Сценарий литературного вечера "Русь звенящая"

  • Мероприятия
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мероприятие посвящено жизни и творчеству Сергея Есенина, его детским годам, красоте родной природы, которая вдохновляла поэта на рождение любимых и для всех без исключения понятных поэтических произведений. Особое внимание уделяется взаимоотношениям поэта с матерью. В сценарий включено исполнение песен на стихи автора.
Иконка файла материала Сценарий литературно гот..docx
литературно – музыкальная гостиная « Русь, звенящая» Цели: 1. Образовательные: прививать  интерес к русской литературе; расширять  историко­литературный контекст есенинской эпохи и выявлять ее  эстетические тенденции 2.Коррекционно – развивающие: побуждать  к чтению поэтических  произведений; способствовать развитию литературного воспитания и  культуры.   3.Воспитательные:  Учить чувствовать и слышать красоту родного слова.  Воспитывать чувство гордости  за свою Родину и свой народ. Оборудование: презентации по теме, мультимедийное оборудование, слайды  видеоряда к песням, музыкальный центр. Ход мероприятия I. II. Организационный момент. Основная часть Ведущая: у любого человека, где­то там, в глубине души, живет мелодия.   Будь   то   мелодия   осеннего   дождя   или   яркого   летнего солнца,  мелодия дорогих для сердца воспоминаний. К ней человек обращается в минуты грусти, в минуты испытаний. Она помогает человеку   быть   самим   собой,   без   фальши   и   лжи,   помогает   жить мечтой, украшает духовный мир. Прислушайтесь! И вы услышите ее в   себе.   Во   мне   тоже   живет   мелодия,   мелодия   стихов   Сергея Есенина. Когда за окошком дождь, а на душе грусть и тоска, я хочу, чтобы вы взяли   томик стихов Есенина. А зачитавшись, услышали мелодию   своего   сердца,   увидели   красоту   природы.   И   Вам покажется, что Есенин писал именно для вас! В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц вы будете слушать эту мелодию.Ученица: Сергей Есенин! Это имя­ В лесах родной моей Росси, В березах нежных и осинах, В сережках желтовато­синих, В лугах из зелени весенней, В твоих стихах Сергей Есенин!   Дорогие   друзья,   мы     Ведущая:    открываем   литературно­ музыкальную гостиную «Русь звенящая»! Музыкальную, потому, что на стихи С. Есенина написано более двухсот песен, которые и по сей день исполняют самые именитые певцы и музыканты. (   Звучит   песня   «   Над   окошком   месяц»   в   сопровождении видеоряда) Ведущая: более ста лет тому назад в   тихий октябрьский вечер в деревеньке Константиново, что на Рязанщине, в крестьянской семье родился будущий поэт – певец и гордость России.  «Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село», ­ вспоминала сестра поэта Александра Есенина.   Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре  села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику  архитектуры. Раздольные луга, березовые рощи, ширь, простор,   что   не   окинешь   взглядом,   ­   все   это   с   детских   лет привлекало   будущего   поэта.   Природа   наделила   Сергея Александровича   поэтической   внешностью   голубоглазого   отрока   с кудрявой   головой   цвета   спелой   ржи   и   красивой   фамилией.   На Рязанщине, родине Сергея Есенина, слово есеня означает осень, а именно осенью поэт и родился.  Ученик: В этом имени – слово «есень» Осень, ясень, осенний свет.Что­то есть в нем от русских песен – Поднебесье, тихие веси, сень берез И синь – рассвет. Что­то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: Сергей Есенин – Всей России встают черты:      Ведущая:  для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа врачует людские души, снимая   напряжение   земных   перегрузок.   Именно   так   светло воспринимаем   мы   стихи   поэта   о   родной   природе.   Поэт   как   бы говорит нам всем: оторвитесь от повседневной суеты, посмотрите вокруг   себя,   послушайте   песнь   ветра,   шелест   луга,   голос   речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звёздное небо, порадуйтесь бодрящему морозцу искрящегося зимнего утра. (   Ученицы   читают   стихи:   «   Зима»,   «   Белая   береза»   в сопровождении видеоряда). Ведущая:  Большинство   лирических   произведений   Есенина удивительно песенные и напевные. Они словно вышли из песни – настолько глубоко впитал в себя поэт музыкальную стихию своего народа. Он, как будто чародей, Превращал зарю в котенка, Руки милой в лебедей. Светлый месяц – в жеребенка. Говорить учил леса, Травы, рощи в брызгах света. И слились их голоса С чистым голосом поэта. (В   исполнении   вокальной   группы   девочек   звучит   песня   «   Не жалею…….»)Ведущая:  поэзия   Сергея   Есенина   завораживает   нас   своей необычной   мелодичностью,   красоту   её   понимают   люди   разных национальностей. Вот какую удивительную картину рисует поэт в стихотворении   «Сыплет   черемуха   снегом»,   где   цветущая   белыми шапками соцветий черемуха, словно окутана снежной бахромой. Ученица: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,­ Я одурманен весной.   Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою  Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.  Ведущая:  в   стихах   Есенина   природа   живет   неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и   радуется.   В   изображении   природы   Есенин   использует   образы народной поэзии. Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербыплачут, тополя шепчут, “пригорюнились девушки­ели”,   а сосна и река, о чем ­ то тихо шепчут друг другу. ( Ученица читает стихотворение « река и сосна») Ведущая: в 1904 году Сережа Есенин поступил в Константиновское земское училище, в это же время он начинает писать стихи. Школу он окончил с похвальным листом и одним из первых крестьянских детей села Константиново был отправлен в церковно – учительскую школу.   В   этот   момент   он   очень   остро   переживает   разлуку   с родными, с милым сердцу уголком родной земли. Поэтому стихи этой поры наполнены чувством светлой грусти и тоски. (Ученица читает стихотворение «Я покинул родимый дом») Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.Ведущая:  Самый   яркий,   выразительный,   общенародный   образ матери принадлежит  Сергею  Есенину. Мама   – самый дорогой и близкий человек на свете. Рядом с ней, будь нам 5, 20 или 50 лет, мы всегда дети, а мамам всегда для нас  «помощь и отрада». Не сразу приходит к нам понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что не всегда были достаточно благодарны, внимательны, нежны.  (Старшеклассники: литературную композицию «Разговор с матерью»)   юноша   и   девушка   представляют Ведущая:    Имя   поэта   стало   «одновременно   и   нарицательным,   и символическим», причем не только для русской культуры, но и для русской   истории».   Поэтические   произведения,   песни   и   романсы, написанные   на   стихи   поэта,   создают   особый   эмоциональный настрой,   пробуждают   души,   вызывают   чувство   гордости   за талантливых   людей,   которыми   богата   земля   Русская.     Вам, молодым,   жить   в   21   веке,   учиться,   работать,   творить,   во   благо нашей Родины. Во имя процветания России.    ( В исполнении вокальной группы и всех участников звучит песня « Я люблю тебя Россия»)