам. Родители сначала списали всё на «переходный возраст», пока не нашли на её столе распечатанные скриншоты оскорбительных мемов и не вмешались.

Слайд 18. Разбор кейса

Давайте разберём, почему это кибербуллинг. Какие особенности кибербуллинга вы видите?

Почему это кибербуллинг:

       Намеренность и злой умысел: травля была спланированной акцией мести.

       Публичность и аудитория: чат включал весь класс и сделал унижение публичным.

       Роль цифровой среды: мессенджеры и соцсети стали основным инструментом для координации процесса.

       Систематичность: травля не была разовым действием, а продолжалась несколько недель.

Итак, ребята, давайте подведём итог этой истории. Это наглядный пример того, как изоляция и игнорирование могут сильно повлиять на человека. Важно помнить, что каждый из нас может оказаться на месте Ани, и именно поэтому мы должны быть более внимательными и добрыми друг к другу. Давайте не забывать, что поддержка и понимание очень важны в общении. Вместе мы можем создать безопасное и дружелюбное окружение, где каждому будет комфортно.

Слайд 19. QR-код с интерактивным квестом.

Ребята, давайте узнаем, какие последствия могут возникнуть в результате наших действий в интернете.

Квест «Художник» предлагает пройти сценарий за одного или нескольких участников ситуации кибербуллинга. В зависимости от наших решений сценарий будет меняться, и мы увидим, как выбор причинить боль или, наоборот, поддержать, может повлиять на судьбы других.

Слайд 20. Что делать, если вы столкнулись с кибербуллингом

В первую очередь, никогда не обвиняйте в случившемся себя. Для травли не нужен повод, и она полностью на совести хейтеров. Никто не заслуживает буллинга, его ничем нельзя оправдать.
          Итак, если вы столкнулись с кибербуллингом:

1.     Не нужно отвечать на оскорбляющие сообщения, комментарии, вступать в диалог. Не оправдывайтесь и не доказывайте свою правоту. Люди, которые начинают травлю, хотят спровоцировать вас и получить реакцию.

2.     Сохраните доказательства: скриншоты, переписки, ссылки, имена пользователей, которые участвовали или были свидетелями. Когда всё сохранено, можно заблокировать обидчика и закрыть доступ к своему профилю, настроить приватность (закрыть аккаунт), отключить комментирование.

3.     Сообщите взрослым или любому человеку, которому доверяете: родителям, педагогу, другу, старшему брату или сестре, школьному психологу.
Также можно написать администраторам платформы, модераторам чата — они могут удалить оскорбительные публикации и заблокировать нарушителя.

4.     Обратитесь в полицию. Если сообщения носили характер угроз здоровью, жизни, имуществу преследуемого, обратитесь со взрослыми в правоохранительные органы, предъявив сохранённые доказательства.

5.     Обратитесь к психологу за помощью и поддержкой [17].

Слайд 21. Основные признаки того, что кто-то подвергся кибербуллингу

1.     Изменился в настроении, напуган, встревожен, в том числе стал грустнее, старается избегать общественных мероприятий, походов в спортивные секции, резко снизилась активность в интернете — соцсетях, стал реагировать негативно на звук новых сообщений.

2.     Изменилось поведение, особенно в области взаимодействия с интернетом. Любое резкое изменение в настроении, сохраняющееся продолжительное время, может оказаться признаком того, что человек подвергается кибербуллингу.

3.     Удалил страницы в социальных сетях. Человек, который подвергается кибербуллингу, может удалить свои страницы в социальных сетях, чтобы избежать травли.

4.     Вам попались оскорбительные или унизительные изображения и сообщения c участием кого-то из знакомых. Кибербуллинг зачастую происходит на глазах у всех. Поэтому вам могут попасться в открытом доступе компрометирующие человека фотографии или сообщения [19].

Слайд 22. Как государство защищает пользователей Сети

В России действуют законы, которые помогают защитить себя и свои личные данные в интернете. За многие действия, которые попадают под понятие кибербуллинга, предусмотрена уголовная или административная ответственность. Так, по статьям Уголовного кодекса РФ (УК РФ) (нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, клевета, доведение до самоубийства, вымогательство) следуют серьёзные наказания, такие как принудительные работы, штраф и даже лишение свободы.

С 2021 года в России действует статья 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения — «Оскорбление», в том числе в интернете. Наказание — штраф (для подростков — предупреждение или штраф на родителей) [21].

Например, если кто-то публикует личные фото без разрешения, это может считаться нарушением частной жизни. Если выложены переписки или личные данные, это нарушение тайны переписки. Клевета, угрозы, шантаж, взлом аккаунтов — всё это тоже может иметь юридические последствия. По уголовным статьям ответственность наступает с 16 лет.  За тяжкие и особо тяжкие преступления ответственность наступает уже с 14 лет.

Ребята, сегодня мы обсудили важную тему. Кибербуллинг может затрагивать каждого из нас, но именно от нас будет зависеть то, как мы будем с этим справляться. Запомните, что каждый способен влиять на окружающий мир и делать его лучше.

