Сценарий спектакля "Формула любви"
Оценка 5

Сценарий спектакля "Формула любви"

Оценка 5
docx
31.01.2024
Сценарий спектакля "Формула любви"
Формула+любви.docx

Формула любви

Лореннция - Данилова

Маргадон  - Гришкин

Жакоб - Шевченко

Калиостро – Артем (?)

Тетя -  Захарова

Алеша - Долгушин

Приживалка - Леликова

Фимка – Филашина

Степан - Воробьев

Мария – Леон/ Монтова

Доктор – Козлов

Сцена 1

Музыка 1

 

Лоренция. О мама миа, коза дико! Тритео шемо! Но! Тьфу! Баста!
Калиостро. Довольно, сеньора, вы прибыли в Россию, извольте говорить по-русски.
Лоренция.  Я не есть это мочь! Мой голова не мочь это запоминайт!

Калиостро. Может. Голова всё может.

Маргадон. В особенности, если это голова великого магистра. Я прав?

Калиостро.  Да.

Лоренция. Мой голова нихт...

Калиостро. Стыдитесь. Вот Маргадон - дикий человек. И то выучил. Маргадон!
Маргадон. Учиться всегда сгодится, трудиться должна девица, не плюй в колодец - пригодится. И как говорится.

Калиостро. Голова все может. Давайте все с самого начала.

Лоренция. О, чёрт вас всех побрайт, Здрав-стфуй-те!

Калиостро. Мягче... Напевнее.

Лоренция. Добрый вечер, дамы и господа! Итак, мы начинаем.

Калиостро. Я Джузеппе Калиостро. Верховный иерарх сущего. Взываю к силам бесплотным, к великим таинствам огня, воды и земли. Что у нас есть?

Маргадон. Визит к генералу Бибикову, беседа о магнетизме… Княгиня фон Кизеветр, варение золота из ртути. Хочу сразу предупредить, ртуть у нас кончилась.
Калиостро. Какой ты меркантильный, Маргадон… О душе бы подумал!

Маргадон. О душе? О душе... Мария.

 

Музыка 2

Сцена 2

Калиостро. Еще бы несколько сеансов, и недуг вашего батюшки навсегда бы отступил… Но, увы! Дела заставляют меня срочно покинуть Санкт- Петербург…
Мария. А как же папенька?

Калиостро. Есть один план, но, боюсь, он будет неверно истолкован… Со мной может поехать кто-то из близких больного. Я имею в виду родственника. Таким образом, я смогу осуществлять лечение опосредованно… Через родного человека. Такое случалось в моей практике и приносило плоды...

Мария. Господин Калиостро… Хорошо. Я согласна.

Калиостро. И не боитесь, сударыня? Вдруг я влюбился в вас без памяти и хочу увезти?

Мария. Полно шутить. Когда любят, тогда видно…

Калиостро. Что видно?

Мария. По глазам. У вас глаза...

Калиостро. Холодные? Пустые? Очень быстро, Жакоб!

Сцена 3

Музыка 3

 

Музыка.

Алеша (читает).

…Из стран Рождения река

По царству Жизни протекает,

Играет бегом челнока

И в Вечность исчезает…

Каково сказано, тётушка?

Тетя. Про речку? Хорошо... Сходил бы, искупался. Иль окуньков бы половил.
Алеша. Что вы говорите такое, тётушка? Река жизни утекает в Вечность. При чем тут "окуньки"?

Тетя. Я думала, может, ухи хочешь. Ну нет, так нет… И лапша хороша!
Алеша.  Ох, тетушка! Мы с вами вроде по-русски говорим, да на разных языках. Я вам про что толкую? Про смысл бытия! Для чего живет человек на земле? Скажите!

Тетя. Как же так сразу? И потом - где живет?… Ежели у нас, в Смоленской губернии, это одно… А ежели в Тамбовской - другое…
Алеша. Нет! Сие невыносимо!

Тетя. Жениться тебе пора! Вот что я тебе скажу, друг мой. Не век же тебе на меня, гриба старого, смотреть. Эдак с тобой что-нибудь скверное может сделаться.

Алеша. Жениться? Зачем? Да и на ком прикажете?

Тетя. Да вот хотя бы вот у соседей наших, Загосиных, три дочери! Как на подбор! Кровь с молоком! Машенька, Сашенька, а Глашенька... Чем не хороши?
Алеша. Ах, тетушка. Для того ли я оставил свет, убежал из столицы, чтоб погрязнуть в болоте житейском?… Ну женюсь, и что будет? Стану целыми днями ходить в халате... А жена моя, особа, которая должна служить идеалом любви, закажет при мне лапшу и начнет ее кушать!

Тетя. Зачем же непременно лапшу? Не надо лапшу. А хоть бы и лапшу, тоже очень неплохо!

