Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Оценка 4.9
Библиография
docx
библиотека
5 кл
16.11.2017
Данная разработка содержит сценарий к внеклассному мероприятию по изучению местного фольклора . Используются былины, сказания Марии Шалауровой-местной сказительницы, собирательницы фольклора Устьянского района Архангельской области., которая проживала в селе Бестужево Устьянского района Архангельской области. Ею были записаны былины, сказания, "Устьянская свадьба", Также были использованы местные диалекты.файл содержит сценарий мероприятия по изучению местного фольклора
Изба сказаний.docx
Сценарий мероприятия « Изба
сказаний» по былинам и сказаниям
Марии Шалауровой- собирательницы
фольклора Устьянского районе
Архангельской области.
Автор сценария учитель Бестужевской школы
Некрасова Елена Васильевна. В сценарии
использованы былины М.И.Шалауровой и
диалекты из Устьянского народного словаря.
Цель: приобщение к культурному наследию
Устьянского района
Задачи:
воспитывать любовь к культуре своего народа,
развивать творческие способности,
изучить творческое наследие М.И.Фёдоровой-
Шалауровой
воспитать интерес к историческому прошлому
своего края
приобщиться к местному диалекту
(Выбегают дети, встречают гостей)
Дети: «Чьи-то вы будите, откуль приехали? Гостям- то мы
завсегды рады. Мати, встречай гостей!» (Выходит женщина в народном костюме с караваем)
Хозяйка дома. «Со многих- то городов Руси матушки едет,
едет всякий крещёный люд во хлебосольную деревню
Бестужеву на самом берегу нашей любимой Устьи матушки.
Уж и хороша- то наша Бестужева. Бестужева- то деревня
главная. Да на красе- то она поставлена.Да стоит- то она
веки вечные, стоит- то она да славится.Проходите гости
дорогие, но сперва отведайте нашего бестужевского
хлебушка»
(Гости пробуют каравай, дети исполняют частушки)
Хозяйка . А сейчас, прежде чем войти в новую избу,
возьмите по полену . Раньше , кто входил в новую избу , брал
полено, которое в избе бросал, отпугивая бисев.
(Гости входят в избу,вешают на счастье окову,хозяйка
приглашает всех сесть за столы, дети заползают на печь)
Участники действия в народных костюмах садятся на лавки и
начинают кто прясть,кто чесать, а дед- зашивать валенок.
Женщина 1 Садитесь рядком, да поговорим ладком
Бестужево –то основано во времена- то давние . А вковды ,
этого не помнят наши сторожилы, ещё задолго до того
времени, вковды с нами воевал хранцуз. Вот сюды-то , в
наши непроходимые леса прибежал граф Бестужев, спасаясь
от смерти. Их было два брата .Царь на них прогневался и
велел казнить их. Одного брата казнили, а другой успел
скрыться, спасаясь в дремучих устьянских лесах. Прибежал
сюды, да здисека и остался. С ним пребежало ещё 4
человека: Шалим, Жох, Тим и Холоп. Шалим на горе
Бестужевской стал жить и деревня стала называться
Шалимово. Тим и Жох около речки Верюги и деревни стали
называться Тимоневская и Жоховская. А Холоповская –
недалеко от Верюги на берегу Устьи . Деревня стала
называться Холоповская. Граф Бестужев стал жить на берегу
Устьи и стала называться именем графа Бестужево.(Былина
Шалауровой)
Частушки о деревнях исполняют дети Бережная на базаре, на торгу. Бестужево стоит на
берегу,Тимоневска в ямоцке, Жоховская на поляноцке.В
Дьяковской бани на боку, а Уголены не курят табаку.В
Турихах река глубока, в Заберёзове – крутые берега.На
Илясове смольницки, на Сметане лесовозницки. В
Коромыслове горы высоки, на Шалимове большие мужики .В
Шаткурге кольца льют, в Погорелке поцетки куют. На
Пестове обряжаются. В Вольгине просить сряжаются.В
Пушкине овёс не дорос, а в Коростине невеяная рожь.
Женщина2 Вот как пишет о Бестужево Иоанн Верюжский
в конце XIX века. «Редко можно встретить на Севере такую
прекрасную и очаровательную местность, как у «
Праведного». Тут природа постаралась превзойди самую
себя. Большая река Усья с красивым островком тихо катит
свои воды с востока на запад. На левом берегу в полуверсте
от реки , несколько вековых сосен, как гиганты какие
возвышаются над молодым лесом. С другой стороны две
речки, в полуверсте одна от другой , впадающие в Усью ,
образуют между собой ровный, испещрённый цветами луг.
Две церкви, высокая шатровая деревянная и каменная
красивой архитектуры, с массивной и высокой колокольной
стоят на выступе высокой горы. Высоко над церквами, на
самой вершине горы виднеется небольшая деревня, огни
коей в ночное время издалека кажутся звёздами. Дорога
проходит по самому берегу Усьи. Окружающие село
деревни , то стоящие на самом берегу реки, то стоящие
на возвышенностях, то опускающиеся на самые берега
реки с их полями и лугами дают ей самый красивый
вид, не уступающий видам Швейцарии.»
Женщина 3 Бестужево- легендарное село. И хотя многое
утеряно, уничтожено временем, людьми, но до сих пор в нём
витает дух времени, старины.
Когда-то у нас был самый большой приход Верюжско-
Введенский. Через Бестужево проходил тракт в Архангельск,
Вельск, Котлас. Мы гордимся, что в Бестужево началось образование в
Устьянах, была открыта первая больница,леспромхоз,
самоучка Грачёв соорудил первую турбину , у нас был самый
большой лесхимучасток.
Женщина4 А ещё в Бестужево 24 марта 1878г родилась
Мария Шалаурова, собирательница фольклора. 25 лет она
проработала на Устье ,учительницей . В долгие зимние
вечера Мария Ильинична приглашала к себе в гости
деревенских старушек. В совершенно непринуждённой
обстановке была записана целиком « Устьянская свадьба»,
полностью местный « Месяцеслов» , легенды, сказки, песни,
поверья. Переехав в Вельскую школу взрослых , Мария
Ильинична создаёт хор- театральную студию, которая
воспроизводит на сцене « Устьянскую свадьбу» . Надежда
Константиновна Крупская, побывавшая на концерте,
поблагодарила артистов и их руководителя за прекрасную
инсценировку .
Женщина 1.Творческое наследие Фёдоровой- Шалауровой
велико и по объёму , и по богатству,разнообразна
география ее творчества. Деревни Филинская, Орлово,
Березник, Вежа, Череново, Пушкино, Илатово и, конечно,
Бестужево- читаешь и удивляешься : «Всё наголо наши
названия, все о них слыхали».
Идём за ягодами на Светик и вспоминаем былину об этом
озере
Дети с печи. Дедушка, дедушка, расскажи о Светике
Дедушка. « В семи верстах от Шалимово это озеро. В
древние времена тут чудь жила. Праздников не почитали,
другой веры были. Вот деревня- то и провалилась, а на её
месте озеро образовалось, в котором корова жила и людей
хватала. Привели попа, осветили озеро, и корова перестала
выходить из озера и пужать людей. Правда, по ночам на
озере стоны чудятся».
Ребёнок 1 Дедушка, а помнишь ты мне рассказывал о пушке,
расскажи девочкам Дедушка рассказывает былину о Пушкинском озере
«Прежде у озера были непроходимые леса. Жили там
нерусские. Постоянно воевали. У них была пушка. Раз напали
они на соседей, а те их победили и забрали пушку, а шо
делать с пушкой и не ведают. Тогды спустили они пушку в
озеро. Деревню построили, а озеро Пушкинским назвал»
Женщина 2 Каждый год на этом озеро проводят
соревнование по рыбной ловле.
