Сценарий спектакля "Король Матиуш Первый"
Оценка 4.7

Сценарий спектакля "Король Матиуш Первый"

Оценка 4.7
docx
31.01.2024
Сценарий спектакля "Король Матиуш Первый"
Король Матиуш Первы2 - для слияния.docx

Король Матиуш Первый

Действующие лица

Матиуш

Главный министр

Министр юстиции

Военный министр

Посол

Иренка

Фелек

Стасик

Еленка

Клу-Клу

Судья

Королева Кампанелла

1-й заключённый

2-й заключённый

Учительница

Мальчишка

 

Сцена 1.

 

Кабинет дворца. Совет министров.

 

Главный министр. Давайте посоветуемся, как быть. Король болен и управлять государством не может. Что делать, если король умрет?

Министр юстиции. По закону престол переходит к его старшему сыну.
Потому он и называется наследником престола. Итак, если король умрет, на трон вступит его старший сын и наследник.

Главный министр. Но у нашего короля один сын. Да и потом, Матиуш еще совсем ребенок! Вот так король, даже писать не умеет!

Министр юстиции. Закон есть закон. Такие случаи в истории известны.

Военный министр. Помилуйте, господа, ведь это абсурд! Короля-мальчишку никто
слушаться не будет. Начнутся беспорядки и бунты. Если Матиуша провозгласят королем, я слагаю с себя всякую ответственность.

Министр юстиции. Повторяю: по закону после смерти короля престол переходит к его сыну.

 

Входит посол.

 

Посол. Добрый вечер! Именем моего августейшего повелителя и
государя имею честь сообщить: если вы не провозгласите Матиуша королем, мы объявим вам войну.

 

Главный министр что-то пишет карандашом на бумаге и протягивает послу, тот читает.

 

Посол. Я доложу об этом своему монарху! (удаляется с поклоном)
Военный министр. Вот увидите, если будет война, от этого дворца камня на камне не останется. Смешно думать, будто страну сумеет защитить маленький мальчик (уходят).

 

Появляется Матиуш.

 

Матиуш. Значит, папа умрет! Но как эти министры  смеют смеяться надо мною  и над моим  умирающим отцом! Я им покажу, когда стану королем!

 

Звучит похоронная музыка. Появляются министры.

 

Главный министр. Король умер. Да здравствует новый король!

Министр юстиции. Король Матиуш Первый!

Главный министр. Надеюсь, король  понимает, что министры должны остаться  прежние, ведь именно они будут помогать вашему величеству управлять государством.

Матиуш. А вы разрешите мне хоть раз в неделю ходить гулять  в городской сад, где играют обыкновенные дет? В королевском парке очень хорошо, но даже в самом расчудесном месте одному неинтересно и скучно.

Главный министр. Хорошо, мы разрешаем Вам три  прогулки по городу с промежутком в две недели. Но Вы должны быть переодеты, чтобы никто не узнал в Вас короля. И будьте осторожны. Помните, что Вы – король! (уходят)

 

Матиуш прохаживается по саду.

 

Иренка. Мальчик, хочешь играть с нами?  У тебя есть сестра?

Матиуш. Нет.

Иренка. А кем работает твой папа?

Матиуш. Мой папа умер. Он работал королем.

Иренка. Будь мой папа королем, я бы его попросила купить мне куклу до потолка.
А мой папа -  начальник пожарной команды. И я очень люблю пожарников, потому что они катают меня на лошадях.

 

Подходит Фелек.


Фелек. Смотрите, мальчишка, а с девчонками играет! Пойдем лучше играть с нами (оглядывает его). Гляньте, да он вылитый король Матиуш!

 

Матиуш растягивается на земле и хватается за коленку. Все смеются и уходят. Появляются министры.

 

Министр юстиции.  Надо запретить королю гулять в городском
саду. Ваша воля для нас - закон, но позволять вашему  величеству гулять в обыкновенном саду, где к нему пристают и смеются над ним невоспитанные дети, нельзя. Это унижает королевское достоинство.

Матиуш. Как же так? Ведь я - король, значит, все должны меня слушаться, а выходит наоборот: я всех слушаюсь. Между мной и другими детьми никакой
разницы нет. Как все дети, я читаю и пишу. Мою уши и шею, чищу зубы. И таблица
умножения, которую я учу, ничуть не легче той, которую учат другие дети. Какая же выгода быть королем?

Главный министр. Очень большая разница, ваше величество. Вы – король!

Матиуш. Ну если я король, то я требую, чтобы Иренке купили куклу, самую большую, какая есть на свете. Такова моя королевская воля!

Главный министр.  Желание вашего величества будет исполнено (уходит).
Матиуш (один). Хорошо бы поскорей научиться писать и послать Фелеку письмо. Фелек ответит, и получится, будто мы разговариваем.

 

Появляется Фелек. Он читает письмо.

 

Матиуш. Как ты сюда попал?

Фелек. Перелез через забор.

Матиуш. Знаешь, Фелек, какой я несчастный! С тех пор как я научился писать, мне приносят на подпись разные бумаги, и это называется у них управлять государством. На самом деле не я распоряжаюсь, а мной все командуют. Велят делать множество скучных, ненужных вещей, а все интересное делают сами.
Фелек. Кто же эти мерзавцы, которые смеют командовать вашей милостью?
Матиуш. Министры. Когда был жив отец, я слушался его...
Фелек. Тогда ты был его высочеством, наследным принцем, а отец твой - его величеством королем, а теперь...

Матиуш. Теперь мне совсем худо. Ведь министров много, а я один!

Фелек. А есть ли в королевском саду вишни?

Матиуш. Есть вишни и груши, я дам тебе столько, сколько ты захочешь.
Фелек. Ну, ладно, часто нам видеться нельзя, а то попадемся. Будем делать вид, что мы
незнакомы. А письма кладите, ваше величество, под забор. И про вишни не забудьте! Положите письмо, ваше величество, свистните, и я его возьму.
Матиуш. А когда у тебя будет готов ответ, ты мне свистни.

Фелек. Короля свистом вызывать не годится. Я кукушкой буду кричать.
Встану подальше от забора и - "ку-ку, ку-ку!".

Матиуш. Хорошо. До встречи, Фелек.

 

Фелек и Матиуш уходят. Появляются министры.

 

Главный министр. Чего этот сопляк всюду сует свой нос!

Министр юстиции. Господин канцлер, не забывайтесь. Закон запрещает на
официальных заседаниях отзываться столь неуважительно о королевской особе. В
частной беседе можете говорить что угодно, но сейчас вы - официальное лицо. О чем вы
думаете, никого не касается, но вслух говорить об этом вы не имеете права.
Главный министр. Тогда я  слагаю с себя полномочия.

 

Входит Матиуш.

 

Матиуш. Нам объявили войну. Господа, наш священный долг - защищать родину.

Военный министр. Значит, ваше королевское величество собирается воевать одновременно с тремя государствами?

Матиуш. А вы думали, внук Павла Завоевателя запросит пощады?

Главный министр. Послы тех государств, которые объявили нам войну, уезжают.

Матиуш. Куда?

Главный министр. На родину.

 

 Входит посол.


Посол. Прощайте, ваше королевское величество! Очень прискорбно, что дело дошло до войны. Мы, со своей стороны, приложили все усилия, чтобы избежать этого. Но, увы, наши старания не увенчались успехом. Соблаговолите, ваше величество, принять выражение искренней благодарности за гостеприимство, оказанное нам в вашей замечательной столице. У нас сохранятся о ней самые отрадные воспоминания. Мы не сомневаемся, что в ближайшее же время досадное недоразумение будет ликвидировано и наши страны по-прежнему заживут в мире и согласии.

Матиуш. Передайте вашим королям: я рад войне и постараюсь поскорее разбить вас, а условия мира предъявлю необременительные. Так всегда поступали мои великие предки.

Все расходятся. Появляется Фелек.

 

Фелек. Я еду на фронт. Сегодня или завтра ночью я удеру из
дома. Я был на вокзале. Солдаты обещали взять меня с собой.

Матиуш. А я?  Значит, народ будет защищать меня, а не я его? А королевское достоинство? А честь? Что подумает обо мне Иренка? Покупать девчонкам кукол до потолка мне можно, а идти на войну нельзя. Нет, вы все глубоко ошибаетесь, я не таков! (Фелек ест).