Алеша. Ну нет! Миль пардон, Федосья Ивановна! Не об этом я грежу в часы уединения…

Тетя. Знаю, о ком ты грезишь! Срам! Перед людьми стыдно…

Алеша. Это вы о ком?

Тетя. О ком! О бабе каменной, вот о ком! Вся дворня уже смеётся!

Алеша. О Боже, за мной шпионят! Какая низость… (Убегает).

Фимка. Вона, опять у нашего барина ипохондрия сделалась!

Степан. Ипохондрия всегда на закате делается.

Фимка. Отчего же на закате, Степан Степанович?

Степан. От глупых сомнений, Фимка. Вот глядит человек на солнышко и думает: взойдёт оно завтра аль не взойдёт? Как говорили латиняне, сик транзит глория мунди. И так проходит слава мира.

Фимка.  И откуда из вас латынь эта выскакивает? Сами то вы вроде не из латинцев.

Степан. Да барин у нас прежний всех мужиков заставлял латынь учить. Желаю, говорит, думать, будто я в Древнем Риме… Большой просветитель был! Всё говорил нам: "Аут ни гель, аут Цезарь!"

Фимка. А "любовь" у латинцев как обозначалась?

Степан. "Любовь", Фимка, у них слово "амор"! И глазами так..
Фимка. Амор...

 

Музыка 2

 

Соседка. Простыл наш батюшка, простыл касатик! Перекупалси.
Тетя. Заголосила! Да не простыл наш батюшка, а с глузду двинулся! Срам этакий в дом втащил, прости господи!

Алеша. Ma тант! Не будем устраивать эль скандаль при посторонних. Я хочу, чтоб это произведение искусства стояло у меня в кабинете…

Тетя. Никакое это не произведение, а Содом с Гоморрой!

Соседка. Разве их две? Вроде одна...

Тетя. Чего одна?

Соседка. Одна Гоморра.

Степан. С кого ж такую лепили?

Тетя.  С обеих. Её мой папаша ставил, прости господи. А папаша мой был ловелас отменный, светлая ему память.

Соседка. На Прасковью Тулупову вроде похожа. Была у нас тут такая мельчихова дочка. Ух, красавица девка... Барин на неё как глянул, так умом и поехал. Либо, говорит, женюсь, либо из мрамора изваяю.

Фимка. Амор, значит, с ним случился.

Степан. И не амор, и не Прасковья... Это Жазель. Француженка. Я признал её. По ноге.

Соседка. Не, это не Жазель! Жазель была брунетка, а эта вся белая (уходят).

 

Музыка 2

 

Входит доктор.

 

Доктор. Язык. Закройте. Откройте. Закройте. Откройте. На что жалуемся?
Тетя. На голову жалуется.

Доктор. Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.
Тетя. А голова?

Доктор.  А голова предмет тёмный и исследованию не подлежит.
Тетя. Мудро. Откушать просим, доктор, чем бог послал.

Доктор. Откушать можно. Коли доктор сыт, так и больному легче.

Тетя. Ипохондрией мается.

Доктор. Ипохондрия есть жестокое любострастие, которое содержит дух в непрерывном печальном положении. Тут медицина знает разные средства, лучшее из которых и самое безвредное - беседа. Слово лечит, разговор мысли отгоняет. Хотите беседовать, сударь?

Алеша. О чём?

Доктор. О чём прикажете. О войне с турками, о превратностях климата или, к примеру, о графе Калиостро.

Алеша. О ком?

Доктор. О Калиостро. Известный чародей и магистр тайных сил. Нынче в Петербурге шуму много наделал. Газеты пишут - камни драгоценные растил, будущность предсказывал.

Алеша.  Я читал об этих таинствах!

Тетя. Да что ж ты так растревожился, друг мой?!

Алеша. Тетушка, дорогая! Ведь я думал о нем, о Калиостро! Собирался писать в Лондон, Париж… А он тут, в России!

Доктор. Да мало сказать, в России, он в тридцати верстах отсюда. Карета сломалась, кузнец в бегах. Так он сидит в гостинице, клопов кормит…

Алеша. Клопов?! Великий человек! Магистр!… И клопов?!

Доктор. Так они, сударь, не разбирают, кто магистр, а кто не магистр.
Алеша. Не разбирают?! Они-то не разбирают, но в России, слава богу, ещё остались просвещённые люди!

Тетя. Не пущу!

Алеша. Есть люди, которым дорого просвещение! (Расталкивает всех, убегает).

 

Сцена 4

Музыка 2

 

Калиостро. Ваши мысли далеко, сударыня?

Мария. Я думаю о папеньке…

Калиостро. Это я должен думать о вашем папеньке. А вы думайте обо мне. И, по возможности, без неприязни… Неужели я вам настолько противен?
Мария. Да что вы, господин Калиостро!

Калиостро. Джузеппе! Я же просил вас звать меня по имени. Джузеппе. Или просто: Джузи. Так меня звала матушка. И гладила по голове… Вот так.
Мария. Ваше сиятельство… я и так в вашей власти… ни людей не побоялась, ни молвы. Живу с вами в одной гостинице. Зачем же вы мучаете меня?

