сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"

  • Библиография
  • docx
  • 16.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка содержит сценарий к внеклассному мероприятию по изучению местного фольклора . Используются былины, сказания Марии Шалауровой-местной сказительницы, собирательницы фольклора Устьянского района Архангельской области., которая проживала в селе Бестужево Устьянского района Архангельской области. Ею были записаны былины, сказания, "Устьянская свадьба", Также были использованы местные диалекты.файл содержит сценарий мероприятия по изучению местного фольклора
Иконка файла материала Изба сказаний.docx
Сценарий мероприятия « Изба сказаний» по былинам и сказаниям Марии Шалауровой- собирательницы фольклора Устьянского районе Архангельской области. Автор сценария учитель Бестужевской школы Некрасова Елена Васильевна. В сценарии использованы былины М.И.Шалауровой и диалекты из Устьянского народного словаря. Цель: приобщение к культурному наследию Устьянского района Задачи: воспитывать любовь к культуре своего народа, развивать творческие способности, изучить творческое наследие М.И.Фёдоровой- Шалауровой воспитать интерес к историческому прошлому своего края приобщиться к местному диалекту (Выбегают дети, встречают гостей) Дети: «Чьи-то вы будите, откуль приехали? Гостям- то мы завсегды рады. Мати, встречай гостей!»(Выходит женщина в народном костюме с караваем) Хозяйка дома. «Со многих- то городов Руси матушки едет, едет всякий крещёный люд во хлебосольную деревню Бестужеву на самом берегу нашей любимой Устьи матушки. Уж и хороша- то наша Бестужева. Бестужева- то деревня главная. Да на красе- то она поставлена.Да стоит- то она веки вечные, стоит- то она да славится.Проходите гости дорогие, но сперва отведайте нашего бестужевского хлебушка» (Гости пробуют каравай, дети исполняют частушки) Хозяйка . А сейчас, прежде чем войти в новую избу, возьмите по полену . Раньше , кто входил в новую избу , брал полено, которое в избе бросал, отпугивая бисев. (Гости входят в избу,вешают на счастье окову,хозяйка приглашает всех сесть за столы, дети заползают на печь) Участники действия в народных костюмах садятся на лавки и начинают кто прясть,кто чесать, а дед- зашивать валенок. Женщина 1 Садитесь рядком, да поговорим ладком Бестужево –то основано во времена- то давние . А вковды , этого не помнят наши сторожилы, ещё задолго до того времени, вковды с нами воевал хранцуз. Вот сюды-то , в наши непроходимые леса прибежал граф Бестужев, спасаясь от смерти. Их было два брата .Царь на них прогневался и велел казнить их. Одного брата казнили, а другой успел скрыться, спасаясь в дремучих устьянских лесах. Прибежал сюды, да здисека и остался. С ним пребежало ещё 4 человека: Шалим, Жох, Тим и Холоп. Шалим на горе Бестужевской стал жить и деревня стала называться Шалимово. Тим и Жох около речки Верюги и деревни стали называться Тимоневская и Жоховская. А Холоповская – недалеко от Верюги на берегу Устьи . Деревня стала называться Холоповская. Граф Бестужев стал жить на берегу Устьи и стала называться именем графа Бестужево.(Былина Шалауровой) Частушки о деревнях исполняют детиБережная на базаре, на торгу. Бестужево стоит на берегу,Тимоневска в ямоцке, Жоховская на поляноцке.В Дьяковской бани на боку, а Уголены не курят табаку.В Турихах река глубока, в Заберёзове – крутые берега.На Илясове смольницки, на Сметане лесовозницки. В Коромыслове горы высоки, на Шалимове большие мужики .В Шаткурге кольца льют, в Погорелке поцетки куют. На Пестове обряжаются. В Вольгине просить сряжаются.