Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Оценка 4.9

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Оценка 4.9
Библиография
docx
библиотека
5 кл
16.11.2017
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Данная разработка содержит сценарий к внеклассному мероприятию по изучению местного фольклора . Используются былины, сказания Марии Шалауровой-местной сказительницы, собирательницы фольклора Устьянского района Архангельской области., которая проживала в селе Бестужево Устьянского района Архангельской области. Ею были записаны былины, сказания, "Устьянская свадьба", Также были использованы местные диалекты.файл содержит сценарий мероприятия по изучению местного фольклора
Изба сказаний.docx
Сценарий мероприятия « Изба сказаний» по былинам и сказаниям Марии Шалауровой- собирательницы фольклора Устьянского районе Архангельской области. Автор сценария учитель Бестужевской школы Некрасова Елена Васильевна. В сценарии использованы былины М.И.Шалауровой и диалекты из Устьянского народного словаря. Цель: приобщение к культурному наследию Устьянского района Задачи: воспитывать любовь к культуре своего народа, развивать творческие способности, изучить творческое наследие М.И.Фёдоровой- Шалауровой воспитать интерес к историческому прошлому своего края приобщиться к местному диалекту (Выбегают дети, встречают гостей) Дети: «Чьи-то вы будите, откуль приехали? Гостям- то мы завсегды рады. Мати, встречай гостей!» (Выходит женщина в народном костюме с караваем) Хозяйка дома. «Со многих- то городов Руси матушки едет, едет всякий крещёный люд во хлебосольную деревню Бестужеву на самом берегу нашей любимой Устьи матушки. Уж и хороша- то наша Бестужева. Бестужева- то деревня главная. Да на красе- то она поставлена.Да стоит- то она веки вечные, стоит- то она да славится.Проходите гости дорогие, но сперва отведайте нашего бестужевского хлебушка» (Гости пробуют каравай, дети исполняют частушки) Хозяйка . А сейчас, прежде чем войти в новую избу, возьмите по полену . Раньше , кто входил в новую избу , брал полено, которое в избе бросал, отпугивая бисев. (Гости входят в избу,вешают на счастье окову,хозяйка приглашает всех сесть за столы, дети заползают на печь) Участники действия в народных костюмах садятся на лавки и начинают кто прясть,кто чесать, а дед- зашивать валенок. Женщина 1 Садитесь рядком, да поговорим ладком Бестужево –то основано во времена- то давние . А вковды , этого не помнят наши сторожилы, ещё задолго до того времени, вковды с нами воевал хранцуз. Вот сюды-то , в наши непроходимые леса прибежал граф Бестужев, спасаясь от смерти. Их было два брата .Царь на них прогневался и велел казнить их. Одного брата казнили, а другой успел скрыться, спасаясь в дремучих устьянских лесах. Прибежал сюды, да здисека и остался. С ним пребежало ещё 4 человека: Шалим, Жох, Тим и Холоп. Шалим на горе Бестужевской стал жить и деревня стала называться Шалимово. Тим и Жох около речки Верюги и деревни стали называться Тимоневская и Жоховская. А Холоповская – недалеко от Верюги на берегу Устьи . Деревня стала называться Холоповская. Граф Бестужев стал жить на берегу Устьи и стала называться именем графа Бестужево.(Былина Шалауровой) Частушки о деревнях исполняют дети Бережная на базаре, на торгу. Бестужево стоит на берегу,Тимоневска в ямоцке, Жоховская на поляноцке.В Дьяковской бани на боку, а Уголены не курят табаку.В Турихах река глубока, в Заберёзове – крутые берега.На Илясове смольницки, на Сметане лесовозницки. В Коромыслове горы высоки, на Шалимове большие мужики .