Калиостро. Я не тиран, сударыня. Мне нужны чувства, а не покорность.

Мария. Сердцу не прикажешь. Так народ говорит.
Калиостро. Глупости он говорит, ваш народ. Сердце такой же орган, как и иные… И подвластен приказу свыше. Вот оно забилось часто-часто (музыка 4). А вот реже (музыка 5). Пожалуйста, совсем остановилось (музыка 7). Прикажете ему замереть навсегда? Или пустить?

Мария. Христос с вами! Пустите!

Калиостро. Пускаю (музыка 4). Как видите, сердце подвластно разуму. Чувства подвластны сердцу, разум подвластен чувствам... Круг замкнулся, с разума начали, разумом кончили. Вот и выходит, что всё мироздание - это суть, игра моего ума. Если вы со мной согласитесь, то и вашего тоже.

Мария. Но я не люблю вас, ваше сиятельство. Неужели вы этого не видите?
Калиостро. Вижу-вижу. Но мы в начале опыта… Золото из ртути возникает на десятый день, любовь из неприязни - на пятнадцатый… Мы с вами две недели в пути. Наступает критический момент!

 

Врывается Алеша.

 

Алеша. Извините, сударь, здесь проживает господин Калиостро?
 Калиостро.  Маргадон! Почему открыта дверь?

Маргадон. Варварские обычаи. Ключи дают, а замков нет.

Алеша. Я, кажется, не вовремя...

Калиостро. Вы, сударь, не вовремя появились на свет, а теперь уж что поделаешь… Входите!

Алеша. Местный помещик Федяшев, прибыл познакомиться и пригласить вас приятно провести время!

Калиостро. Не умеете лгать, молодой человек. Все люди разделяются на тех, которым что-то нужно от меня, и на остальных, от которых что-то нужно мне. Мне от вас ничего не нужно. Выкладывайте, что вам угодно?

Алеша. Я пришел вас просить о чуде. Дело в том,что я влюблен! Влюблен страстно и безнадежно. Но предмет моей любви существует только в моем воображении. Его телесные контуры намечены в скульптурном изваянии... Но это мрамор! Холодный мрамор, дорогой магистр! И если б вы взялись свершить чудо…

Калиостро. Я не занимаюсь чудесами, я действую только в границах физических сил природы… Я - материалист.

Алеша. Да да, конечно! Я и имею в виду "материализацию чувственных идей". Воссоздайте мою мечту, ваше сиятельство! Вдохните жизнь в нее, как некогда греческие боги вдохнули жизнь в каменную Галатею. Возьмите все, что у меня есть! Имение, дом...

Калиостро. Богатство давно меня не интересует.

Алеша. Тогда я готов отдать жизнь свою! Вы... Вы мне не верите? Так... Так я докажу! Моя жизнь в ваших руках! Я застрелюсь!

Калиостро. Не надо громких слов, они потрясают воздух, но не собеседника.

Мария. Помогите этому юноше, Джузеппе. Вы же видите, он и вправду влюблён. Вы можете выполнить мою просьбу?

Сцена 5

Музыка 1


Тетя. Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле... Же ву при, авек плезир... Господи прости, от страха все слова повыскакивали... Алексис, они что, по-нашему совсем не понимают?

Калиостро. Они понимают. Маргадон, прими!

Фимка. Пожалуйте, сударь!

Степан. Понравилось, видать... Молодец! Хороший человек... Солонку спёр. И не побрезговал...

Фимка. Дядь Степан, ихний кучер на меня в лорнет посмотрел, чего это он, а?
Степан. Чего-чего... Зрение слабое.

Фимка. Бедненький.

Алеша. Господа, вот, это и есть великий магистр. А это его спутница, Мария Ивановна.
Тетя.  Милости просим, гости дорогие, располагайтесь.

Алеша. Степан, у гостя карета сломалась.

Степан. Вижу, барин. Ось полетела. И спицы менять надо...

Алеша. За сколько сделаешь?

Степан. За день сделаю.

Алеша. А за два?

Степан. Ну... Сделаем и за два.

Алеша. А за пять дней?

Степан. Ежели постараться... можно и за пять.

Алеша. А за десять?

Степан. Ну, барин, ты задачи ставишь... За десять дней одному не справиться. Помощник нужен. Хомо сапиенс! Бери помощников, но чтобы не раньше!

Фимка. Чудные господа, а? Долго гостить-то собираются?

Степан. От меня зависит. Ален ноби, ностра алис! Что означает - если один человек построил, другой завсегда разобрать может!

Сцена 6

 

Музыка 2

Калиостро (за обедом). Благодарю за угощение, было вкусно.

Тетя. Да вы и не ели ничего, ваше сиятельство!