Матиуш. Фелек!

Фелек. Слушаюсь, ваше королевское величество!

Матиуш. Хочешь быть моим другом?

Фелек. Так точно, ваше королевское величество!

Матиуш. Фелек, я сообщу тебе тайну. Только смотри не проболтайся.

Фелек. Есть, ваше величество, не проболтаться!

Матиуш. Сегодня ночью я вместе с тобой убегу на фронт.

Фелек. Есть, ваше величество!

Матиуш. Говори мне "ты".

Фелек. Есть говорить вашему величеству "ты"!

Матиуш. С этой минуты я больше не король.

 

Уходят.

Сцена 2.

 

Появляются министры. Появляется Матиуш. Министры удивлены.

 

Матиуш. Здравствуйте, господа министры. Вы, я вижу, удивлены. Да, я прибыл с фронта, был рядовым солдатом, видел всё, что там происходит.  Я побывал вовражеском тылу, доставал секретные сведения и даже в результате военной операции был взят в плен. 
Главный министр. В состоянии ли ваше величество принять участие в военном совете?
Матиуш. Да.

Главный министр. Ваше величество, пока вы отсутствовали, дела в государстве шли совсем плохо. А вы ещё отказались от контрибуции. Испокон века ведется, кто проиграл войну, тот платит контрибуцию.  Казна пуста. Нечем платить  фабрикантам за пушки, сапожникам - за сапоги, за овес, горох, крупу - поставщикам. Пока шла война, они терпеливо ждали, а теперь требуют платы. А где взять денег, если в казне ни гроша!

Матиуш. Хватит! Может, вы воображаете, что я, как до войны, засяду за уроки, с гувернером? А вы будете  делать, что вам заблагорассудится? Не видать вам этого, черт возьми, как своих ушей. Если вы захотите, чтобы все осталось по-старому, как до войны, я велю вас арестовать, сто тысяч чертей и бочка пороха вам в зубы. Всё, идите.

 

Появляется Фелек.

 

Матиуш.  Иди сюда, Фелек, не бойся. Теперь я настоящий король и не обязан ни перед кем отчитываться. Ты теперь королевский фаворит, и тебя пальцем никто не смеет тронуть! Такова моя королевская воля!

Фелек. Кабы, ваше величество, соизволили выдать мне охранную грамоту...
Матиуш. С удовольствием. Послушай, Фелек, как бы ты поступил на моем месте?

Фелек. На месте вашего величества я бы играл в парке и не ходил бы ни на какие заседания вовсе. Они бы делали что хотели, и я бы делал, что хочу.
Матиуш. Ты  не понимаешь, что долг короля - управлять страной и заботиться о благе своих подданных. Король не может, как простой мальчишка, играть все время в салочки да в лапту. Ты посмотри, сколько бумаг! Если я не подпишу их, остановятся фабрики, железные дороги.

Фелек. Ну тогда подпишите.

Матиуш. Я без них, как без рук. Даже старые опытные короли не могут обойтись без министров.

Фелек. Тогда подружитесь с ними.

Матиуш (бросается ему на шею). Какой ты молодец! А мне такой простой выход не приходил на ум! Только с условием, что они будут слушаться меня! Ведь ничего особенного я не требую, просто мне хочется жить, как
все дети. На, возьми, пожалуйста. Тебе здесь хватит на шоколад (протягивает деньги, Фелек уходит).

 

Появляются министры.

 

Матиуш. Вы управляйте взрослыми, а я буду королем детей. Я -
мальчик и лучше знаю, что нужно детям. За собой я оставлю право поступать, как захочу.  Остальное пусть будет по-старому. Что говорится об этом в законах, господин министр?

Министр юстиции. Таких законов нет. На основании закона, том 1349, дети являются
собственностью родителей. Есть только один выход.

Матиуш. Какой?

Министр юстиции. Если его величество будет именоваться Реформатором, том 1764, страница 377, королем Матиушем Реформатором.

Матиуш. А что это значит?

Министр юстиции. Так называют королей, которые изменяют старые законы и порядки.
Кстати, ваше величество, Фелек может приходить к вам в гости, быть вашим другом, но закреплять это грамотой за подписью и печатью - такого закона нет. Король властен нарушить закон, но тогда его называют не реформатором, а...
Матиуш. Как?

Министр юстиции. Тираном.

Матиуш. Прошу с сегодняшнего дня именовать меня Матиушем Реформатором... Вы свободны, господа. Минуточку, господа. Я хочу провести реформу: выдать завтра каждому школьнику по фунту шоколада.

Главный министр. У нас в государстве пять миллионов школьников, считая лентяев и хулиганов...
Матиуш. Всех считать! Всех без исключения! Завтра же объявить об этом в газетах! Вы все свободны!

 

Министры уходят. Появляется Фелек.

 

Матиуш. Видишь ли, Фелек, мы с тобой немного поторопились. Помнишь, я говорил, что лучше подождать. Сейчас я тебе все объясню... Короли не могут делать все, что захотят.

Фелек. Угу, ваше величество.

Матиуш. Фелек, говори мне по-прежнему «ты». Ведь мы вместе воевали, и тебе я обязан жизнью.  Вместо грамоты я дам тебе коньки, два мяча, альбом с марками, лупу и магнит.
Фелек. Угу. Ты там на разных заседаниях бываешь, учишься
понемногу, а я вот…

Матиуш. Не горюй, дорогой Фелек. Увидишь, как будет здорово! Если одного моего слова достаточно, чтобы пять миллионов детей получили шоколад, значит, и для тебя я смогу сделать много хорошего. Ты и не знаешь, как долго я не засыпаю по вечерам. Ворочаюсь с боку на бок и все думаю, думаю: как сделать, чтобы всем было хорошо.

Фелек. Не понимаю, зачем думать все время о других. Я на твоем месте
приказал бы сделать в парке качели, карусели с музыкой...

Матиуш. Тебе этого не понять, потому что ты не король... Ну что же, это хорошая идея. На следующем заседании я предложу во всех школах сделать качели и карусели.

Появляется главный министр.

 

Главный министр. Ваше величество, к вам посол.

Матиуш. Пока, Фелек.

 

Фелек уходит, входит посол.

 

Посол. Ваше величество, я привёз волю моего короля. Он  хочет жить в мире с
вами и готов  дать вам денег в долг. Мой  король пригласил ваше величество в гости. Его величество постарается, чтобы Вам было весело и хорошо.

Матиуш. Вот здорово!

Главный министр. Ваше величество, вы не подозреваете, какие они обманщики!

Матиуш. Ничего, не обманули, когда поменьше был, а теперь и подавно не обманут!

 

Все уходят.

 

Сцена 3.

 

Матиуш возвращается из путешествия.

 

Матиуш. Я многое видел: невиданных зверей, богатые дворцы, удивительных людей, разные формы правления. Я понял главное: корону носить - дело нехитрое. А вот как сделать людей счастливыми? Существуют реформы.  Но реформы - вещь непростая, очень непростая. Я должен учиться и ввести в своей стране законы справедливые, мудрые. Может, ошибка заключается в том, что все законы для взрослых. Я начну с детей. Может, тогда что-нибудь получится.

 

Появляется Еленка.

 

Еленка. Посмотри, Матиуш, какой большой белый гриб

Матиуш. Так это я тебе сказал, что он там растёт. Я увидел его и закричал: "Смотрите, какой огромный гриб!" - и показал пальцем, а ты подлетела и сорвала.
Еленка. Раз я сорвала, значит, он мой!

Матиуш. Ты была ближе, а первым увидел его я.

Еленка швыряет гриб на землю.

 

Еленка. Не нужен мне ваш гриб! Не нужен! (плачет)

Матиуш. Странный народ эти девчонки, сама растоптала, а теперь ревет.

 

Появляется Стасик.

 

Стасик. Пойдемте к рыбакам. Они научат нас распознавать по небу, будет ли
буря и какая - сильная или не очень. Ты что такой задумчивый, Матиуш?

Матиуш. Как ты думаешь, все дети такие здоровые, как я?

Стасик. Нет, на свете много слабых и больных детей. Они живут в сырых, темных каморках, лето проводят в душном городе, голодают и поэтому часто болеют.
Матиуш.  А нельзя сделать так, чтобы у всех были теплые, светлые дома с садами и вдоволь еды?

Стасик. Это очень трудно.

