Сценарий занятия "Кибербезопасность" 10-11 класс (Разговоры о важном)

  • docx
  • 21.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия Кибербезопасность 10-11 класс (Разговоры о важном).docx

Сценарий занятия «Кибербезопасность» 10-11 класс (Разговоры о важном)

 

Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.

Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов, учебную игру и включает в себя анализ информации, групповую работу.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная. Анонс темы и просмотр мотивационного ролика.

Часть 2. Основная. Игра на тему кибербезопасности в группах. Разбор и обсуждение предлагаемых ситуаций и вывод правил безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов. Обсуждение вопросов, связанных с правилами информационной безопасности.

Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия: фиксация правил, которые узнали обучающиеся, просмотр закрепляющего видеоролика от эксперта информационной безопасности.

 

Сценарий

Часть занятия

Время

Содержание занятия

Мотивационная

5 мин

Вступительное слово

         Сегодня наше занятие посвящено кибербезопасности. Жизнь современного человека трудно представить без цифровых сервисов и приложений. Мы используем их для решения самых разных повседневных задач. При этом онлайн-среда связана не только с массой полезных возможностей, но и с рисками для безопасности пользователя. Именно поэтому так важно развивать собственную цифровую грамотность, знать о возможных рисках и владеть разными методами защиты, в том числе и технологическими. Также сфера кибербезопасности активно развивается, поэтому это ещё и перспективное направление для профессионального развития.

О том, почему важно быть внимательными в цифровом мире, вам расскажет Наталья Ивановна Касперская — глава компании InfoWatch [Инфо-вОтч].

Демонстрация видео с Н. И. Касперской. https://razgovor.edsoo.ru/video/1612/

       В продолжение занятия предлагаю вам погрузиться в настоящее состязание кибермошенников и специалистов по информационной безопасности. Мы проведем командную игру и научимся противостоять киберугрозам, разберём типичные сценарии атак и узнаем, как пользователи могут себя защищать.

Основная

20 мин

        Класс делится на две команды – «Кибермошенники» и «Специалисты по информационной безопасности» (как вариант, можно предложить разделить класс на несколько команд - специалистов по информационной безопасности; в этом варианте педагог сам озвучивает все карточки с киберугрозами).

Каждая команда получает набор карточек с возможными действиями (приложение).

Механика игры:

1. Педагог выбирает одну из карточек-угроз (в любой последовательности) и озвучивает её.

2. Задача команды «Кибермошенники» — подобрать из набора карточек с действиями те, что злоумышленники типично используют в такой ситуации.

3. Задача команды «Специалисты по информационной безопасности» – оставить план защиты из своего набора карточек-действий и описать модель поведения пользователя.

На обсуждение отводится 3–5 минут.

4. «Кибермошенники» презентуют свой вариант плана «нападения», а «специалисты по информационной безопасности» – план защиты.

5. Педагог оценивает, отражена ли атака (при необходимости используя ключи к ситуациям, в которых представлены примерные планы атаки и защиты), если да, то присваивает балл команде «специалистов по ИБ». Возможен вариант выбора команды экспертов из числа детей, которые будут качественно оценивать планы действий команд и при необходимости дополнять их. Тематики заданий из сферы кибербезопасности, которые встречаются в игре:

· фишинговые ссылки;

· социальная инженерия;

· защита личной информации;

· защита профиля.

Карточки-угрозы, карточки-действия для команды «Кибермошенники» и «Специалисты по информационной безопасности», ключи к ситуациям представлены в Приложении

 Пример проведения одного тура игры «Кибербезопасность». (приложение)  

 

Заключительная

5 мин

        Сегодня мы рассмотрели ситуации, когда пользователи не задумываются о последствиях своих действий и сами ставят себя под угрозу. Наша ответственность как пользователей цифровых сервисов — быть внимательными и стремиться повышать уровень своей цифровой грамотности. Теперь мы можем соблюдать простые правила и внедрять в свою жизнь полезные привычки кибербезопасности.

