Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
«Лутугинский колледж»
Лекция
#неткибербуллингу
Как защититься в цифровом мире?
Подготовила:
социальный педагог
Зубатова Н.В.
Лутугино
Цель лекции: рассказать обучающимся, что такое кибербуллинг, по каким признакам его можно распознать, какие возможности есть для профилактики и как реагировать на него в различных ситуациях.
Задачи:
1. Познакомить с определением кибербуллинга и его основными формами.
2. Рассмотреть главные факторы возникновения кибербуллинга.
3. Обсудить последствия кибербуллинга для всех участников.
4. Предложить стратегии поведения, чтобы прекратить буллинг в свою сторону и в сторону одноклассников.
5. Рассмотреть роль государства в борьбе с кибербуллингом.
6. Изучить ресурсы и способы поддержки для пострадавших от кибербуллинга.
Формируемые ценности:
● жизнь;
● достоинство;
● права и свободы человека;
● гуманизм;
● справедливость.
Смысловые направления: кибербезопасность и кибербуллинг
Продолжительность лекции: 45 минут
Целевая аудитория: обучающиеся колледжа 1-2 курсов
Возраст участников: 14+
Форма выступления: интерактивная лекция, дискуссия
Тим ММ: лекция
Комплект материалов:
- сценарий;
- презентация.
Здравствуйте, друзья. Сегодня мы поговорим о том, как интернет изменил нашу жизнь и почему вместе с этим возникло новое явление — кибербуллинг.
Слайд 2. Регистрация
Кибербуллинг начал формироваться с зарождением интернета в 1980-е годы, когда компьютеры были доступны лишь в университетах и крупных компаниях. Оскорбительные сообщения появлялись в дискуссиях, но не имели массового характера. В 1990-е годы, с доступностью интернета для широкой аудитории и развитием анонимных аккаунтов, стали возможны оскорбительные электронные письма, травля в чатах и на форумах, а также создание веб-страниц для публичного оскорбления. С появлением социальных сетей в 2000-е и 2010-е годы мнение сверстников в Сети стало не менее важным, чем в реальной жизни. Именно тогда термин «кибербуллинг» стал общеупотребимым. В 2020 году кибербуллинг был признан серьёзной проблемой, что привело к появлению программ по его предотвращению в школах и внедрению систем модерации на платформах, однако новые формы травли в Сети продолжают возникать.
Рассмотрим определение кибербуллинга.
Кибербуллинг — это травля человека в интернете, совершаемая одним или группой пользователей в чатах, социальных сетях, игровых сообществах, на веб-сайтах. Отличается преднамеренностью, систематичностью, включает в себя оскорбления, угрозы, распространение лжи или унизительных материалов [5]. Это не шутка, а серьёзная психологическая травма для человека.
Слайд 5.
Особенности кибербуллинга:
● Анонимность — человек действует или общается в интернете, не раскрывая свою личность. Например, он может использовать псевдоним или фальшивый аккаунт.
● Непрерывность — и у пострадавшего, и у агрессора есть постоянный доступ к гаджетам и интернету.
● Обезличенность — личность человека не имеет значения в конкретной ситуации. Люди могут видеть только его сообщения, но не знают, кто это.
● Скорость и охват — пост или мем моментально могут собрать сотни и тысячи просмотров [6].
Слайд 6. Кто участвует в кибербуллинге
Агрессор/обидчик — тот, кто начинает травлю, распространяет сообщения или пишет оскорбления, угрозы.
Жертва — человек, против которого направлены эти нападки и который страдает от действий обидчика.
Свидетели — те, кто наблюдает за происходящим; они могут поддерживать агрессора, держаться отстранённо или защищать жертв, пытаясь остановить травлю. Именно от реакции свидетелей зачастую зависит, будет продолжаться травля или нет.
Кибербуллинг может проявляться в разных формах. Отметим их.
Оскорбления — агрессивные, унизительные комментарии в чатах, социальных сетях, игровых сообществах.
Исключение из группы — намеренное исключение из чатов, игровых сообществ, онлайн-дискуссий, создание ощущения изоляции.
Фейковый аккаунт — взлом личного аккаунта жертвы или создание фейкового от её имени, чтобы испортить человеку репутацию и издеваться над ним.
