Сценарий
музыкально-литературной гостиной, посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
«Лермонтов – неисчерпаемый источник вдохновенья композиторов»
Цель: вызвать интерес учащихся к личности М.Ю. Лермонтова; показать многогранность его таланта; воспитать эстетическое восприятие через музыку, художественное слово.
Задачи:
• развитие творческой деятельности учащихся, интереса к творческому наследию поэта через взаимосвязь разных видов искусства;
• развитие эстетического вкуса;
• развитие эмоционально-образного мышления;
• обучение выразительному чтению лирических произведений.
Оформление зала: портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыка на стихи поэта (в исполнении современных исполнителей).
Эпиграф
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
М. Ю. Лермонтов
Ход мероприятия
Звучит "Весна" исполняет Нани Ева к стихотворению М.Ю. Лермонтова
Ведущий 1. Добрый день, ребята! Сегодня наша встреча в музыкально-литературной гостиной посвящена 205-летию со дня рождения великого русского поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов - звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны и с которым говорили демоны и ангелы. Так о поэте говорил К. Бальмонт.
Ведущий 2. Современники поэта говорили о Михаиле Юрьевиче как о личности противоречивой и весьма сложной. И друзья, и недруги в один голос заявляли о его железном характере, именно эта, выделяющая его среди других людей, особенность личности помогла ему не только переносить жизненные невзгоды и испытания, но и бороться с ними.
Ведущий 1. С раннего детства судьба испытывала поэта: ранняя смерть матери, детство, проведённое вдали от отца, которого ему запрещали видеть, политические преследования и жизнь в изгнаннии в последние годы. Но, несмотря на все это, поэт любил жизнь страстно, вдохновлённый мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу.
Ведущий 2. С самого раннего детства Лермонтов слышал песни матери, после чего, в заметках 1830 года, написал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.
В детстве он учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Любил слушать музыку, с детских лет знал русские народные песни, музицировал, пел, аккомпанируя себе.
Ведущий 1. Давайте послушаем русский народный вариант «Казачьей колыбельной песни» - по первым строкам ее еще называют «Спи, младенец мой прекрасный». По преданию, «Казачья колыбельная песня» написана под впечатлением песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке.
Она прозвучит для вас в исполнении группы «Зоопарк».
Ведущий 2. Детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери, легла в основу еще одного стихотворения - «Ангел». Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание. Стихотворение отличается особой мелодичностью и нежностью. Не случайно к нему обратились различные композиторы.
Сейчас для вас прозвучит романс «Ангел» Александра Егоровича Варламова в исполнении группы «Лунный пес».
Ведущий 1. Композиторы еще при жизни поэта обратились к его стихам, наполненным музыкальным звучанием!
Стало ясно, что ни один известный русский композитор не может обойти в своем творчестве лирику Лермонтова. Белинский написал о стихотворении «Горные вершины»: “Эта пьеса, по художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом”.
Знаменитое лермонтовское стихотворение “Горные вершины” – перевод второй “Ночной песни странника” Иоганна Вольфганга Гёте.
Песня «Горные вершины» в исполнении Варламова
Ведущий 2. Раздумье поэта-изгнанника о своей судьбе – это стихотворение “Тучи”. Лермонтов сравнивает и противопоставляет себя с тучами. У туч нет родины, а поэту жаль расставаться с «милым севером», где остаются его друзья и единомышленники. В стихотворении Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления, клевета.
Романс “Тучки” был создан вскоре после гибели поэта Александром Сергеевичем Даргомыжским. Он состоит из медленной, протяжной и скорой плясовой песни, в форме так называемой “сдвоенной” русской песни, и образует широкий запев и припев.
Звучит песня Тучки небесные в исполнении Виктор Галкин, концертмейстер А. Кузнецов
Ведущий 1. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов изображает себя странником, бредущего по ночной дороге, который не отдает себе отчета в том, куда и зачем он держит путь. Поэт постоянно обращается в своем творчестве к окружающей природе, которая подчеркивает его одиночество, ведь в полночном небе даже «звезда со звездою говорит», в то время как автору не с кем поделиться своими мыслями.
В исполнении Александра Градского прозвучит романс "Выхожу один я на дорогу"
Ведущий 2. Артура Григорьевича Рубинштейна, русского композитора привлекла поэзия Лермонтова. Он написал множество романсов: “Молитва”, “Кинжал”, “Парус”, “Тучки небесные”, “Утес”, “Горные вершины”, а также оперы - “Купец Калашников” и в 1871 году пишет оперу “Демон”, в основе которой лежит одноименная поэма Лермонтова.
Сюжет поэмы очень увлек композитора, Рубинштейн стремился воплотить сложный и противоречивый образ Демона, подчеркивал и его «с небом гордую вражду», и одиночество, и обреченность. «Соединение имен Лермонтова и Рубинштейна сделало оперу чрезвычайно популярной»: писал об опере «Демон» Э. Направник.