     Чтобы узнать больше о том, как с технической стороны обеспечивается наша с вами информационная безопасность, послушаем рекомендации от эксперта компании VK [вэ-кА] и популярного российского певца Егора Крида.

Демонстрация видео с Р. Газизовым. https://razgovor.edsoo.ru/video/1613/

Демонстрация видео с Е. Кридом. https://razgovor.edsoo.ru/video/1611/

 

 

Приложение

 

 

 

Набор карточек для группы «Специалисты по информационной безопасности»

· Проверьте профиль, человека, действительно ли такой человек существует? Попросите незнакомца поподробнее рассказать о себе.

· Запросите больше информации о том, что вам предлагают. Проверьте официальный сайт компании, от лица которой вам пишут и уточните информацию о контактах службы поддержки.

· Воспользуйтесь функцией «Пожаловаться» на комментарий, человека, пост в службу модерации в социальной сети или «Добавить в спам» в своем почтовом ящике.

· Авторизуйтесь через свои аккаунты и вводите данные только на официальных сайтах.

· Прежде чем знакомиться в социальных сетях, внимательно изучите страницу пользователя. Есть ли у него друзья, посты, отметки на странице? Или аккаунт выглядит подозрительно?

· Не переходите по ссылкам от малознакомых людей.

· Проверьте адресную строку сайта. Внимательно изучайте любой сайт, на котором вам предлагается ввести какие-либо конфиденциальные данные.

· Сравните предлагаемую цену с другими сайтами: обычно цены на поддельных сайтах подозрительно низкие.

Не публикуйте персональные данные — например, домашний адрес, телефон, геолокации. · Используйте разные пароли на различных сервисах. Выбирайте сложные пароли, не используйте ваши имя и дату рождения при создании пароля.

· Не поддавайтесь агрессии и не ведитесь на провокации.

· Настройте двухфакторную аутентификацию в соцсетях, чтобы аккаунт не перешел в руки недоброжелателей. Привяжите актуальный номер вашего телефона к профилю, а также укажите ваши настоящие имя, фамилию, установите реальное фото: так восстановить профиль в случае взлома будет проще.

· Выделите время и разберитесь в настройках приватности своего профиля во всех соцсетях.

· Защищайте всю информацию, даже если думаете, что она не важна.

· Делясь важной или личной информацией, используйте фильтр «Только для друзей». Не делитесь в интернете важной информацией: фото паспорта и других документов, билетов, посадочных талонов и др.

 

Набор карточек для группы «Кибермошенники»

· Проследить за открытой информацией в профиле, изучить подробности жизни человека. · Спровоцировать на эмоции, вызвать интерес у пользователя, использовать приём ограниченного времени.

· Начать торопить пользователя, чтобы не дать разобраться в происходящем.

· Разослать спам-сообщение друзьям пользователя.

· Создать и оформить сайт так, чтобы он был очень похож на официальный, где пользователю предлагается оплатить штраф или просто купить какой-то товар или услугу. · Создать копию хорошо известного официального сайта, но в адресной строке использовать буквы, схожие по написанию с настоящим адресом.

· Создать профиль, похожий на официальный профиль администрации сайта. Выдать себя за администраторов и модераторов сайта, чтобы получить данные или пароль пользователя.

· Отправить человеку сообщение якобы от лица организации (создать копию профиля этой организации) о серьезной проблеме: например, сообщить о штрафе или о том, что родственник попал в беду. Представиться сотрудником технической поддержки и выманить конфиденциальные данные или склонить к выполнению сомнительных действий.

· Предложить продолжить знакомство офлайн и отправить ссылку для покупки билетов на мероприятие — например, в кино.

· Поставить на поддельном сайте низкую заманчивую цену на популярный товар, чтобы побудить ввести данные банковской карты.

· Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).

 

Ключи к ситуациям угрозы (примерные планы атаки и защиты)

 

Угроза: кража профиля пользователя через взлом логина/пароля.

Пример атаки:

1. Создать профиль, похожий на официальный профиль администрации сайта. Выдать себя за администраторов и модераторов сайта, чтобы получить данные или пароль пользователя.

2. Начать торопить пользователя, чтобы не дать разобраться в происходящем.