Матиуш. Ну, а если я очень захочу?

Стасик. Конечно, можно. От короля многое зависит. Но это очень трудно.

Матиуш. Ну и пусть трудно, а я все равно сделаю, чего бы мне это ни стоило! Чем я хуже других королей, у которых дети летом выезжают за город? Я приказываю: 1. В лесах, в горах, на берегах рек и озер построить дома, в которых летом будут отдыхать дети бедняков. 2. Во всех школьных дворах соорудить качели и карусели с музыкой. 3. Устроить в столице зверинец со львами, медведями, слонами, обезьянами, змеями и птицами.

Еленка. Вот здорово!

 

Дети убегают.

 

Главный министр. Ваше величество, на ваши реформы денег не хватило.

Матиуш. Я обращусь к послу с просьбой к его королю одолжить мне денег.

 

Появляется посол.

 
Посол. Мой король согласен одолжить вашему величеству  деньги, но с условием, что вы дадите своему народу конституцию. То есть управлять государством будете не вы с министрами, а весь народ. Когда даешь деньги одному человеку, он может не вернуть их, а когда даешь всему народу - дело другое. Боюсь только, министры не согласятся.

Матиуш. Согласятся. У них другого выхода нет. Ведь я король-реформатор. А чтобы всё это осуществить, я сам поеду в дальние страны.

 

Уходят.

Сцена 5.


Появляются министры.


Министр юстиции. Везет ему.

Главный министр. С войны вернулся - засадил нас в тюрьму,  а теперь, чего доброго, велит зажарить и съест. Известно, хорошему людоеды не научат!

Входит Матиуш.

 

Матиуш. Ну как, железные дороги в порядке? А фабрик много
построили?
Главный министр. Много.

Матиуш. Смотрите, а то я велю начинить вас бананами и зажарить (министры пугаются, а Матиуш смеётся).  Господа, не бойтесь, пожалуйста! Я не стал людоедом. Велите издать манифест: "По велению его королевского величества отныне и впредь
страной будет управлять народ в лице парламента..."  Теперь прошу записать, что я хочу сделать для детей. Деньги есть, и можно приступить к делу. Итак, каждый мальчик и каждая девочка получат к лету по два мяча, а зимой - коньки. После уроков всем ученикам выдавать по одной конфете и сладкому пирожку. Девочкам, кроме того, ежегодно выдавать по новой кукле, а мальчикам - перочинный ножик. Во всех школах соорудить качели и карусели. К каждой купленной книжке или тетради бесплатно прилагаются переводные картинки. Это только начало, в дальнейшем я намерен осуществить много реформ. Прошу подсчитать, сколько это будет стоить и сколько времени понадобится на их осуществление. На подсчеты даю недельный срок.

Главный министр. Ваше величество, позвольте ознакомить вас с распорядком дня. С утра до двенадцати часов - уроки. В двенадцать - завтрак. После завтрака прием иностранных послов и министров. Потом чтение писем. Потом обед, после обеда будут приходить дети. А потом до ужина разные заседания и совещания с министрами. И – спать.
Матиуш. А когда же играть?  

Главный министр (ехидно). Но ведь вы король.

Матиуш. Хорошо. Отныне страной будет править народ-это дело решенное. Но
вы, господа, забыли, что народ-это не только взрослые, но и дети. У нас в стране
несколько миллионов детей, значит, они тоже должны участвовать в управлении
государством. Поэтому предлагаю создать два парламента: для взрослых и для детей. Я
король взрослых и детей. Но если взрослые считают, что я для них мал, пусть выберут другого короля, а я буду королем детей...  Министром я назначаю Фелека. Лишь бы не было войны, не то дома для ребят останутся недостроенными. И никуда они летом не поедут. Вы свободны, господа.

 

Министры уходят.

 

Матиуш (один). Каждый мальчик и девочка думает
о своих уроках и игрушках, а у меня нет времени даже учиться, потому что я должен
заботиться обо всех детях моей страны. (Матиуш берёт в руки Петрушку).
Милый Петрушка, не сердись, что я тебя совсем забросил. Видишь ли, ты сделан из
дерева и, пока тебя не сломают, лежишь себе спокойно и ничего тебе не надо. А мне
приходится заботиться о живых людях, которым очень много всего надо. На улице выпал снег, и мне хочется с ребятами поиграть в снежки. Неужели королю нельзя передохнуть хоть один денек? Я ведь как-никак мальчик и очень люблю играть.

Входит главный министр.

 

Матиуш. Господин канцлер, если нет срочных дел и один день можно подождать, я предпочел бы перенести совет на завтра, а сегодня поиграть с ребятами.
Посмотрите, какой выпал чудесный снег и, наверно, последний в этом году!

Главный министр. Один день подождать можно (уходит).

 

Ребята играют в снежки.

 

Матиуш.  Я так не играю! Я в вас бросаюсь снежками, а вы - нет.
Не беспокойтесь, я за себя сумею постоять. Снежки - не отравленные стрелы!
Послушайте! Давайте так: в кого попадут снежком, тот убит и
выбывает из игры. Тогда будет видно, кто победил.

 

Игра продолжается.


Фелек. А давайте поедем кататься на санках!

Матиуш. Мы сами будем править. Давайте устроим состязание: кто
первый пять раз объедет вокруг парка.

Еленка. Давайте!

 

Появляется главный министр.

 
Матиуш. Наверно, за мной.

Главный министр. Тысяча извинений, ваше величество! К сожалению, я должен
прервать вашу игру.

Матиуш.  Ничего не поделаешь. Играйте без меня. Ну, что случилось?

 

Появляются другие министры.


Главный министр. Приехал наш главный заграничный шпион, очень важные новости привез. Надо немедленно принимать решение. Он приехал предупредить ваше величество, что Молодой король вчера закончил строительство крепости. Но это еще не все. Год назад он в величайшей тайне выстроил в лесу пороховой завод, и теперь ему никакая война не страшна. У него в шесть раз больше пороха, чем у нас.

Матиуш. Вот негодяй! Я строил в лесах дома для детей, а он тем
временем делал снаряды и пушки, готовясь уничтожить то, что я построил... Итак, что же следует сделать с крепостью и пороховым заводом?

Военный министр. Взорвать - и дело с концом!

Матиуш. Как это взорвать? Одно дело во время войны уничтожить неприятельский завод, но так...

Военный министр. Имейте в виду: у него в шесть раз больше пороха, чем у нас.

Матиуш. А как же рабочие - погибнут?

Военный министр. Пожары возникают обычно ночью, поэтому рабочих погибает немного. Во всяком случае, во время войны людей погибло бы в сто, в тысячу раз больше.
Главный министр. Ваше величество, мы должны это сделать, у нас нет иного выхода. Матиуш. Знаю, что нет! Тогда зачем спрашивать моего разрешения?

Главный министр. Без вашего разрешения мы не имеем права...
Матиуш. "Не имеем права", "должны"... Ну, ладно, поджигайте завод, а крепость не трогайте (подписывает бумаги).

 

Появляется министр юстиции.

 

Министр юстиции. Ваше величество, прошу выслушать меня.

Матиуш. Что вам угодно? Только прошу говорить покороче: мне некогда.
Министр юстиции. На последнем заседании казначей объявил, что нужен новый заем.
Матиуш. Как? Ведь у нас было столько золота!

Главный министр. Реформы вашего королевского величества обходятся очень дорого.
Подсчитайте,  сколько денег ушло на летние дома для ребят, на возведение двух
парламентов, сколько стоит шоколад для школьников. А куклы, а коньки?
Министр юстиции. Надо ввести новый налог, пусть народ платит!
Матиуш.  Эх, иметь бы свой порт и свои корабли.

Военный министр. Это дело поправимое. Не жалейте денег на пушки, ружья,
крепости - будет вам и порт. Как видите, пушки важней шоколада и кукол.

Матиуш. Простите, господа. Мне что-то нехорошо.  У меня сильно заболела голова, и появился какой-то озноб (Матиуш начинает падать, его подхватывает министр юстиции).

Министр юстиции. Вы очень переутомились, ваше величество, вам необходим отдых. С делами справятся министры и чиновники. А вы два месяца должны  отдыхать.

Матиуш.  А маневры?

Министр юстиции. Ничего. Военный министр справится один.

Матиуш. А как же письма ребят?