В Пушкине овёс не дорос, а в Коростине невеяная рожь. Женщина2 Вот как пишет о Бестужево Иоанн Верюжский в конце XIX века. «Редко можно встретить на Севере такую прекрасную и очаровательную местность, как у « Праведного». Тут природа постаралась превзойди самую себя. Большая река Усья с красивым островком тихо катит свои воды с востока на запад. На левом берегу в полуверсте от реки , несколько вековых сосен, как гиганты какие возвышаются над молодым лесом. С другой стороны две речки, в полуверсте одна от другой , впадающие в Усью , образуют между собой ровный, испещрённый цветами луг. Две церкви, высокая шатровая деревянная и каменная красивой архитектуры, с массивной и высокой колокольной стоят на выступе высокой горы. Высоко над церквами, на самой вершине горы виднеется небольшая деревня, огни коей в ночное время издалека кажутся звёздами. Дорога проходит по самому берегу Усьи. Окружающие село деревни , то стоящие на самом берегу реки, то стоящие на возвышенностях, то опускающиеся на самые берега реки с их полями и лугами дают ей самый красивый вид, не уступающий видам Швейцарии.» Женщина 3 Бестужево- легендарное село. И хотя многое утеряно, уничтожено временем, людьми, но до сих пор в нём витает дух времени, старины. Когда-то у нас был самый большой приход Верюжско- Введенский. Через Бестужево проходил тракт в Архангельск, Вельск, Котлас.Мы гордимся, что в Бестужево началось образование в Устьянах, была открыта первая больница,леспромхоз, самоучка Грачёв соорудил первую турбину , у нас был самый большой лесхимучасток. Женщина4 А ещё в Бестужево 24 марта 1878г родилась Мария Шалаурова, собирательница фольклора. 25 лет она проработала на Устье ,учительницей . В долгие зимние вечера Мария Ильинична приглашала к себе в гости деревенских старушек. В совершенно непринуждённой обстановке была записана целиком « Устьянская свадьба», полностью местный « Месяцеслов» , легенды, сказки, песни, поверья. Переехав в Вельскую школу взрослых , Мария Ильинична создаёт хор- театральную студию, которая воспроизводит на сцене « Устьянскую свадьбу» . Надежда Константиновна Крупская, побывавшая на концерте, поблагодарила артистов и их руководителя за прекрасную инсценировку . Женщина 1.Творческое наследие Фёдоровой- Шалауровой велико и по объёму , и по богатству,разнообразна география ее творчества. Деревни Филинская, Орлово, Березник, Вежа, Череново, Пушкино, Илатово и, конечно, Бестужево- читаешь и удивляешься : «Всё наголо наши названия, все о них слыхали». Идём за ягодами на Светик и вспоминаем былину об этом озере Дети с печи. Дедушка, дедушка, расскажи о Светике Дедушка. « В семи верстах от Шалимово это озеро. В древние времена тут чудь жила. Праздников не почитали, другой веры были. Вот деревня- то и провалилась, а на её месте озеро образовалось, в котором корова жила и людей хватала. Привели попа, осветили озеро, и корова перестала выходить из озера и пужать людей. Правда, по ночам на озере стоны чудятся». Ребёнок 1 Дедушка, а помнишь ты мне рассказывал о пушке, расскажи девочкамДедушка рассказывает былину о Пушкинском озере «Прежде у озера были непроходимые леса. Жили там нерусские. Постоянно воевали. У них была пушка. Раз напали они на соседей, а те их победили и забрали пушку, а шо делать с пушкой и не ведают. Тогды спустили они пушку в озеро. Деревню построили, а озеро Пушкинским назвал» Женщина 2 Каждый год на этом озеро проводят соревнование по рыбной ловле. Женщина3 А рыбы - то, говорят много под Илатово на Устье