3. Спровоцировать на эмоции, вызвать интерес у пользователя, использовать прием ограниченного времени.

4. Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).

Пример защиты:

1. Запросите больше информации о том, что вам предлагают. Проверьте официальный сайт компании, от лица которой вам пишут и уточните информацию о контактах службы поддержки.

2. Воспользуйтесь функцией «Пожаловаться» на комментарий, человека, пост в службу модерации в социальной сети или «Добавить в спам» в своем почтовом ящике.

3. Используйте разные пароли на различных сервисах. Выбирайте сложные пароли, не используйте ваши имя и дату рождения при создании пароля.

4. Настройте двухфакторную аутентификацию в соцсетях, чтобы аккаунт не перешел в руки недоброжелателей. Привяжите актуальный номер вашего телефона к профилю, а также укажите ваши настоящие имя, фамилию, установите реальное фото: так восстановить профиль в случае взлома будет проще.

 

Угроза: манипуляция, чтобы пользователь самостоятельно передал свои данные. Пример атаки:

1. Создать и оформить сайт так, чтобы он был очень похож на официальный, где пользователю предлагается оплатить штраф или просто купить какой-то товар или услугу. 2. Поставить на поддельном сайте низкую заманчивую цену на популярный товар, чтобы побудить ввести данные банковской карты.

3. Спровоцировать на эмоции, вызвать интерес у пользователя, использовать прием ограниченного времени.

Пример защиты:

1. Проверьте адресную строку сайта. Внимательно изучайте любой сайт, на котором вам предлагается ввести какие-либо конфиденциальные данные.

2. Сравните предлагаемую цену с другими сайтами: обычно цены на поддельных сайтах подозрительно низкие.

3. Авторизуйтесь через свои аккаунты и вводите данные только на официальных сайтах.

 

Угроза: получение доступа к сохраненным личным данным/данным банковской карты.

Пример атаки:

1. Предложить продолжить знакомство офлайн и отправить ссылку для покупки билетов на мероприятие — например, в кино.

2. Создать копию хорошо известного официального сайта, но в адресной строке использовать буквы, схожие по написанию с настоящим адресом.

3. Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).

Пример защиты:

1. Прежде чем знакомиться в социальных сетях, внимательно изучите страницу пользователя. Есть ли у него друзья, посты, отметки на странице? Или аккаунт выглядит подозрительно?

2. Проверьте профиль, человека, действительно ли такой человек существует? Попросите незнакомца поподробнее рассказать о себе.

3. Не переходите по ссылкам от малознакомых людей.

4. Защищайте всю информацию, даже если думаете, что она не важна.

 

Угроза: продуманное мошенничество на основе доступной информации о человеке. Пример атаки:

1. Создать профиль, похожий на официальный профиль администрации сайта. Выдать себя за администраторов и модераторов сайта, чтобы получить данные или пароль пользователя.

2. Проследить за открытой информацией в профиле, изучить подробности жизни человека.

3. Разослать спам-сообщение друзьям пользователя.

Пример защиты:

1. Не публикуйте персональные данные — например, домашний адрес, телефон, геолокации.

2. Делясь важной или личной информацией, используйте фильтр «Только для друзей». Не делитесь в интернете важной информацией: фото паспорта и других документов, билетов, посадочных талонов и др.

3. Настройте двухфакторную аутентификацию в соцсетях, чтобы аккаунт не перешел в руки недоброжелателей. Привяжите актуальный номер вашего телефона к профилю, а также укажите ваши настоящие имя, фамилию, установите реальное фото: так восстановить профиль в случае взлома будет проще.

4. Не поддавайтесь агрессии и не ведитесь на провокации.

 

Угроза: мошенничество через подменные/анонимные профили.

Пример атаки:

1. Проследить за открытой информацией в профиле, изучить подробности жизни человека.

2. Отправить человеку сообщение якобы от лица организации (создать копию профиля этой организации) о серьезной проблеме: например, сообщить о штрафе или о том, что родственник попал в беду.

