Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Оценка 5
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
Взрослым
03.06.2018
Данная разработка деловой игры позволяет активизировать и систематизировать знания обучающихся выпускного курса о правилах составления резюме, содержания самопрезентации и прохождения собеседования при приеме на работу; развивает аналитическое мышление, совершенствует навыки монологической и диалогической речи ; формирует профессионально-направленную мотивацию, воспитывает профессионально важные качества такие как, самокритичность, целеустремленность, уверенность в себе, сдержанность, мобильность.
Разработка игры готовая.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНЖЕРОСУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Сценарий деловой игры
«Формула успеха на рынке труда»
Разработчики: преподаватели
Шмидт Т.В., Фомина О.А., Михеева М.П. Тема: Формула успеха на рынке труда.
г. АнжероСудженск, 2016 г
Цель: обучение навыкам эффективного поведения при трудоустройстве на работу.
Задачи:
1. Активизировать и систематизировать знания обучающихся выпускного курса о
правилах составления резюме, содержания самопрезентации и прохождения
собеседования при приеме на работу.
2. Развивать аналитическое мышление, совершенствовать навыки монологической
и диалогической речи.
3. Формировать профессиональнонаправленную мотивацию,
профессионально важные качества такие как,
целеустремленность, уверенность в себе, сдержанность, мобильность.
воспитывать
самокритичность,
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Участники игры:
В качестве соискателей выступают студенты 4 курса очного обучения групп №
312,314, 315.
В качестве экспертов специалисты ЦЗН, работодатели, педагоги ООШ и ДОУ –
выпускники колледжа, преподаватели ГПОУ АСПедК.
Раздаточный материал:
вопросы работодателя работнику на собеседовании;
образцы резюме;
варианты портфолио.
В ходе игры формируются следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
2 ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
Профессиональные компетенции
по специальности 050144 Дошкольное образование
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия
по специальности 050710 Специальное дошкольное образование
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей.
ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного
возраста.
ПК 2.8. Анализировать занятия.
по специальности 050146 Преподавание в начальных классах
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области начального общего образования на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов.
3 Ход игры:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Подведение итогов игры.
Организационный момент.
1.
Ведущий 1: Здравствуйте уважаемые студенты и эксперты рынка труда. Мы
приветствуем вас на уже традиционной деловой игре «Формула успеха на рынке
труда».
(Игра начинается с фрагмента ералаша «40 чертей и одна зеленая муха»(5 мин.)
Ведущий 2. Конечно, это утрированная форма трудоустройства учителя начальных
классов, но на основе ролика можно сделать вывод, что сделать это не так –то легко.
Ведущий 1: Ответственность за выбор человеком своего жизненного пути – задача не
только личная, но и общественная. Наше общество заинтересовано в том, чтобы
каждый человек занял в социальнопрофессиональной структуре именно свое место,
работал в соответствии с призванием. Чем полнее индивидуальные особенности
личности соответствуют требованиям избранной профессии, тем больше вклад в
работу и выше удовлетворенность ей. Растет уверенность в своих силах,
самоуважение и социальное достоинство. Выбрать профессию, найти достойную
работу это значит выбрать жизнь.
Ведущий 2: В названии нашего мероприятия фигурирует словосочетание «формула
успеха». Может, вы думаете, что мы представим вам готовый универсальный рецепт
этой формулы? Заблуждаетесь.
Благодаря собственной внимательности,
наблюдательности и аналитическим возможностям, вы назовете свои составляющие
формулы успеха в конце нашей встречи.
2. Основная часть.
Ведущий 1. (слайд 3) Вопрос «Как найти работу» волнует людей зрелых, молодых и
даже юных. Сейчас существует масса рекомендаций и даже пошаговых инструкций
как действовать при поиске вакансий и устройстве на работу. В сегодняшней игре мы
4 попытаемся смоделировать некоторые ситуации рынка труда и воспользоваться
разумными советами.
Ведущий 2: А помогут нам в этом гости нашей игры. В качестве экспертов рынка
труда у нас присутствуют:
специалист центра занятости населения Ф.И.О.