Киберсталкинг — слежка за действиями человека в Сети. Постоянные комментарии: «я знаю, где ты живёшь», «я видел, куда ты пошёл» — которые часто сопровождаются угрозами.
Публикация личных данных — обнародование личных данных без разрешения. Это может быть переписка, фото, адрес или другая личная информация.
Шейминг — публичное высмеивание/осуждение, выкладывание фото или видео без разрешения человека с сопровождением унизительных и обидных комментариев.
Шантаж — угрозы опубликовать что-то личное, например фотографии, если не выполнить определённое требование агрессора.
Взлом —
получение доступа к чужому аккаунту и использование его, чтобы навредить или
напугать [7], [8].
Вопрос
обучабющимся
Знакомы ли вам данные проявления кибербуллинга? (Ответы обучающихся)
Кибербуллинг — распространённое явление. По данным исследований, каждый пятый школьник в России сталкивался с агрессией в Сети [9]. При этом около трети юных пользователей (31,8%) заявили о своей самостоятельности при разрешении неприятных ситуаций, возникших при пользовании интернетом [10].
Рассказывать о травле, оскорбительных комментариях — сложно. Кто-то боится, что его не поймут. Кто-то считает, что взрослые не смогут помочь. Иногда сложно сразу понять, что происходящее — это серьёзная проблема.
Важно отличать агрессию от травли. Давайте посмотрим, в чём разница [11].
|
Тип конфликта/ |
Агрессия |
Кибербуллинг |
|
Частота |
Единичные ссоры, конфликты — начинаются и заканчиваются |
Происходит |
|
Причина |
Личный конфликт между двумя людьми может длиться долго |
Причина не имеет
отношения к тому, на кого направлена травля. Может не быть ссоры |
|
Анонимность |
Обычно отсутствует |
Есть возможность быть анонимным |
|
Возможность остановить или уйти |
Конфликт завершается, когда одна из сторон прекращает реагировать. Оба участника высказывают и отстаивают свою точку зрения |
Не прекращается, даже если жертва перестаёт реагировать |
|
Эмоции |
Злость, раздражение, обида |
Угнетённое состояние, стыд, вина, снижение самооценки, страх |
Чем конфликт отличается от травли?
Конфликт — спор, столкновение конкурирующих сторон по каким-либо вопросам, отсутствие согласия. Стороны имеют взаимные претензии друг к другу.
При буллинге один человек или группа систематически унижают другого и он не может себя защитить [12]. Если один ученик постоянно становится объектом насмешек, оскорблений, бойкота и онлайн-нападок со стороны группы, это травля. Если это происходит онлайн, то это кибербуллинг.
Ребята, предлагаю принять участие в небольшой викторине, где мы обсудим, что на самом деле стоит за явлением кибербуллинга.
Я буду читать утверждения, а вам необходимо понять, правда это или ложь. Будьте готовы, ведь каждый правильный ответ поможет нам лучше понять, как защитить себя и других в цифровом пространстве.
1. Если ты просто лайкаешь или пересылаешь обидный пост, ты тоже участвуешь в кибербуллинге. (Правда)
Объяснение: Пассивное наблюдение и распространение контента делает вас участниками травли. Так увеличивается аудитория травли и агрессор видит, что его поддерживают.
2. Одна из самых эффективных тактик — это сохранить скриншоты оскорбительных сообщений. (Правда)
Объяснение: Да! Это главное доказательство. Скриншоты с датами, именами и самими сообщениями помогут вам доказать факт травли администраторам социальных сетей, родителям, учителям или даже полиции.
3. Кибербуллинг — это не страшно, ведь всё происходит в интернете, а не в реальной жизни. (Ложь)
Объяснение: Это одно из самых опасных заблуждений. Последствия кибербуллинга очень реальны: тревожность, депрессия, низкая самооценка, проблемы с учёбой и даже физическим здоровьем. Интернет стал частью нашей реальности, и травля в нём ранит не менее сильно.
Разберём основные причины, почему человек может проявлять агрессию в онлайн-пространстве.
Желание быть «крутым». Кто-то хочет казаться «крутым» и сильным в Сети, потому что в жизни ему этого не хватает. Анонимность даёт чувство свободы и возможность самоутвердиться за счёт унижения других.
Отношения в семье. Способы взаимодействия членов семьи могут быть скопированы и проявляться в других ситуациях.
