Сценарий урока на конкурс профессионального мастерства педагогов «Урок мастера» 3 класс УМК «Школа России» по математике «Умножение двузначного числа на однозначное»
Оценка 4.6

Сценарий урока на конкурс профессионального мастерства педагогов «Урок мастера» 3 класс УМК «Школа России» по математике «Умножение двузначного числа на однозначное»

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
математика
9 кл
19.08.2022
Сценарий урока на конкурс профессионального мастерства педагогов «Урок мастера» 3 класс УМК «Школа России» по математике «Умножение двузначного числа на однозначное»
Урок по математике "Умножение двузначного числа на однозначное"
конспект урока.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа поселка Дружба

 

 

Сценарий урока

на конкурс профессионального мастерства педагогов

«Урок мастера»

3 класс УМК «Школа России»

по математике

«Умножение двузначного числа на однозначное»

 

 

   Учитель начальных классов-

Королькова Лариса Николаевна

стаж работы – 26 лет

 

город Выкса

п. Дружба

 

Предмет: математика

Класс: 3

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.

Цель урока: познакомить с приемами умножения двузначного числа на однозначное  на основе распределительного свойства умножения.

 Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся освоят прием внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что неизвестно.

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать,  сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные:  развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки.

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

-  развиваются творческие способности;

- развивается речь;

- создавая условия учащимся для участия в исследовательской деятельности, мы создаём предпосылки для формирования УУД.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

Хронометраж

1.Организационный момент

 

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Добрый день, ребята.

Давайте поиграем в игру «Добрый день».

Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Добрый день, ребята!
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!

Добрый день всем, кто любит математику!

Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь!

- Урок математики мы начинаем,

Тайны ее открывать продолжаем.

 

Приветствуют учителя. 

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку  на столе.

Настраиваются на работу.

 

 

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

 

Регулятивные:

 (управление своей деятельностью).

 

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.

1 мин

2.Мотивационный (самоопределение к деятельности)

 

 

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну математическую тайну, а для этого мы проведём урок-исследование.

Что значит исследовать?

Исследовать – это значит:

1. подвергнуть научному изучению;

2. наблюдать  для выяснения и  изучения чего-то нового.

- А кто же такой исследователь?

Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием.

- Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя.  Для того чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу. Необходимо составить план нашего исследования.

И так, на уроке мы должны:

У – узнать…(тему исследования)

Р – рассказать…(об открытии)

О – объяснить…(где можно применить открытие)

К - коллективно, дружно работать. ( слайд 2)

Девиз нашего урока: Думайте, ищите, творите, развивайтесь!

 

Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.

 

 

 

 

 

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование,   волевая саморегуляция.

 

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

 

 

2 мин

3.Актуализация знаний.

 

- Приступаем к исследованию. У нас на столах лежат дневники наблюдений, как у настоящих учёных. Здесь вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. Записи должны быть чёткими и аккуратными.

-Запишите число и месяц в наших дневниках.

-Нам нужно определить тему нашего исследования, но, к сожалению, слово зашифровано. Узнать его можно, выполнив тест-контроль

-Перед началом исследования откроем наш маленький секрет, какие математические действия прячет предлог «в», а какие «на»?

-Приступаем к выполнению.  Тест - контроль

-Увеличьте 5 в 4 раза.

-Уменьшите 27 в 9 раз.

-Во сколько раз 6 меньше 30?

-Чему равно произведение чисел 8 и 5?

-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?

-По 8 взять 2 раза.

-Найдите произведение чисел 7 и 2.

-На сколько, 80 больше 20?

-Увеличьте 6 в 2 раза.  ( слайд 3)

На слайде: 20  3  5  40  7  16 14 60  12. ( слайд 4)

-Обменяйтесь тестами и выполняем проверку.

- Оцените работу соседа.

-Поднимите руки те, кто справился с тестом и не допустил ошибок?

-У кого есть ошибки, как вы будете с ними справляться?

