Сценарий к 1 сентября (спектакль)
Оценка 4.9

Сценарий к 1 сентября (спектакль)

Оценка 4.9
docx
31.01.2024
Сценарий к 1 сентября (спектакль)
1 сентября 2012.docx

1 сентября

 

 Действующие лица

1-й юноша –

2-й юноша –

1-я девушка –

2-я девушка –

Мама –

Давыдов –

1-й гусар –

2-й гусар –

Испанец –

1-й француз –

2-й француз –

 

Картина 1.

 

            На сцене два юноши и две девушки. Кто-то сидит, кто-то ходит с учебником. Они готовятся к зачету по истории.

 

1-ая девушка. Совсем недавно было лето. Мы отдыхали и ни о чём не думали.

2-ая девушка. Как время быстро летит! Вот мы опять в школе, и впереди – зачёт.

1-й юноша. Наполеоновские войска переправились через пограничный Неман 24 июня 1812 года.  Эта дата считается началом Отечественной войны.

1-ая девушка. Оборонительное сражение объединенной русской армии с армией Наполеона за Смоленск – 16-17 августа 1812 года. После двухдневного сражения Смоленск был оставлен, и русская армия продолжала отступление к Москве.

 

Появляется мама с чаем.

 

Мама. Ой, ребятки, заучились совсем. Может чайку? А то все с лица спали. Бледненькие, худенькие.

2-ая девушка. 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года у деревни Бородино произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.

Мама. Да бог с ним, с этим сражением. Поели бы что-нибудь.

1-я девушка. Первый партизанский отряд русской армии был создан по инициативе Д. Давыдова. В начале сентября с этой партией Давыдов напал на французский транспорт в 30 повозок с прикрытием в 225 человек, следовавший в Царёво-Займище, и разгромил его.

Мама. Ой, бедные, ничего не слышат. Вот беда-то! Что-то на нервной почве мне самой есть захотелось. Пойду-ка съем супчику.

 

Уходит.

 

2-ой юноша. Смоленское сражение, Бородинское сражение, Наполеон, Кутузов… Ну кому сегодня всё это надо?! Ну сдам я этом несчастный зачёт и благополучно всё забуду! 200 лет назад кто-то с кем-то сражался! А мне-то от этого не холодно и не горячо!

1-ая девушка. Ты вообще понимаешь, что говоришь?! Это же наша история!

2-ая девушка. Да он просто ненормальный! Люди жизнь отдавали за то, чтобы ты сегодня мог спокойно спать, гулять, учиться!

1-ая девушка. И зачёты сдавать!

1-ый юноша. Ну чего вы на него набросились? Ну, не понимает человек, для чего ему надо всё это знать и помнить. Ну, объясните ему толком, а не кричите.

2-ой юноша. Во-во, а то разорались.

1-ая девушка. Я сейчас не только кричать буду, а как стукну! Не понимает он, смотрите, какой глупый! Вот от таких, как ты, все беды в нашей стране!

2-ая девушка. Да чего с ним разговаривать!

1-ый юноша. Нет, девчонки, вы не правы. Должен же человек сам сознавать, что, как говорил Александр Сергеевич, «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

2-ой юноша. А это кто – Александр Сергеевич?

1-ая девушка. Нет, он издевается!!! Да Пушкин это, балбес ты этакий.

2-ой юноша. Ой-ой-ой! Посмотрите на неё! Образованная ты наша! А зачем мне знать историю, объяснить так и не можешь!

2-ая девушка. Ну всё, достал ты нас! Вот тебе! Может, теперь поймёшь! (бьёт его книжкой по голове).

 

Картина 2.

 

            Партизанский отряд Дениса Давыдова. Давыдов склонился над картой боевых действий. Двое других гусар приводят 1и 2 юношу.

 

1-й гусар. Денис Васильевич! Вот, лазутчиков французских задержали! Одеты не по-нашему и говорят как-то чудно! Может, сразу в расход? Чего с ними возиться-то?

