Сценарий внеклассного мероприятия "В гости к Филину" (путешествие по станциям)

  • Мероприятия
  • docx
  • 24.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СШ 13 методическая разработка внеклассного мероприятия.docx

Тема «В гости к Филину»

Цель: формирование у школьников бережного отношения к природе родного края, через развитие интереса к миру птиц, воспитание экологической культуры у подрастающего поколения

Задачи:

·         образовательная: расширять  представление обучающихся о мире птиц Костанайской области и Казахстана на примере филина

  • развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, связную речь; уточнять и обогащать словарный запас обучающихся.
  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного, ценностного отношения к природе родного края

Форма проведения: познавательная игра-путешествие

Целевая аудитория: учащиеся 2-4 классов

Ресурсы: маршрутные листы (приложение №1), филы (приложение №2), презентации (приложение №3, 4, 5), раздаточный материал для работы на станциях, грамоты для награждения участников, костюм Филина

 

План проведения мероприятия.

1. Приветствие участников.

2. Передвижение команд по станциям, выполнение конкурсных заданий.

3. Подсчет набранных баллов, определение и награждение победителей.

4. Заключительное слово.

 

В познавательной игре-путешествии принимают участие 5-6 команд учащихся 2-4 классов (по 6-8 человек).  Каждая команда готовит название, девиз, эмблему. Команды передвигаются по станциям в соответствии с маршрутными листами. За правильное выполнение конкурсных заданий команды получают  баллы (1 балл = 1 фил). В конце игры команды-участники награждаются грамотами  за 1, 2, 3 место и в номинациях «Знатоки лесных тайн», «Почемучки»   и т. д.

 

Ход мероприятия.

 

1. Приветствие участников.

Ведущий:

- Здравствуйте, дорогие друзья!  Я рада приветствовать вас сегодня в нашем зале, Я  надеюсь, что здесь  собрались дети, интересующиеся  природой и ее тайнами,  и неравнодушные к ее судьбе! Сегодня мы узнаем больше о тех удивительных существах, которые обитают вместе с нами на планете Земля.  Наша игра будет путешествием в мир природы. Предлагаю начать с загадки:

Ночью, сидя на суку,

Постоянно начеку!

Ловит птица та мышей,

Зайцев, сусликов, ужей.

Если ночью закричит,

Всё зверьё вокруг дрожит.

Клюв загнутый, острый, сильный,

Называют птицу … (Филин)

 

В зал «влетает» ученик, одетый в костюм Филина.

Филин:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Рад приветствовать вас в этом зале.

 

Ведущий:

- Наша встреча с филином сегодня не случайна. Дело в том, что филин стал птицей 2017 года в Казахстане. Кампания «Птица года» проводится в нашей стране  уже 10 лет. Главная её цель — рассказать о птицах, которые требуют особого внимания и охраны.

 

Филин:

- В нашей стране обитают 12 видов совиных. Мы, филины,  в этом семействе самые крупные. Однако увидеть нас в дикой природе большая редкость. Одна из причин нашего исчезновения заключается в том, что наши перья и когти используют при изготовлении амулетов. Мы гибнем на автодорогах. Охотясь по ночам, мы вылетаем на трассу и попадаем под колеса машин. Любим мы и садиться на опоры линий электропередачи, что также приводит  к смерти.

Издавна  у казахов и у других тюркских народов филин почитался священной птицей. Встреча с филином считается хорошей приметой.

Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча на этом мероприятии тоже будет для вас удачной, ведь передвигаясь по игровым станциям, вы узнаете много интересного о жизни филинов и станете бережнее относиться к живой природе.

 

Ведущий:

- А сейчас я предлагаю познакомиться с нашими командами-участницами, которые примут участие в нашей познавательной игре.

 

Команды-участницы представляют себя: название и девиз, затем получают маршрутные листы.

 

2.  Передвижение команд по станциям, выполнение конкурсных заданий.

Каждая команда получает маршрутный лист и начинает движение по станциям:

Станция №1 «Вопросы для любознательных»

Станция №2 «Игровая поляна»

Станция №3 «Математический лабиринт»

Станция №4 «Лесные головоломки»

Станция №5 «Лесные забавы»

Станция №6 «Лесные художники»

 

Станция№1 «Вопросы для любознательных»

Цель:  расширить и систематизировать знания учащихся о внешнем виде и повадках филина

 

Действия участников: ведущий предлагает участникам ответить на вопросы о филине (презентация составлена по подобию игры «Кто хочет стать миллионером?»)