Калиостро. Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе. Однако по вашим глазам читаю я многочисленные вопросы. Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна. Родился я в Месопотамии, две тысячи сто двадцать пять лет тому назад. Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?

Доктор. Нет, не изумляет. У нас писарь в уезде был, в пачпортах год рождения одной только циферкой обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки. Ефимцев, купец, третьего года рождения записан, Куликов - второго… Кутякин - первого.

Тетя. Да, много тут долгожителей.

Калиостро. Аналогия неуместна. Я не по пачпорту, как вы изволили выразиться, а по самой жизни урожден две тысячи лет назад... В тот год и в тот час произошло извержение вулкана Везувий. Вероятно, вследствие этого знаменательного совпадения часть энергии вулкана передалась мне. Могу прикурить от пальца.

Доктор. От пальца не прикуривают, врать не буду. А искры из глаз летят... Вот хоть у господина Загосина о прошлом году мужик с возу свалился да лбом об оглоблю. Ну, я вам доложу, был фейерверк... Все сено сжег.

Тетя. У него  всё осокой заросло да лопухами. Совсем никудышное сено! Разве что горит хорошо.

Доктор. Да уж, граф, если вы действительно надумали сено покупать, так покупайте его у Феодосии Ивановны, не прогадаете.

Тетя. Не, у меня хорошее сено (Мария тихо смеется).

Алеша. Господи, да что ж вы такое говорите, господа? Какое непонимание! Наш гость повествует о совсем иных явлениях!

Калиостро. Я чувствую, здесь собрались люди скептического нрава, посему вернемся к трапезе. Видите эту вилку? Я ее сейчас съем.

Доктор. Да! Это от души… Замечательно. Достойно восхищения. Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою, но вот чтоб так, за обедом… на десерт… и острый предмет… замечательно! За это вам наша искренняя сердечная благодарность. Ежели, конечно, кроме железных предметов ещё и фарфор можете употребить… Тогда просто нет слов!

Калиостро. Благодарю, сударь. Я уже сыт, пора и делом заняться. Ну, где там ваш идеал, господин Федяшев? Показывайте…

Алеша. Прошу.

 

Уходят, возвращаются.

 

Калиостро. Браво, сударь! Мне нравится ваш вкус!  Моя судьба не раз позволяла лицезреть этот образ, когда-то её звали Елена Прекрасная.  Позже - Беатриче.
Тетя.  Прасковья ее звали. Её лепили с Прасковьи Тулуповой.

Калиостро. Неважно, с кого ее лепили. Истинный художник копирует не натуру, а лишь свое воображение. Думаю, вы это понимаете, сударь, и не ждете от меня портретного сходства? Вы роняли ее, что ли?
Тетя. Говорила, не надо трогать… Говорила.

Алеша. Видите ли, она стояла в парке... Я подумал: там дождь, голуби...

Калиостро. Идеал нельзя отрывать от почвы! Нарушаются магнетические связи! Теперь даже и не знаю, как она будет выглядеть, ваша Лаура...

Алеша. Лаура? Не Лаура ли это, воспетая великим Петраркой?
Калиостро. Да, когда то она была ею. Она являлась миру под разными именами... Джульетта, Лаура... Я даже не ведаю, как она теперь будет называться. Может быть, Мария? Вы не возражаете, сударыня?

Мария. Отчего же? Это честь для меня. Пусть не я, то хоть имя мое послужит чьей-то любви.

Алеша. Прелестное имя. Да я и внешний облик вашей спутницы воспринял бы с радостью...

Калиостро. Должен вас огорчить, друзья! Сейчас мне было видение... Галатею будут звать Лоренцией.

Маргадон. Я так и думал, господа, прошу, прошу вас (уходят).

Алеша. Прошу простить за дерзость...

Мария. В чём же дерзость?

Алеша. Я насчет того, что помыслил придать идеалу черты ваши и публично о сем признался...

Мария. Теперь, стало быть, передумали?

Алеша. Ну что вы, Мария Ивановна… Ну что вы...

Мария. Странный вы человек, Алексей Алексеевич. Так сложно изъясняетесь. И вроде живете на природе, среди простых нормальных людей. А думаете все о каких-то идеалах бестелесных!

Алеша. Но так и великий Петрарка мечтал о своей Лауре...

Мария. Неправда. Петрарка любил земную женщину, да еще жившую по соседству. Это потом, уже в своих мыслях, он вознёс её до небес. А у вас всё наоборот, сударь. Хитростями да магнетизмом счастья любви не добьешься!

Алеша. Тогда скажите, как достичь его?

Мария. Не знаю. Если бы знала, сама была бы счастлива (уходят).

 

Музыка 1

 

Выходят Маргадон и Жакоб, Лоренция и Калиостро.

 

Лоренция. Здорово, ребяты!