Давыдов. Лазутчики, говорите? Да нет, сначала, пожалуй, допросим, а в расход всегда успеется. Ну, любезные, кто вы такие? Где располагается ваша часть? Сколько вооружения? Кто командир?

1-ый юноша. Да какие мы лазутчики! Мы учащиеся лицея 1598 города Москвы.

2-й гусар. Будет врать-то! Нет в Москве никакого лицея. Слышал, только в 1811 году открыли Императорский в Царском Селе. Да куда вам там!

2-ой юноша.  Ну честное слово!  Он существует с 2009 года. Уже три года!

1-й гусар. Ну и горазды вы врать! С какого 2009 года! Во дают!

2-й гусар. Я говорю: в расход их, и вся недолга!

Давыдов. Ну, хватит прикидываться! Повторяю вопрос: кто вы и откуда? Расположение вашей части?

1-ый юноша. Ну говорим же вам: мы из Москвы, только будущей Москвы! Ученики лицея, готовились к зачету по истории… И вдруг раз – книжкой по голове, и мы – раз – у вас…

Давыдов. Ну, не хотите говорить – вам же хуже. (Обращается к 1-му гусару). Пиши. «28 октября 1812 года. Нашим отрядом взяты в плен…» (Давыдов как бы продолжает диктовать, гусар писать. В это время юноши разговаривают).

1-ый. Я понял, куда мы попали. Деревенька ничего не напоминает?

2-ой. Что-то знакомое… Что-то на географии было…

1-ый. Конечно, было. Ляхово это. Деревенька в Смоленской области на берегу реки Свиная. Расположена в центральной части области.

2-ой. Да-да, что-то припоминаю. А делать-то нам теперь что? Ведь расстреляют!

1-ый. Включай голову. К кому мы попали?

2-ой. Судя по всему, к партизанам, в 1812 год.

1-ый. Правильно. А что произошло под этой деревенькой 28октября 1812 года?

2-ой. Я что-то учил…

1-ый. 28 октября у деревни Ляхово произошёл бой, в ходе которого соединенные силы партизанских отрядов Давыдова, Сеславина и Фигнера разгромили французскую бригаду генерала Ожеро.

2-ой. В результате отряд Ожеро (1 генерал, 60 офицеров, 1500 солдат) сдался в плен.

1-ый. Молодец! Ведь можешь, когда захочешь! И кто же перед нами? Денис Васильевич Давыдов – генерал-лейтенант, идеолог и предводитель партизанского движения, герой Отечественной войны 1812 года.

2-ой. А ведь он не только партизан и воин! Я помню, нам на уроках литературы рассказывали, что он ещё и поэт «Пушкинской плеяды».

1-ый. Я знаю, что делать. Денис Васильевич! Да поверьте же нам, русские мы! Никакие не лазутчики! Мы знаем, что за храбрость и отвагу Вы награждены золотой саблей, что командовали Ахтырским гусарским полком, участвовали в сражении при Бородино…

2-ой. Басню написали «Голова и ноги». Я строчку помню: «Коль ты имеешь право управлять, То мы имеем право спотыкаться, И можем иногда, споткнувшись,- как же быть, - Твое величество об камень расшибить".

Давыдов. Ну да, писал, было дело.

1-ый. А ещё я и другое ваше стихотворение знаю:

Что она?- Порыв, смятенье,
И холодность, и восторг,
И отпор, и увлеченье,
Смех и слезы, черт и бог,
Пыл полуденного лета,
Урагана красота,
Исступленного поэта
Беспокойная мечта!

2-й гусар. Денис Васильевич! Ну ничего себе! Они ваши стихи знают! Наверно, всё-таки они не врут. Только с головой у них не всё в порядке! А так ребята славные!

Давыдов. Согласен, пусть в отряде остаются.

 

Привал. Гусары уходят.

 

Картина 3.

 

            Приводят пленного.