Оборудование: филы для оценивания, презентация (приложение №3), проектор или мультимедийная установка.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл-фил (всего 10 баллов-филов)

Предлагаемые вопросы:

1. К какому семейству птиц принадлежит обыкновенный филин?

A  воробьиные

B  голубиные

C совиные

D  утиные

 

2. Как переводится на казахский язык слово «филин»?

A  қарлығаш

B  әтеш

C  үкі

D  торғай

 

3. Где чаще всего обитает филин?

A  в горах

B  в лесах

C  в пустынях

D  на водоёмах

 

4. Какого размера достигает длина тела филина?

A  5-10 см

B  20-25 см

C  100-120 см

D  65-70 см

 

5. Какого цвета глаза у филина?

A  голубые

B  зелёные

C  оранжевые

D  чёрные

 

6. Где чаще всего устраивает гнездо филин?

A  на дереве

B  в дупле

C  под крышами домов

D  на земле

 

7. На кого охотится филин?

A  на зайца

B  на лисицу

C  на волка

D  на оленя

 

8. В какое время суток чаще охотится филин?

A  днём

B  ночью

C  утром

D  вечером

 

9. Сколько лет может прожить в природе филин?

A  до 2 лет

B  до 100 лет

C  до 200 лет

D  до 20 лет

 

10. Как в народе называют филина?

A  носач

B  пугач

C  нюхач

D  врач

Станция№2 «Игровая полянка»

(в спортивном зале)

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.

 

Действия участников: ведущий предлагает участникам сыграть в подвижную игру «Филин и пташки», объясняет правила игры и контролирует её ход. Игра проводится 3-4 раза.

Оборудование: филы для оценивания, скамейки или другие возвышения.

Критерии оценивания:

2 фила – правила игры соблюдаются

1 фил – правила игры соблюдаются частично

0 филов – правила игры не соблюдаются

 

ФИЛИН И ПТАШКИ

Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

 

Указания к проведению

Перед началом игры играющие выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.). Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т.д.). Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.

 

Вариант

Дети делятся на 3—4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?»; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Игра «Филин и пташки»

Станция№3 «Математический лабиринт»

Цель:  развивать математическую грамотность учащихся

 

Действия участников: ведущий предлагает участникам решить несколько задач, в содержании которых использованы сведения о филине

Оборудование: филы для оценивания, презентация (приложение №4), проектор или мультимедийная установка, раздаточный материал для вычислений

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл-фил (всего 3 балла-фила)

 

2 класс

№1 (слайд №3) Филин – самый крупный представитель совообразных. Самки крупнее самцов на 1 кг. Найди массу самки филина, если его самец имеет массу тела, равную 3 кг.

3 кг + 1 кг = 4 кг

 

№2 (слайд №4) Мышь-полевка за один год может съесть 2-3 кг  зерна. Филины,  приносят большую пользу сельскому хозяйству  и спасают хлеб, уничтожая большое количество мышевидных грызунов.  За сутки три филина истребляют 29 мышей-полевок. Первый филин  истребил 11 полевок, второй - 9, сколько мышей-полевок истребил третий филин?

29 – 11 – 9 = 9 (мышей)

 

№3 (слайд №5) Самка филина в естественных условиях сидит на кладке яиц в гнезде 35 суток. В инкубаторе птенцы  появляются через 33 дня после начала обогревания. На сколько дней быстрее вылупляются птенцы филина в инкубаторе, чем в естественных условиях?

35 – 33 = 2 (дня)

 

3 класс

№1 (слайд №7)  У филина феноменальный слух. Его уши получают сигнал несинхронно, это помогает ему понять, где находится источник звука. Кошка слышит писк мыши на расстоянии 25 метров. Определи, с какого расстояния услышит писк мыши филин, если его уши улавливают звуки в 4 раза громче, чем уши кошки.

25 ∙ 4 = 100 (м)

 

№2 (слайд №8)  Один филин в неделю съедает около 20 грызунов. Сколько грызунов съедят два филина за две недели?

20 ∙ 2 ∙ 2 = 80 (грызунов)

 

№3 (слайд №9)  За 5 часов ежик пробегает  45 км. Филин двигается  в 6 раз быстрее  ежа. Сколько километров пролетает филин за 1 час?.