В Шаткурге кольца льют, в Погорелке поцетки куют. На Пестове обряжаются. В Вольгине просить сряжаются.В Пушкине овёс не дорос, а в Коростине невеяная рожь. Женщина2 Вот как пишет о Бестужево Иоанн Верюжский в конце XIX века. «Редко можно встретить на Севере такую прекрасную и очаровательную местность, как у « Праведного». Тут природа постаралась превзойди самую себя. Большая река Усья с красивым островком тихо катит свои воды с востока на запад. На левом берегу в полуверсте от реки , несколько вековых сосен, как гиганты какие возвышаются над молодым лесом. С другой стороны две речки, в полуверсте одна от другой , впадающие в Усью , образуют между собой ровный, испещрённый цветами луг. Две церкви, высокая шатровая деревянная и каменная красивой архитектуры, с массивной и высокой колокольной стоят на выступе высокой горы. Высоко над церквами, на самой вершине горы виднеется небольшая деревня, огни коей в ночное время издалека кажутся звёздами. Дорога проходит по самому берегу Усьи. Окружающие село деревни , то стоящие на самом берегу реки, то стоящие на возвышенностях, то опускающиеся на самые берега реки с их полями и лугами дают ей самый красивый вид, не уступающий видам Швейцарии.» Женщина 3 Бестужево- легендарное село. И хотя многое утеряно, уничтожено временем, людьми, но до сих пор в нём витает дух времени, старины. Когда-то у нас был самый большой приход Верюжско- Введенский. Через Бестужево проходил тракт в Архангельск, Вельск, Котлас. Мы гордимся, что в Бестужево началось образование в Устьянах, была открыта первая больница,леспромхоз, самоучка Грачёв соорудил первую турбину , у нас был самый большой лесхимучасток. Женщина4 А ещё в Бестужево 24 марта 1878г родилась Мария Шалаурова, собирательница фольклора. 25 лет она проработала на Устье ,учительницей . В долгие зимние вечера Мария Ильинична приглашала к себе в гости деревенских старушек. В совершенно непринуждённой обстановке была записана целиком « Устьянская свадьба», полностью местный « Месяцеслов» , легенды, сказки, песни, поверья. Переехав в Вельскую школу взрослых , Мария Ильинична создаёт хор- театральную студию, которая воспроизводит на сцене « Устьянскую свадьбу» . Надежда Константиновна Крупская, побывавшая на концерте, поблагодарила артистов и их руководителя за прекрасную инсценировку . Женщина 1.Творческое наследие Фёдоровой- Шалауровой велико и по объёму , и по богатству,разнообразна география ее творчества. Деревни Филинская, Орлово, Березник, Вежа, Череново, Пушкино, Илатово и, конечно, Бестужево- читаешь и удивляешься : «Всё наголо наши названия, все о них слыхали». Идём за ягодами на Светик и вспоминаем былину об этом озере Дети с печи. Дедушка, дедушка, расскажи о Светике Дедушка. « В семи верстах от Шалимово это озеро. В древние времена тут чудь жила. Праздников не почитали, другой веры были. Вот деревня- то и провалилась, а на её месте озеро образовалось, в котором корова жила и людей хватала. Привели попа, осветили озеро, и корова перестала выходить из озера и пужать людей. Правда, по ночам на озере стоны чудятся». Ребёнок 1 Дедушка, а помнишь ты мне рассказывал о пушке, расскажи девочкам Дедушка рассказывает былину о Пушкинском озере «Прежде у озера были непроходимые леса. Жили там нерусские. Постоянно воевали. У них была пушка. Раз напали они на соседей, а те их победили и забрали пушку, а шо делать с пушкой и не ведают. Тогды спустили они пушку в озеро. Деревню построили, а озеро Пушкинским назвал» Женщина 2 Каждый год на этом озеро проводят соревнование по рыбной ловле. Женщина3 А рыбы - то, говорят много под Илатово