 

1-й гусар. Денис Васильевич, ещё одного поймали. Ну, в смысле… Испанец.

Давыдов. Это кстати. Скажите-ка нам, любезнейший, из какой вы части? Кто ваш командир? Каков количественный состав?

Испанец. Я не буду отвечать на ваши вопросы.

Давыдов. Не понимаю вашу упертость. Французское нашествие потерпело поражение, зачем же теперь вам, испанцу, хранить им верность?

Испанец. Именно сейчас, когда они терпят поражение, сохранить им верность – дело чести настоящего офицера и человека.

Давыдов. Вы сделали свой выбор. Отправим его завтра в штаб регулярной армии.

 

Пленного отводят в сторону. Он садится. Гусары уходят.

 

1-й юноша. Ничего себе: испанец – а какой благородный!

2-й юноша. Да уж!

1-й юноша. Слушай, а, наверно, ему пить и есть хочется.

2-й. Ну это же враг! Они же сами пришли на нашу землю! Их никто не звал!

1-й. Прежде всего – это человек. И он, как и мы, хочет есть и пить! Ему, как и нам, холодно!

2-й. Пожалуй, ты прав.

1-й. Конечно, прав. Русские тем и сильны, что беспощадны к врагам и милосердны к побежденным.

 

Оба идут к испанцу, накидывают на него сюртук, дают пить и есть.

 

Испанец. Спасибо. Никогда таких врагов не встречал.

1-й. Мы же русские.

 

Появляются гусары.

 

Давыдов. Ну что же, отправляем Вас в штаб. (Обращается к гусарам). Возьмите сопроводительное письмо и отправляйтесь. Будьте осторожны – кругом французы.

 

Пленного уводят.

 

1-й юноша. Денис Васильевич, Вы сказали, что кругом французы. Нам очень хочется быть хоть чем-нибудь полезными вам и России. По нам не скажешь, что мы из Вашего отряда или из регулярных войск. Давайте мы отправимся в разведку к французам, разузнаем, что и как и Вам доложим.

Давыдов. А сможете? Вы ведь не военные и молоды ещё.

2-ой юноша. Молодость  не порок. А что молоды – это даже хорошо. Кто подумает, что мы разведчики? Ну, пожалуйста, разрешите.

Давыдов. Ну, ладно. Только на рожон не лезьте. Если что – сразу в лагерь.

1-ый юноша. Да-да, конечно.

Давыдов. Ну, пойдем, обговорим детали дела.

 

Уходят.

Картина 4.

 

Лагерь французов. С ними вместе – пленный испанец.

 

1-й француз. Как же Вам удалось бежать?

Испанец. Да случай помог. Везли меня в штаб, а здесь неожиданно напали на нас части французской армии. Пока завязался бой, я и сбежал. Вот, добрался до вас.

2-ой француз. Ну, что скажите о Давыдове? Говорят, он огромного роста, силен, как бык, и чёрен, как дьявол.

Испанец. Ничего подобного, господа. Он маленького роста, неширок в плечах. Богатырем его явно не назовёшь. Да и на дьявола он не похож.

1-ий француз. Откуда же у него такая сила, что он нагнал на всех такой страх?

Испанец. Как я понял, есть в нем, да и во всех русских, что-то другое, что не объяснишь никакой логикой, никаким расчетом.

2-й француз. И что же?

Испанец. Можете не верить, господа, но мне показалось, что это – любовь к России до боли сердечной.

1-й француз. И всё?

Испанец. И всё. От этой любви – и сила, и мужество, и бесстрашие. Ради неё они идут на смерть, на муки и ни о чём не жалеют.

2-й француз. Мне этого не понять. Ладно. Пока вы пробирались к нам, мы тут задержали двух русских. Если Вы так хорошо поняли их психологию, может, поможете их допросить?

Испанец. Помогу, чем смогу.

1-й француз. Поль, сходи, приведи этих русских.

 

Вводят двух юношей.