Помните, что за каждым пользователем в Сети стоит реальный человек с чувствами и переживаниями. Будьте добрыми, поддерживайте друг друга и не бойтесь говорить о своих переживаниях.

Слайд 23-25. Викторина (с вариантами ответов)

1. Как НЕ следует реагировать на кибербуллинг?

   а) Заблокировать того, кто проявляет насилие

   б) Обратиться за помощью

   в) Вступать в диалог

   г) Делать скриншоты переписки

2. Как следует реагировать на кибербуллинг? (выбери несколько правильных ответов):

   а) Сохранить доказательства

   б) Немедленно удалить сообщения

   в) Обратиться к взрослым

   г) Игнорировать и не реагировать

3. Кто может помочь в случае кибербуллинга?

   а) только родители

   б) только школьный психолог

   в) свидетели

   г) все перечисленные

Слайд 26.

      Ребята, каждое действие в сети — это выбор. Делайте правильный. Важно осознавать, что наши слова и поступки в цифровом пространстве могут иметь серьезные последствия для других. Мы все обладаем силой влиять на жизнь окружающих, и от нас зависит, как мы используем эту силу.

Слайд 27. Вспомогательные ресурсы

Предлагаю в финале нашей встречи отметить ресурсы, которые помогут повысить уровень цифровой грамотности, чтобы иметь больше информации о том, как предотвратить кибербуллинг и помочь тем, кто стал его жертвой.

1.     Сайт проекта «Месяц осведомленности о кибербуллинге» https://kiberbulling.net

2.     Цифровая грамотность https://rocit.ru/kb_cats/detyam/

3.     Антибуллинговая программа для школ «ТравлиNET» https://xn--80aejlonqph.xn--p1ai/  ВК - https://vk.com/travlinet

4.     Вместе против буллинга https://bullying.shkolamoskva.ru/

 

 

Слайд 28. Заключительный.

Спасибо за участие в лекции!

Чтобы понять, была ли информация для вас полезна и интересна, прошу всех отсканировать QR-код, который вы видите на экране, и ответить на несколько коротких вопросов о выступлении: нам очень важно ваше мнение!

 


 

Список использованной литературы

[1] Энциклопедия Kaspersky. Краткая история хакера. — URL: https://encyclopedia.kaspersky.ru/knowledge/a-brief-history-of-hacking/

[2] Акулич М. М. Интернет-сообщества в России: возникновение и развитие. — 2004. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-soobschestva-v-rossii-vozniknovenie-i-razvitie/

[3] Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. — 2019. — Т. 9. — № 2. — С. 276–295.

[4] Бородина В. Н., Петимко А. И. Кибербуллинг среди подростков в образовательной среде как предмет исследования // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 6 (91). — С. 154–157.

[5] Бочавер А. А., Хломов К. Д., Кон И. С. — 2006 – 2014.

[6] Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11. — № 3. — С. 177–191.

[7] Газизьянов Т. А., Мансурова З. Р. Психология кибербуллинга: виды и причины кибербуллинга // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. — 2023. — № 4 (16). — С. 89–92. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-kiberbullinga-vidy-i-prichiny-kiberbullinga/viewer

[8] Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. — 2019. — Т. 9. — № 2. — С. 276–295.

[9] Новое исследование МП Аналитики «Российские школьники». — URL: https://rt-solar.ru/events/news/5470/

[10] Беспалов Е. И. Результаты онлайн-исследования «Юный интернет-пользователь» в 2010 году. — 2010. — URL: http://www.friendlyrunet.ru/files/281/110530-otchet.pdf

[11] Холодова Ю. Б. Буллинг. Молчать нельзя, рассказывать. Психология травли. — М.: Класс, 2022.

[12] Кармин А. С. (ред.) Конфликтология. — СПб., 2000.

[13] Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11. — № 3. — С. 177–191.

[14] Detecting Cyberbullying and Cyberaggression in Social Media // ACM Digital Library. — URL: https://dl.acm.org/doi/10.1145/3343484

[15] Guidelines for Policy Makers on Child Online Protection // International Telecommunication Union (ITU). — 2020. — URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-s/opb/gen/S-GEN-COP.POL_MAKERS-2020-PDF-R.pdf

[16] Роль жертвы в кибербуллинге: причины и последствия вовлечения // Cyberleninka. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zhertvy-v-kiberbullinge-prichiny-i-posledstviya-vovlecheniya/viewer

[17] Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А., Молчанова Д. В. Руководство для подростков про буллинг: Как не стать жертвой и почему не стоит нападать. — М.: Высшая школа экономики, 2019.

[18] Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А., Молчанова Д. В. Руководство для родителей про буллинг: Что делать, если ваш ребёнок вовлечён? — М.: Высшая школа экономики, 2019.

[19] Носова Н. В., Калинкина Е. М., Камракова Н. Ю. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации. — Вологда: ВИРО, 2019. — 52 с.

[20] Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга // Cyberleninka. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-aspekty-kiberbullinga

[21] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Статья 5.61 «Оскорбление». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/5a1e49d87dc9a1f7c59e6f0d8efb6b9d30e7e8a1/


 

Скачано с www.znanio.ru