Женщина3 А рыбы - то, говорят много под Илатово на Устье
Женщина4 Много сказывают, да место это страшное:
народу много тонет. Это место называется «Водяной- золотой
кафтан». Как говорят: Усья не вскроется и не закроется без
утопленника. «Раз отправился осенью парень рыбак ловить
рыбу около Водяного золотого кафтана. А мати как узнала,
где сын рыбачить собрался, на шею ему повесила крест, в
воск наговорила молитву и велела близко не подъезжать к
проклятому месту. А он не послушался, вот лодку-то и
опрокинуло и пошёл он ко дну. Ковды очухался, то увидел
себя во дворце серебряном, а рядом сидит весь в золотых
да в самоцветных каменьях сидит старик и говорит: Я самый
главный водяной на Усьянских землях, мне такого
молодца и надо. Послужи кА мне. Пошли на землю и
послужу. Стал читать да петь молитвы. Слушал Водяной, не
вытерпел и сказал: « Такого дурака мне не надо!» и выкинул
его на берег. Увидали парня девки, побежали сказать
мужикам, матери, парня откачали, девять молебнов
отслужили.И ныне часто видят , как перед утопленником из
воды водяной показывается и играет: засвистит , золотыми
искрами засвитятся.
Ребёнок 1 А вчера бабушка такое рассказала, что все
зарявкали, а она пуще всех .Бабушка, расскажи- ко, только
не реви.
Женщина 1 Да как не реветь, жалостливая она больно, вот
послушайте. «У богача богатейшего был единственный
сын .Когда сыну исполнилось 18, стал отец подумывать о жонитьбе на богатой купеческой дочери. А Иван любил
Марьюшку скромницу, работящую.Ещё с малых лет и дали
заклятье не расставаться. А отец парня не слушает,
готовится к свадьбе. Иван Марьюшку успокаивает: «Мы свою
свадьбу справим». Вот настал день свадьбы Ивана с
купеческой дочкой. Стоит он под венцом, как покойник, на
невесту не смотрит. А когда повели молодых в опочевальню,
Иван оставил молодицу и убежал к Марьюшке. « Мы дали
клятву жить вместе и умереть должны вместе» сказал он.
Выпели они мёд с ядом и замертво упали, обнявшись.
Говорят в один гроб их положили. А на могиле выросли
цветочки невиданные, весёленькие- на одном цветочке по
два и прозвали эти цветочки Иван –да- Марья.
Ребёнок2 Я тоже ревела, когда бабушка рассказывала
«Гусельки» о любви безответной, приворотной, А вот за
«Нищую купчиху» порадовалась. Девки потом расскажу как
подменили невесту.
Ребёнок 3 А я вот слышала от дедушки, как один мужик
захотел разбоготеть и заложил душу нечистому.
Ребёнок4 Это ты про Сидорову мельницу?
Ребёнок 1Как вспомню, как биси с Сидором расправились,
жутко становится.
Женщина 2 И Катюху то как жалко . Не могла предать она
своей веры. Сына порешила и сама умерла . Соседи больно
жалели их . Парень был смирный и Катюха хорошая, баба
работяшая. Похоронили, а это место назвали «Катюхина
роща»
Ребёнок 2Баба, а это шо за сундук под лавкой?
Женщина 3Несико, мезонька, сюды сундук- то
(Дети с хозяйкой рассматривают содержимое сундука)
Ребёнок 3. А это што? Это золотой рожок. 3 раза вокруг
головы обведи, три раза протруби- всё, что надо получишь.
Этот рожок Иван получил от птички. А птичка- то была
царевной, её ведьма заколдовала. Иван три раза птичку окунул в пареном молоке, птичка и приняла человеческий
облик. А Иван с помощью рожка получил меч кладенец,
которым порешил ведьму- мачеху.Говаривают « Рожок во
дворец пришёл, счастье привёл»
Женщина 4. А это волшебный пояс, который Катя
получила от старушки за доброту. На смотринах князь сразу
обратил внимание на девушку и одел ей на палец кольцо
.Сёстры от зависти с помощью зелья завладели поясом. Да
только пояс у них превратился в змею, а у Кати змейка- опять
в пояс. На свадьбе Кати и князя старушка им яблоко дала,
чтоб никакое колдовство не было страшно
Ребёнок4. А вот это перстенёк.
