Сценарий проведения экологической квест – игры «Грибная мозаика»
Оценка 5

Сценарий проведения экологической квест – игры «Грибная мозаика»

Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
биология +1
5 кл—8 кл
17.10.2021
Сценарий проведения экологической квест – игры «Грибная мозаика»
Квест - игра направлена на формирование основ экологической культуры, бережного отношения к грибам.
Сценарий квест игры Грибная мозаика.docx

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»

 

 

 

 

 

 

Сценарий

проведения экологической квест – игры «Грибная мозаика»

Тип: дополнительное образование детей.

Категории и группы участников: учащиеся любой формы обучения в возрасте от 11до14 лет.

Составитель: Еремина Галина Владимировна

https://fhd.multiurok.ru/8/3/2/8322e92c5bf3c90c12205ce1b5e4bee37e44dab3/intielliektual-naia-konkursnaia-biologichieskaia-i_7.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

Экологическая квест – игра «Грибная мозаика»

С мая и до ноября

Ищем мы грибы не зря…

Летней утренней порой

Приглашаем в край лесной!

Найдешь грибок – клади в кузовок!

 

Пояснительная записка.

Важность дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в современном мире переоценить невозможно. Главное его предназначение – формирование основ экологической культуры, бережного отношения к природным ресурсам. Большое значение в дополнительном естественнонаучном образовании детей имеет такой педагогический метод, как игра, позволяющая в простой и доступной форме удовлетворить естественный интерес ребят к природе, к окружающей среде. Игра способствует расширению кругозора, развитию и тренировке памяти, сообразительности, вырабатывает настойчивость, способность логически мыслить, сравнивать, обобщать, совершенствовать умения ориентироваться в окружающем мире. Назначением данной экологической квест – игры является знакомство с особенностями жизнедеятельности представителей вездесущего царства грибов, их строением, отношениями с другими живыми организмами, пользой и вредом для человека. У детей часто отсутствуют элементарные знания о грибах (в среднем могут назвать около двадцати грибов, в то время как в наших лесах произрастает более двухсот съедобных грибов), это приводит к тому, что все неизвестные грибы причисляют к «поганкам» и зачастую совершенно бессмысленно истребляют. Другой печальной стороной может обернуться незнание: в сборы попадают ядовитые грибы, что приводит к тяжелым отравлениям, иногда с трагическим исходом. Цель: формирование основ экологической культуры, бережного отношения к грибам.

Задачи:

1.Ознакомление с многообразием грибов окрестностей города Нижний Тагил, их ролью и значением в жизни человека.

2.Способствование формированию некоторого минимума знаний и практических умений по сбору лесного клада.

3.Развитие исследовательских компетенций, нестандартного мышления.

4.Развитие потребности в общении с миром природы, бережного отношения к ее представителям (грибам), стремление быть натуралистом.

 

Игра составлена с учетом возрастных особенностей детей основного общего звена, различного типа образовательных учреждений, учащихся любой формы обучения в возрасте от 11 до 14 лет.

 

Список действующих лиц игры:

1.Команды - участницы.

2.Ведущий.

3.Жюри.

Для проведения игры необходимо:

1.Наличие команд - участниц.

2.Ведущий.

3.Жюри.

4.Оформление сцены и зала.

5.Столы для участников с сигнальными стойками.

6.Призы для победителей.

7.Правила, по которым пройдет игра.

8.Конверты с вопросами и заданиями.

9.Звукоусиление;

10.Компьютер;

11.Медиапроектор;

12.Эмблемы;

13.Жетоны.

14.Чистые листы бумаги.

15.Ручки.

16.Коллекция грибов.

 

Этапы квест-игры:

Мотивационный этап.

Актуализационный.

Основной.

Заключительный.

Ход игры

Учащиеся выбирают эмблемы и разбиваются на 4 команды.