Женщина4 Много сказывают, да место это страшное: народу много тонет. Это место называется «Водяной- золотой кафтан». Как говорят: Усья не вскроется и не закроется без утопленника. «Раз отправился осенью парень рыбак ловить рыбу около Водяного золотого кафтана. А мати как узнала, где сын рыбачить собрался, на шею ему повесила крест, в воск наговорила молитву и велела близко не подъезжать к проклятому месту. А он не послушался, вот лодку-то и опрокинуло и пошёл он ко дну. Ковды очухался, то увидел себя во дворце серебряном, а рядом сидит весь в золотых да в самоцветных каменьях сидит старик и говорит: Я самый главный водяной на Усьянских землях, мне такого молодца и надо. Послужи кА мне. Пошли на землю и послужу. Стал читать да петь молитвы. Слушал Водяной, не вытерпел и сказал: « Такого дурака мне не надо!» и выкинул его на берег. Увидали парня девки, побежали сказать мужикам, матери, парня откачали, девять молебнов отслужили.И ныне часто видят , как перед утопленником из воды водяной показывается и играет: засвистит , золотыми искрами засвитятся. Ребёнок 1 А вчера бабушка такое рассказала, что все зарявкали, а она пуще всех .Бабушка, расскажи- ко, только не реви. Женщина 1 Да как не реветь, жалостливая она больно, вот послушайте. «У богача богатейшего был единственный сын .Когда сыну исполнилось 18, стал отец подумывать ожонитьбе на богатой купеческой дочери. А Иван любил Марьюшку скромницу, работящую.Ещё с малых лет и дали заклятье не расставаться. А отец парня не слушает, готовится к свадьбе. Иван Марьюшку успокаивает: «Мы свою свадьбу справим». Вот настал день свадьбы Ивана с купеческой дочкой. Стоит он под венцом, как покойник, на невесту не смотрит. А когда повели молодых в опочевальню, Иван оставил молодицу и убежал к Марьюшке. « Мы дали клятву жить вместе и умереть должны вместе» сказал он. Выпели они мёд с ядом и замертво упали, обнявшись. Говорят в один гроб их положили. А на могиле выросли цветочки невиданные, весёленькие- на одном цветочке по два и прозвали эти цветочки Иван –да- Марья. Ребёнок2 Я тоже ревела, когда бабушка рассказывала «Гусельки» о любви безответной, приворотной, А вот за «Нищую купчиху» порадовалась. Девки потом расскажу как подменили невесту. Ребёнок 3 А я вот слышала от дедушки, как один мужик захотел разбоготеть и заложил душу нечистому. Ребёнок4 Это ты про Сидорову мельницу? Ребёнок 1Как вспомню, как биси с Сидором расправились, жутко становится. Женщина 2 И Катюху то как жалко . Не могла предать она своей веры. Сына порешила и сама умерла . Соседи больно жалели их . Парень был смирный и Катюха хорошая, баба работяшая. Похоронили, а это место назвали «Катюхина роща» Ребёнок 2Баба, а это шо за сундук под лавкой? Женщина 3Несико, мезонька, сюды сундук- то (Дети с хозяйкой рассматривают содержимое сундука) Ребёнок 3. А это што? Это золотой рожок. 3 раза вокруг головы обведи, три раза протруби- всё, что надо получишь. Этот рожок Иван получил от птички. А птичка- то была царевной, её ведьма заколдовала. Иван три раза птичкуокунул в пареном молоке, птичка и приняла человеческий облик. А Иван с помощью рожка получил меч кладенец, которым порешил ведьму- мачеху.Говаривают « Рожок во дворец пришёл, счастье привёл» Женщина 4. А это волшебный пояс, который Катя получила от старушки за доброту. На смотринах князь сразу обратил внимание на девушку и одел ей на палец кольцо .