Калиостро. Ты зачем приехала? Тебя могли увидеть! Ты получила мою записку?
Лоренция. О, люто сьямо фените мама миа коза дико марила мацато! Какого чёрта?! Бросаете меня в Петербурге, за мной гонится полиция, потом я мчусь одна через всю страну, жру дорожную пыль! А когда приезжаю, то мне, оказывается, даже нельзя появиться никому на глаза!
Что за елки-метёлки?!

Жакоб. Елки - моталки. Я говорю, что здесь - елки-моталки.
Лоренция. А, я понимаю, почему ты меня прячешь. Опять материализация! Опять мазаться белилами и бегать в неглиже! Надоело!
Калиостро. Маргадон! Это ты разболтал?
Маргадон. Что вы, магистр? Я был нем как рыба...
Калиостро. Лжешь! И быть тебе за это рыбой. Мерзкой скользкой...
Маргадон. Да, но обещали котом...

Калиостро. Не достоин!

Лоренция. Не трогай его, Джузи! Он не виноват. Я научилась считывать мысли. Мы все понемногу овладеваем вашим искусством, Джузи.
Но всех нас волнует одна и та же мысль: на кой черт всё это нужно?!
Когда материализуешься в столице для какого-нибудь князя или маркиза, это понятно. Но здесь, в этой провинции... Ни денег, ни славы!..
Неужели всё это только для того, чтобы позабавить вашу русскую мадемуазель?

Калиостро. Это ты так подумал?! Подумал или нет?

Маргадон. Да! Нет. Чем бы мне это не грозило... Да! Это моя мысль!
Калиостро. И ваша тоже, Жакоб?

Жакоб. Нет, сэр, нет... Вы же знаете: мои мысли далеко-далеко в будущем... Но если говорить откровенно... Если когда-нибудь, в палате лордов мне зададут вопрос: зачем, принц, вы столько времени торчали под Смоленском?
Я не буду знать, что ответить...

Калиостро. Так... Значит - бунт?!  Меня предупреждали, что пребывание в России действует разлагающе на некрепкие умы. Ничтожества, жалкие комедианты! Я бы мог вас испепелить, превратить в прах! Но я не стану тратить на вас магическую энергию! Вы сего недостойны! Я поступлю с вами иначе. Я сдам вас в участок. А потом вас там публично выпорют, как бродяг, и отправят в Сибирь убирать снег!

Жакоб. Весь?

Калиостро. Да! Снега там много...

Маргадон. Что он меня всё пугает? Что меня пугать – у меня три пожизненных заключения. А как он с Вами разговаривает? Вы, человек, достигший вершин лондонского дна... В конце-концов, вы собираетесь быть принцем?
Жакоб. Ес, ит из! (уходят)

Лоренция. Ты снова колдуешь любовь, Джузеппе?

Калиостро. Что значит любовь к женщине по сравнению с любовью к истине? Истина в том, что человек несчастен, небо отвернулось от него. Я один на земле делаю его счастливым. Он хочет богатства - я варю ему золото... Он хочет узнать будущее - я предсказываю судьбу.

Лоренция. Но ведь это обман...

Калиостро. Человек хочет быть обманутым, запомни это. Все обманывают всех, но делают это слишком примитивно. Я один превратил обман в высокое искусство, поэтому стал знаменит. Но тут мне открылась иная истина... Кажется, кто-то там, наверху, вздумал меня обмануть. Ты знаешь, мне не дано вызывать любовь. Страх, восторг, уважение... я легко пробуждаю в людях. А любовь... Увы. Зачем открывать тайны сложного, если необъяснимо простое? Я хочу построить формулу любви.

Лоренция. Ты с ума сошёл. Любовь - это божественное чувство.
Калиостро. Всеобщее заблуждение. Огонь тоже считался божественным, пока Прометей не выкрал его. Теперь мы кипятим на нем воду. То же самое я сделаю с любовью. Не для себя - для всех. Люди перестанут страдать и будут счастливы.

Лоренция. Все?

Калиостро. Все, поголовно.

Лоренция. А если кто-то не захочет жить счастливым?
Калиостро. Тогда он умрёт. Все желания должны исполняться. В этой формуле все учтено: знакомство, влечение, ревность, отчаяние... Все грани и градации. Я проведу эту девочку по всему лабиринту. И если в конце вспыхнет огонь чувств... То, значит, не бог его зажёг, а человек. И стало быть, мы равны.

Лоренция. Вот ты с кем соревнуешься.

Калиостро. Да, другие соперники мне не интересны. Кстати, о соперниках... Ты должна соблазнить этого юного мечтателя. Он мешается под ногами и путает расчёт.

Лоренция. Хорошо, Джузи. Я сделаю всё, что ты хочешь. Соблазню, очарую, убью. Лишь бы ты не страдал (уходят)

 

Музыка 2

 

Жакоб и Маргадон.

 

Маргадон. И если мы завтра не уедем - я сбегу.

Жакоб. Не побоитесь?