Общение в школе и чатах. Конфликты из класса часто перетекают в общие чаты, где на них смотрят десятки человек. Это подогревает травлю. Если никто не обращает внимания на первые злые шутки в Сети, на личных страницах или под фотографиями, обидчики решают, что можно продолжать.
Распространённые стереотипы — например, о том, как должны выглядеть или вести себя мальчики и девочки. Люди, которые не соответствуют стереотипам, могут стать мишенью для травли.
Следование за толпой — человек участвует в травле не из-за личной агрессии, а потому что ему важно «быть своим» в группе. Он также может бояться сам оказаться на месте жертвы и стать изгоем.
Желание развлечься — инициация конфликта и травли, просто чтобы «поразвлечься» и посмотреть, что будет. Этим людям неважно, кого травить, — важен сам процесс.
Любой человек может стать тем, на кого направлена травля. Случайный повод может стать началом буллинга: ссора из-за игры, спор в комментариях, личная обида. А если за этим наблюдает много людей, агрессор хочет «выиграть» и показать свою власть. Причина всегда не в жертве, а в том, кто затевает травлю [7], [13].
Когда человек становится жертвой кибербуллинга, он переживает сильный эмоциональный стресс. Появляются чувства стыда, вины, одиночества. Часто развиваются тревожные и депрессивные состояния. Возникают трудности в общении и построении отношений. В такие моменты повышается риск самоповреждений, суицидальных мыслей или агрессивных поступков (Автор и организатор площадки не поддерживают суицидальное или самоповреждающее поведение, жестокость и насильственные действия. Материал носит исключительно информационно-просветительский характер и не является пропагандой).
Травля в сети — это ситуация, которая может серьёзно повлиять на психическое состояние человека. Без поддержки справиться с последствиями бывает очень трудно. Агрессия в онлайн-пространстве, застав подростка врасплох, может стать последней каплей на фоне других сложностей: конфликты с родителями, сложности с учёбой. Вследствие этого существенно повышается вероятность агрессии, направленной на себя или на окружающих (попытка «отомстить за себя») [14], [15], [16].
Давайте разберём реальный случай травли.
В 7-м классе новенькая ученица, назовём её Аней, отказалась дать списать домашнее задание группе популярных одноклассников. Они посчитали это «предательством».
Как развивалась травля
Лидер группы создала общий чат в мессенджере с названием «Кто против Ани?» и добавила туда почти весь класс, кроме самой Ани.
В чате обсуждался план, как сделать Ане школьную жизнь невыносимой. Все договорились игнорировать её в реале: не садиться с ней за одну парту, не брать в команду на физкультуре, не отвечать на её вопросы.
В общий классный чат, где была Аня, начали кидать «мемы» с её фотографиями, на которых были подписи «ябеда» и «выскочка».
Когда Аня писала что-то в чат, в ответ ей приходил поток сообщений: «игнор», «тебя тут нет», «кто это?».
Её комментарии под фотографиями одноклассников в соцсетях массово минусовали и высмеивали.
Последствия
Аня оказалась в полной изоляции. Она начала притворяться больной, чтобы не ходить в школу. У неё испортилась успеваемость, она стала замкнутой и плакала по ночам. Родители сначала списали всё на «переходный возраст», пока не нашли на её столе распечатанные скриншоты оскорбительных мемов и не вмешались.
Давайте разберём, почему это кибербуллинг. Какие особенности кибербуллинга вы видите?
Почему это кибербуллинг:
● Намеренность и злой умысел: травля была спланированной акцией мести.
● Публичность и аудитория: чат включал весь класс и сделал унижение публичным.
● Роль цифровой среды: мессенджеры и соцсети стали основным инструментом для координации процесса.
● Систематичность: травля не была разовым действием, а продолжалась несколько недель.
Итак, ребята, давайте подведём итог этой истории. Это наглядный пример того, как изоляция и игнорирование могут сильно повлиять на человека. Важно помнить, что каждый из нас может оказаться на месте Ани, и именно поэтому мы должны быть более внимательными и добрыми друг к другу. Давайте не забывать, что поддержка и понимание очень важны в общении. Вместе мы можем создать безопасное и дружелюбное окружение, где каждому будет комфортно.