 

I этап Мотивационный

raskraski-klyuch-10

 

 

 

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы станете участниками экологической квест – игры. Квест - это командная игра, в которой задействованы не только эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. В ходе игры вам предстоит найти выход из «закрытого на ключ» актового зала, в котором мы сейчас с вами находимся. Открыть замок ключом вы сможете лишь тогда, когда выполняя различные задания, вы будете собирать слова на ключе, из которых в итоге должно получиться очень известная пословица по теме нашей игры. Команда первая и правильно выполнившая задание, выбирает табличку со словом из пословицы. Команда, закончившая выполнение задания второй, получает синий жетон, третья команда желтый, четвертая зеленый. Одно слово из пословицы в конце игры-квеста можно «купить» за один синий жетон, или за два желтых, или за три зеленых.

II этап

Актуализационный

Ведущий: наша игра посвящена удивительным представителям нашего общего дома – Природы. Представители эти очень разнообразны. Они не являются ни растениями, ни животными. Долгое время люди думали, что эти представители природы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой-то нечистой силы. Их очень много, почти 100 тысяч видов. Их можно встретить везде: в воздухе, в почве и в воде, на камнях и на растениях, внутри живых организмов, в домах и сараях, на старых костровищах в лесу и даже в музеях. Многие из них напоминают зонтики, есть представители похожие на цветы. Некоторые очень сложно отличить от округлых белых камней, даже трещинки видны. Есть, напоминающие бокальчики, наполненные монетками. Встречаются похожие на вязаные шапочки, красные и с крупными дырочками. Можно увидеть их и в виде разноцветных оленьих рожек. А многие так похожи друг на друга, что их зачастую трудно отличить. Размеры их также самые различные. Есть среди них настоящие великаны, диаметр их до 1,5 метра. А есть и малютки - всего миллиметр. Есть и микроскопических размеров. Их можно увидеть только под микроскопом, так они малы. Ученые объединили всех этих представителей в особое царство и назвали…..Многие из вас, наверное, уже догадались как (Грибами). Так какова же тема нашего квеста? Вы правильно догадались, тема сегодняшней нашей игры является Грибы. А более точно ««Грибная мозаика». Значение грибного царства в природе очень велико. Микроскопические почвенные грибы разлагают остатки растений, способствуют образованию органического вещества. Они повышают плодородие почвы и снабжают растения пищей. Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после рубки, валежник. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Если же грибы растут на живых деревьях, то они очень вредны. Зараженные грибом деревья могут погибнуть. Не менее опасны грибы, разрушающие деревянные постройки, доски и бревна на складах. В музеях грибы портят старые картины и рукописи. Очень многие грибы вызывают болезни сельскохозяйственных растений. Многие грибы вредят здоровью людей и животных. Однако немало и полезных грибов. Съедобные грибы - макромицеты - важный ресурс питания, мы их употребляем в пищу. Без некоторых грибов мы бы не смогли получить нужных лекарств, всем известного кефира, хорошего, пышного хлеба, вкусного сыра и многое другого. Поэтому к охране грибов нужно относиться так же внимательно, как и к охране высших растений и животных. Пожалуй, больше всего в охране нуждаются съедобные грибы; необходимо соблюдать правила сбора, не допускать разрушения растительного покрова и мест обитания.

Ведущий представляет команды и знакомит участников игры с условиями:

-быть веселыми и находчивыми;

-не оставлять ни одного вопроса без ответа;

-на каждое задание не более 1 минуты;

-до последнего вздоха бороться за победу;

-не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли.

III этап

Основной

Ведущий: наша игра будет проходить в шесть туров, в каждом из них по 6 заданий.

I тур «Лесной путеводитель»

Тур можно начать стихотворением B.И. Берлина «Грибы, как и люди, имеют привычки». После прослушивания стихотворения командам игроков предлагают ответить на вопрос: сколько видов грибов в нем упоминается? (8)

Грибы, как и люди, имеют привычки.

Живут в самой чаще лисички - сестрички.

Живут на опушке подружки - волнушки,

Пока не посолены в тесной кадушке.

 

Поганки открыто стоят на полянке,

Зато сыроежки попрятались в спешке.

