Сценарий занятия "Волонтеры России" (10-11 класс) Разговоры о важном

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия Волонтеры России (10-11 класс) Разговоры о важном.docx

Сценарий занятия «Волонтеры России» (10-11 класс) Разговоры о важном

 

Тема занятия: «Жить – значит действовать»

        Цель занятия: формирование представления о жизни как проявлении себя в различных видах волонтёрской деятельности, самореализации в конкретных действиях и поступках; воспитание нравственных качеств личности (доброта, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь).

        Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение, гуманизм.

         Продолжительность занятия: 30 минут.

          Рекомендуемая форма занятия: командный квиз «Волонтёры России», беседа.

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− презентация,

− видеоролик,

− интерактивные задания,

− бланки ответов для командного квиза.

 

Структура занятия

Мотивационная часть

           Вступительное слово учителя. Интервью К. Ю. Хабенского. Просмотр видеоролика. Беседа о волонтёрском движении в России.

Содержательная часть

          Групповая работа в интерактивном задании нацелена на актуализацию знаний обучающихся о волонтёрских движениях и ресурсах нашей страны, на понимание: как и в какой волонтёрской работе они смогут себя проявить.

Часть 3. Заключительная.

          Включает рефлексию, творческое задание, заключительное слово учителя.

 

Сценарий занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание занятия

Задача

Мотивационный

5 мин

Вступительное слово

5 декабря, наша страна отмечает День волонтера. Сегодняшний разговор о важном посвящен людям, которые своими ежедневными делами делают наш мир добрее и счастливее.

В России быть волонтером очень почетно. Государство придает волонтерству особое значение и оказывает всестороннюю поддержку. Много знаменитых людей занимаются волонтерской деятельностью. Один из них – К. Ю. Хабенский, российский актер театра и кино, телевидения, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Московского Художественного театра имени Чехова, который сам лично делает много добрых дел. Константин Хабенский открыл благотворительный фонд помощи тяжело больным детям, и со своей командой старается делать все, чтобы вернуть их к полноценной жизни.

Специально для «Разговоров о важном» ваши сверстники встретились с Константином Юрьевичем и задали ему все интересующие их вопросы про волонтеров. Предлагаю всем вместе послушать ответы Константина Хабенского.

Демонстрация интервью

Почему К. Ю. Хабенский, несмотря на его известность, знаменитость, высокую занятость и востребованность в профессии, огромное количество времени посвящает благотворительности и волонтерству?

(ответы учащихся)

Беседа:

Давайте попробуем описать людей, которых принято называть волонтёрами?

Что побуждает людей заниматься волонтёрской деятельностью?

Ответы учащихся

Предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о Дне волонтера в России.

Демонстрация видеоролика

(Приложение 1)

Как вы думаете, почему было принято решение об учреждении Дня волонтёра?

Важно, чтобы обучающиеся пришли к выводу, что государство придает волонтерству особое значение и оказывает всестороннюю поддержку. Как вы относитесь к волонтёрскому движению, в чём вы видите его преимущества?

В каком направлении движения волонтёров вы, возможно, участвуете или хотели бы принять участие? Как вы думаете, с какого возраста можно стать волонтёром?

Ответы обучающихся.

(Волонтёром может стать любой желающий. Для несовершеннолетних старше 14 лет необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.)

Взрослые люди могут принять участие в самых разных направлениях оказания безвозмездной помощи. А как быть ребятам, которые не завершили курс обучения в школе или в колледже? В чём может заключаться ваша помощь?

Ответы обучающихся.

сформировать понимание, что каждый человек проявляет себя в деятельности и поступках, именно они характеризуют его как человека, как профессионала. При обсуждении видеоролика важно выйти с обучающимися на разговор о понимании того, что стимулирует человека к волонтёрской деятельности, что лежит в её основе.

Основная часть

20 мин

Интерактивное задание «Квиз «Волонтёры России»»

Сегодня я предлагаю вам узнать больше о волонтёрстве в России немного необычным способом – через интеллектуальный квиз. Учитель делит класс на 3–4 команды.

Проавила игры:

Квиз состоит из двух категорий вопросов. Время ответа на вопрос составляет (при запуске интерактивного задания учитель устанавливает время 30 с/40 с/60 с – рекомендовано 30–40 секунд) ….

У каждой команды есть бланк для записи ответов на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает один балл, правильные ответы мы узнаем в конце игры. Вы заинтересованы в тихом командном обсуждении ответа на вопрос, чтобы соперники не могли его услышать. При ответе на часть вопросов можно использовать телефоны, на какие именно, я скажу во время игры.

Учитель запускает квиз, выбирает количество команд и устанавливает время на ответ.

Приложение 2

Познакомить с направлениями волонтёрства, дать информацию о платформе DOBRO.RU. Групповая работа, нацелена на актуализацию знаний обучающихся о волонтёрской деятельности, о возможности своего участия в этой деятельности, помогает обучающимся понять, в какой деятельности они смогут проявить себя сами, и как это можно сделать.

Заключительный

5 мин

Подведение итогов

Какой сюжет квиза вызвал у вас наибольший эмоциональный отклик? Почему?

Что нового вы узнали сегодня? На какие размышления подтолкнул вас разговор о волонтёрстве? Какое направление волонтёрства вас заинтересовало? Почему? Ответы обучающихся.

Демонстрация презентации о Добро.Университете

Приложение 3

Во время квиза мы познакомились с платформой Добро.ру. Через неё в один клик можно попасть в Добро.Университет – это ресурс для тех, кто хочет стать волонтёром или побольше узнать о добровольчестве. В Добро.Университете вы познакомитесь с нормами и правилами волонтёрства, узнаете, как устроена работа волонтёра изнутри, разберётесь, какое из направлений волонтёрства вам ближе, сможете приобрести навыки, необходимые для зооволонтёрства, получите ответ на вопрос, как присоединиться к волонтёрскому движению в сфере экологии, и многое другое.

Дополнительное задание на усмотрение учителя (приложение 4)

Интерактивное задание «Филворд» на тему «Синонимы к слову «волонтер»»

 Слова-ответы (для учителя): альтруист, помощник, доброволец, тимуровец, доброхот, благотворитель, филантроп.

       Рекомендую в свободное время посмотреть вместе с родителями фильм о волонтёрстве «#ЯВолонтёр. Истории неравнодушных» и короткометражный фильм о невероятной силе добра и милосердия «ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ» на канале ВКонтакте «ПРО ЛЮДЕЙ и ПРО ВОЙНУ» – https://vk.com/video/@pro_lyudei_i_pro_voinu.

         Мы убедились, что участие в волонтерском движении дает возможность реализовать себя, воспитывает ответственное отношение к окружающему миру. А чтобы стать волонтёром, достаточно лишь вашего желания.

       Предлагаю не откладывать на потом желание стать частью большой волонтёрской семьи и запустить марафон добрых дел в нашей школе, начиная с завтрашнего дня.

       Придумайте доброе дело, которое вы регулярно сможете реализовывать непосредственно в нашей школе, например, помочь учителям начальной школы организовать деятельность первоклассников на переменах (поиграть в настольные или подвижные игры). Вы можете придумать и реализовать как индивидуальный, так и групповой проект.

расширение представлений школьников о волонтёрстве, о людях, которые занимались и занимаются волонтёрской деятельностью, появление у части школьников мотивации к занятию волонтёрской деятельностью.

 

 

Приложение 1

Текст видео

         В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН выдвинула предложение о проведении социально значимого для всего мира праздника – Дня волонтёра, который отмечается 5 декабря. Это сделано не случайно, так как добровольный труд и помощь нуждающимся людям всегда были свойственны человеку. Эти постулаты заложены в культуре разных народов.    

        Сегодня, по данным ООН, до 1 миллиарда людей во всём мире в той или иной форме вовлечены в волонтёрскую деятельность.

        В России начали праздновать День волонтёра с 2017 года, а 2018 год был объявлен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным Годом волонтёра.

        Число волонтёров в России за последние годы выросло в 5 раз. Если раньше волонтёрами были около 3% населения нашей страны, то сегодня уже 15% россиян хотя бы раз в году принимали участие в волонтёрских акциях. В нашей стране волонтёром может стать любой желающий. Сейчас на главном волонтёрском сайте страны Добро.ru зарегистрировано более 4 миллионов человек!

          Разнообразные ресурсы и проекты, объединяющие волонтёров, открыты для всех, кто хотел бы посвятить часть своего времени благому делу. Главное, что объединяет всех этих людей – это желание помогать, не ожидая ничего взамен.

          Олимпиада в Сочи в 2014-м году и чемпионат мира по футболу в 2018-м были успешно проведены при огромной помощи волонтёров. 35 тысяч волонтёров работали на чемпионате мира и 25 тысяч – на Олимпиаде. Они были переводчиками, экскурсоводами, сопровождающими, помощниками в оформлении документов, занимались другими полезными делами в кругу единомышленников.

          Каждый из вас может стать сегодня волонтёром, приносящим пользу обществу. Важно только не останавливаться на планах и мечтах, а стараться их воплощать в реальность. Можно начать делать простые добрые дела уже сегодня: заботиться о родных и близких, шефствовать над младшими школьниками, организовывать интересные мероприятия в классе, школе, городе, сажать деревья, ухаживать за памятниками.

           Важно понимать, как ваши дела и поступки будут восприниматься окружающими людьми. Вызовут ли они признание и уважение, ведь только дело, совершённое во благо людей и значимое для вас самих, заслуживает того, чтобы тратить на него своё время и усилия.

 

Приложение 2

 

Категория 1 «Волонтёры России»

Вопрос 1.1.

         Совершать добрые и нужные поступки можно по- разному, поэтому и у волонтёрства много направлений, где каждый сможет найти себе дело по душе. Внимание на экран.

Учитель запускает видео первого вопроса категории «Волонтёры России».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 1.1. (дикторский текст)

         Социальное волонтёрство.  Это помощь одиноким ветеранам, пожилым людям, детям из детских домов и детям, находящимся на длительном лечении в больницах.

Экологическое волонтёрство. Эковолонтёры сажают деревья, охраняют заповедные территории, очищают водоёмы, организуют раздельный сбор мусора.

Культурное волонтёрство    Активисты этого направления поддерживают порядок в фондах библиотек, музеев, облагораживают памятники и другие объекты культуры, разрабатывают туристические маршруты.

Патриотическое волонтёрство.   Волонтёры патриотического направления восстанавливают и сохраняют памятники героям Отечества, помогают ветеранам боевых действий, рассказывают о героях и достижениях страны через интеллектуальные игры, квесты и другие мероприятия.

Зооволонтёрство.  Зооволонтёры помогают бездомным животным, заботятся, кормят, гуляют и играют с животными в приютах, организуют выставки по их пристройству и сборы необходимых товаров.

Учитель. И это далеко не все направления волонтёрской деятельности.

Внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания).

Как называется направление волонтёрской деятельности, в рамках которого добровольцы занимаются продвижением контента в социальных сетях, средствах массовой информации, создают тексты, фото и видеорепортажи о деятельности некоммерческих организаций и благотворительных фондов?

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

Вопрос 1.2.

Учитель. Ребята, есть место, где можно встретиться с эковолонтёрами сразу из всех уголков России, я сейчас вас с ним познакомлю! Добро пожаловать на платформу «ЭКОСОФИЯ».

Учитель запускает видео второго вопроса категории «Волонтёры России».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 1.2. https://ecosophy.rsv.ru/

Учитель. Ребята, зайдите на сайт проекта и ответьте на ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

Как называется обязательный этап проекта «Экософия», в рамках                              которого участники прокачивают свои эконавыки?

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

Вопрос 1.3.

Продолжает наш квиз вопрос о поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт», деятельность которого можно выделить в отдельное направление волонтёрской деятельности.

Внимание на экран.

Педагог запускает видео третьего вопроса категории «Волонтёры России».

 

Демонстрация видеоролика.

Вопрос 1.3. (дикторский текст)

         В 2010 году в подмосковном Орехово-Зуево четырёхлетняя девочка Лиза Фомкина потерялась вместе с тётей в лесу, и в течение пяти дней их практически никто не искал. Только когда информация о пропавших попала в интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами. Девочку искали почти 500 добровольцев, Лизу нашли, но было уже слишком поздно… Лиза умерла от переохлаждения на девятый (!) день со дня пропажи, а нашли её на десятый день.

         Потрясённые этой трагической историей волонтёры решили объединиться и создать поисково-спасательный отряд, чтобы подобное больше не повторилось.

         Сегодня отряды «ЛизаАлерт» представлены в 64 регионах России, объединение насчитывает более 30 тысяч добровольцев и 128 тысяч спасённых жизней.

Внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания).

Какую помощь могут оказывать отряду те, кому нет 18 лет?

Подсказка: зайдите на сайте Лизы Алерт в раздел «Новичкам» / «Ваш первый поиск»

Педагог запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

Вопрос 1.4.

Учитель. Творить добро вместе всегда легче, и тому пример – Международный благотворительный фонд помощи животным «Дарящие надежду». Предлагаю познакомиться с деятельностью фонда, а затем ответить на вопрос.