старший воспитатель МКДОУ «Д.с. № 10» Рубанова Наталья …
старший воспитатель МКДОУ «Д.с. № 9» Левина Юлия…
педагог дополнительного образования Садыкова Олеся Юрьевна.
директор ДК «Судженский» Дамм Семен ….
Ведущий 1. Кстати, важное уточнение, каждый из экспертов бывший выпускник
нашего колледжа. Этим мы хотим подчеркнуть, что диплом нашего учебного
учреждения является отличной стартовой площадкой для построения карьеры. У
каждого из них был и есть свой путь к успеху и своя формула успеха и их советы
будут очень своевременны и полезны для вас.
Ведущий 2. Олеся Юрьевна, вам предоставляется слово. Расскажите о вашем
профессиональном пути, чего вы достигли?
(Вопросы для интервью: был ли ваш путь легким? Назовите самые значимые события
в вашей профессиональной жизни? А вы помните, как пришли устраиваться на
работу? Что бы вы посоветовали при трудоустройстве нашим студентам?)
Ведущий 1: Спасибо, Олеся Юрьевна. Семен …, вы ведь тоже выпускник колледжа?
Как вы считаете это был хороший старт для вашей карьеры?
(Расскажите о вашем пути к успеху и кем вы работаете сейчас? Помните ли первый
рабочий день? Каким он был)
Ведущий 2: Спасибо за то, что поделились опытом.
Социологи и психологи отмечают, что наиболее тревожным моментом при
трудоустройстве выпускников, является стартовый механизм, т.е. с чего начать, где
искать вакансии, неужели ходить по учреждениям и в каждом спрашивать. Ктото
подключает друзей, родственников, смотрит объявления. Но есть простой,
доступный, а главное результативный путь это обращение в ЦЗН. С основными
походами к работе с выпускниками нас познакомит специалист ЦЗН …
(слово специалиста ЦЗН о вариантах обращения в ЦЗ, статистике вакансий на рынке
труда по заявленным специальностям, выступление не более 58 мин.)
Ведущий 1: Спасибо… Итак, немаловажное значение имеет представление
работодателю резюме. При приеме на работу или ее поиске без него не обойтись.
Это, своего рода, визитная карточка человека.
5 Ведущий 2: Чтобы узнать, какие требования предъявляются к этому документу,
обратимся к данному слайду презентации (слайд 4).
Резюмеэто описание себя как профессионала. Кроме автобиографических данных,
образования, опыта работы, в нем указываются дополнительные навыки (например,
знание иностранного языка, умение водить автомашину, пользоваться персональным
компьютером), личные качества и увлечения, наличие полезных навыков, благодаря
которым вы можете оказаться в более выгодном положении и получить работу.
Ведущий 1: Не бойтесь показаться нескромными. Укажите личные качества,
которые являются вашими достоинствами и могут привлечь внимание работодателя.
Желающим получить работу воспитателя, учителя или няни следует отметить у себя
интеллигентность и образованность, любовь к детям, умение работать в команде,
ответственность, коммуникабельность, тактичность, творческий подход к делу,
практический интеллект, пространственнообразное мышление, эстетический вкус.
Ведущий 2: Текст печатается на хорошей бумаге красивым, крупным шрифтом.
Имеет значение все: грамотность и четкость формулировок. Выверенный,
взвешенный текст резюме дополняет ваш внешний облик и служит «одежкой, по
которой встречают».
Ведущий 1: Наши выпускники заранее составили текст резюме. Давайте сейчас
проанализируем варианты резюме нескольких студентов в соответствии с
предъявляемыми к нему требованиями. Присутствующие студенты обратите
внимание на комментарии, они могут быть вам полезны, вы сможете внести
необходимые дополнения, а может быть изменения в свои резюме.
Ведущий 2: Экспертам следует оценить: содержание и стиль изложения резюме.
Критерии оценки резюме вы видите на слайде 6:
оформление (шрифт, бумага мятая или нет);
содержание (наличие всех основных пунктов резюме, орфографическая и
пунктуационная грамотность)
полнота представленной информации.
(Проводится совместный анализ представленных резюме).
Ведущий 1: Для представления резюме приглашается представитель специальности
Преподавание в начальных классах.
(представление резюме 1 студентом)
Ведущий 2. Уважаемые гости, скажите ваше мнение.
Ведущий 1. Теперь представитель специальности Дошкольное образование.
6 Ведущий 2. Давайте проанализируем данное резюме.
Ведущий1. Спасибо участникам и экспертам за их мнение.
Ведущий 2: Следующий этап нашей игры Собеседование (слайд 7)
Ведущий 1: Далеко не всегда при приеме на работу солидные рекомендации и
впечатляющие резюме гарантируют удачу. Главное — это собеседование, или
интервью. Это своеобразная психологическая дуэль, в которой обе стороны
останутся в выигрыше, если вам удастся найти общий язык с работодателем. От
впечатления, которое вам удалось произвести в первые 30 секунд, зависит ваш
успех.
(ролик о приеме на работу, фрагмент фильма «Большая перемена»)
Ведущий 2: Трудоустройство на работу– это венец целого ряда испытаний. Если вас
все же пригласили на собеседование, то (и тут не важно, есть ли у вас опыт, или нет)
возникают вопросы: «Как вести себя на собеседовании? Как удачно пройти
собеседование?» Во время собеседования у вас есть всего 15 20 минут, чтобы
проявить себя как идеально подходящего на заявленную должность специалиста,
настоящего профессионала, да и просто идеального человека! Необходимо, чтобы
интервьюер узнал как можно больше о вас: о вашем отношении к работе, о навыках и
опыте.
Ведущий 1: Экспертам предстоит проверить навыки участников игры в
собеседовании.
Ведущий 1: Пока студенты готовятся к проведению собеседования, мы предоставим
слово потенциальным работодателям. Дайте, пожалуйста, основные рекомендации
по подготовке к собеседованию, на что вы обращаете внимание при приеме на
работу? Слово предоставляется…
(эксперты высказывают свое мнение Рубанова и Левина)
Ведущий 2: Скажите, а может ли соискатель задать вопросы работодателю в ходе
собеседования? И какие вопросы допустимы, и какие вы бы не рекомендовали
задавать?
Ведущий 2: Для подготовки участника для собеседования вам предлагается 5 минут.
Помните о том, что не всегда работодатель обладает достаточным временем для
беседы, хорошим настроением. Поэтому к собеседованию Вам необходимо
подготовиться и психологически.
(Ролевая игра начинается с порога импровизированного кабинета. Звучит музыка,
пока участники готовятся).
7 Ведущий 1: Итак, соискателю предлагается занять место за столом. Эксперты и
студенты смоделируют ситуацию собеседования. Далее в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к прохождению собеседования нам важно сделать
анализ и озвучить рекомендации. В обсуждении могут принимать участие и
преподаватели, и студенты выпускники.
Ведущий 2: Перед тем как мы пригласим первого соискателя работы, обратите
внимание на слайд 10, на котором представлены критерии оценки участника
собеседования:
речь;
внешний вид;
ответы на вопросы;
манеры поведения.
Ведущий 1: Приглашаем первого соискателя работы.
Ведущий 2: А теперь мы попросим экспертов сделать свой анализ участника
собеседования (анализ делается после каждого собеседования).
Ведущий 1: Скажите, какого кандидата Вы бы приняли на работу? Почему?
(Соискатели проходят собеседование. Садятся на свое место)
Ведущий 2: Скоро вам предстоит еще одно испытание – персональное распределение
выпускников, которое состоится________________. На нем будут присутствовать
представители от работодателя. Мы надеемся, что навыки, полученные на этой игре
и тренингах у психолога, вы сможете применить в реальной ситуации.
Ведущий 1: Вам необходимо заявить о себе как о потенциальном работнике, т.е.
сделать собственную презентацию.
Ведущий 2: Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом
случае мы производим какоето впечатление на окружающих, хотим мы этого или
нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно. Важность
самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните русскую поговорку на эту
тему «Встречают по одежке — провожают по уму»
Ведущий 1: Сейчас вашему вниманию будет представлена самопрезентация которую
подготовила студентка группы 315 Лиманова Вероника.
8 Ведущий 2: Чтобы Вы еще добавили в самопрезентацию. Ваши вопросы и
рекомендации (пауза). Мы надеемся, что эта информация также поможет Вам
подготовиться к самопрезентации на персональном распределении выпускников.