Маслята устроились дружной семейкой,

У маленьких - шляпки чуть меньше копейки.

 

И крошек - опят тонконогие стайки,

У старого пня собрались на лужайке.

Найдется и белый для зоркого глаза,

Хотя и не всюду, хотя и не сразу.

 

Он в хвою зарылся, он мохом покрылся,

Забрался под кочку, сидит в одиночку.

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он с красною шляпкой, на шляпке - горошки.

С осанкою строгой глядит недотрогой.

Хоть царствовать впору ему, мухомору!

 

Живет без забот населенье лесное,

Живет под березкой, живет под сосною.

У каждого жителя нрав свой особый.

Их много в лесу, а найди-ка, попробуй!

 

Ведущий: на столе находится предмет, в котором находится первое задание. Отгадав загадку, вы сумеете его определить.

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Ответ: книга

Ведущий: обращает внимание игроков на название книги «Лесной путеводитель». Говорит о том, что лесной путеводитель не похож на обычные путеводители, сравнивает его с путеводителем, с которым обычно ходят по музею. В музее все экспонаты неподвижны. Когда не придешь – они стоят все на тех же местах и на них этикетки с номерами. Заглянешь в путеводитель, отыщешь там нужный номер и прочтешь описание незнакомой тебе вещи. В лесу же живая, во всем меняющаяся жизнь. Грибы не переминируешь. Поэтому лесной путеводитель особый: он содержит в себе описание наиболее часто встречающихся в окрестностях нашего города грибов. Пользуясь лесным путеводителем можно определить любой гриб, узнать какой он: трубчатый или пластинчатый, какой формы и цвета его шляпка и ножка, какая капелька сока выступает на срезе ножки при сборе гриба. Сравнивая любой с описанием в «путеводителе» можно без ошибки определить его.

Ведущий предлагает игрокам заполнить листы путеводителя. Рядом с описанием гриба написать его название, выбрав из предложенного списка грибов.

 

Игроки команд, приступают к выполнению первого задания.

1.Если вырос этот гриб под елью или под сосной – шляпка у него темная, коричнево – каштановая; если его приютила береза или дуб – шляпка иной расцветки: желтовато – бурая или серо – коричневая. Зато стройная, немного утолщенная к низу ножка всегда белая, и на верхней части ее тонкая светлая сетка. Под шляпой частые трубочки. У молодого гриба – белые, у старого желтовато – зеленые. Мякоть плотная, сахарно – белая, с приятным маслянистым запахом ореха. Режь её ножом, ломай пальцами, положи гриб в печку сушиться - она не потеряет своей белизны. (Белый гриб, боровик).

2.«Был ребенком - пеленался в пеленки, стал старичок – надел воротничок». «Пеленка» - это беловато – желтое покрывало. Оно соединяет края шляпки молодого гриба с ножкой. Подрастет гриб, покрывало разрывается, повисает вокруг ножки кольцом – «воротничком». У такого «распеленатого» гриба ясно видны под шляпкой частые трубочки, а на бледно – желтой ножке над кольцом – светлые точки. Зачастят дожди - желтовато коричневая шляпка гриба станет скользкой. В хорошую погоду она сухая, блестящая как шелк. Кожица от шляпки легко отделяется. Можно облупить гриб, как яйцо. В сосняках и ельниках эти грибы растут большими семьями. (Масленок).

3.Дерево кормит гриб – оно же его и в свой цвет красит. Вырос гриб под сосной - шляпка у него ярко – оранжевая, под цвет сосновой коры. Вырос гриб под зеленой елкой и шляпка зеленовато – синяя, только полоски на ней оранжевые. Обрежь ножом полую, снаружи оранжевую, внутри белую ножку. Капелька оранжевого млечного сока выступит на срезе. Этот гриб – житель наших хвойных лесов, на весь мир славится. Самый спесивый чужестранец признает, что из всех грибов, которые идут на засол, нет сочнее и лучше. (Рыжик).