Министр юстиции. Фелек прочтет. Он же главный ребячий министр.

Матиуш. А что напишут в газетах?

Главный министр. Напишут, что король Матиуш болен и, как все дети в его государстве, уезжает завтра отдыхать.

Матиуш. Завтра? А кто еще поедет?

Министр юстиции. Стасик, Еленка, ну и Клу-Клу, дочь африканского вождя. Она недавно приехала в наше  государство, и её никак нельзя оставлять одну.

Матиуш. Да, и Клу-Клу обязательно.

 

Сцена 6.

 

На отдыхе. Появляется Клу-Клу, Еленка  и Матиуш.

 

Клу-Клу. Что за дикий обычай - носить одежду на ногах!  Почему у вас девочки одеты иначе, чем мальчики? Что за дикость! Оттого они такие неловкие.  Попробуй-ка влезь в юбке на дерево или перепрыгни через забор! Проклятая эта юбка вечно путается и мешает.

Еленка. Да ты и так лазаешь по деревьям, как обезьяна. Деревенские мальчишки по сравнению с тобой неповоротливые увальни. А Стасик и Матиуш тебе в подметки не годятся.
Клу-Клу. Разве это деревья?! На такие палки только двухлетним малышам карабкаться, а я уже большая.

Еленка. Интересно, если девчонки такие отчаянные, то какие же у вас в Африке мальчишки?

Клу-Клу. Не хуже и не лучше меня. Это у вас девочки носят длинные волосы и юбки и поэтому не умеют ничего делать. Знаешь, Матиуш, у меня к тебе огромная просьба.

Матиуш. Говори, какая.

Клу-Клу.  Пригласи к себе в столицу пятьдесят наших ребятишек. Пусть они учатся, как я, а потом вернутся домой и других научат всему.

 

 Появляется Фелек.

 

Матиуш. Фелек! Вот здорово, что ты приехал, а я как раз собирался отправить тебе письмо.
Фелек. Я, ваше величество, по делам службы, с ответственной миссией. Миссия, с которой я прибыл к вашему величеству, состоит в том, чтобы ратифицировать
мой контрпроект.  Я предъявляю ультиматум! Пункт первый: отныне я не Фелек, а барон
Феликс фон Раух. Пункт второй: детского парламента нет, а есть Прогресс-парламент,
сокращенно Пропар. Пункт третий: до каких пор вас будут называть Матиушем? Вам,
государь, уже двенадцать лет, вы должны торжественно короноваться и потребовать,
чтобы вас величали императором Матиушем  Первым. Не то все ваши реформы полетят к
чертям.
Матиуш. А у меня был другой план. Пусть взрослые выберут себе другого, взрослого короля, а я останусь Матиушем - королем детей.

Фелек. Не смею возражать вам. Дело хозяйское. Но лично я желаю именоваться
бароном фон Раух, министром Пропара.

Матиуш. Хорошо.

Фелек. Я требую  собственную канцелярию, два автомобиля и
жалованье в два раза больше, чем у канцлера.

Матиуш. Хорошо.  

 

Входит Стасик.

 

Стасик.  Фелек, оставь Матиуша в покое!

Фелек. Я попрошу не повышать голоса и называть меня настоящим именем.
Стасик. А какое же твое настоящее имя?

Фелек. Барон фон Раух

Стасик. С каких пор ты стал бароном?

Фелек. С тех пор как его величество милостиво пожаловали мне этот титул.
Стасик. Господин барон фон Раух, его королевское величество находится на отдыхе. Поэтому, господин барон фон Раух, извольте немедленно убираться туда, куда Макар телят не гонял!

Фелек. Я тебе это припомню, противный мальчишка!

 

Уходит.

 

Матиуш. Ну что же, пора возвращаться. А как не хочется вновь становиться королём.

Я хотел сделать так, чтобы всем жилось хорошо. Но разве может один человек знать, что нужно всем? Мне может помочь детский парламент.  Я надеюсь, недалеко то время, когда со всего мира съедутся дети - белые, желтые, черные - и, как недавно короли, обсудят свои дела. У детей должно быть своё знамя, на котором  должны быть начертаны следующие требования: детям - одинаковые права с взрослыми! Дети - полноправные граждане своих стран! Тогда дети будут слушаться старших не из боязни наказания. Потому, что они сами будут дорожить порядком.

 

Появляются министры.


Главный министр. Дело плохо. Дети отказываются учиться. Не слушаются
учителей, смеются им в лицо и говорят: "А что вы нам сделаете? Не хотим - и все.  Пойдем с жалобой к королю. Скажем нашим депутатам".  Учителя не знают, как быть.   Двое уже уволились. Один продает содовую воду, другой открыл пуговичную фабрику.
Министр юстиции. И вообще взрослые недовольны. Вчера в кондитерской
один господин возмущался: "Дети, как с цепи сорвались, делают, что хотят, от их визга
помешаться можно! Прыгают по диванам, играют в комнатах в футбол, шатаются без
спроса по улицам.  Одежда на них прямо горит, скоро они как нищие в лохмотьях будут
ходить".  Он еще много чего говорил, но я не могу этого повторить в присутствии вашего
величества Я, конечно, приказал его немедленно арестовать за оскорбление королевской
особы.

Матиуш.  Я придумал! Пусть школьники будут вроде чиновников. Ведь ребята в
школе пишут, считают, читают - словом, трудятся. А раз так, им полагается жалованье.
Нам ведь все равно, что выдавать: шоколад, коньки, кукол или деньги. Зато ребята будут
знать - плохо учишься - не получишь жалованья.

Главный министр. Ну что ж, можно попробовать.

 

Министры уходят. Появляется Фелек.

 

Фелек. Если ваше величество изволит сам издавать законы, к чему тогда парламент?
Матиуш. Хорошо, сегодня же надо обсудить этот вопрос в парламенте.

Фелек . Парламент рассмотрит вопрос о том, как сделать, чтобы нас не обижали, и нужно ли нам, как чиновникам, платить жалованье. Пусть пока  дети работают, а взрослые учатся.

 

Все уходят. Пробегает мимо военный министр.

 
Военный министр. Неразбериха. Кутерьма. Ералаш. Мальчишки хотят быть только пожарниками или шоферами. Девочки - продавщицами в кондитерских или в магазинах игрушек. Один мальчик изъявил желание быть палачом, другой -
индейцем, третий – сумасшедшим (пробегает дальше, выбегает министр юстиции).

Министр юстиции. Родители говорят невероятные вещи. «Ты испачкал книги и тетрадки, а ругать будут меня», - говорит мама. «Ты потерял карандаш, и мне нечем рисовать, а от учителя попадет мне»,- говорит папа. «Ты не приготовила вовремя завтрак, и теперь я опоздаю в школу. Пиши мне записку», - говорит бабушка (пробегает дальше, выбегает главный министр).

Главный министр. Долго так не протянется. Странное зрелище представляет город, взрослые чинно шагают с портфелями в школу, а дети деловито спешат на работу: кто в контору, кто на фабрику, кто в магазин. Великовозрастные ученики читают, пишут, решают задачки. Все как полагается. И все-таки учительница несколько раз рассердилась за то, что ее невнимательно слушают. Но разве можно быть внимательным, когда тебя одолевают заботы: как дома управляются дети, что слышно на фабрике, в магазине? От уличных мальчишек житья не стало: влетят в магазин, набьют полные карманы - и поминай как звали. Полицейские вроде бы на постах, но толку от них мало (пробегает дальше).

 

Вбегает Клу-Клу.

 

Клу-Клу. Ура! Приехало 500 ребят из Африки! Чем больше выучится ребят, тем легче будет установить в Африке новые порядки.

 

Убегает. Появляются Еленка и Матиуш.

 

Еленка.  Опомнись, Матиуш, пока не поздно! Тебе угрожает опасность!
Тебя обманывают, от тебя все скрывают, и ты ничего не знаешь.

Матиуш. Нет, знаю! Я ежедневно читаю газету. Дети постепенно осваиваются
со своими новыми обязанностями. Комиссия успешно работает над новым школьным
законом. Ни одна реформа, как известно, не дается легко. Да, в государстве не все
благополучно, я это знаю.

Еленка. Ты читаешь только одну газету – свою. А там сплошная ложь.  Вот почитай-ка другие.

Протягивает газеты, Матиуш читает.