 

1-й француз. Ну что, господа, можете нам рассказать о расположении русских войск? Или вы из отряда Черного дьявола?

1-й юноша. Черный дьявол? А это кто?

1-й француз. Не притворяйтесь. Вы прекрасно знаете, кто это. Ваш Давыдов.

2-й юноша. Может, и слышали, но знать – не знаем.

2-й француз. Нам не досуг с вами вступать в препирательства. Или вы рассказываете, что знаете, или до рассвета вы не доживете.

1-й юноша. Да не знаем мы ничего. Мы обычные мальчишки и никакого отношения к Давыдову не имеем.

1-й француз. То есть, говорить вы не хотите? Ну, что же…

Испанец. Подождите, господа. Я видел этих ребят.

 

Юноши замирают.

 

Испанец. Когда я со своей частью отступал от Москвы, я видел в одной из деревень этих ребят. Они простые крестьянские парни. Меня с моим товарищем поставили к ним на постой в избу.

2-й француз. Почему же они, как и все эти русские, не ушли в партизаны?

Испанец. Да помнится мне, что один из них был хромой, а другой слепой.

 

В момент, когда испанец говорит, один юноша начинает потирать ногу и хромать, другой – закрывает глаза и водит по сторонам.

 

1-й француз. Что-то не похожи они на слепых и хромых…

1-й француз. Да кто их, этих русских разберёт. У нас такие хромые, у них – такие.

Испанец. Да точно я вам говорю: это ребята из деревни и никакого отношения к отряду Чёрного Дьявола не имеют.

2-й француз. Ну ладно, отпустим их. Пойдёмте, господа, пообедаем.

 

Французы уходят.

 

1-й юноша. Спасибо Вам, что не выдали.

Испанец. Долг платежом красен, как говорит ваша пословица.

 

Уходит.

 

2-й юноша. Ты знаешь, я, кажется, всё понял.

1-й юноша. Что ты понял?

2-й юноша. Я понял, как это страшно!

1-й юноша. Что страшно?

2-й юноша. Война! Война – разрушающая, уничтожающая, убивающая, кровавая. Я не хочу её. И я теперь точно уверен, что только тогда, когда мы знаем, что такое война, что она несёт, мы сможем её не допустить.

1-й юноша. А ты говорил, что не нужны тебе знания по истории, географии, экономике…

2-й юноша. Подожди. Дело не только в этом. Ещё я увидел, что война рождает не только жестокость. А любовь к родине, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь, мужество, способность жертвовать собой! А милосердие, жалость ко всем людям, к врагу в том числе! Вот где по-настоящему проявляется величие человеческого духа! Теперь я готов сдать любой зачёт не только по истории!

 

Музыка. Ребята оказываются в комнате.

Картина 5.

 

1-я девушка. Видишь, то, что вы поняли, явилось главным ответом на все вопросы зачета. И это помогло вам вернуться назад.

2-й юноша. Я готов теперь сдать зачет хоть самому руководителю здания.

2-я девушка. Ну сам сказал, пеняй потом на себя. Наталья Владимировна, примите у нас, пожалуйста, зачет.

 

Выход Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Действующие лица 1-й юноша – 2-й юноша – 1-я девушка – 2-я девушка –

Действующие лица 1-й юноша – 2-й юноша – 1-я девушка – 2-я девушка –

Ну чего вы на него набросились?

Ну чего вы на него набросились?

В результате отряд Ожеро (1 генерал, 60 офицеров, 1500 солдат) сдался в плен

В результате отряд Ожеро (1 генерал, 60 офицеров, 1500 солдат) сдался в плен

Конечно, прав. Русские тем и сильны, что беспощадны к врагам и милосердны к побежденным

Конечно, прав. Русские тем и сильны, что беспощадны к врагам и милосердны к побежденным

Вводят двух юношей. 1-й француз

Вводят двух юношей. 1-й француз

Музыка. Ребята оказываются в комнате

Музыка. Ребята оказываются в комнате
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024