Сценарий классного часа «Ты имеешь право»

  • Культурные мероприятия
  • Работа в классе
  • docx
  • 22.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект окажет неоценимую помощь при подготовке классного руководителя в проведении недели правовой культуры. Дети познакомятся в игровой форме с понятиями «право», «конвенция». Сказочные герои помогут детям в доступной форме разобраться в той или иной ситуации. На протяжении всего классного часа учитель воспитывает гражданско-патриотические чувства у учащихся младших классов; развивает коммуникативные качества учащихся.Документ Microsoft Word (.docx)
Иконка файла материала Сценарий классного часа Ты имеешь право.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка Сценарий классного часа «Ты имеешь право» подготовила учитель начальных классов Шкут Елена Васильевна г. Липецк2014 г. Задача.  Рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребёнка». Цели. 1. Познакомить детей с понятиями «право», «конвенция» 2. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие. 3. Воспитывать гражданско­патриотические чувства у учащихся младших классов;                              развивать коммуникативные качества учащихся. Оборудование. Плакаты:  «Конвенция», «Право на имя», «Право на жизнь», «Право на своё мнение», «Право на  образование», карточки с заданием. Костюмы сказочных персонажей для инсценировок. Ход мероприятия. 1 этап. «Конвенция» ­ основной документ о правах ребёнка. Цель: познакомить детей с основным документом, гарантирующим права детей – «Конвенция о  правах ребёнка». Учитель: ­ Ребята, сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Как вы думаете, какие права  должен иметь ребёнок? (Ответы детей). ­ Сейчас вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь  от   неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учёбы, помогают  подготовиться к взрослой жизни. Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединённых Наций  (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта  организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребёнка» (показывает  копию документа). Конвенция – это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства  соблюдать права каждого ребёнка. ­ Ребята, а гражданами какой страны вы являетесь? (Ответы). Так вот, наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему  миру заботиться о своих малолетних гражданах. И вот мы с вами  на примере сказочных  персонажей посмотрим, какие права вам гарантирует наше правительство. 2 этап. «Право на имя». Цель: рассмотреть на примере  Дюймовочки и Буратино первое право ребёнка – право на  имя. Познакомить с первым документом ребёнка – Свидетельством о рождении. Учитель: ­ Ребята, внимательно послушайте отрывок из известной вам сказки: «…И как только она  поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что­то щёлкнуло, цветок распустился. Это был  точь­в­точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали … Дюймовочка».­ Слово Дюймовочка это что?  (Ответы детей (имя)). ­ А как назвал Папа Карло мальчика, которого он выстругал из полена? (Ответы детей). ­ Буратино – это что? (Имя). ­ Ребята, как вы думаете, о каком праве мы сейчас говорили? (Ответы детей). Учитель: ­ Да, ребята, в «Конвенции о правах ребёнка» говорится о том, что каждый имеет право на  имя. У каждого из вас есть имя. Назовите, пожалуйста, ваши имена. (Дети по очереди называют  свои имена). ­  Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в  специальный документ – Свидетельство о рождении (показывает). Это первый документ  ребёнка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его  благополучии. Итак, первое право, которое имеет каждый ребёнок – право на имя.  3 этап. «Право на жизнь». Цель: познакомить детей с правом на жизнь на примере сказки «Колобок» и обратить  внимание на то, что каждый, в том числе и ребёнок, должен стремиться защищать себя и свою  жизнь.  