4.Раньше августа его не увидишь, позже сентября не найдешь. Всего полтора месяца встречается в лесу этот гриб. Весь снизу доверху белый. Частые пластинки набегают на ножку. Отрежь шляпку от ножки – срез зальется густым соком, белым, как молоко. Растет в березовых и сосновых лесах. Идет на засол. (Груздь).

5.Этот гриб будто в прятки с человеком играет. Наружу не любит высовываться, только вспучит шляпкой листву. Так и скрывается под листвой, как в засаде, целое грибное семейство. Белая, слегка пушистая шляпка похожа на шляпку груздя, но край не мохнатый и обычно с изъяном: с трещинками. Мякоть грубее, чем у груздя. (Подгруздь скрипун).

6.Стоит пень, облеплен грибами. Шляпки у них се­ро-желтоватые или грязно-коричневые, шершавые, в темных чешуйках. Пластинки у молодых — белые, у старых — коричнево-желтые. Ножка у взрослого гриба светло-серая, волокнистая, с белым кольцом -«воротничком». Значит, молодой гриб «пеленался в пеленки», Ударь по пню каблуком. Э, да он трухля­вый! И виной тому поселившиеся на пне грибы. Как же их звать, грибы-дровосеки? (Опята).

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

 

II тур «Коварные двойники»

Ведущий: очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных, хорошо знать ядовитые грибы. В разные годы и в разных странах, поев грибов в мучениях умирали, то император, то король, то папа римский. Случалось и случается, что погибают от грибного коварства и в нашей стране. Особую опасность для людей несут грибы – двойники. Игрокам предлагают муляжи грибов и их опасных двойников. Каждый из них пронумерован. Необходимо записать номера ответов, соответствующих паре грибов – двойников.

Белый гриб - желчный гриб, или ложный белый.

Настоящий опенок - ложный опенок.

Бледная поганка – шампиньон.

Лисички – ложные лисички.

Маслята – перечный гриб.

Валуи – ложные валуи.

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

Ведущий:

-НЕ собирай грибы, которых НЕ знаешь.

-НЕ собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения.

-Постоянно пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений будет меньше.

III тур «Грибная аптека»

Ведущий знакомит игроков с лечебными свойствами грибов. Рассказывает о том, что некоторые грибы можно использовать в качестве пластыря при порезах, для остановки кровотечения, дезинфекции ран. Вещества, получаемые из грибов, помогают человеку бороться с такими сложными заболеваниями как: туберкулез, злокачественные опухоли, язва желудка, тиф  и др. Из кубиков с буквами на гранях предлагает игрокам составить названия грибов, лечащих людей.

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

(Пенициллиум, белый гриб, чага, шампиньон, вёшенка обыкновенная, дождевик).

IV тур «Опасные яды»

Ведущий приводит примеры грибов, чей яд может стать причиной болезни и даже смерти животных и человека. Например, гриб стахиботрис вызывает падеж лошадей (гнилая солома). Гриб фузариум вызывает головокружение, тошноту, боль у человека и т.п. Ведущий предлагает разгадать загадки о грибах с опасными ядами.

Для ржи – порча,

Для людей – корча.

(Спорынья)

 

Это что за дело,

Просо обгорело!

И в метелках сажа,

И на листьях даже!

(Головня)

 

На зеленой былинке –

Красные пылинки.

(ржавчинный гриб)

 

Две старушки – говорушки

Брали черные зонты.

Шли беседовать в кусты;

Дождь пошел – зонты раскрыли.

Дождь прошел – закрыть забыли…

Так старушки и стоят,

И о чем-то говорят!

(Чернушки)

 

Не молочено, не веяно,

Не пахано, не сеяно,

Что взошло – не зелено;

Все бело отбелено.

(Белая плесень)

 

Этот гриб для всех опасен,

Вредный, тоненький, ужасен.

Мы не тронем Лихоманку…

Эту Бледную …

(Поганка)

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

V тур «Микология»

Ведущий описывает значение слова микология (наука о грибах) и предлагает игрокам назвать ученых, внесших определенный вклад в решение проблем, связанных с изучением грибов.