Исследование числового ряда

Работа с рядом чисел

- Выпишите в ряд числа, которые вы обвели в тесте, это поможет нам определить тему нашего исследования.

20  3  5  40  7  16 14 60  12.

-Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.

Запишем в исследовательских дневниках:

Умножение  (слайд 5)

-Предмет дальнейшего  нашего исследования «Умножение».

- Давайте вернемся к нашему ряду чисел.

- На какие группы можно разбить данные числа?

- Что вы можете сказать о числах 1 группы? 2 группы? 3 группы?   (слайд 6)

- Мы с вами исследовали числовой ряд, узнали много интересного. Продолжаем исследовательскую деятельность.

1. Представьте числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.

2.  Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.

3.  Умножьте числа  3 группы и 1.

 

- Вычислите: 16х3

- Сможем ли мы выполнить задание? Почему?

-Какой возникает вопрос?

- Так как теперь будет звучать тема нашего исследования? Допишите: «Умножение двузначного числа на однозначное».

-А какую цель мы поставим перед собой?

-Цель исследования: найти способ и научиться умножать двузначное число на однозначное.

 

 Коллективная работа.

Дети выполняют вычисления и определяют тему урока, проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмениваются тестами и выполняют проверку

 

Выписывают числа в ряд.

 

 

Располагают числа в порядке возрастания

 

 

 

1 группа: 3 5 7

2 группа: 20 40 60

3 группа: 16 14 12

1) 16=10+6, 14=10+4, 12=10+2

2)  20х3, 40х3, 60х3

20х5, 40х5, 60х5

20х7, 40х7, 60х7.

Дети находят значения выражений. Далее возникает затруднение.

3) 16х3, 14х3,12х3

 16х5, 14х5, 12х5

16х7, 14х7, 12х7.

- Не смогли, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят.

Как умножить двузначного число на однозначное.

Дети формулируют тему и цель урока:

 

 

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

 

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

 

 

5 мин

4.Выявление места и причины затруднения.

 

 

-Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения?

-Как будем выходить из сложившейся ситуации?

Какое математическое свойство нам поможет?

- Подумайте и предложите свой вариант решения в парах.

Работа в паре

Закончив работу, проверьте друг  друга.

Сделайте вывод: как умножать двузначное число на однозначное?

- Как будете работать в парах, как распределите работу между собой?

- Работаем в парах, затем проверяем.

16х3

 

 

Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.

Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.

 

 

 

 

 

Решение примера, взаимопроверка и выступление по очереди.

Коммуникативные:

в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.

2 мин

5.Построение проекта выхода из затруднения

 

-Давайте посмотрим, какие способы вы нашли?

-Кто готов поделиться открытием?

Способы решения записывают на доске:

16+16+16

16х3=(8+8)х3

16х3=(9+7)х3

16х3=(10+6)х3

 

-Как рассуждали?

-Какой способ самый удобный? Объясните.

Знание какого свойства умножения, позволило выполнить задание?

-Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.

-Давайте составим алгоритм, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное.

1.Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых

2. Умножаю каждое слагаемое на число.

3.Складываю полученные результаты

4. Нахожу результат.  (слайд 7)

-Приклеим наш алгоритм в исследовательский дневник.

Дети предлагают различные варианты.

Выход на алгоритм (открытие)

Выполняют проверку различных способов решения.

 

При объяснении называют наиболее удобный способ вычисления.

Составляют алгоритм: представить двузначное число в виде суммы разрядного слагаемого, затем применить распределительное свойство умножения.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.

4 мин

6.Первичное закрепление

1. Ребята, давайте откроем учебник на странице 8 и посмотрим, как нам учебник предлагает решать такие примеры.

-Расскажите, как в учебнике выполнили вычисления. (Представили число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3 ,каждое слагаемое умножаем на 4, получаем пример 20*4+3*4.складываем результаты 80+12=92)

-Какой прием использовали для решения примера? (Прием умножения суммы на число)

-Прочитайте второй пример. Какое свойство использовали для его решения? (Переместительное свойство умножения) Как продолжить решение примера?  Продолжите, пожалуйста. Молодцы.