Учитель запускает видео четвёртого вопроса категории «Волонтёры России».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 1.4. (дикторский текст)

        Фонд помощи животным «Дарящие надежду» это объединение людей, не безразличных к судьбе животных, попавших в беду, людей, верящих, что мы все в силах помочь братьям нашим меньшим.

        Волонтёры фонда помогают приютам для животных, собирая и доставляя для них корм.

         За счёт средств фонда бездомные животные получают квалифицированную медицинскую помощь.

         Фонд проводит выставки-пристройства приютских животных «ДОМОЙ!», где сотни собак и кошек находят себе владельцев.

         Если ты мечтаешь о собаке, но по каким-то причинам не можешь взять её к себе домой …. То можно выбрать себе подопечного из собак фонда или любого приюта, приезжать к нему в гости, гулять и баловать его. И на планете на одну счастливую собаку станет больше!

Учитель. Ребята, внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

Какой собаке фонд установил памятник в одном из парков Москвы?

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в                              соответствующей графе бланка ответов.

 

Категория 2 «Добро внутри и вокруг нас!»

Учитель. Переходим ко второй категории вопросов нашей игры – «Добро внутри и вокруг нас!».

 

Вопрос 2.1.

Учитель. Вопросы этого тура будут связаны с крупнейшей в России   платформой для добрых дел Добро.ru.

Учитель запускает видео первого вопроса категории «Добро внутри и вокруг нас!».

Демонстрация видеоролика. Вопрос 2.1. (дикторский текст)

           Добро.ру объединяет людей, которые могут сделать мир лучше. Людей, которые не ждут громких слов благодарности, людей, для которых улыбка и счастье в глазах тех, кому помог, выше всяких наград.

          С помощью платформы DOBRO.RU любой желающий может найти волонтёрский проект по душе. А организаторы добрых дел со всей страны – найти единомышленников.

          Буквально в два клика можно поехать на «Игры по программе Специальной Олимпиады» в Казань, подать заявку на получение гранта или записаться на образовательный курс. Для каждого пользователя платформа создаст персонализированную подборку исходя из его местоположения, интересов и волонтёрского опыта.

        ДОБРО.РУ место, где живут добрые дела.

Учитель. Ребята, внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

Сколько лет самому молодому волонтёру на платформе DOBRO.RU?

Подсказка: можно воспользоваться мобильным телефоном и заглянуть в раздел «Волонтёры».

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в                                          соответствующей графе бланка ответов.

Вопрос 2.2.

Ребята, и последний вопрос нашего квиза связан с одним очень необычным журналом. Педагог запускает видео второго вопроса категории «Добро внутри и вокруг нас!»

Демонстрация видеоролика. Вопрос 2.2. (дикторский текст)

         Добро.Журнал это медиапроект, который рассказывает истории о человеческой доброте и теплоте, неравнодушных людях, которые помогают другим, спасают животных и просто делают мир чуточку прекрасней.

        «Читай, вдохновляйся, участвуй!».

Учитель. Внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):

За что установили памятник псу Трезору в Ленинградской области?

Ребята, вам опять понадобятся мобильные телефоны, зайдите на Dobro. Журнал, воспользуйтесь поиском в разделе «Новости» и найдите ответ на этот вопрос.

Учитель запускает таймер.

Команды обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка ответов.

Подведение итогов игры

Ребята, сейчас каждая команда передаёт свой бланк ответов соседней команде справа, и мы начнём проверку ответов. За каждый правильный ответ проставляйте один балл.

Учитель нажимает кнопку «Ответы» (ответы открываются по категориям вопросов).

Ответы:

 

Категория «Волонтёры России»                                                                              1.1. Медиаволонтёрство                                                                                                                1.2. «Я так живу»                                                                                                                        1.3. Распространение ориентировок по социальным сетям                                                                                                                           1.4. Бездомной собаке                                                                                                                         Категория «Добро внутри и вокруг нас!»

2.1. 8 лет

2.2. пёс Трезор спас несколько семей от голодной смерти в блокадном Ленинграде

Учитель.

Подсчитайте сумму очков команды.

Учитель нажимает кнопку интерактива «Подведение итогов» и вводит баллы, набранные командами, нажимает «Узнать победителя».

 

Приложение 3

Демонстрация

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Филворд «Синонимы слова «волонтер»

 

 

Слова-ответы:

альтруист, помощник, доброволец, тимуровец, доброхот, благотворитель, филантроп.

 

Использованный материал: https://razgovor.edsoo.ru/topic/27/grade/1011/


 

Скачано с www.znanio.ru