3. Создать и оформить сайт так, чтобы он был очень похож на официальный, где пользователю предлагается оплатить штраф или просто купить какой-то товар или услугу. 4. Начать торопить пользователя, чтобы не дать разобраться в происходящем.

Пример защиты:

1. Запросите больше информации о том, что вам предлагают. Проверьте официальный сайт компании, от лица которой вам пишут и уточните информацию о контактах службы поддержки.

2. Не поддавайтесь агрессии и не ведитесь на провокации.

3. Делясь важной или личной информацией, используйте фильтр «Только для друзей». Не делитесь в интернете важной информацией: фото паспорта и других документов, билетов, посадочных талонов и др.

4. Выделите время и разберитесь в настройках приватности своего профиля во всех соцсетях.

5. Воспользуйтесь функцией «Пожаловаться» на комментарий, человека, пост в службу модерации в социальной сети или «Добавить в спам» в своем почтовом ящике.

 

Угроза: мошенничество на основе утечки данных пользователя на сторонних ресурсах.

Пример атаки:

1. Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).

2. Разослать спам-сообщение по друзьям пользователя.

Пример защиты:

1. Авторизуйтесь через свои аккаунты и вводите данные только на официальных сайтах.

2. Не переходите по ссылкам от малознакомых людей.

3. Проверьте адресную строку сайта. Внимательно изучайте любой сайт, на котором вам предлагается ввести какие-либо конфиденциальные данные.

4. Используйте разные пароли на различных сервисах. Выбирайте сложные пароли, не используйте ваши имя и дату рождения при создании пароля.

5. Защищайте всю информацию, даже если думаете, что она не важна

 

Пример проведения одного тура игры «Кибербезопасность».

Педагог.

Итак, герой нашей истории молодой ученый Алексей, который давно ведёт свой профиль, у него много подписчиков, интересные и полезные научно-популярные публикации — потерять аккаунт для него будет обидно.

Первая угроза: кибермошенники пытаются совершить кражу профиля Алексея через взлом логина/пароля.

Педагог.

Команда «Кибермошенников» из своих карточек–действий составляет план атаки. Вам нужно отобрать те действия, которые злоумышленники типично используют в такой ситуации (можете добавить свои варианты действий).

Команда «Специалистов по информационной безопасности» составляет из своих карточек план защиты. Ваша задача – собрать эффективную при такой угрозе модель поведения для пользователя (можете добавить свои варианты действий).

Работа в группе 3–5 минут.

Педагог.

Время для обсуждения закончилось, давайте дадим слово каждой группе и узнаем, какие планы получились у команд. Слово команде «кибермошенников».

(Ответ представителей команды «кибермошенников».)

Педагог.

Теперь время ответить на атаку, вторая команда, вам слово.

(Ответ представителей команды «специалистов по информационной безопасности».) Педагог.

С учетом планов команд я могу объявить победителей этого тура.

(Педагог комментирует ответы команд, при необходимости используя ключ с примерными планами атак и защиты, и называет команду-победителя первого тура.).

 

Следующие туры проходят по такой же схеме. Количество туров педагог определяет самостоятельно.

Методический комментарий.

Игра может проходить и в формате, когда все обучающиеся играют роль специалистов по информационной безопасности.

В таком варианте педагог озвучивает угрозу и выводит на экран примерный план атаки кибермошенников (из ключа к ситуациям, представленным в приложении).

Задача – всем вместе найти вариант отражения атаки и обезопасить профиль молодого ученого Алексея.

Педагог.

Теперь вы знаете чуть больше о том, как действуют мошенники онлайн и как можно предусмотреть риски. Это была отличная тренировка для вас.

Предлагаю вам из тех полезных правил для пользователя, что мы сегодня услышали и из тех, что вы можете назвать самостоятельно, составить список – топ-5 полезных привычек кибербезопасности, которые каждый из нас может начать придерживаться с сегодняшнего дня.

Обучающиеся предлагают полезные привычки кибербезопасности, педагог модерирует составление списка.

Педагог.

Спасибо вам за ваши идеи и комментарии, предлагаю подвести итоги занятия.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/34/grade/1011/


 

Скачано с www.znanio.ru