45 : 5 ∙ 6 = 54 (км)

 

4 класс

№1 (слайд №11)  Ежегодно кампания «Птица года» выбирает птицу, которая заслуживает особого к ней отношения. Птицей 2017 года стал филин. Филин – по -казахски «үкі», внесен в Красную Книгу Казахстана. Численность его сокращается по разным причинам, но главная – его убивают для изготовления украшений из когтей и перьев. У казахов и других тюркских народов филин считается священной птицей, а встреча с ним – хорошей приметой. Определи, в каком году начала свою работу кампания «Птица года», если в этом году она отмечает десятилетний юбилей.

2017 – 10 = 2007 (год)

№2 (слайд №12)  Пух обеспечивает филину бесшумный полет, а широкие крылья помогают парить в воздухе. Определи скорость полета филина, если известно, что расстояние в 300 км он преодолевает за 5 часов.

300 : 5 = 60 (км/час)

 

№3  (слайд №13) Два филина вылетели  из  гнезда в разных направлениях. Один летел со скоростью 40 км/ч, а другой – 30 км/ч. На каком расстоянии они окажутся через 2 часа?

(40 + 30) ∙ 2 = 140 (км)

 

 

Станция№4 «Лесные головоломки»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, память, познавательную активность

 

Действия участников: ведущий предлагает участникам выполнить несколько познавательных заданий

Оборудование: филы для оценивания, презентация (приложение №5), проектор или мультимедийная установка, раздаточный материал (приложение №6,7)

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл-фил (всего 13 баллов-филов)

 

Задания для выполнения:

1. Угадать голоса лесных птиц: кукушка, филин, дятел, соловей (слайды №2-6) – 4 фила

2. Собрать разрезанную картинку (приложение №6) и назвать птицу (слайд №7) – 1 фил

3. Разгадать филворд (слайд №8) – 8 филов

 

Приложение №7:

ш

з

я

б

л

и

к

с

о

й

к

а

и

у

ъ

х

е

ф

ф

в

к

с

о

в

а

и

о

у

д

я

т

е

л

л

ш

л

л

я

ч

и

г

к

в

о

р

о

н

а

а

В филворде зашифрованы птицы: зяблик, сойка, сова, дятел, ворона, филин, иволга, кукушка.

 

 

Станция№5 «Лесные забавы»

Цель: развивать интеллектуальные способности и творческое воображение учащихся, обогащать и активизировать словарный запас

 

Действия участников: ведущий предлагает участникам сочинить стихотворные строки о филине по типу буриме (2 четверостишия)

Оборудование: филы для оценивания, раздаточный материал (приложение №8)

Критерии оценивания: за каждое сочиненное четверостишие  начисляется 2 балла-фила (всего 4 балла-фила)

 

Задания для выполнения:

.................................. на суку,

.................................. «Угу! Угу!»

................................. темнота,

................................. пора.

 

................................... молчит,

.................................. кричит.

.................................. летает,

.................................. пугает.

 

Станция№6 «Лесные художники»

Цель: развивать творческое воображение учащихся, мелкую моторику рук

 

Действия участников: ведущий предлагает участникам изобразить филина с помощью нетрадиционной техники рисования

Оборудование: филы для оценивания, раздаточный материал (приложение №9), баночки-непроливайки, акварельные или гуашевые краски, кисти, штампы из картофеля (в виде перьев), салфетки, клеенка, образец.

Критерии оценивания: за сходство с образцом, аккуратность, дружное выполнение работы  начисляется по 1  баллу-филу (всего 3 балла-фила)

 

Задания для выполнения:

Рассмотрев по заданию ведущего образец, участники раскрашивают фигуру филина с помощью «штампов», сделанных из картофеля в виде перьев.

 

Это интересно!

Расцветку оперения филина  можно назвать маскировочной. Если филин сидит на дереве, то различить его очень сложно, потому что он буквально сливается с цветом ствола.

Маскироваться филину по жизни крайне необходимо, ведь будучи ночной птицей, днем ему не удалось бы выспаться, если природа не позаботилась об окраске. Окраска филина  бывает разной – золотистой с крапинами темного цвета, рыжеватой с множественными вкраплениями черного и бурого оттенка. Брюшко птицы и бока имеют сложный и интересный орнамент.

 

 

3. Подсчет набранных баллов, определение и награждение победителей.

Завершив прохождение маршрута, команды возвращаются в зал, где происходит подсчет набранных баллов-филов. Команды-победители награждаются грамотами за 1, 2, 3 место, грамотами за победу в номинациях.

 

4. Заключительное слово.

Ведущий:

-  Вот и закончилась наша игра, подошло к концу  наше путешествие в мир природы.  

Закончить нашу встречу мне хотелось бы стихами.

Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru