Сценарий занятия «Налоговая грамотность» (10-11 класс)

  • docx
  • 14.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия «Налоговая грамотность» (10-11 класс).docx

Сценарий занятия «Налоговая грамотность» (10-11 класс)

 

Цель занятия:

ü  формирование представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства;

ü  формирование ценностного отношения к конституционной обязанности гражданина – уплате налогов.

Формирующиеся ценности: гражданственность.

Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: познавательная беседа с выполнением заданий по группам, решение кейса по группам. Занятие предполагает использование видеоматериалов, игровых элементов.

 

Сценарий

Мотивационная часть

         Сегодня нам предстоит обсудить тему, которая связана с очень важной обязанностью каждого гражданина нашей страны. Эта конституционная обязанность — уплата налогов.

          Делать это мы будем с тремя героями занятия:

 

         Аля ведет свой блог о рисовании, Фунт мечтает стать индивидуальным предпринимателем и открыть парк развлечений, а Дэн давно решил, что будет киберспортсменом. Друзьям очень интересно, как они могли бы участвовать в развитии государства.

        Для того чтобы сформулировать тему занятия, давайте представим, что вы представители администрации города. В одном из ваших районов не хватает мест в школах, а один из корпусов поликлиники вышел из строя. Подумайте и скажите, как вы можете повлиять на ситуацию? Где взять средства для решения этих проблем?

Ответы учеников.

        А теперь, используя имеющиеся у вас знания, скажите, откуда берутся деньги на решение подобных проблем?

Ответы учеников.

        На самом деле деньги на все это появляются благодаря тому, что граждане платят налоги. По факту, уплачивая налоги, вы можете влиять на создание комфортной жизни, привычных нам общественных благ.

 

 

      Лучше погрузиться в тему нам поможет руководитель Федеральной налоговой службы Егоров Даниил Вячеславович. Давайте послушаем его выступление.

Демонстрация выступления федерального спикера.

       Скажите, как влияют налоги на развитие и поддержание благополучия государства? Ответы учеников.

 

Основная часть

            Очень точно о важности налогов как нашего вклада в развитие общественных благ сказал Председатель Правительства России Михаил Владимирович Мишустин:

        Как вы понимаете это высказывание?

Ответы учеников.        

Наши герои тоже согласны с высказыванием, но есть логичный вопрос: как же именно сделать этот вклад?

Ответы учеников.

      Итак, теперь предлагаю перейти к практическим вопросам. Ребята, совсем скоро и вы начнете вносить вклад в развитие государства, так как вам предстоит выбирать профессию в интересующей вас сфере деятельности. Проведем небольшой соц. опрос.

Есть ли здесь те, кто хочет работать в компании/организации? (Ребята поднимают руки). Быть предпринимателем? (Ребята поднимают руки).

А кто думал работать на себя, например, быть репетитором, дизайнером, но не в рамках компании/организации, т. е. быть самозанятым? (Ребята поднимают руки).

        Теперь нам с вами нужно разделиться на 3 группы и выполнить следующее задание. Первая группа — наемные работники, вторая — индивидуальные предприниматели, третья — самозанятые. Вы работаете на себя, ищете клиентов и получаете от них плату за свои услуги.

      Ваша задача посовещаться по группам (самозанятые, индивидуальные предприниматели и наемные работники) и дать ответы на следующие вопросы:

     У вас есть 3 минуты, чтобы подготовить ответы. Засекается 3 минуты.

Примерные ответы учеников: чтобы работать в компании/организации, нужно туда трудоустроиться. Работники компаний/организации платят налог на доход физических лиц. Найти информацию можно на сайте налоговой/обратившись в налоговую. Работники организаций могут выполнять значимую работу — проектировать дома, учить детей и пр. Уплачивать налог, который идет на создание общественных благ.

          Давайте резюмируем и добавим немного информации к вашим ответам.

Сотрудники компаний/организаций платят налог на доходы физических лиц. Для этого нужно подписать с работодателем договор (трудовой или гражданско-правовой). Какая ставка (сколько процентов) составляет НДФЛ от дохода?

Ответы учеников.

        Ставка налога едина для всей страны и составляет 13% для всех без исключения налогоплательщиков. Однако с 2021 года для физических лиц, годовой доход которых превышает 5 млн руб., ставка по НДФЛ составляет 15%. Например, доход работника составил 7 млн руб. Сумма превышения над порогом в 5 млн руб., после которого меняется ставка — 2 млн руб. Именно на эту сумму будет распространяться ставка в 15%. На оставшиеся 5 млн — стандартные 13% (т. е. ставка 13% применима к доходу не больше или равному 5 млн руб.). Деньги, полученные при уплате НДФЛ, могут пойти, например, на ремонт дорог, постройку больницы и пр.

       А чтобы уплачивать налоги было проще, у Федеральной налоговой службы есть сервис — личный кабинет физического лица. Это очень удобный инструмент, который облегчает процесс уплаты налогов. Например, он позволяет получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей.

Давайте посмотрим, как работает кабинет.

Как видите, кабинет налогоплательщика очень упрощает процесс уплаты налогов.

       Следующие — самозанятые.

Примерные ответы учеников: чтобы стать самозанятым, нужно пройти регистрацию, например, с помощью приложения «Мой налог». Самозанятые платят специальный налог — налог на профессиональный доход. Найти информацию можно на сайте налоговой/обратившись в налоговую. Самозанятые могут выполнять значимую работу — проектировать дома, учить детей и пр. Уплачивать налог, который идет на создание общественных благ.

        Какие еще специалисты могут стать самозанятыми?

Примерные ответы учеников: дизайнеры, фотографы, художники, репетиторы и пр.          

