Праздник «Прощание с азбукой».
Учитель:
Праздник начинается, гости улыбаются.
А дети постараются сегодня показать. Всё, чему учились, всё, к чему стремились, Потому что много надо рассказать.
Из-за ширмы выходят дети-ведущие в костюмах Буратино и Мальвины.
Буратино: - Здравствуйте, уважаемые гости, родители, дорогие ребята! Сегодня у вас необычный день – день прощания с «Азбукой».
Мальвина: -Вы узнали, что в нашем алфавите 33 буквы, познакомились с ними, а сегодня вы перевернули последнюю страничку «Азбуки».
Б. – Впереди вас ждут новые учебники, которые с каждым учебным годом будут становиться сложнее и интереснее.
М. – Но самая главная учебная книга – это «Азбука». Именно она научила вас читать и открыла двери в страну Знаний.
Б. – А знаете, как Азбука появилась в России? Нет? Тогда смотрите!
Сценка о путешествии Азбуки.
1 чтец: - Топ-топ-топ… Топ-топ-топ… Это эхо разносит по сосновому бору топот копыт. Синицы на деревьях перестают петь. Длинноухий заяц выглянул из-за кустика, поглядел и побежал. Лошадей он видел, а таких всадников никогда не видел. Лучше спрятаться. Всадник в треугольной шляпе. Мундир зелёный, на ногах сапоги. Он скачет голопом.
2 чтец: - Топ-топ-топ… Топ-топ-топ… Это скачет царский курьер, а рядом его собака. Скачет в Москву. На боку курьера – сумка, а в ней необычный для царского курьера документ – грамота. Что в ней? Скоро мы об этом узнаем.
3 чтец: - Едет всадник через разорённые города и сёла. Царь Пётр ведёт войну со шведскими захватчиками, и гонец едет от него в Москву. Внимательно вглядывается он в дальний горизонт, но не видит ничего, кроме….
Появляется босоногий мальчик.
Гонец: - Эй, Тимоха! Кто это там на пригорке? Собака: - Человек. Г. – Человек-то, человек, да уж больно мал. С. – Паренёк. Босой идёт. Г. – Откуда ты? Почему один идёшь? А. – Деревню нашу шведы спалили. Отца убили, а мать давно с голоду померла. Г. – Куда же ты собрался? А. – В Москву. С. – В Москву? Г. – Вишь, каков! Как же ты доберёшься до Москвы? А. – Дойду! Ты не смотри, что я мал. С. – А зачем тебе в Москву? А. – Там учат. Г. – Учат? Чему учат? А. – Азбуке. Я учёный. Четыре буквы знаю. Послушай: аз, буки, веди, глаголь. Г. – Много. Да как звать тебя? А. – Алесь. А вы куда, дяденька, едете? Г. – Тоже в Москву. А. – Добре. И я с вами.
1 чтец: - Очень понравился Алесь гонцу. Взял он его с собой в Москву и определил в учение по типографскому делу – к Ефремову.
2 чтец: - Так Алесь попал в Москву и выучился читать. А грамота, что вёз гонец по дорогам России и так берёг от шведов, была новая «Азбука».
3 чтец: - Её возили прямо на поле битвы показать царю Петру 1. Посмотрел царь Азбуку, внёс поправки и отправил назад в Москву, на Печатный двор. Так и ездила Азбука по России.
Мальвина: - Скажите, ребята, а кто живёт в Азбуке?
Выходят дети, читающие стихи.
1. – Ель, топор, лопата, руки – В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные: Гласные, согласные.
2. – Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В тёмном лесу звать и аукать, И в колыбели Алёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать.
3. – А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
4. – ССС – змеиный слышен свист. ШШШ – шуршит опавший лист. ЖЖЖ – шмели в саду жужжат. РРР – моторы тарахтят.
5. – Дружат гласная с согласной. Составляя вместе слог: Ма и ша запомни Маша К нам явились на урок.
6. – Если слоги встанут рядом, Получаются слова. Ты и ква – а вместе тыква, Со и ва – читай сова.
7. – Мила мыла руки мылом, Маша кашу варит нам. Чтоб скорей и легче было, Всё читайте по слогам.
Буратино: - Знаю я: у вас на полке Много разных книг стоит. Только в этом мало толку, Коль не знаешь алфавит.
Мальвина: - Все читают – дяди, тёти, Дома, в школе, на работе, В самолёте и в трамвае, Даже на ходу читают!
Буратино: - Папы, мамы и братишки – Все читать умеют книжки.
Учитель: - Буквы все наперечёт Должен каждый знать… Я приму у вас зачёт, Чтоб поставить пять!
Давайте все вместе, хором, дружно повторим алфавит.
Дети хором повторяют алфавит.
Учитель: - А теперь вы должны построить волшебный ковёр-самолёт на полу, чтобы мы оказались в стране Букв. У некоторых из вас на стульях лежат буквы. Выходите с ними сюда и постройте целый пазл из букв, чтобы получился ковёр-алфавит.
Дети соединяют буквы и получается ковёр. Мальвина и Буратино держат его в руках и показывают всем.
Учитель: - Буквы-значки, как бойцы на парад. В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё – алфавит!
А ну-ка на сцену. Начинаем парад букв.
Дети в костюмах букв выходят на сцену, строятся полукругом, читают свои слова про букву и демонстрируют костюм.
А. – Всем известно, буква А – Буква очень славная, Да к тому же буква А В алфавите главная.