Женщина1. Да, это золотой перстень , который был дан
младшему сыну за любовь и заботу об отце Перстень не
простой, а вековешний. 3 раза на пальце передерни, он и
исполнит все желания. Через многие испытания Ивану
пришлось пройти с помощью толкового пояса. А мечом
кладенцом он всех змей порешил, которые в людей
превращались, зло творили.И в « Царице волчице» опять с
помощью меча , а ещё и воды, которой спрыснул старичок и
превратил медвежонка в царевича, а царевич волчицу в
царевну.
Женщина 2. А как вы думаете, как могли использовать
герои клубок ниток?
(Дети отвечают) В «Огненном змее» клубок ниток показывал
дорогу . С помощью меча Иван нашёл своё счастье- царевну,
которую он спас от огненного змея. Ведь он дал зарок: «Сам
погибну, а царевну спасу» А ещё и ружьё помогло героям и
снова перстень , и клубок ниток в сказке «Тетёра».
Женщина3Ты моей внуке вчера о каком кладе рассказала?
На Бабьей горе?
Женщина 4Нет, слушай, о другом кладе. Это « за деревней
Череновской в 25 верстах. В стародавнешние времена в тех
местах баловали разбойники. Всё награбленное сюды
привозили. Один разбойник в местную девку влюбився, а жонится на ней не мог, ведь как никак разбойник. Девка
опечалилась и отравилась. Отец донёс начальству.
Разбойники когда прознали , шо их имать будут, вырыли яму
и туды всё богатство положили и дали зарок : «На этот клад
100 человеческих голов положат. А парня- то разбойники
убили и в яму бросили . Говорят он ходит. Саблей машет ,
клад сторожит».
Женщина1 « Ой,девки,я думаю не тот клад шо в земле
зарыт, а люди , наши. Вот в этом доме Иоанн Верюжский
жил, а ещё в этом доме знатная ткачиха жила Евдокия
Кожевникова, чьи половики « с пирогами» украшают многие
музеи страны. А в Шенкурске проходит Евдокиевские дни, в
рамках которых проходит фестиваль по ткачеству. А у нас
какие дни?
(Дети отвечают Прокопьевские дни)
Женщина 2. 21 июня у нас отмечают Прокопьев день . К
этому дню приурочена Прокопьевская ярмарка. Вот как о
ярмарке говорится в одной из бестужевских былин,
записанных Марией Шалауровой. «И стали к нам в Бестужево
отовсюль купцы приезжати. А народу на ярмарках видимо-
невидимо. Наезжали из Великого Устюга, Вологды,
Архангельска, Каргополя, Новгорода, с большой реки
Волхова. Всяких –то товаров навезут, всякой- то всячины. А
шо пушнины-то, всякой- то птицы- видимо-невидимо. Вот и
стала наша матушка Бестужево красоваться да славиться,
отовсюль к ней народ идёт и едет пеший и конный- урыва
нет! Со всех –то сторон народ. Кто на ярмарку, а кто больше
к нашему угоднику Прокопию Праведному поклониться-
Бестужевой-то полюбоваться. Бестужевой- то любуются, да
красоте – то дивуются, что деревня-то наша славная, да на
красе- то поставлена. Стоит-то Бестужева красуется нам на
раденье и всему люду православному на великое хваленье,
да на большое прославленье».
Женщина 3 А вот в этом сундуке тоже клад.И клад этот две
книги: «Устьянские былины», « Устьянский словарь», в
котором собраны слова и выражения наших бабушек и дедушек.Давайте выйдем за порог и послушаем Устьянский
говорок.( Чтение диалектов из книги. Можно провести в виде
игры.)
Хозяйка дома приглашает всех за стол попить чай с
пирогами.
Используемая литература:
Устьянские былины /сост.М.И.Фёдорова Шалаурова ,
худ.Е.В.Канаева-Вологд.ИД Вологжанин 2011-79с.ил
Устьянский народный словарь[МБУК «Устьянский краевед.
Музей.-ред А.А.Истомин,В.В.Мамонов идр. –п.Октябрьский
Устьянский краев. Музей 2012(ООО «Вельти»)
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Сценарий к внеклассному мероприятию "В мире местного фольклора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.