Слайд 19. QR-код с интерактивным квестом.
Ребята, давайте узнаем, какие последствия могут возникнуть в результате наших действий в интернете.
Квест «Художник» предлагает пройти сценарий за одного или нескольких участников ситуации кибербуллинга. В зависимости от наших решений сценарий будет меняться, и мы увидим, как выбор причинить боль или, наоборот, поддержать, может повлиять на судьбы других.
В первую
очередь, никогда не обвиняйте в случившемся себя. Для травли не нужен повод, и
она полностью на совести хейтеров. Никто не заслуживает буллинга, его ничем
нельзя оправдать.
Итак, если вы столкнулись с кибербуллингом:
1. Не нужно отвечать на оскорбляющие сообщения, комментарии, вступать в диалог. Не оправдывайтесь и не доказывайте свою правоту. Люди, которые начинают травлю, хотят спровоцировать вас и получить реакцию.
2. Сохраните доказательства: скриншоты, переписки, ссылки, имена пользователей, которые участвовали или были свидетелями. Когда всё сохранено, можно заблокировать обидчика и закрыть доступ к своему профилю, настроить приватность (закрыть аккаунт), отключить комментирование.
3.
Сообщите
взрослым
или любому человеку, которому доверяете: родителям, педагогу, другу, старшему
брату или сестре, школьному психологу.
Также можно написать администраторам платформы, модераторам чата — они могут
удалить оскорбительные публикации и заблокировать нарушителя.
4. Обратитесь в полицию. Если сообщения носили характер угроз здоровью, жизни, имуществу преследуемого, обратитесь со взрослыми в правоохранительные органы, предъявив сохранённые доказательства.
5. Обратитесь к психологу за помощью и поддержкой [17].
Слайд 21. Основные признаки того, что кто-то подвергся кибербуллингу
1. Изменился в настроении, напуган, встревожен, в том числе стал грустнее, старается избегать общественных мероприятий, походов в спортивные секции, резко снизилась активность в интернете — соцсетях, стал реагировать негативно на звук новых сообщений.
2. Изменилось поведение, особенно в области взаимодействия с интернетом. Любое резкое изменение в настроении, сохраняющееся продолжительное время, может оказаться признаком того, что человек подвергается кибербуллингу.
3. Удалил страницы в социальных сетях. Человек, который подвергается кибербуллингу, может удалить свои страницы в социальных сетях, чтобы избежать травли.
4. Вам попались оскорбительные или унизительные изображения и сообщения c участием кого-то из знакомых. Кибербуллинг зачастую происходит на глазах у всех. Поэтому вам могут попасться в открытом доступе компрометирующие человека фотографии или сообщения [19].
В России действуют законы, которые помогают защитить себя и свои личные данные в интернете. За многие действия, которые попадают под понятие кибербуллинга, предусмотрена уголовная или административная ответственность. Так, по статьям Уголовного кодекса РФ (УК РФ) (нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, клевета, доведение до самоубийства, вымогательство) следуют серьёзные наказания, такие как принудительные работы, штраф и даже лишение свободы.
С 2021 года в России действует статья 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения — «Оскорбление», в том числе в интернете. Наказание — штраф (для подростков — предупреждение или штраф на родителей) [21].
Например, если кто-то публикует личные фото без разрешения, это может считаться нарушением частной жизни. Если выложены переписки или личные данные, это нарушение тайны переписки. Клевета, угрозы, шантаж, взлом аккаунтов — всё это тоже может иметь юридические последствия. По уголовным статьям ответственность наступает с 16 лет. За тяжкие и особо тяжкие преступления ответственность наступает уже с 14 лет.
Ребята, сегодня мы обсудили важную тему. Кибербуллинг может затрагивать каждого из нас, но именно от нас будет зависеть то, как мы будем с этим справляться. Запомните, что каждый способен влиять на окружающий мир и делать его лучше.
Помните, что за каждым пользователем в Сети стоит реальный человек с чувствами и переживаниями. Будьте добрыми, поддерживайте друг друга и не бойтесь говорить о своих переживаниях.
1. Как НЕ следует реагировать на кибербуллинг?
