Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
чтение
7 кл
05.05.2019
Конкурс стихов Ф.И.Тютчева проводится с целью познакомить детей с ОВЗ с прекрасными стихами великого русского поэта, поэта чистого искусства. Совершенствуя свои навыки выразительного чтения, умение держаться на сцене перед зрителем, учащиеся приобщаются к прекрасному сами и приобщают других. Почти все стихи, используемые в сценарии не включены в школьную программу.
конкурс стихов Тютчева.docx
Конкурс стихов Ф.И.Тютчева
Цели:
вырабатывать навыки выразительного чтения лирического
произведения;
формировать нравственноэстетическое отношение
к природе и окружающему миру.
Здравствуйте, ребята, дорогие гости! Сегодня мы поговорим с вами о
творчестве Ф.И.Тютчева – великого русского поэта. Вся поэзия
Тютчева представлена стихотворениями о любви, природе; поэт
размышляет и о смысле человеческой жизни. Потому, что Тютчев пишет
лишь о своих чувствах, не рассчитывая произвести стихотворениями
впечатление на публику и изменить чтото в общественных отношениях,
мы называем его поэтом чистого искусства.
Природа у Тютчева — это и течение человеческой жизни, и смена
времен года, и все явления, волнующие поэта. Тютчев говорит о
временах года, находя во всех отражения разных состояний его души и
всегда в каждом свою прелесть.
Сегодня мы окунёмся в поэзию Тютчева. Затронем тему природы в его
творчестве. Чувство природы пробудилось в поэте ещё в детстве, среди
рек, озёр и полей усадьбы Овстуг.
Природа в поэзии Тютчева очеловечена, одухотворена. Она словно
живое существо. В его стихотворениях природа дышит, радуется,
грустит.
Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же
– главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые
отношения.
Стихотворение «Неохотно и несмело» послушайте в исполнении ...,
ученика 5 б класса.
Неохотно и несмело.
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась изза тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула Вся смятённая земля.
Следующее стихотворение прочтет ученица 7 б класса ... «Как весел
грохот летних бурь».
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчивобезумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут из вершины,
Как совещаясь меж собой,
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И койгде первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…
1851
Еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева о самом любимом времени года
детворы прочтёт ...., ученик 7 б класса.
Полдень.
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
В августе 1857 года вышло в свет стихотворение Ф.И.Тютчева
«Смотри, как роща зеленеет…» Его прочтет ...., ученица 6 б класса.
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
Август 1857
Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он
пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у поэта –
это живое, разумное существо.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» Ф.И.Тютчева на ваш
суд представит ученица 6 б класса ....
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле… 22 августа 1857
А сейчас это же стихотворение прочтет ученица 8 б класса ...
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле… 22 августа 1857
Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые
,трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.
Стихотворение «Листья» Ф.И. Тютчева прочтет ..., ученица 5 б
класса.
ЛИСТЬЯ
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ли за ними
И нам улететь!
О буйные ветры, скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!...
Лирика Тютчева проникнута восторгом и величием перед красотой
природы. Тютчев восхищается природой даже тогда, когда она увядает.
Но золотая пора бывает недолгой, и на смену приходит волшебница –
зима. Стихотворение «Чародейкою –Зимою..» расскажет ученик 5 а
класса ....
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
31 декабря 1852
Это прекрасное стихотворение «Чародейкою – Зимою» было написано
в канун Нового 1852 года. Оно прозвучит и в исполнении ..., ученицы 6
б класса.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
31 декабря 1852
Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты
времён года. Например, переход от зимы к весне. Как раз об этом и
расскажет ученица 6 б класса ... Ф.И.Тютчев «Зима недаром
злится…»
Зима не даром злится, Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
1836
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре
времени года. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского
бурного таяния снегов до тёплых, майских дней.
... , ученица 6 а класса, прочтет стихотворение.
Весенние воды.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Стихотворение «Весенняя гроза» передаёт возвышенную потютчевски красоту мира. Очень часто в стихотворениях поэт описывает такое
явление природы, как гроза. ..., ученица 6 б класса, прочтет это
замечательное произведение Ф.И. Тютчева.
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не мокнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Более всего поэта привлекала весна как торжество жизни над
увяданием, как символ обновления мира.
..., 8 б класс, прочтет стихотворение « И в божьем мире то ж
бывает…»
И в божьем мире то ж бывает,
И в мае снег идет порой.
А уж весна не унывает
И говорит : «Черед за мной!»
Бессильно, как она не злится
Несвоевременная дурь.
Метели, вьюги улеглися.
Уж близко время летних бурь…
Следующее стихотворение о весне исполнит.... Ученица 8 б класса
«Сияет солнце, воды блещут».
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…
Когда мы читаем стихотворения Тютчева о весне, нам становится
спокойно и радостно на душе. В его стихах мы находим упоение и
умиротворение.
Отрывок из стихотворения «Еще земли печален вид» прочтет ...,
ученица 5 б класса.
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
А теперь послушаем стихотворение в полном объеме, его прочтет ...,
ученица 9 класса.
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь Или весенняя то нега,
Или то женская любовь?
Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о
самобытности, в своих стихотворениях Тютчева всегда стремился
установить связь между природой и человеком, между русским
пейзажем и русским национальным характером. «Россия– это русский
характер…» часто любил повторять Ф.И. Стихотворение «Эти
бедные селения…» прочтет ..., ученик 9 класса.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит.
В наготе твоей смиренной.
Удрученной ношей крестной
Всю тебя, Земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
Поэт оставил как завещание, как наказ нам, своим потомкам, стихи, в
которых поэтическое слово поражает глубиной и бесконечностью,
открываемого смысла.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Эти строки замечательного поэта именно в наши дни получили своё
второе рождение.
Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страданий,
трагедий, разочарований. В свои отношения с женщинами он вносил
массу поэзии, мягкость и истинную деликатность чувств.
... Ученица 8 а класса, прочтет стихотворение «Она сидела на
полу…»
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И , как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело.
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!
Вот и подошла к концу наша встреча с замечательной поэзией Ф.И.
Тютчева. Стихи, которые были написаны более 100 лет тому назад, мы
читаем сейчас и нам кажется, что только такими простыми, точными и
задушевными словами можно говорить о русской природе, Родине,
человеческих характерах и судьбах, любви чистой и светлой.
Я надеюсь, что вы ,ребята, ещё не раз в своей жизни обратитесь к
прекрасным стихам Ф.И.Тютчева.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Сценарий конкурса стихов Ф.И.Тютчева (для 5-9) классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.