-Посмотрите на 1 номер, его мы выполним устно, по цепочке. Обращаю ваше внимание, что мы объясняем каждый пример. Давайте разберем 1 пример вместе 36*2 (Представляю 36 в виде суммы разрядных слагаемых 30и 6, после каждое слагаемое умножаю на 2, 30*2+6*2 и складываю результаты 60+12= 72) (72,80,96,39,54,90,85,78,100,84)

 

Ведение диалога;

исследование, составление схемы-инструкции

 

 

Сравнивают  свое объяснение  с объяснением в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычисляют выражения

 

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

выведение следствий, выполнение действий по алгоритму.

 

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

 

Коммуникативные:

задавание вопросов, контролирование действий партнёра,

достижение общего решения в совместной деятельности.

8 мин

Физкультминутка

 

Музыкальное сопровождение

Выполняют движения

 

 

7.Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний

 

 

 

 

 

 

 

- Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?

1.     Задача под номером 2

Прочитаем условие задачи.

-О какой величине в ней говорится?

-Как удобнее нам будет записать задачу кратко?

Один ученик выходит к доске, все остальные работают в тетрадках.

-Что такое 8 кг?

-Что такое 32 кг?

-Как можно назвать этот столбик?

-Какого столбика не хватает еще в столбике?

-Что такое 6 кг?

-Что нам сказано о количестве посылок?

-Как можно сказать по-другому?

-Что надо найти в задаче?

 

(Слайд 8)

 

 

Масса одной посылки

Количество посылок

Масса всех посылок

Книги

8 кг

Одинаковое

32

Фрукты

6 кг

 

?

 

-Что найдем в первом действий? Как найдем?

Каким выражением запишем?

-Что найдем во втором действии? Каким выражением запишем?

-Ребята, а как можно записать эту задачу еще?

 

 

 

 

 

А теперь попробуйте составить свою задачу по схеме:

2.(         +         ) •           =

 (слайд 9)

-Решите свою задачу и запишите ответ.

- У кого возникли трудности, поднимите ? знак

-Кто выполнил задание, поднимите  ! знак

 

Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов.

 

- Можно использовать при решении задач, уравнений, неравенств.

 

 

 

Анализируют задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу

 

 

Записывают решение задачи

32:8=4(п)-с книгами и фруктами)

6*4=24(кг). Ответ: масса посылок с фруктами 24 кг

Одним выражением

(32:8*6=24(кг))

 

 

 

 

Придумывают тексты задач по заданному выражению и записывают решение в тетрадь

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, выбор

эффективных способов решения задач.

 

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 мин

8.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности 

- Проверим, как вы поняли тему: «Умножение двузначного числа на однозначное».

-Я предлагаю вам задание.

Проверяю и оцениваю себя.  Кто сделает все верно, того ждет приятный сюрприз.

-Решаете примеры, результаты

закрашиваете в  клеточках.

-Посмотрите на примеры  2 столбика.

-Чем они отличаются от тех, что решали ранее?

-Какое математическое свойство нужно применить, чтобы найти значение выражений?

11х3        2 х44     12х2       41х2

21х2        2х32      15х3       23х3

13х3        4х15      25х2  (слайд 10)

 

- Что у вас получилось?

(Цифра 5).   

- Кто правильно решил примеры, сразу получил оценку за свою работу.

- Поднимите вверх свои пятерки.

 

39

42

33

88

36

38

64

60

24

74

76

45

69

82

50

 (слайд 11)

Детям раздаются карточки с выражениями, на которых они выполняют задание.

Дети выполняют

задание, а потом поверяют свой выбор по слайду.

 

 

Чтобы умножить однозначное число на двузначное, нужно применить переместительное свойство умножения, а затем использовать новый алгоритм.