 

Матиуш. Сплошное вранье! Что Фелек продавал газеты, я и без них знаю, но вором он никогда не был! И как они смеют называть меня тираном?!

Еленка. Не сердись, Матиуш! Поверь мне, дела обстоят очень плохо. Пойдем вместе в город, и ты сам в этом убедишься.

 

Уходят, через какое-то время появляется расстроенный Матиуш.

 

Матиуш. Какой ужас! Нет у нас больше войска... Все патроны зря извели, пушки сломали. На фабрике котел лопнул. Машины бездействуют. Станки испорчены. Лавки почти все закрыты.  Все разворовали. Нет ни полиции, ни солдат. Хулиганы шатаются по улицам и грабят средь бела дня. Что у кого было, попрятали по домам. На вокзале поперек путей лежит разбитый состав. Стрелочник побежал играть в футбол, начальник станции отправился на рыбалку, а машинист не знал, где тормоз. И вот - сто человек убито. В больницах больные стонут и умирают. А дети плачут, не зная, как им помочь. Что я наделал?

 

Врывается Фелек.

 

Фелек. Король, вели меня казнить, это я во всем виноват! В газетах писали правду: я воровал деньги и брал взятки. Когда ты вместо себя посылал меня на аудиенции, я выдавал ребятам не все подарки. То, что мне нравилось, оставлял себе. За взятки я давал подарки получше и подороже. А мои приятели являлись каждый день и брали что хотели. Да, все это я делал, не отпираюсь, но шпионом не был.

Матиуш. Да, натворил ты дел! Но я тебя прощаю. Сделанного не воротишь. Сейчас
главное - спокойствие и рассудительность. Надо думать не о том, что было, а о том, что впереди. Телефоны не работают. Слушай, Фелек, ты знаешь, где живут министры?

Фелек.  А как же! На разных улицах. Но это не беда. Ноги у меня что надо! Хочешь вызвать их во дворец?

Матиуш. Да, и немедленно. Если кто-нибудь вздумает отговориться болезнью, напомни, что в моих жилах течет кровь Генриха Свирепого.

Фелек. Придут как миленькие! (убегает)

 

Появляется Клу-Клу.

 

Матиуш. Ты что, Клу-Клу?

Клу-Клу.  Белый король скрывает от Клу-Клу свое горе. Белый король не хочет посвятить
Клу-Клу в свои тайны. Но Клу-Клу догадалась обо всем сама. Она не покинет в беде белого короля.

Матиуш. Что же ты, Клу-Клу, знаешь?

Клу-Клу. Белые короли позавидовали богатству Матиуша. Они хотят победить его и убить.
Матиуш. Тише, Клу-Клу! Молчи!

Клу-Клу.  Клу-Клу будет молчать как могила.  Клу-Клу клянется: она не скажет больше ни слова.

 

Появляется Фелек.

 

Фелек. Их сиятельства господа министры!

Матиуш. Господин военный министр, выкладывайте все начистоту! Только коротко, без лишних слов. Мне многое известно.

Военный министр. Имею честь доложить вашему величеству: в настоящий момент мы располагаем тремя крепостями из пяти, четырьмястами пушками из тысячи и двумястами тысячами пригодными к употреблению винтовками. Патронов хватит на десять дней войны. Раньше был трехмесячный запас.

Матиуш. А сапоги, ранцы, сухари?

Военный министр. Склады целы, съеден только мармелад. Когда я получил отставку...
Матиуш. Ваша отставка недействительна. Мою подпись подделали, я ничего об этом не знал. А теперь надо найти выход из положения.

Главный министр. Давайте в экстренном выпуске газеты напечатаем воззвание ко всем гражданам: с завтрашнего дня возобновляются нормальные занятия в школах.
Взрослые отправятся на работу. Оба парламента временно распускаются. Сначала откроется парламент взрослых. Потом –  детский парламент. Дети могут принимать любые решения, но взрослый парламент имеет право одобрить их или отклонить. Детям запрещается командовать взрослыми. Депутатами могут быть только ребята, которые хорошо себя ведут и хорошо учатся. Пока это все, что можно сделать. Когда исправят телеграф и почту, мы узнаем, что произошло за это время в стране и за ее пределами.

Матиуш. А что могло произойти?

Министр юстиции. Неизвестно. Ничего не известно...

Военный министр (вскрывает письмо). Война! Старый король отрекся от престола
в пользу сына, а тот немедленно объявил вам войну и двинул войска по
направлению к границе.

Матиуш. Значит, он перешел границу?

Военный министр. Два дня назад. И уже продвинулся на сорок верст в глубь нашей территории. Неизвестно, куда движется неприятель, но, вероятней всего, в направлении взорванных крепостей. Пойдут форсированным маршем - через пять дней
окажутся у ворот столицы. Не будут спешить - через десять.

Матиуш. Как?! Мы не дадим отпора врагу?

Военный министр. Это бессмысленно, ваше величество. Население должно защититься само. Несколько небольших отрядов можно снарядить, но это значит обречь их на верную гибель. Мое мнение таково: неприятеля останавливать и дать генеральное сражение у стен столицы. И тогда либо мы победим, либо...

Главный министр. Господа, вы можете со мной не согласиться, но, пожалуйста, не  сердитесь. Вот мой совет: надо немедленно послать неприятелю ноту и со всей прямотой и откровенностью заявить, что мы не хотим войны и готовы идти на уступки. По-моему, он просто хочет содрать нас контрибуцию. Денег у нас много, и нам ничего не стоит отдать ему половину.

Министр юстиции. Нота, конечно, не помешает. На ноту они нам ответят, потом мы им ответим. А нам сейчас дорог каждый день, каждый час.  За это время мы успеем починить сто, на худой конец - пятьдесят пушек и несколько тысяч винтовок.
Сами мы войну все равно не выиграем. А помощи ждать неоткуда.

 

Министры протягивают ноту, Матиуш читает.

 

Матиуш. Нельзя ли вместо "нижайше просим" написать "желали бы"?

 

Министры забирают ноту и уходят. Матиуш один.

 

Матиуш. Победить или умереть!

 

Сцена 7.

 

На сцене Матиуш, Клу-Клу, Фелек.

 

Фелек. Ваше величество! Пока вы сражались, вашу столицу заняли войска врага! Столица отреклась от вас! Богачи заявили, что они  не признают вас своим королем.
Они не хотят больше  терпеть выходки строптивого мальчишки! Они вывесили белые флаги! Единственный кусочек земли, который ещё принадлежит вам, это вот это пространство с клетками зверей.

 

 Темнота, музыка, дым. Включается свет, он один.

 

Матиуш. Где я? Где мои друзья? А, это тюрьма. Что это за бумага? Это мой обвинительный акт. И в чём же меня обвиняют? (Читает). Первое. Король Матиуш обратился с воззванием к детям всего мира, призывая их к бунту и непослушанию. Второе. Король Матиуш хотел стать полновластным властелином мира. Третье. Матиуш застрелил парламентера, который направлялся к нему  с белым флагом. Поскольку Матиуш тогда уже не был королем, его следует  судить как обыкновенного преступника. (Откладывает бумагу). Какая ложь!  Ну что же, господа, вы глубоко заблуждаетесь, ибо я был королем и останусь им, пока жив. Иначе это будет не суд, а расправа с побежденным. Тогда позор вам! Это недостойно людей вообще, а тем более солдат.

 

Появляется судья.


Судья. Желаешь ли ты сказать что-нибудь в свое оправдание?

 
Молчание.

 

Судья. Желаете ли вы, ваше величество, сказать что-либо в свое оправдание?

Матиуш. Нет. Незачем терять понапрасну время. Час поздний. Пора спать.

Судья. Расстрелять! Подпиши!

Матиуш не шевелится.

 

Судья. Ваше величество, подпишите!

 

Матиуш подписывает.

 

Матиуш.  Спокойной ночи, господин судья!

Судья. Подождите, ваше величество, выслушайте другой приговор.  Через неделю вас отправят на необитаемый остров.

 

Сцена 8.

 

Матиуш. Ох, до чего плохо в тюрьме! Плохо и тоскливо.
Давят тюремные стены. Тесно. Уныло. Меня  сошлют на необитаемый остров. Война проиграна. Я королевский пленник, и меня сошлют на остров, как Наполеона. А пока надо ждать. Сказали, отправят через неделю, но прошло уже три недели, а я всё еще в тюрьме.
И бедная Клу-Клу - в тюрьме.