Ответ.1.Карл Линней. 2. Александр Флеминг. 3. Антуан де Бари. 4. М.С. Воронин. 5. Антони Ван Левенгук. 6. И.И. Мечников.

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

VI тур «Вопрос – ответ»

Ведущий: у грибников существует множество примет, основанных на многолетних наблюдениях наших предков. Для удачного похода за грибами необходимо следить за погодой и внимательно присматриваться в лесу к знакам: мухоморам, плесени и мошкам, которые могут указать на грибную поляну.

Ведущий: представители команд выберите записку, в которой зашифровано место хранения конверта со следующим заданием:

1. Народная примета гласит: «Где много мухоморов, там много этих грибов!». О каком из представленных здесь грибов идет речь? (Белый гриб.)

2. Шляпка у этого гриба по краю мохнатая, шерстистая. От этого и произошло название гриба: древнерусское слово «вовна» означает шерсть. (Волнушка.)

3. И у этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо, т.к. ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо он напоминает. (Свинушка.)

4. Назвали этим грибом – полезай в кузов! (Груздь.)

5. В лесу много мошек – (готовь под грибы много лукошек).

6. Кроме немецкого (выращивание в почве с золой), существует и французский способ разведения этих грибов. Он основан на наблюдениях, что в садах эти грибы вырастают в тех местах, где остались не убранными гниющие яблоки. Грибы выращивают на грядках с артишоками: по грядке разбрасывают кусочки грибов, осенью ее рыхлят и закрывают слоем яблочных выжимок, а на зиму прикрывают листьями. Весной покрытия снимают, а уже через 2 недели появляются первые... (Сморчки.)

Ведущий: проверяем. Выберите табличку со словом из высказывания или жетоны. Результат разместите на ключе.

Ведущий: Подсчитайте жетоны, обменяйте на табличку со словом, разместите на ключе. Определяются победители.

«Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».

Ведущий: Грибы…. Сколько удивительного откроется тем, кто начнет углубляться в их тайны.

 

Литература

1.Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Ярославль, академия развития,1998.В.И. 2.Берлин (Москва), врач-невропатолог, прислал на отзыв С.Я. Маршака свои стихи для детей. http://s-marshak.ru/epist/epist016.htm_

3.Кивотов С.А. Загадки о растениях. М. Просвещение, 1996.

4.Плешаков А.А. Зеленые страницы. . М. Просвещение, 1996.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Экологическая квест – игра «Грибная мозаика »

Экологическая квест – игра «Грибная мозаика »

Игра составлена с учетом возрастных особенностей детей основного общего звена, различного типа образовательных учреждений, учащихся любой формы обучения в возрасте от 11 до 14 лет

Игра составлена с учетом возрастных особенностей детей основного общего звена, различного типа образовательных учреждений, учащихся любой формы обучения в возрасте от 11 до 14 лет

В ходе игры вам предстоит найти выход из «закрытого на ключ» актового зала, в котором мы сейчас с вами находимся

В ходе игры вам предстоит найти выход из «закрытого на ключ» актового зала, в котором мы сейчас с вами находимся

В музеях грибы портят старые картины и рукописи

В музеях грибы портят старые картины и рукописи

Он в хвою зарылся, он мохом покрылся,

Он в хвою зарылся, он мохом покрылся,

Был ребенком - пеленался в пеленки, стал старичок – надел воротничок»

Был ребенком - пеленался в пеленки, стал старичок – надел воротничок»

Необходимо записать номера ответов, соответствующих паре грибов – двойников

Необходимо записать номера ответов, соответствующих паре грибов – двойников

И на листьях даже! (Головня)

И на листьях даже! (Головня)

Ведущий: представители команд выберите записку, в которой зашифровано место хранения конверта со следующим заданием: 1

Ведущий: представители команд выберите записку, в которой зашифровано место хранения конверта со следующим заданием: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021