а) Заблокировать того, кто проявляет насилие
б) Обратиться за помощью
в) Вступать в диалог
г) Делать скриншоты переписки
2. Как следует реагировать на кибербуллинг? (выбери несколько правильных ответов):
а) Сохранить доказательства
б) Немедленно удалить сообщения
в) Обратиться к взрослым
г) Игнорировать и не реагировать
3. Кто может помочь в случае кибербуллинга?
а) только родители
б) только школьный психолог
в) свидетели
г) все перечисленные
Ребята, каждое действие в сети — это выбор. Делайте правильный. Важно осознавать, что наши слова и поступки в цифровом пространстве могут иметь серьезные последствия для других. Мы все обладаем силой влиять на жизнь окружающих, и от нас зависит, как мы используем эту силу.
1. Сайт проекта «Месяц осведомленности о кибербуллинге» https://kiberbulling.net
2. Цифровая грамотность https://rocit.ru/kb_cats/detyam/
3. Антибуллинговая программа для школ «ТравлиNET» https://xn--80aejlonqph.xn--p1ai/ ВК - https://vk.com/travlinet
4. Вместе против буллинга https://bullying.shkolamoskva.ru/
Слайд 28. Заключительный.
Спасибо за участие в лекции!
Чтобы понять, была ли информация для вас полезна и интересна, прошу всех отсканировать QR-код, который вы видите на экране, и ответить на несколько коротких вопросов о выступлении: нам очень важно ваше мнение!
[1] Энциклопедия Kaspersky. Краткая история хакера. — URL: https://encyclopedia.kaspersky.ru/knowledge/a-brief-history-of-hacking/
[2] Акулич М. М. Интернет-сообщества в России: возникновение и развитие. — 2004. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-soobschestva-v-rossii-vozniknovenie-i-razvitie/
[3] Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. — 2019. — Т. 9. — № 2. — С. 276–295.
[4] Бородина В. Н., Петимко А. И. Кибербуллинг среди подростков в образовательной среде как предмет исследования // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 6 (91). — С. 154–157.
[5] Бочавер А. А., Хломов К. Д., Кон И. С. — 2006 – 2014.
[6] Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11. — № 3. — С. 177–191.
[7] Газизьянов Т. А., Мансурова З. Р. Психология кибербуллинга: виды и причины кибербуллинга // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. — 2023. — № 4 (16). — С. 89–92. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-kiberbullinga-vidy-i-prichiny-kiberbullinga/viewer
[8] Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. — 2019. — Т. 9. — № 2. — С. 276–295.
[9] Новое исследование МП Аналитики «Российские школьники». — URL: https://rt-solar.ru/events/news/5470/
[10] Беспалов Е. И. Результаты онлайн-исследования «Юный интернет-пользователь» в 2010 году. — 2010. — URL: http://www.friendlyrunet.ru/files/281/110530-otchet.pdf
[11] Холодова Ю. Б. Буллинг. Молчать нельзя, рассказывать. Психология травли. — М.: Класс, 2022.
[12] Кармин А. С. (ред.) Конфликтология. — СПб., 2000.
[13] Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11. — № 3. — С. 177–191.
[14] Detecting Cyberbullying and Cyberaggression in Social Media // ACM Digital Library. — URL: https://dl.acm.org/doi/10.1145/3343484
[15] Guidelines for Policy Makers on Child Online Protection // International Telecommunication Union (ITU). — 2020. — URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-s/opb/gen/S-GEN-COP.POL_MAKERS-2020-PDF-R.pdf
[16] Роль жертвы в кибербуллинге: причины и последствия вовлечения // Cyberleninka. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zhertvy-v-kiberbullinge-prichiny-i-posledstviya-vovlecheniya/viewer
[17] Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А., Молчанова Д. В. Руководство для подростков про буллинг: Как не стать жертвой и почему не стоит нападать. — М.: Высшая школа экономики, 2019.
[18] Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А., Молчанова Д. В. Руководство для родителей про буллинг: Что делать, если ваш ребёнок вовлечён? — М.: Высшая школа экономики, 2019.
[19] Носова Н. В., Калинкина Е. М., Камракова Н. Ю. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации. — Вологда: ВИРО, 2019. — 52 с.
[20] Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга // Cyberleninka. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-aspekty-kiberbullinga
[21] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Статья 5.61 «Оскорбление». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/5a1e49d87dc9a1f7c59e6f0d8efb6b9d30e7e8a1/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.