 

 Входит королева Кампанелла.


Королева. Я – королева Кампанелла. Вы для меня - король Матиуш Реформатор, друг детей и отважный воин.

Матиуш. Я заключенный.

Королева. Прикажете подать чай или кофе с взбитыми сливками?

Матиуш.  Я хочу знать решение моих врагов! Категорически требую, чтобы меня немедленно сослали на необитаемый остров. Знал бы я заранее, что мне придется целый месяц сидеть в тюрьме, я отказался бы от помилования. Я хотел умереть в домике для диких зверей, а они предательски захватили меня в плен. Я отказываюсь от пищи и от прогулок, пока мне не предъявят бумагу с печатью. Я хочу знать, что со мной намерены сделать. Дольше сидеть в тюрьме я не желаю.

Кампанелла. Необитаемый остров для вас уже выбрали. Бумага с печатью и подписями королей еще не готова. О вас не забыли, и вы скоро сможет уехать. А пока... Если ваше величество позволит, я каждый день буду вас навещать.

 

Матиуш целует  королеве руку.

 

Королева. К сожалению, больше четырнадцати минут мне не разрешают быть у вас.
Матиуш. Понятно: этикет.

Королева. Нет, тюремные правила... Чем я могу помочь? Вот фотография твоей мамы… Мне надо с тобой поговорить…

Матиуш. Я слушаю вас, королева.

Королева. Скажи мне, только откровенно... Если короли позволят... Я одинока, как и ты...
Согласишься стать моим сыном? Будешь жить в моей стране, где круглый год светит
солнце, в мраморном дворце, который стоит в апельсиновой роще. Я сделаю все, чтобы
тебе было хорошо. Пройдет время, и короли простят тебя. Когда я состарюсь, а ты
подрастешь, я отдам тебе свою корону, и ты снова будешь королем.

 

Кампанелла хочет обнять и поцеловать Матиуша, но он отстраняет ее.


Матиуш. У меня есть свое королевство, и в чужой короне я не нуждаюсь.

Королева. Но, Матиуш...

Матиуш. Я не Матиуш, а пленный король. И несправедливо отнятое королевство все равно верну. Благодарю вас, королева. Вы очень добры ко мне, и я не хочу платить вам черной неблагодарностью. А если я соглашусь, у вас будут неприятности.
Королева. Почему?

Матиуш. Я убегу. Все равно убегу. Пусть они меня получше стерегут, так им и скажите.
Ваше величество, в тюрьме я волен распоряжаться собой: ведь права защищаться у меня
никто не отнимет. А если я соглашусь стать вашим сыном, то навсегда лишусь свободы.

Королева (в зал). Надо во что бы то ни стало спасти несчастного ребенка.

 

Королева уходит. Матиуш смотрит на фотографию матери.

 

Матиуш. Дорогая мамочка, Кампанелла хотела отнять у тебя сына. Трон у меня отняли, а теперь хотели отнять и тебя. Но не выйдет. Я не оставлю тебя. Мы вместе убежим из тюрьмы. Бежать!


Входит судья.

 

Судья. Ваше величество, извольте собираться. Через час отправляется поезд к месту вашей ссылки. Вот бумага с печатью и подписями королей…


Сцена 9.

 

Королева. (Читает газету) «Бывший Король МАТИУШ ПЕРВЫЙ по пути на необитаемый остров бежал из-под стражи в неизвестном направлении. Кто поймает МАТИУША или укажет, где он скрывается, получит ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. Все мальчики в возрасте МАТИУША обязаны иметь при себе метрику. Во избежание недоразумений предупреждаем родителей, что мальчики без документов будут ЗАДЕРЖИВАТЬСЯ. Пять миллионов!» Знаю точно только одно: Матиуш едет на наше совещание королей. Он хочет доказать свою независимость. Бедный мальчик!

 

Появляется Матиуш.

Королева. Здравствуй, Матиуш. Как ты?

Матиуш. Где я только не побывал, кем только не был в своих скитаниях. Настрадался,
намучился - и ради чего, ради кого? Одна Клу-Клу осталась мне верна. У меня сейчас  осталось  только одно желание: поскорей покончить с этим и уехать на необитаемый остров. Там, вдали от всех дел, бесконечно усталый и грустный, король Матиуш закончит свою бурную жизнь. О побеге я не жалею. Теперь, по крайней мере, я поеду не как узник, а как король. Поеду добровольно, убедившись, что я никому не нужен.

Королева. Сейчас все зависит от тебя. Молодой король - твой
лютый враг, но знай: как ты захочешь, так и будет.

Матиуш. Поздно. Ничего я не хочу и ничего на свете мне не надо.
Королева. Матиуш! Я тебя не узнаю. Ты не имеешь права так говорить. Завтра ты можешь вернуть себе корону и королевство, которые принадлежат тебе по праву. Ты назвал трусами тех, кто в разгар битвы вывесил белые флаги, а теперь
ты сам, король и вождь, накануне битвы, которая сулит тебе победу, предаешь себя и не
только себя, но свои реформы, труд, борьбу, детей. Опомнись, Матиуш! Осталось
потерпеть один день, последний день, и - конец!

 

Матиуш молчит. Входит судья.

 

Матиуш. Я, Матиуш Первый, считаю себя виноватым. Из-за меня убито и покалечено множество народу. Я уезжаю на необитаемый остров. От престола я не отрекаюсь, но управлять страной пока не буду. Завоеванные земли возвращаю их владельцам. Страна моя остается в прежних границах, в каких была при отце. Стыдно прослыть королем, не сумевшим сберечь наследие предков. Пусть жители моей страны выберут себе президента.

Королева. Разрешите за него сказать несколько слов. Мне, как другу
Матиуша, известны его мысли и намерения. Матиуш очень устал. Он хочет в тишине и
одиночестве разобраться во всем виденном и пережитом. А когда он отдохнет на
необитаемом острове, то выскажет свои соображения на новом королевском совете.
Судья. Превосходно! Если его величество король Матиуш устал, пусть отдыхает на здоровье.

 

Сцена 10.


Матиуш на острове. Сидит и бросает камешки в воду.


Матиуш.  Может, и правда все это мне приснилось? Нет, это было наяву, только
давным-давно. Но кто же я на самом деле? Гордый, непреклонный король-реформатор или тихий и задумчивый добровольный изгнанник - философ? В голове у меня - тысяча вопросов, и на все надо ответить самому, потому что нет у меня ни книг, ни товарищей, ни учителей.  И вообще у меня такое ощущение, будто я не один. Человек в одиночестве скучает, а мне не скучно. Я рассуждаю сам с собой, и мне кажется, словно у меня много собеседников. Сколько в природе интересных загадок! Вечером на небе загораются звезды. Я смотрю на них и думаю. Неужели они такие же большие, как наша Земля? А есть ли там люди, пчелы, мухи? Я решил начать новую жизнь, но, чтобы опять не наделать ошибок, надо разобраться в своих поступках. А в голове - полнейшая неразбериха.  Ну хорошо, королем я не хочу быть. А кем же я буду? Ведь нельзя всю жизнь бросать камешки в воду и наблюдать за муравьями! Ничего из меня не выйдет. Пропащий я человек.

 

Топает ногой и кричит.

 

Матиуш. Прочь печальные мысли! Назло им буду веселый. Хватит слоняться из угла в угол. Теперь я знаю, чего хочу и к чему буду стремиться. А когда начну читать, буду знать еще больше. Книга - ведь настоящее чудо! В ней все самое мудрое, что придумали люди. Сегодня день моего рождения. Я не знаю точно, сколько мне исполнилось лет: двенадцать или тринадцать. Попытался представить себя взрослым. Понятно, я расту, но как-то не верится, что я когда-нибудь буду большим и старым. Чудно! Люблю ли я папу и маму? И вообще, можно ли любить умерших? Почему я сирота? У других ребят есть родители, а у меня нет. Если бы отец не умер, все было бы иначе. А маму я почти не помню. Фотография ее совсем выцвела, но это даже лучше. Раз мамы нет в живых, фотография должна быть бледной. Вот бы на денек, часика на три, перенестись в столицу. Посмотреть, что там и как. Заглянуть во дворец, в парк, побродить по улицам. Сходить на кладбище на могилу родителей. Здесь тепло и небо синее-синее. Но мне больше нравится пасмурная погода. Тогда я вспоминаю родину. Пальмы очень красивые, но наши деревья лучше. Они как старые друзья, а пальмы - чужие. Раньше я следил за играми Фелека и его друзей из-за железной ограды. Меня отделяла от детей дворцовая ограда - и я был одинок. Теперь от детей меня отделяет море - и я снова одинок. У малышей тоже должны быть права. Но как сделать, чтобы им было весело и в то же время они не мешали старшим играть или делать уроки? Пора мне бежать с этого острова, иначе я сойду здесь с ума. Я оставлю ротмистру записку и попрошу не искать меня.  Я не пленник, не узник и волен сам распоряжаться своей судьбой. Пусть считают, что меня нет в живых.