3. Подведение итогов игры
Ведущий 2: Наша игра подошла к концу. Вспомните, пожалуйста, свою цель,
поставленную в начале игры. Подумайте, достигли ли Вы ее (пауза).Озвучьте,
пожалуйста, полученный результат.
Ведущий 1: (слайд 11) Итак, в чем формула успеха на рынке труда?
Заслушиваются ответы студентов.
Ведущий 1: Спасибо за игру. Всего доброго (слайд 13).
Приложение
Какие качества указать в резюме?
Предлагаем Вам возможные варианты личных качеств человека для резюме:
Приложение № 4
активность;
аналитические способности;
быстрая обучаемость;
вежливость;
внимательность;
высокая работоспособность;
гибкость;
дисциплинированность;
коммуникабельность;
9
креативность;
настойчивость;
находчивость;
неконфликтность;
оптимизм;
ораторское мастерство;
организаторские способности;
организованность;
ориентация на результат;
ответственность;
отзывчивость;
порядочность;
предприимчивость;
презентабельная внешность;
принципиальность;
пунктуальность;
рационализаторство;
самоконтроль;
самокритичность;
самостоятельность;
скрупулезность;
способность к быстрому / самостоятельному принятию решений;
справедливость;
стремление к повышению профессионального уровня / самосовершенствованию /
профессиональному росту / развитию;
стрессоустойчивость;
творческий подход к поиску способов выполнения поставленных задач;
трудолюбие;
уверенность в себе;
умение адаптироваться к переменам;
умение работать в команде;
умение убеждать;
хорошая дикция;
целеустремленность;
честность;
чувство юмора;
энергичность.
Данный список персональных качеств в резюме не является исчерпывающим, его можно
продолжить!
Приложение № 5
Вопросы, которые могут быть заданы во время собеседования
при приеме на работу
1. Почему Вы хотите работать у нас?
2. Каким опытом, который был бы Вам полезен на этой работе, Вы обладаете?
10 3. Что Вам нравится / не нравится на Вашем последнем месте работы?
4. Какие наиболее полезные уроки Вы вынесли с предыдущих мест работы?
5. Как Вы оцениваете свой профессиональный рост?
6. Как долго Вы планируете работать у нас?
7. Как быстро Вы можете войти в курс наших дел и активно преступить к выполнению своих
обязанностей?
8. Что Вы планируете делать через пять лет?
9. Что стало Вашим самым крупным достижением?
10. Можете ли Вы работать в экстренной и напряженной производственной ситуации?
11. Что является Вашими лучшими чертами?
12. Почему мы должны нанять именно Вас?
13. Расскажите, как Вы поступаете в проблематичной ситуации?
14. Какую последнюю книгу Вы прочитали?
15. Как долго Вы ищете работу?
16. Почему Вы считаете, что можете претендовать на более высокую должность чем у Вас когда
либо была?
17. Есть ли у Вас вопросы?
18. Приходилось ли Вам обманывать?
19. Хотели бы Вы занять место Вашего руководителя?
20. Что Вы думаете о своем руководителе?
21. Опишите ситуацию, когда Вы или Ваша работа были подвергнуты критике.
22. Расскажите мне о себе.
23. Оцените себя по шкале от одного до десяти?
24. Вы предпочитаете работать в коллективе или в одиночку?
25. Это замечательный ответ, а теперь чтобы я мог быть более объективен, дайте мне пример
ситуации, где Вы были не столь успешны.
26. Что является Вашей слабостью?
27. Когда принятие решения для Вас проблематично?
28. Можете ли Вы принять рискованное решение?
29. Видите в моих руках блокнот? Продайте мне его.
30. Почему Вы так мало зарабатывали?
31. Что плохого Вы знаете о нашей компании?
32. Что Вы можете ответить людям негативно относящимся к Вашей профессии?
33. Почему Вы решили сменить место работы?
34. С какими людьми Вы любите работать, а с какими нет? Можете ли Вы успешно работать с
разными людьми?
35. Я не совсем уверен, что Вы подходите для этой работы.
11
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Сценарий деловой игры «Формула успеха на рынке труда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.