Маргадон. Для бегства у меня хватит мужества. Здорово, селяне.
Фимка. Ой, здравствуйте.

Жакоб. Как дела с нашей каретой?

Степан. Через неделю будет как новенькая. "Лабор ист эст ипсе волюмпас". Что означает: Труд - уже сам по себе есть наслаждение!

Маргадон. Мерзавец, а мерзавец! Ты, значит, здесь вместо работы латынь изучаешь?
Степан. Либерасьён эс перпетум мобель.

Маргадон. О, Жакоб, мы отсюда не уедем никогда. Мы погибнем. Я всё понял, Жакоб. Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском.

Фимка. Сударь, а правда ваш барин две тыщи лет живёт?
Жакоб. Точно сказать не могу, леди. Но знаю лишь одно, что за те 200 лет, что я ему служу, он ничуть не изменился.

Фимка. Дядя Степан, помог бы ты им, а? Ну грех смеяться над убогими, ну посмотри на них. Подневольные ж люди. Одной рыбой питаются. И поют так жалостно... (уходят под музыку 4)

 

Сцена 7

Музыка 3 (Алеша сидит за столом, читает, что-то записывает).


Тетя (выходит из-за кулис). Не спится, Алёшенька?

Алеша. Нет. Готовлюсь. Вот, послушайте, как великий Пиит прощается с предметом сердца своего.

Тетя. Не буду этого слушать.

Алеша. Почему?

Тетя. Не нравится.

Алеша. Как это не нравится? Это великий Петрарка...

Тетя. Ну и бог с ним.

Алеша. С Петраркой?

Тетя. С Петраркой. У Петрарки своя тётушка была, это её забота. А ты у меня единственный племянник. И вот что я тебе скажу. Ежели ты человек - люби человека. А не придумывай мечту какую-то, понимаешь ли, бесплотную, прости господи! Да ещё что за особу сотворит тебе сей чародей, это тебе не вилку сглотнуть!

Алеша. Ах, тетушка, не травите душу! Я и сам теперь в опасении.

Тетя. Откажись, скажи - передумал!

Алеша. Неловко, тетушка. Сам кашу заварил, а теперь в кусты? Не по-мужски! Я вот что решил… Я во время материализации про Марию буду думать. Лицо ее буду вспоминать, глаза, плечи, руки...

Тетя. Милый ты мой. Да что ж думать, когда все это рядом в натуральном виде ходит?

Алеша. Что вы такое говорите, тетушка? Сами же учили: на чужой каравай рот не разевай!

Тетя. Мало ли я глупостей говорю? А потом, когда человек любит, он чужих советов не слушает!

Алеша. Что же вы предлагаете? Отбить ее у графа?!

Тетя. А хоть бы и отбить. Отбить! Ты, Алеша, все привык на готовеньком. Придумал себе, понимаешь, идеал, на блюдечке подай его тебе! И стишки чужие читать - не велика доблесть! Вон небось, Петрарка твой - посадил свою Лауру на коня, и только их и видели.

Алеша. Тётушка, а с вами, признайтесь, тоже нечто подобное было?
Тетя. Кабы было, я б тут в старых девах не сидела. А то вот тоже попался вздыхатель, вроде тебя. Сильный был мужчина. Всю силу на стихи растратил. Жизнь мою погубил. Иди, Алёша, к ней, ждёт ведь.

Алеша. Она вам это сказала?

Тетя. Глупый ты какой, господи. Кто ж про такое говорит-то? Про такое молчат, да вздыхают. Я сейчас мимо её комнаты проходила - там тихо... Верный знак. Иди, Алёша. Отбить! (уходит)

 

Сцена 8 (поставить постамент-стул)

 

Музыка 3

 

Алеша. Марья Ивановна! (появляется Мария из-за кулис). О, как я вас люблю, прелестное созданье!

Калиостро. Не спится? (Мария скрывается).

Алеша. Да... Вот. Люблю прогулки на рассвете. Послушайте, граф. Я того... Всю ночь думал. Моё душевное состояние изменилось.

Калиостро. А ну, пошли! Я уже разбудил стихию энергетических потоков, я уже вступил во взаимодействие с силами магнетической субстанции. Вы что, сударь, на базар пришли?!

Алеша. О господи, несчастный я человек. Но что же делать, господин Калиостро? Я не о ней теперь грежу. Я полюбил другую!

Калиостро. Когда же вы успели?

Алеша. Разве дело во времени? Иногда 2 минут хватит, одного взгляда.. И всё перевернётся в душе! Вы же знаете, как это бывает! Вы знаете, как возникает любовь!

Калиостро. Не знаю и знать не хочу! Вы получите то, что желали, согласно намеченным контурам.

Алеша. К чёрту контуры! Я их уже ненавижу. И если вы не в силах разрушить это каменное изваяние, то я сам это сделаю (замахивается)

Лоренция (сидит в простыне на стуле, потом соскакивает и бежит). А-а-а!!