Сёстры от зависти с помощью зелья завладели поясом. Да только пояс у них превратился в змею, а у Кати змейка- опять в пояс. На свадьбе Кати и князя старушка им яблоко дала, чтоб никакое колдовство не было страшно Ребёнок4. А вот это перстенёк. Женщина1. Да, это золотой перстень , который был дан младшему сыну за любовь и заботу об отце Перстень не простой, а вековешний. 3 раза на пальце передерни, он и исполнит все желания. Через многие испытания Ивану пришлось пройти с помощью толкового пояса. А мечом кладенцом он всех змей порешил, которые в людей превращались, зло творили.И в « Царице волчице» опять с помощью меча , а ещё и воды, которой спрыснул старичок и превратил медвежонка в царевича, а царевич волчицу в царевну. Женщина 2. А как вы думаете, как могли использовать герои клубок ниток? (Дети отвечают) В «Огненном змее» клубок ниток показывал дорогу . С помощью меча Иван нашёл своё счастье- царевну, которую он спас от огненного змея. Ведь он дал зарок: «Сам погибну, а царевну спасу» А ещё и ружьё помогло героям и снова перстень , и клубок ниток в сказке «Тетёра». Женщина3Ты моей внуке вчера о каком кладе рассказала? На Бабьей горе? Женщина 4Нет, слушай, о другом кладе. Это « за деревней Череновской в 25 верстах. В стародавнешние времена в тех местах баловали разбойники. Всё награбленное сюды привозили. Один разбойник в местную девку влюбився, ажонится на ней не мог, ведь как никак разбойник. Девка опечалилась и отравилась. Отец донёс начальству. Разбойники когда прознали , шо их имать будут, вырыли яму и туды всё богатство положили и дали зарок : «На этот клад 100 человеческих голов положат. А парня- то разбойники убили и в яму бросили . Говорят он ходит. Саблей машет , клад сторожит». Женщина1 « Ой,девки,я думаю не тот клад шо в земле зарыт, а люди , наши. Вот в этом доме Иоанн Верюжский жил, а ещё в этом доме знатная ткачиха жила Евдокия Кожевникова, чьи половики « с пирогами» украшают многие музеи страны. А в Шенкурске проходит Евдокиевские дни, в рамках которых проходит фестиваль по ткачеству. А у нас какие дни? (Дети отвечают Прокопьевские дни) Женщина 2. 21 июня у нас отмечают Прокопьев день . К этому дню приурочена Прокопьевская ярмарка. Вот как о ярмарке говорится в одной из бестужевских былин, записанных Марией Шалауровой. «И стали к нам в Бестужево отовсюль купцы приезжати. А народу на ярмарках видимо- невидимо. Наезжали из Великого Устюга, Вологды, Архангельска, Каргополя, Новгорода, с большой реки Волхова. Всяких –то товаров навезут, всякой- то всячины. А шо пушнины-то, всякой- то птицы- видимо-невидимо. Вот и стала наша матушка Бестужево красоваться да славиться, отовсюль к ней народ идёт и едет пеший и конный- урыва нет! Со всех –то сторон народ. Кто на ярмарку, а кто больше к нашему угоднику Прокопию Праведному поклониться- Бестужевой-то полюбоваться. Бестужевой- то любуются, да красоте – то дивуются, что деревня-то наша славная, да на красе- то поставлена. Стоит-то Бестужева красуется нам на раденье и всему люду православному на великое хваленье, да на большое прославленье». Женщина 3 А вот в этом сундуке тоже клад.И клад этот две книги: «Устьянские былины», « Устьянский словарь», в котором собраны слова и выражения наших бабушек идедушек.Давайте выйдем за порог и послушаем Устьянский говорок.( Чтение диалектов из книги. Можно провести в виде игры.) Хозяйка дома приглашает всех за стол попить чай с пирогами. Используемая литература: Устьянские былины /сост.М.И.Фёдорова Шалаурова , худ.Е.В.Канаева-Вологд.ИД Вологжанин 2011-79с.ил Устьянский народный словарь[МБУК «Устьянский краевед. Музей.-ред А.А.Истомин,В.В.Мамонов идр. –п.Октябрьский Устьянский краев. Музей 2012(ООО «Вельти»)