 

Появляется Клу-Клу.


Клу-Клу.  В лагере несчастных детей есть нечего, отовсюду несутся плач и стоны больных. Кто мог, давно убежал, а остальные уповают на тебя.

Матиуш. Сколько в лагере детей?

Клу-Клу. Не знаю. Часть погибла в пути, часть разбежалась.

Матиуш. Как, по-твоему, продержитесь вы еще неделю?

Клу-Клу. Должны продержаться.

Матиуш. Надо действовать. Нечего терять даром время. Скорей в город, где есть телеграф! И вызвать на помощь белых.

Клу-Клу. А они согласятся?

Матиуш. Другого выхода нет. Если они проявили великодушие в битве с черными женщинами, значит, пожалеют и детей.

Клу-Клу. Поступай, как знаешь. Я ничего не могу придумать.

Матиуш. Не бойся, я вас не оставлю. Через недельку, а может, дня через три вернусь. Чем скорей я отправлюсь в путь, тем раньше прибудет помощь. Хорошо бы написать воззвания к белым детям, чтобы они собрали игрушки, деньги, сладости, книжки с картинками.

 

Уходит.

 

Клу-Клу. Идёт время, а Матиуша всё нет и нет. Где же он? Может, заболел в дороге? Но он обязательно вернётся, раз обещал.

 

Входит Матиуш.

 

Матиуш. Прости меня, Клу-Клу. Я задержался. Неведомая слабость свалила меня, и я проспал несколько суток. Но я привёл корабли с припасами для детей. Надо в первую очередь накормить самых маленьких.

Клу-Клу. Сначала дадим поесть старшим, и они нам помогут.

Матиуш. Ночью на одном аэроплане прилетит врач, а на другом доставят самые необходимые лекарства.

Клу-Клу. Дети благодарят тебя, Матиуш.

Матиуш. Твоя мечта сбылась. Скоро в Африке откроется кино, появятся граммофоны. Ну, ты довольна, Клу-Клу?

Клу-Клу. А ты, Матиуш?

Матиуш. Да, я доволен, что удалось помочь негритятам. Но меня
тянет на необитаемый остров, а еще больше - на родину, к товарищам. Я получаю много писем. И каждое письмо кончается вопросом: "Когда ты вернешься на родину?" Иренка сообщает, что ее большая кукла разбилась. Стасик  жалуется на учителя математики, который влепил ему двойку и оставил на второй год. А Еленка приписала внизу: "Помнишь, как мы с тобой поссорились из-за грибов?" Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Негритята  - славные ребята, я очень к ним привязался, но теперь ты сама сумеешь продолжить начатое дело, а мне пора домой. Хоть бы на денек попасть в столицу, взглянуть на дворец, на королевский парк! Ведь я так давно там не был! Я отправлюсь в Европу: посоветоваться с белыми королями, как сделать, чтобы больше никогда не было войн.


Клу-Клу уходит. Матиуш один.

 

Матиуш.  Меня обманули и похитили по приказу Молодого короля. Сначала он задумал объявить меня сумасшедшим. Но эта затея провалилась. Весь мир убедился, как я поумнел и повзрослел на необитаемом острове. В результате взрослые начали поговаривать, не предоставить ли детям кое-какие права. И в некоторых школах ввели самоуправление, стали выпускать стенные газеты. Во многих городах открыли детские клубы. Учителя собирались на совещания и обсуждали, как без затрещин добиться в классе тишины и порядка. И вот меня похитили  и под чужой фамилией заточили в тюрьму, которая предназначается  для самых опасных преступников.

 

Уходит.

 

Сцена 10.

 

Тюрьма.

 

1-й заключённый. Сколько же человек отправил ты на тот свет, коли тебя сюда упекли?
2-й заключённый. Не отвечай, малыш, за каждое слово удар плетью!
1-й заключённый. А ты не в свое дело не лезь! Авось не околеет от нескольких ударов!
2-й заключённый. Спрячь получше, чтобы не нашли (что-то кладёт ему в руку).

Матиуш. Что это?

2-й заключённый. Сахар. Если делать все, что они велят, тут и
года не протянешь.  Вот мы разные хитрости и изобретаем.  Для слабосильных и больных у нас корзины полегче, а вместо плетей - красная краска. Но мы по голосу узнаем, кто от
боли кричит, а кто - для вида. Поживешь тут - тоже много чего узнаешь. А за что тебя
посадили в тюрьму?

Матиуш. За страшное преступление. Я хотел дать детям свободу, и из-за этого погибло много народу.

2-й заключённый. Сколько? Трое, четверо?

Матиуш. Больше тысячи.

2-й заключённый. Да, сынок, в жизни так часто бывает. Человек хочет одно, а выходит другое. И я когда-то был маленьким мальчиком, ходил в школу, с товарищами играл, а по вечерам отец, возвращаясь с работы, приносил мне конфеты. В оковах не рождается никто. В цепи человек человека заковывает.

1-й заключённый. Скажи-ка, пацан, только не бреши, - это правда, что ты король?

Матиуш. Правда.

1-й заключённый. Мне безразлично, кто ты. Только на моего покойного сыночка ты больно похож. Одна была у меня радость в жизни, и той лишился. А потом вот до чего докатился. Так вот послушай, что я тебе скажу: удирай отсюда, покуда не поздно.  Имей в виду, через год здесь все заболевают чахоткой, а через два - протягивают
ноги. Редко кто лет пять проживет. И только шестеро выдержали десять лет. Но это
мужики крепкие, как дубы, не чета тебе, цыпленку. Как отец родной советую: удирай. А
вырвешься на свободу, помяни меня добрым словом.

2-й заключённый. Мы договорились с фельдшером, что он напишет акт о твоей смерти, и ты окажешься на свободе.

 

Все уходят. Матиуш один.

 

Матиуш. Была над головой крыша, был кусок хлеба, а теперь я опять один на белом свете. В тюрьме тяжело, слов нет, но разве мысли о будущем не тяжелей корзины с углем? А работать все равно надо, задаром есть хлеб не годится, даже если дадут. И скрываться
придется, чтобы не было больше из-за меня войн.  Поблекшая, мятая фотография королевы, ракушка, камешек, черный как уголь кусочек сахара, огрызок карандаша да
тетрадка, куда я записываю заветные мысли, - вот и все моё богатство. Чтобы не умереть с голоду, пришлось мне наняться в пастухи.

 

Появляется мальчишка.


Мальчишка. Айда за грушами! Садовник уехал.

Матиуш. Не пойду.

Мальчик. Трусишь?

Матиуш. Нет, просто не хочу.

Мальчик. Не хочешь? Почему?

Матиуш. Потому что краденые. Я в школу буду ходить.

Мальчик. А учительница тебя записала?

Матиуш. Нет.

Мальчик. Посмотрим, что учительница скажет.


Прозвенел звонок. Входит учительница.

 

Учительница. А ты зачем пришел?

Матиуш. Учиться.

Учительница. Кто его сюда привел?

Мальчик. Никто. Сам пришел. Летом коров на выгоне пас и груши воровал. Он найденыш.

Учительница. Садись на первую парту. Дайте ему книжку. Ты читать умеешь?

Матиуш. Умею.

 

Берет книгу и читает без запинки.

 

Учительница. А историю знаешь?

Матиуш. Немножко.

Учительница. Реши задачу. (Матиуш что-то пишет, потом протягивает тетрадь учительнице). Так… Иностранные языки знаешь? А о животном и растительном мире тропических стран ты знаешь?