на Устье Женщина4 Много сказывают, да место это страшное: народу много тонет. Это место называется «Водяной- золотой кафтан». Как говорят: Усья не вскроется и не закроется без утопленника. «Раз отправился осенью парень рыбак ловить рыбу около Водяного золотого кафтана. А мати как узнала, где сын рыбачить собрался, на шею ему повесила крест, в воск наговорила молитву и велела близко не подъезжать к проклятому месту. А он не послушался, вот лодку-то и опрокинуло и пошёл он ко дну. Ковды очухался, то увидел себя во дворце серебряном, а рядом сидит весь в золотых да в самоцветных каменьях сидит старик и говорит: Я самый главный водяной на Усьянских землях, мне такого молодца и надо. Послужи кА мне. Пошли на землю и послужу. Стал читать да петь молитвы. Слушал Водяной, не вытерпел и сказал: « Такого дурака мне не надо!» и выкинул его на берег. Увидали парня девки, побежали сказать мужикам, матери, парня откачали, девять молебнов отслужили.И ныне часто видят , как перед утопленником из воды водяной показывается и играет: засвистит , золотыми искрами засвитятся. Ребёнок 1 А вчера бабушка такое рассказала, что все зарявкали, а она пуще всех .Бабушка, расскажи- ко, только не реви. Женщина 1 Да как не реветь, жалостливая она больно, вот послушайте. «У богача богатейшего был единственный сын .Когда сыну исполнилось 18, стал отец подумывать о жонитьбе на богатой купеческой дочери. А Иван любил Марьюшку скромницу, работящую.Ещё с малых лет и дали заклятье не расставаться. А отец парня не слушает, готовится к свадьбе. Иван Марьюшку успокаивает: «Мы свою свадьбу справим». Вот настал день свадьбы Ивана с купеческой дочкой. Стоит он под венцом, как покойник, на невесту не смотрит. А когда повели молодых в опочевальню, Иван оставил молодицу и убежал к Марьюшке. « Мы дали клятву жить вместе и умереть должны вместе» сказал он. Выпели они мёд с ядом и замертво упали, обнявшись. Говорят в один гроб их положили. А на могиле выросли цветочки невиданные, весёленькие- на одном цветочке по два и прозвали эти цветочки Иван –да- Марья. Ребёнок2 Я тоже ревела, когда бабушка рассказывала «Гусельки» о любви безответной, приворотной, А вот за «Нищую купчиху» порадовалась. Девки потом расскажу как подменили невесту. Ребёнок 3 А я вот слышала от дедушки, как один мужик захотел разбоготеть и заложил душу нечистому. Ребёнок4 Это ты про Сидорову мельницу? Ребёнок 1Как вспомню, как биси с Сидором расправились, жутко становится. Женщина 2 И Катюху то как жалко . Не могла предать она своей веры. Сына порешила и сама умерла . Соседи больно жалели их . Парень был смирный и Катюха хорошая, баба работяшая. Похоронили, а это место назвали «Катюхина роща» Ребёнок 2Баба, а это шо за сундук под лавкой? Женщина 3Несико, мезонька, сюды сундук- то (Дети с хозяйкой рассматривают содержимое сундука) Ребёнок 3. А это што? Это золотой рожок. 3 раза вокруг головы обведи, три раза протруби- всё, что надо получишь. Этот рожок Иван получил от птички. А птичка- то была царевной, её ведьма заколдовала. Иван три раза птичку окунул в пареном молоке, птичка и приняла человеческий облик. А Иван с помощью рожка получил меч кладенец, которым порешил ведьму- мачеху.Говаривают « Рожок во дворец пришёл, счастье привёл» Женщина 4. А это волшебный пояс, который Катя получила от старушки за доброту. На смотринах князь сразу обратил внимание на девушку и одел ей на палец кольцо .