 

Музыка 9

 

Калиостро. Теперь ступайте к ней. Ваша мечта ждёт вас с нетерпеньем.
Алеша. Я всё понял. Вы, сударь, обманщик и злодей! Я убью вас! Милостивый государь, вы бесчестный человек!

Калиостро. Это вызов?

Алеша. Да!

 (С дуэльными пистолетами подходят Жакоб  и Маргадон)

Жакоб. Господа, я последний раз предлагаю вам подумать о примирении.

Маргадон. Мерси, но сие невозможно.

Жакоб.  Тогда к барьеру.

Калиостро. Что же вы медлите, сударь?

Алеша.  Вы - гость, вам положено стрелять первым.

Жакоб. Жуткие нравы! Где только не дуэлировали… и во Франции… и в Голландии… И везде - чётко и быстро, как у цивилизованных людей: рраз - и наповал!
Калиостро. Уравняем шансы! Маргадон! Заряди только один пистолет.
Маргадон. Слушаюсь, мон синьор! Один, так один! Выбирайте, ваше преосвященство!
Калиостро. Это право хозяина. Пусть сама судьба станет нашим арбитром. Надеюсь, застрелиться в присутствии гостя не противоречит вашим обычаям? Страшно?

Алеша. Страшно. Да, тётушке, граф, про дуэль ничего не говорите. Скажите просто: дематериализовался Алеша, мол, и все! И Марии... А вообще, граф, я вам очень благодарен. Обещали явить мне мою мечту и явили… А теперь что ж... За нее и жизнь отдать не жалко. Прощайте, мечта моя, Мария Ивановна! (музыка 8).

Калиостро. Поздравляю.

Алеша. Полно, граф! Ну погорячились, и будет! Я вас прощаю!

Калистро. Пусть Бог прощает, это его забота, а не ваша! Мой выстрел, сударь. Извольте не мешать!

Мария. Остановитесь! Не делайте этого! Я люблю вас… правда! Ваш опыт удался, я полюбила вас и готова ехать с вами хоть на край света. Вы, граф, умный… нежный… а главное - несчастный. Вы без меня пропадете.

Алеша. А как же я?

Мария. Такова судьба, Лешенька. Будем страдать. Страданиями душа совершенствуется. Папенька говорит, что одни радости вкушать недостойно...

Алеша. Да пропади он пропадом, ваш папенька с советами своими! Без вас мне и жить незачем! Дайте мне ваш пистолет, граф!

Мария. Нет! Нет, граф, не давайте! Нет! Если ты умрёшь, я тоже жить не стану! Я сердце остановлю, меня граф научил.

Алеша. О господи, зачем я вас встретил? Всё статуя проклятущая!

Мария. Нет, Лёшенька, нет, статуя здесь ни при чём! Она тоже женщина несчастная! Она графа любит!

Калиостро. Не беспокойтесь, господа. Сейчас я вас оставлю наедине и вы сможете продолжить свою семейную сцену. Я вам тоже благодарен. Вы мне помогли очень важную вещь понять. Оказывается, в любви главное - это возможность не раздумывая отдать свою жизнь за другого. Интересно попробовать.  Как ужасно, что мне не страшно умирать. Наверно, потому что Калиостро уже умер. Умерли его чувства и желания. Остался только разум… Несчастный человеческий разум, который возомнил, что он один во вселенной и ему всё позволено. Разум, который подверг сомненью все законы мироздания. И вознамерился утвердить свои собственные. Он просит меня о последнем одолжении. Он рвётся на свободу (музыка 8).  Маргадон, один надо было зарядить.

Жакоб. А вы, оказывается, бесчестный человек, Маргадон.

Маргадон. Конечно. Если бы я был честный человек, сколько народу бы в Европе полегло. Ужас!

 

 

Сцена 9

Музыка 1

 

Граф в постели.

Доктор. У нас в уезде был аналогичный случай. Вам, граф, я думаю, сейчас это будет весьма интересно. Стрелялся, стало быть, некий помещик Кузякин… Стрелялся, стало быть, у нас некий помещик Кузякин. Приставил пистолет ко лбу, стрельнул раз - осечка! Стрельнул другой - осечка! Э, думает, видно не судьба! И точно! Продал пистолет, а он у него дорогой был, с каменьями... Продал пистолет, да на радостях напился… а уж потом спьяну в сугроб упал да замерз...

Тетя. Это он к тому говорит, что каждому свой срок установлен и торопить его не надо.

Доктор. Абсолютно верно. Тем более что организм ваш, батенька, совсем расстроен неправильным образом жизни... Печень вялая, сердечко шалит... Как вы с ним две тыщи лет протянули, не пойму! Кончать надо с хиромантией, дружок! Пальцем искрить, вилки глотать в нашем возрасте уже не годится. И с барышнями поаккуратней! Мраморные они, не мраморные - наше дело сторона. Сиди на солнышке, грейся!