В – Вот буква В видна вдали - Красивая, витая. Как будто крендель испекли, Приезжих поджидая.
Н.- На букве Эн, я как на лесенке. Сижу и распеваю песенки.
О. – Буква О всегда стояла Круглая, нормальная, Спать легла – бока помяла И теперь овальная.
С. – Шёл конь, подковами звеня. Как будто Эс – следы коня.
У.- Буква У совсем проста: Тянет рожки из хвоста.
Ф. – Всем известно без подсказки: Буква Эф, как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас.
Ъ.- Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик – твёрдый знак, Чтобы не облиться.
Ь.- Буква Эр перевернулась, - Мягким знаком обернулась.
Э. – Буква Э на Эс дивится, Словно в зеркало глядится: Сходство есть наверняка, Только нету языка.
Учитель: - Молодцы! Садитесь на место. Скажите, а кто из вас знает стихотворение Маршака про букву Я?
Всем известно: буква Я В азбуке последняя. А известно ли кому, отчего и почему? Неизвестно? – Неизвестно!!! Интересно? – Интересно!!! Ну, так слушайте рассказ. Буквы в азбуке у нас, Жили, не тужили, Весело дружили. Где никто не ссорится – Там и дело спорится. Только раз всё дело стало Из-за страшного скандала. Буква Я в строку не встала, Взбунтовалась буква Я. Я – сказала буква Я Главная, заглавная!
Я.- Я хочу, чтобы повсюду Впереди стояло Я. Не хочу стоять в ряду; Быть желаю на виду!
Учитель: - Говорят ей:
Хор: - Встань на место!
Учитель: - Отвечает:
Я.- Не пойду! Я вам ведь не просто буква, Я – местоимение! Вы в сравнении со мною недорозумение. Ни более, ни менее!
Учитель: - Тут вся азбука пришла В страшное волнение.
Ф.- Фу – ты, ну –ты!
Учитель: - Фыркнул Эф, От обиды покраснев.
С.- Срам!
Учитель: - Сердито Эс сказала.
В.- Воображала! Это всякий так бы смог!
Ь.- Попробуй, потолкуй с такой особой! Нужен к ней подход особый.
Учитель: - Вдруг промямлил мягкий знак, А сердитый твёрдый знак Молча показал кулак.
Хор: - Тише, буквы! Стыдно, знаки!
Учитель: - Закричали гласные.
А.- Не хватало только драки, А ещё согласные.
О.- Надо раньше разобраться, А потом уже и драться.
У.- Мы же грамотный народ. Буква Я сама поймёт.
Н. – Разве мыслимое дело Букву Я совать вперёд?
Э. – Ведь никто в таком письме Не поймёт ни бэ, ни мэ.
Я.- Не хочу водиться с вами! Буду делать всё сама! Хватит у меня ума.
Учитель: - Тут все буквы улыбнулись, Меж собой переглянулись. И ответил дружный хор:
Хор: - Хорошо! Идём на спор! Если сможешь в одиночку Написать хотя бы строчку. Правда, стало быть, твоя.
Я.- Чтобы Я, да не сумела? Я ж не кто-нибудь, а Я.
Учитель: - Буква Я взялась за дело, Целый час она пыхтела, И кряхтела, и потела, Написать она сумела Только я я я я я!
Хор: - Ха-ха-ха-ха-ха!
Учитель: - О – от смеха покатилась, А – за голову схватилась. В и Б поджали рот. Буква Я сперва крепилась, А потом как заревёт.
Я. – Я, ребята, виновата. Признаю вину свою. Я согласна, встать, ребята, Даже после буквы Ю.
Учитель: - Что ж, решил весь алфавит:
Хор: - Если хочет – пусть стоит. Дело ведь совсем не в месте. Дело в том, что все мы - вместе. В том, что б все от А до Я Жили, как одна семья.
Я.- Буква Я всегда была всем и каждому мила. Но, советуем, друзья, помнить место буквы Я.
Учитель: - Молодцы. А теперь хотелось бы услышать, как вы относитесь к книгам.
1. – Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: Прочти, пожалуйста, прочти! Не надо умолять сестрицу, Ну, прочитай ещё страницу. Не надо звать, не надо ждать. А можно взять и прочитать.
2. – Ты идёшь в библиотеку, Чтоб побольше прочитать. Настоящим человеком Помогают книги стать.
3. – Новых книг живые строки Открывают путь широкий. Жить без книг мы не могли бы, Дорог нам их вечный свет. Книгам добрым, интересным Всем мы классом шлём привет.
4. – Книг заветные страницы Помогают людям жить. И работать, и учиться. И Отчизной дорожить.
5. Учитель: - И, конечно же, самыми любимыми для вас пока являются сказки. Сейчас вы увидите кукольную сказку «Каша из топора».
Показ кукольной сказки.
Мальвина: - Азбуку прочли до корки. Вам по чтению – пятёрки. Позади нелёгкий труд Медленного чтения. Вам сегодня выдают Удостоверения!
Буратино: - В том, что азбуку прочли, Полный курс наук прошли. И теперь без передышки Мы прочтём любые книжки.
Идёт вручение удостоверений.
Учитель: - Вот так, незаметно и подошёл наш праздник к концу. Но, не забывайте, ребята, что азбука научила вас не только читать, но и любить свою Родину, восхищаться её просторами и красотой, а также дружить. Давайте все вместе споём песню о дружбе.
Дети берут в руки ромашки, размахивают ими над головой и поют, пританцовывая, песню о дружбе (Бамбарики).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.