Сёстры от зависти с помощью зелья завладели поясом. Да только пояс у них превратился в змею, а у Кати змейка- опять в пояс. На свадьбе Кати и князя старушка им яблоко дала, чтоб никакое колдовство не было страшно Ребёнок4. А вот это перстенёк. Женщина1. Да, это золотой перстень , который был дан младшему сыну за любовь и заботу об отце Перстень не простой, а вековешний. 3 раза на пальце передерни, он и исполнит все желания. Через многие испытания Ивану пришлось пройти с помощью толкового пояса. А мечом кладенцом он всех змей порешил, которые в людей превращались, зло творили.И в « Царице волчице» опять с помощью меча , а ещё и воды, которой спрыснул старичок и превратил медвежонка в царевича, а царевич волчицу в царевну. Женщина 2. А как вы думаете, как могли использовать герои клубок ниток? (Дети отвечают) В «Огненном змее» клубок ниток показывал дорогу . С помощью меча Иван нашёл своё счастье- царевну, которую он спас от огненного змея. Ведь он дал зарок: «Сам погибну, а царевну спасу» А ещё и ружьё помогло героям и снова перстень , и клубок ниток в сказке «Тетёра». Женщина3Ты моей внуке вчера о каком кладе рассказала? На Бабьей горе? Женщина 4Нет, слушай, о другом кладе. Это « за деревней Череновской в 25 верстах. В стародавнешние времена в тех местах баловали разбойники. Всё награбленное сюды привозили. Один разбойник в местную девку влюбився, а жонится на ней не мог, ведь как никак разбойник. Девка опечалилась и отравилась. Отец донёс начальству. Разбойники когда прознали , шо их имать будут, вырыли яму и туды всё богатство положили и дали зарок : «На этот клад 100 человеческих голов положат. А парня- то разбойники убили и в яму бросили . Говорят он ходит. Саблей машет , клад сторожит». Женщина1 « Ой,девки,я думаю не тот клад шо в земле зарыт, а люди , наши. Вот в этом доме Иоанн Верюжский жил, а ещё в этом доме знатная ткачиха жила Евдокия Кожевникова, чьи половики « с пирогами» украшают многие музеи страны. А в Шенкурске проходит Евдокиевские дни, в рамках которых проходит фестиваль по ткачеству. А у нас какие дни? (Дети отвечают Прокопьевские дни) Женщина 2. 21 июня у нас отмечают Прокопьев день . К этому дню приурочена Прокопьевская ярмарка. Вот как о ярмарке говорится в одной из бестужевских былин, записанных Марией Шалауровой. «И стали к нам в Бестужево отовсюль купцы приезжати. А народу на ярмарках видимо- невидимо. Наезжали из Великого Устюга, Вологды, Архангельска, Каргополя, Новгорода, с большой реки Волхова. Всяких –то товаров навезут, всякой- то всячины. А шо пушнины-то, всякой- то птицы- видимо-невидимо. Вот и стала наша матушка Бестужево красоваться да славиться, отовсюль к ней народ идёт и едет пеший и конный- урыва нет! Со всех –то сторон народ. Кто на ярмарку, а кто больше к нашему угоднику Прокопию Праведному поклониться- Бестужевой-то полюбоваться. Бестужевой- то любуются, да красоте – то дивуются, что деревня-то наша славная, да на красе- то поставлена. Стоит-то Бестужева красуется нам на раденье и всему люду православному на великое хваленье, да на большое прославленье». Женщина 3 А вот в этом сундуке тоже клад.И клад этот две книги: «Устьянские былины», « Устьянский словарь», в котором собраны слова и выражения наших бабушек и дедушек.Давайте выйдем за порог и послушаем Устьянский говорок.( Чтение диалектов из книги. Можно провести в виде игры.) Хозяйка дома приглашает всех за стол попить чай с пирогами. Используемая литература: Устьянские былины /сост.М.И.Фёдорова Шалаурова , худ.Е.В.Канаева-Вологд.ИД Вологжанин 2011-79с.ил Устьянский народный словарь[МБУК «Устьянский краевед. Музей.-ред А.А.Истомин,В.В.Мамонов идр. –п.Октябрьский Устьянский краев. Музей 2012(ООО «Вельти»)

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2017