 

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности.

 

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

 

6 мин

9.Домашнее задание

-Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: с. 8 №.3, № 7 по желанию

Записывают домашнее задание

 

1 мин

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наше исследование подходит к концу.

-Давайте вернёмся к плану нашего исследования.

У – узнать…

Р – рассказать…

О – объяснить…

К - коллективно, дружно работать. (слайд 12)

-Что нового вы сегодня узнали?

- О  каком  математическом открытии рассказали?

- Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием?

    – Результативно ли прошло наше исследование?  Как доказать?

- Под каким девизом мы сегодня работали? Помог ли он в исследовании нашей темы?

-Тот, у кого ещё есть вопросы и сомнения. Поднимите карточку с  - ?

 -Кто хорошо понял новый вычислительный приём, поднимите карточку с - !

-Пора подводить итоги, друзья!

-Исследовали умножение мы не зря,

В дальнейшей работе вам пригодятся ваши знания.

 

Осознание результатов своей учебной деятельности.

Самооценка результатов своей работы и работы всего класса.

Дети повторяют алгоритм.

Рассказали алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.

 Девиз нашего урока: Думайте, ищите, творите, развивайтесь!

  Объяснили, где можно  применять  умножение двузначного числа на однозначное.

Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение двузначных чисел на однозначное число.

 

 

 

Личностные:

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению)

Самоопределение

Формирование ценностных ориентаций

(саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.

 

Познавательные:

использование индуктивного умозаключения,

рефлексия способов и условий действия.

 

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

2 мин

 

 

 

Приложение 1

 

Тест - контроль

-Увеличьте 5 в 4 раза.

-Уменьшите 27 в 9 раз.

-Во сколько раз 6 меньше 30?

-Чему равно произведение чисел 8 и 5?

-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?

-По 8 взять 2 раза.

-Найдите произведение чисел 7 и 2.

-На сколько, 80 больше 20?

-Увеличьте 6 в 2 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

3

 

5

7

12

14

16

20

40

60

у

м

н

о

ж

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное

 

 

1.Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых

2. Умножаю каждое слагаемое на число.

3. Складываю полученные результаты

4. Нахожу результат

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

39

42

33

88

36

38

64

60

24

74

76

45

69

82

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

Карточки                                

 

!

 

?

     

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа поселка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа поселка

Предмет: математика Класс: 3

Предмет: математика Класс: 3

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учениковУниверсальные учебные действияХронометраж 1

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учениковУниверсальные учебные действияХронометраж 1

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну математическую тайну, а для этого мы проведём урок-исследование

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну математическую тайну, а для этого мы проведём урок-исследование

Приступаем к выполнению. Тест - контроль -

Приступаем к выполнению. Тест - контроль -

Умножение». - Давайте вернемся к нашему ряду чисел

Умножение». - Давайте вернемся к нашему ряду чисел

Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения? -Как будем выходить из сложившейся ситуации?

Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения? -Как будем выходить из сложившейся ситуации?

Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых 2

Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых 2

Ведение диалога; исследование, составление схемы-инструкции

Ведение диалога; исследование, составление схемы-инструкции

Фрукты 6 кг ? -Что найдем в первом действий?

Фрукты 6 кг ? -Что найдем в первом действий?

Что у вас получилось? (Цифра 5)

Что у вас получилось? (Цифра 5)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Приложение 1 Тест - контроль -

Приложение 1 Тест - контроль -

Приложение 2 3 5 7 12 14 16 20 40 60 у м н о ж е н и е

Приложение 2 3 5 7 12 14 16 20 40 60 у м н о ж е н и е

Приложение 3 Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное 1

Приложение 3 Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное 1

Приложение 4 39 42 33 88 36 38 64 60 24 74 76 45 69 82 50

Приложение 4 39 42 33 88 36 38 64 60 24 74 76 45 69 82 50

Приложение 5 Карточки ! ?

Приложение 5 Карточки ! ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2022