      Самозанятые — это граждане, которые работают на себя, но при этом, чтобы получить статус самозанятого, необходимо соответствовать ряду условий:

не должно быть наемных работников;

максимальный доход самозанятого не должен превышать 2 400 000 р. в год, т. е. 200 тыс. р. в месяц.

       Самозанятые платят особый налог — налог на профессиональный доход. Размер налога может быть:

4% с дохода, если сумма получена от физических лиц;

6% с дохода, если сумма получена от юридического лица или индивидуального предпринимателя.

        По факту, регистрацию и оплату налогов самозанятые осуществляют через приложение «Мой налог». Никуда не нужно идти, все очень удобно и делается через приложение.

Как видите, даже если вы работаете сами на себя, из дома, налог на профессиональный доход дает возможность делать вклад в появление парков, детских садов, дорог и пр.

      И последние — индивидуальные предприниматели.

Примерные ответы учеников: чтобы стать ИП, нужно выбрать сферу, организовать работу и найти клиентов; ИП платят специальный налог. Найти информацию можно на сайте налоговой/обратившись в налоговую. Индивидуальные предприниматели могут выполнять значимую работу — создать производство чего-либо. Уплачивать налог, который идет на создание общественных благ.

       Спасибо за ваши ответы! От самозанятого его отличает следующее: ИП может иметь штат от 0 до 130 сотрудников (зависит от режима). Его максимальный доход кратно выше. Ставка налога у ИП зависит от выбранного налогового режима.

         Для индивидуальных предпринимателей тоже есть удобный сервис — личный кабинет индивидуального предпринимателя. Через него можно производить уплату налогов, получать справки, направлять заявления и обращения.

       А как вы считаете, помимо цифровых сервисов, откуда еще вы можете получить помощь при уплате налогов?

Ответы детей.

      По всем вопросам, касающимся налогов, вы можете обращаться в налоговую. В налоговой службе работают сотрудники, которые всегда будут рады вам помочь и ответить на все интересующие вас вопросы!

Заключительная часть

      Мы с вами не просто рассмотрели некоторые налоговые режимы для разных видов деятельности, но убедились, как важен вклад каждого, вне зависимости от того, чем он занимается и в каком формате он это делает. Каждый, уплачивая налоги, может повлиять на появление общественных благ.

       Налоги не просто помогают делать нашу жизнь лучше, комфортнее. Налоги -– твой вклад в общее дело (мы рекомендуем проговорить эту фразу). Именно благодаря добросовестной уплате налогов будут появляться новые школы, университеты, ремонтироваться дороги, развиваться общественный транспорт и пр. Помните, что вы можете повлиять на поддержание благополучия и развитие своего района, города, государства.

        Наше занятие подходит к концу. Мы обсудили с вами важную тему, которая касается значения налогов в жизни государства и общества.

Доступны несколько вариантов заключения.

 

Вариант 1

Кейс «Блогер»

1. Маше 16 лет, она учится в 10 классе. Во время каникул вместе с родителями Маша много путешествует по России и рассказывает об этом в своем Телеграм-канале: пишет посты, снимает видео, делает обзоры на туристические места в разных уголках нашей страны.

        В своем блоге Маша размещает рекламу сервисов по поиску билетов и иногда по просьбе некоторых подписчиков за символическою сумму разрабатывает авторские гайды о путешествиях.

Маша считает, что она не должна платить никаких налогов, поскольку:

во-первых, она несовершеннолетняя,

во-вторых, канал — это ее хобби, а не работа,

в-третьих, сумма, которую она зарабатывает в месяц, не превышает 10 тысяч рублей, да и не каждый месяц она получает деньги.

Вопрос: права ли Маша?

Ответы обучающихся

      

Учитель, подводя итоги обсуждения.

Блог Маши перестает быть хобби, как только она начинает получать с него доход, при этом неважно, каков его размер и периодичность получения. То, что Маша несовершеннолетняя, также не освобождает ее от обязанности платить налоги. Более того, ей нужно зарегистрироваться в качестве предпринимателя либо самозанятого (делается это с письменного согласия родителей) до того, как она возьмет первые деньги от подписчиков или за рекламу в своем телеграмм-канале.

         Ребята, какой вариант регистрации предпочтителен для Маши: как индивидуального предпринимателя или как самозанятой? Знаете ли вы, в чем отличие первого от второго? Ответы обучающихся

         Самый простой вариант для Маши — зарегистрироваться в качестве самозанятой, но в том случае, если она полагает, что ее доход не будет превышать 2,4 млн рублей в год и ее бизнес не разрастется так, что ей нужно будет нанимать сотрудников или заниматься продажей сопутствующих туристических товаров (потому что самозанятым нельзя заниматься перепродажей). Это ограничения для самозанятых.

      Зато зарегистрироваться можно через Госуслуги или приложение «Мой налог». Платить налоги нужно будет также через приложение «Мой налог» без дополнительной отчетности.

      Если бизнес-планы Маши глобальнее, то она может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, у которого возможностей больше, но и отчетности тоже.

 

Вариант 2

В качестве заключения может быть использован материал интерактива.

Ответ 3

 

Ответ 1

 

Ответ 2,3

 

Ответ 1

Ответы 1, 3, 4

 

Ответы 1, 2

Спасибо за работу!     

 

Связь с учебными предметами

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с темами трудовой деятельности, видов налогов и сборов, изучения налогового законодательства.

История: работа с информацией, посвященной налоговым реформам XX-XXI веков. Дополнительные материалы:

Ознакомление с сайтом https://ongbook.ru/ (Модуль 1: История. Теория. Законодательство. Администрирование. Модуль 2: Налоги физического лица, уроки 2.1, 2.3, 2.5) с последующим обсуждением с учителем.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/78/grade/1011/