Учитель: ­ А теперь посмотрите инсценирование отрывка из сказки. Если вы поймёте, что герою  сказки угрожает опасность, поднимите руку. (Отрывок из сказки «Колобок» ­ сцена встречи Колобка с Лисой). ­ Какая опасность угрожает Колобку? Какое право нарушила Лиса? (Ответы детей). ­ Да, ребята, лиса нарушила право, которое имеет каждый человек, и оно также записано в  Конвенции – это право на жизнь. ­ А в каких сказках, которые вы знаете, также нарушается это право? (Ответы детей «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»), ­ Каждый человек должен сам стремиться защищать себя и  свою  жизнь, в том числе и дети:  прежде всего не впускать никого чужого в дом, не вступать в доверительные разговоры с  незнакомыми людьми, соблюдать правила дорожного движения, не играть с огнём и др. ­ Ребята, на примере Колобка с каким правом мы познакомились? (Ответы детей – право на  жизнь). Физминутка 4 этап. «Право на своё мнение» Цель: на примере персонажей из сказки «Федорино горе» познакомить с правом на своё  мнение и необходимости его высказывать. Стук в дверь. В классе появляются «тарелки», «корыто», «кочерга» (дети). ­ Откуда вы, гости, милые? ­ Из сказки «Федорино горе». ­ Что же с вами случилось? Ведущий: и ответило корыто: Корыто: «На Федору я сердито». Ведущий: и сказала кочерга: Кочерга: «Я Федоре не слуга». Ведущий: и тарелки вьются­вьются, А Федоре не даются: Тарелки: «Лучше в поле пропадём, А к Федоре не пойдём!»«Да, ­ промолвил медный таз, ­  Поглядите вы на нас: Мы поломаны, побиты, Мы помоями облиты». Ведущий: и ответила посуда (хором): «Было нам у бабы худо, Не любила нас она, Била, била нас она, Запылила, закоптила, Загубила нас она. Оттого­то мы от бабы Убежали как от жабы,  И  гуляли по полям, По болотам, по лугам, А к неряхе ­ замарахе, Не воротимся!» Учитель:  ­Ребята! Жалко вам посуду? Обратите внимание, что посуда тоже имеет право выражать  своё мнение. И она высказала его, поступила так, как сочла нужным. ­ Изменилась ли Федора после того, как посуда высказала ей своё мнение? (Ответы детей). Входит Федора: ­ «Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!». Учитель: ­ О каком праве мы сейчас говорили?  5 этап. «Право на образование» Цель: детям предлагается разгадать ребус и самостоятельно сформулировать следующее  право – право на образование, обратить внимание на их главную задачу – хорошо учиться.  Перед детьми на доске вывешены плакаты с изображением ситуаций, связанных с  образованием: ( Буратино идёт в школу; мама учит сына читать; дети сидят за компьютером и др.) Детям предлагается составить рассказ по картинкам. Обобщение. Отгадав ребус, дети формулируют следующее право.                 ,       ,, Т=Г    ,                          пениеВ результате получили слово «ОБРАЗОВАНИЕ». Каждый ребёнок имеет право на  образование, он учится в школе, пишет, читает, играет с друзьями. У детей есть и «волшебные  друзья», которые помогают им развивать своё мышление и сообразительность, помогают им  учиться (загадки).  Загадки   1.    Стоит дом:       Кто в него войдёт,      Тот и ум приобретёт. (Школа). 2.   Тридцать три сестрички                   Ростом невелички.                   Если знаешь их секрет,                   То найдёшь на все ответ. (Буквы).   3.   Грамоты не знаю,      А весь век пишу. (Ручка).   4.   Не куст, а с листочками,      Не рубашка, а сшита,      Не человек, а рассказывает. (Книга).   5.   До чего же, скучно, братцы,                  На чужой спине кататься!      Дал бы кто мне пару ног,     Чтобы сам я бегать мог,     Я б такой исполнил танец!     Да нельзя, я школьный … (Ранец). Учитель: ­ Они любят, чтобы дети бережно обращались с ними.  ­ Итак, о каком же праве мы сейчас говорили? Ребята, вы имеете право на                образование и ваша задача хорошо учиться.  6 этап. Подведение итогов.  Учитель: ­ Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как вы усвоили свои права, о которых    мы сегодня  говорили. (Детям раздаются карточки с заданием, один ребёнок отвечает у доски). Соедините линиями, какое право ­ к какой сказке относится:                                    «Право на жизнь»                         «Дюймовочка»«Право на образование»          «Красная Шапочка»                                    «Право на имя»                                 «Федорино горе»                                    «Право на своё мнение»                    «Буратино»                  Учитель: ­ Ребята, с какими правами мы сегодня познакомились? А как называется     документ, в  котором они записаны? (Ответы).  ­  А ещё в Конвенции записаны и другие права, но с ними мы познакомимся на следующих  занятиях. Список использованной литературы 1.  Нормативные правовые документы. Права ребёнка. М.; Издательство «Творческий центр»,  2008 г. 2.   Андерсен  Г.Х. Дюймовочка. Издательство «Махаон», 2011 г. 3.   Шарль Перро.  Красная Шапочка.  Издательство «Фламинго», 2011 г. 4.  Корней Чуковский.  Федорино горе.  Издательство «ПРОФ­ПРЕСС»,  2003 г. 5.  Толстой А.Н. Сказки. Издательство «Астрель», 2009 г.