Матиуш (смотрит в окошко).  Бананы сладкие. У фиников косточки продолговатые и гладкие. Кокосовые орехи - во какие! У носорога пасть огромная, и сам он с полкомнаты.
Детеныши у них поменьше. А бывают носороги еще больше.

Мальчик. Не иначе, своими глазами все видел. По книжке так не расскажешь.

Учительница. Останешься пока в младшем классе, а подгонишь арифметику, перейдешь в старший.

Мальчик. Подлиза!

Матиуш. Я знаю, вы считаете  меня чужаком.  Если вы не хотите, я не буду ходить в школу.  Почему ваша учительница должна страдать из-за меня? Давайте устроим голосование. Если большинство "против", я уйду из школы. Но если только один "против", а остальные "за", я останусь. Не думайте, что я боюсь вас.
Я готов драться с каждым, но только не в школе. Назначим место и будем биться при
свидетелях. Но знайте - пока дети не перестанут драться между собой, они не имеют права требовать от взрослых, чтобы те их не били. Пока ребята не перестанут драться и швырять друг в друга камнями, на земле не прекратятся войны, а значит, будут и сироты, потому что на войне убивают отцов. Конечно, без ссор не обойдешься, но надо собраться всем и рассудить, кто прав, кто виноват, а не пускать сразу в ход кулаки.

Мальчик. Уходи, мы все против тебя.

 

Матиуш собирает тетради и книги. Все уходят. Матиуш один.


Матиуш. Значит, не судьба.  Отовсюду меня прогоняют, всюду я лишний. И в самом деле, ведь Матиуш умер, чего же я скитаюсь, как тень, по свету? Чего жду от людей? Как славно жилось мне на необитаемом острове! А разве плохо было бы у Кампанеллы разгуливать по апельсиновой роще.  Преступники - и те были ко мне добры. А теперь мне так горько, хоть плачь. Из школы прогнали!

Мальчик. Вернись к нам. Мы просто тебя не поняли. Ты так много знаешь, с тобой так интересно. Ты всегда готов нам помочь. А у нас ничего не получается.

Матиуш. Ничего, не падай духом. Не опускай рук. Старайся. Главное - сильная воля. Но с неба она не свалится, ее надо воспитывать в себе, тренировать. Захотелось, например, тебе доплыть до маяка, но без тренировки ты только из сил выбьешься, а цели не достигнешь. Или, представь себе, что ты дикарь...

Мальчик. Был бы жив король Матиуш, учитель не посмел бы нас за уши драть. А вот тут по распоряжению короля Матиуша начали строить карусель.

Матиуш. Это неправда, что король Матиуш умер. Я - Матиуш Реформатор, но я должен был скрываться. Я больше не буду ходить в школу. Я еду в столицу. Если бы не угроза новой войны, я бы ни за что не вернулся в столицу. Мне так хорошо жилось среди добрых, простых людей. Когда мир будет восстановлен, я опять отрекусь от престола. Народ выберет себе президента и будет вместе с ним управлять страной. Я не хочу быть королем. Я многому научился и многое понял. Я самый юный король на земле, но, не хвалясь, могу сказать, что знаю больше взрослых. Дети вообще не глупей взрослых. Просто им не хватает жизненного опыта. Прощайте.

 

Сцена 11.

 

Матиуш в столице. Министры.

 

Матиуш. Миссия моя окончена: я предотвратил войну, молодой король отрекся от своих посягательств на нашу страну. Управляйте страной сами. Только помогите мне найти работу на фабрике. Я хочу сам зарабатывать себе на хлеб. Сниму каморку, буду работать и ходить в школу.

Военный министр. Ваше величество, откажитесь  от этой затеи.

Матиуш. Хочу работать на фабрике, учиться в школе и жить как все.
Министр юстиции. Давайте тогда сделаем так - пусть каждый приведет свою фабрику в порядок. Потом выберем комиссию, и она решит. Где чище, светлей и воздуха больше, там и будет работать его величество. Прошу поставить мое предложение на голосование.

Матиуш.  Привести фабрику в порядок - это хорошо. Но голосовать не стоит, я сам найду себе место.


Министры уходят, пожав плечами. Появляется Фелек, грязный и оборванный.

 

Матиуш. Фелек, что с тобой? Где ты живешь?

Фелек. Под мостом.

Матиуш. Ты голодный? Ты где-нибудь работаешь?

Фелек. Я ничего не умею делать.

Матиуш. Сначала и я не умел. Но кто хочет, тот научится.

Фелек. А я не умею хотеть.

Матиуш. Захочешь - научишься. Давай вместе работать на фабрике.

Фелек. Ну и фабрику ты себе выбрал!

Матиуш. Не нравится - поищи себе другую работу.

Фелек. Обойдусь без твоих советов. Сам знаю, что делать (толкает его, Матиуш падает, какие-то страшные звуки, гаснет свет, звучат голоса: «Матиуш попал в станок, его отвезли в больницу, он умирает»).

 

Сцена 12.

 

Больница.

Матиуш. Позовите Фелека (замолкает). А Клу-Клу приехала? Позовите ко мне Клу-Клу и Фелека.

 

Фелек и Клу-Клу входят.

 

Матиуш. Фелек, ты не огорчайся. Клу-Клу, это моя последняя просьба.  Фелек, возьми этот перстень, а серьги - тебе, Клу-Клу. Фелек, тебе трудно будет здесь жить. Поезжай с Клу-Клу. А когда вы станете большие...

Клу-Клу. Матиуш умер.

Фелек. Мы  похороним его на необитаемом острове, на вершине скалы, украсим
могилу цветами, и канарейки будут петь над ней свои нескончаемые песни.


 

Король Матиуш Первый Действующие лица

Король Матиуш Первый Действующие лица

Посол. Я доложу об этом своему монарху! (удаляется с поклоном)

Посол. Я доложу об этом своему монарху! (удаляется с поклоном)

Какая же выгода быть королем?

Какая же выгода быть королем?

Матиуш. Куда? Главный министр

Матиуш. Куда? Главный министр

Главный министр. Ваше величество, пока вы отсутствовали, дела в государстве шли совсем плохо

Главный министр. Ваше величество, пока вы отсутствовали, дела в государстве шли совсем плохо

Матиуш. Как? Министр юстиции

Матиуш. Как? Министр юстиции

Я должен учиться и ввести в своей стране законы справедливые, мудрые

Я должен учиться и ввести в своей стране законы справедливые, мудрые

Сцена 5. Появляются министры

Сцена 5. Появляются министры

Матиуш. Господин канцлер, если нет срочных дел и один день можно подождать, я предпочел бы перенести совет на завтра, а сегодня поиграть с ребятами

Матиуш. Господин канцлер, если нет срочных дел и один день можно подождать, я предпочел бы перенести совет на завтра, а сегодня поиграть с ребятами

Министр юстиции. Ваше величество, прошу выслушать меня

Министр юстиции. Ваше величество, прошу выслушать меня

Матиуш . Фелек! Вот здорово, что ты приехал, а я как раз собирался отправить тебе письмо

Матиуш . Фелек! Вот здорово, что ты приехал, а я как раз собирался отправить тебе письмо

Одежда на них прямо горит, скоро они как нищие в лохмотьях будут ходить"

Одежда на них прямо горит, скоро они как нищие в лохмотьях будут ходить"

Еленка. Ты читаешь только одну газету – свою

Еленка. Ты читаешь только одну газету – свою

Фелек. Их сиятельства господа министры!

Фелек. Их сиятельства господа министры!

Сцена 7. На сцене Матиуш,

Сцена 7. На сцене Матиуш,

Королева. Я – королева Кампанелла

Королева. Я – королева Кампанелла

Сцена 9. Королева. ( Читает газету) «Бывший

Сцена 9. Королева. ( Читает газету) «Бывший

И вообще у меня такое ощущение, будто я не один

И вообще у меня такое ощущение, будто я не один

Уходит. Клу-Клу . Идёт время, а

Уходит. Клу-Клу . Идёт время, а

Сахар. Если делать все, что они велят, тут и года не протянешь

Сахар. Если делать все, что они велят, тут и года не протянешь

Мальчик . Никто. Сам пришел. Летом коров на выгоне пас и груши воровал

Мальчик . Никто. Сам пришел. Летом коров на выгоне пас и груши воровал

Дети вообще не глупей взрослых

Дети вообще не глупей взрослых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024