В исполнении рок-группы «Курск», прозвучит отрывок из оперы «Демон»
Ведущий 1. Образ Демона в поэме Лермонтова взволновал знаменитого художника Михаила Врубеля. На своей картине художник изобразил "светлого" Демона, в котором он увидел не князя тьмы, а могучий творческий дух. Как писал Врубель, - «дух не столько злобный, сколько страстный, страдающий и скорбный, но при всём том дух властный и величавый». Эти слова подчеркивают черты, заложенные и Лермонтовым: Демон вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление. Он искренне полюбил, а такая любовь предполагает готовность приносить добро».
Ведущий 2. Композитор Александр Сергеевич Даргомыжский тоже писал музыку на стихи Лермонтова. Он создаёт тип романса-монолога, подчёркивая внутреннее драматическое напряжение («И скучно и грустно»). Композитор написал первые вокальные ансамбли на лермонтовские слова, создал трио «Ночевала тучка золотая».
Прослушаем песню «И скучно и грустно» в исполнении Карины и Рузанны Лисициан, музыка Гурилева А.Л.
Ведущий 1. Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Парус» передал революционные порывы и свое мироощущение, а также настроения передовой интеллигенции 30-х годов XIX века.
Оно насыщено конфликтами. Образ моря символизирует жизненные перемены, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь».
Для нас прозвучит романс «Белеет парус одинокий», написанный русским композитором XIX века Александром Егоровичем Варламовым на стихи Лермонтова.
Ведущий 2. Примечательна история обращения Глинки к стихам поэта. Еще в 1847 году, вовсе не думая о Лермонтове, он записал в своем смоленском дневнике 28 сентября: «...оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал Молитву без слов для фортепьяно...».
Спустя несколько лет Глинка решил прибавить слова к своей «Молитве» и выбрал лермонтовское стихотворение. Он с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше» 19 января 1855 года он сообщил Н. В. Кукольнику: «Инструментую теперь «Молитву», написанную мною для фортепьяно без слов, — к этой молитве удивительно подходят слова Лермонтова: «В минуту жизни трудную».
Прослушаем песню «Молитва» в исполнении Марины Девятовой.
Ведущий 1. На лермонтовские темы написано свыше 2,5 тысячи музыкальных сочинений, в том числе 50 опер, 10 балетов (из них два фильма-балета), 1 комическая опера, свыше 50 симфоний поэм и кантат, музыка к спектаклям и кинофильмам.
Л.Н. Толстой сказал о нём, что если бы этот юноша, этот мальчик дожил до преклонных лет, то и ему, и Достоевскому нечего было бы делать в литературе.
Ведущий 2. Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов мог быть и великим русским музыкантом. Стихи и проза Лермонтова буквально насыщены музыкально-песенными темами. Сам поэт обладал особым музыкальным складом мышления, удивительной способностью воспринимать мир через краски и звуки. Поэтическое наследие Лермонтова является неистощимым кладезем тем, как для композиторов прошлого, так и для современных молодых музыкантов.
Ведущий 1. К сожалению, наша встреча подходит к концу, и, закрывая музыкально-литературную гостиную, хотелось бы уделить внимание еще одному из последних стихотворений Лермонтова − «Нет, не тебя так пылко я люблю». Эта волнующая лирическая исповедь привлекла внимание еще большего числа композиторов. Зафиксировано 80 вокальных произведений, причем 18 из них принадлежат советским авторам. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов, воскрешенный сравнительно недавно в незабываемом исполнении Н. А. Обуховой: это романс-вальс А. И. Шишкина, написанный в 1885 году. Легкий, светлый, изящный, открывающий простор перед исполнителем, он до сих пор вызывает неизменные симпатии слушателей.
Звучит романс "Нет, не тебя так пылко я люблю " А. Шишкин, исполняет Надежда Обухова.
Ведущий 2. Спасибо за внимание! До новых встреч!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антокольский П. Лермонтов, в его кн.: Пути поэтов. (Очерки), М., 1965.
2. Белов С. В., Достоевский и Лермонтов, в кн.: Русская литература XIX в., Г., 1975.
3. Гречишникова А. Д., Изучение Лермонтова в школе (V—VII классы), в кн.: М. Ю. Лермонтов. Сб. ст., под ред. Н. А. Глаголева, М., 1941.
4. Глухов А. И. (1), К вопросу о методе и стиле поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», в кн.: Из истории русского романтизма, в. 1, Кемерово, 1971.
5. Зелинский В. А., Русская критическая литература о произведениях М. Ю. Лермонтова. Хронологический сборник критико-библиографич. статей, ч. 1—2, М., 1897.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.