Тетя. Травами хорошо бы ещё подлечиться. Отвар ромашки, мяты… У вас в Италии мята есть?

Доктор. Ну откуда в Италии мята? Видел я их Италию на карте, сапог сапогом, и все!

Тетя. А вот и Галатея наша! Подойди к магистру, не бойся.

Мария. Ему плохо?

Доктор. Нет, ему хорошо. Живым всё хорошо.

Тетя. Мы, граф, соседям сказали, что материализация состоялась. Чтобы ваш авторитет не уронить. Вот, мол, было изваяние, а теперь стала Марья Ивановна. Многие верят.

Алеша. Граф, я прошу вас погостить у нас ещё несколько дней. В воскресенье помолвка. Я сделал Марии Ивановне предложение.

Мария. Погодите вы! Я же сказала, без папеньки решиться не могу.

Алеша. Помогите нам, граф, на вас одна надежда. Мария Ивановна говорит: у вас с ним астральная связь. Спросите его благословления, умоляю!

Мария. Алёша! Ну до того ли сейчас господину Калиостро?

Доктор. До того, до того. Ну, как там наш папенька? Папенька согласился.

 

Все уходят. Появляется Маргадон.

 

Музыка 1

 

Калиостро. Хотел бросить хозяина?

Маргадон. Я подумал, что мой хозяин умер. А мёртвым слуги не нужны. Вы всегда играли чужими жизнями, но не собственной! За вами гонятся, а вы лежите в халате и думаете бог знает о чём!

Калиостро. Погоня? Это замечательно. Когда уходишь от погони, ни о чём другом уже не думаешь. Время надо наполнять событиями, тогда оно летит незаметно.

Маргадон. Жакоб. Дое партяьо! Чистаболо эс питандо!
Жакоб.  Вико, баста! Баста! Баста! Камило!

Фимка. Но! Но! Но! Престо, синьоре! Дезоро мио! Санта мария бергарито переме аморе манон дементи кейре! Жакопушка... Не уезжай. Останься, сокол... Здесь бы уже принцем стал...

Жакоб. Я вернусь к тебе. Я обязательно вернусь к тебе. Только другим. Правда-правда. Вот те крест. Совсем другим (уходят).

Доктор. В 1791 году Джузеппе Калиостро вернулся на родину в Рим, где неожиданно сдался в руки правосудия. Суд приговорил его к пожизненному заключению. Лоренца навещала его. Незадолго до его смерти она передала ему рисунок неизвестного художника, присланный из России. Кто был изображен на сем рисунке, и что означали эти люди в судьбе великого магистра, историкам так и не удалось установить.

 

Музыка 1


 

Скачано с www.znanio.ru

Формула любви Лореннция - Данилова

Формула любви Лореннция - Данилова

Музыка 2 Сцена 2 Калиостро

Музыка 2 Сцена 2 Калиостро

Тетя. Как же так сразу? И потом - где живет?…

Тетя. Как же так сразу? И потом - где живет?…

Соседка. Простыл наш батюшка, простыл касатик!

Соседка. Простыл наш батюшка, простыл касатик!

Алеша. О ком? Доктор. О Калиостро

Алеша. О ком? Доктор. О Калиостро

Калиостро. Пускаю (музыка 4)

Калиостро. Пускаю (музыка 4)

Сцена 5 Музыка 1 Тет я. Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле

Сцена 5 Музыка 1 Тет я. Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле

Калиостро. Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе

Калиостро. Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе

Калиостро. Браво, сударь! Мне нравится ваш вкус!

Калиостро. Браво, сударь! Мне нравится ваш вкус!

Музыка 1 Выходят Маргадон и

Музыка 1 Выходят Маргадон и

Я сдам вас в участок. А потом вас там публично выпорют, как бродяг, и отправят в

Я сдам вас в участок. А потом вас там публично выпорют, как бродяг, и отправят в

Лоренция. Хорошо, Джузи. Я сделаю всё, что ты хочешь

Лоренция. Хорошо, Джузи. Я сделаю всё, что ты хочешь

Тетя. С Петраркой. У Петрарки своя тётушка была, это её забота

Тетя. С Петраркой. У Петрарки своя тётушка была, это её забота

Калиостро. А ну, пошли! Я уже разбудил стихию энергетических потоков, я уже вступил во взаимодействие с силами магнетической субстанции

Калиостро. А ну, пошли! Я уже разбудил стихию энергетических потоков, я уже вступил во взаимодействие с силами магнетической субстанции

Алеша . Страшно. Да, тётушке, граф, про дуэль ничего не говорите

Алеша . Страшно. Да, тётушке, граф, про дуэль ничего не говорите

Сцена 9 Музыка 1 Граф в постели

Сцена 9 Музыка 1 Граф в постели

Музыка 1 Калиостро . Хотел бросить хозяина?

Музыка 1 Калиостро . Хотел бросить хозяина?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024