Сценарий праздника "День славянской культуры"
Оценка 4.6

Сценарий праздника "День славянской культуры"

Оценка 4.6
Мероприятия
jpg
воспитательная работа +1
11 кл
09.04.2017
Сценарий праздника "День славянской культуры"
Ведущий :Кайырлы күн ,кымбатты конактар ! Ведущий Добрый день, уважаемые гости! Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской культуры и письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить народ, государство. В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу.ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Цели: 1. Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества. 2. Пробудить интерес к истории письменности и культуры русского народа. 3. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. 4. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций. Оформление сцены: лавочка, стол монаха с зажженной свечой, гусиным пером, свитки, ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Ведущий :Кайырлы күн ,кымбатты конактар ! Ведущий Добрый день, уважаемые гости! Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской культуры и письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить народ, государство. В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие. Ведущие (дети в национальных костюмах): (встали в круг и говорят хором) Из глубокого колодца (руки “О”) Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой) Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх) Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) Новый день оно начнет (руки вниз широко) Белорус: Из родной Беларусси Я встречаю зарю, Всем мальчишкам, девочкам “Добрый дзень!” – говорю. Украинка: Слышу голос родимый Городов, деревень. Говорит Украина: – Здоровэнько булы! – Добрый дэнь! Русская: Утром нива росистая, Даль прозрачная, ясная. Отзовется Россия. – Здравствуй! – скажет она. Белорусска: И куда не поеду В те ли, эти края,- Всюду, словом привета Встретят братья, друзья. Украинец: Потому что, Русоволосые и сероглазые, Лицом все светлые и сердцем славные. Русский Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто вы? / Они хором/ Мы – славяне! Русская: Своею статью все пригожие, Все разные и все похожие, Зоветесь ныне – россияне, Издревле, кто вы? Все: Мы – славяне! Чтец 1 Прекрасно однажды в России родиться. (Слайд 1) Под утренний звон золотого овса! Твоё появленье приветствуют птицы, (Слайд 2) Сверкают, на солнце, искрясь, небеса. Пока озабочены снами твоими, (Слайд 3) Ромашки гадают о новой судьбе И ветром достойное ищется имя – Кукушка пророчит бессмертье тебе. Чтец 2 Ещё и усы не подкручивал колос – Уже для тебя начались чудеса: Тебе ручеёк предлагает свой голос, (Слайд 5) А лён зацветающий – дарит глаза, (Слайд 6) Свой смех-колокольчик, (Слайд 7) Роса – свои слёзы, Причёску – густая, волнистая рожь, И статность тебе обещает берёза: (Слайд) Когда пожелаешь,– Тогда и возьмёшь. Чтец 3 Спешит к тебе каждый с особенным даром: (Слайд 9) Бери, примеряй, запасайся, владей. А плата... какая? Расти благодарным Да будь всюду верным России своей. Исполняется песня: “У моей России длинные косички…” Русский: Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. Русский: Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней, Вспоминай их добрым словом. Слава им борцам суровым! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли О делах родной земли…) В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. (Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером) Русский: Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Белорусс: На девственном листе, под узеньким окном, Неспешно буковки выводит он пером. И между ярко-черными рядами Вставляет красную строку; веселыми цветами, И разноцветными головками зверей, И птиц невиданных фантазии своей, Искусной вязью – Вдоволь есть сноровки, Украсит он заставки и концовки И заголовки все, - ведь некуда спешить! Украинец: Порою труд прервет, Чтоб луки заострить, Перо гусиное, и глянет: радость-солнце Столпами падает на стол через оконце. И чудится: в них вовсе не остыл Чуть синеватый дым невиданных кадил. Рой тучек в небе; плавными кругами Летают ласточки над хлебными полями, Шумящими вдали; а здесь, возле окна, Малиновка поет и плещется волна. Русский: Склонившись над листом, заставки вновь выводит Он тусклым серебром; неслышно день проходит. Уж скоро будет ночь, и первая звезда Благословит конец успешного труда Монах: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Сценка (на лавочке сидят два брата, позади ходит с книгой школьный учитель) Автор:На берегу тёплого моря стоит город СолУнь (сейчас он называется СалОники.) Здесь кончалась ВизантИя, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители СолУни тоже были славянами. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат-МЕФОДИЙ, через несколько лет пошёл в школу младший-Константин. Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: Кирилл: - А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски. Мефодий: - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков. Кирилл: -А почему у славян нет своих книг? Мефодий: -Потому что писать на славянском языке нельзя. Автор: В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев. Учитель: -Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Кирилл: -Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы. Уходят. Входит летописец с Азбукой, садится за стол. Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам, чтобы они смогли рассказать о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах. Учитель: И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание! Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица» Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно – строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрёл у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твёрдость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, «Я есмь!» - заявила Вселенной, «Я есмь!» - заявила векам. Монах: И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Монах: (держит в руках книгу “Русская азбука”) Сия зримая мала книжица По-реченному алфавица, Напечатана бысть по царскому велению Всем младым детям к научению Белорусс: (Берёт книгу у монаха) Вот азбука – начало все начал. Открыл букварь – и детством так и дунуло! Предлагаем вашему вниманию сказку «Колобок» Ведущий: В деревеньке у опушки Старичок жил со старушкой. Попросил он как-то раз, Чтобы испекла сейчас Ему бабка колобка. Взяв немного молока, Да еще муки, сметаны, Бабка тесто без изъяна Замесивши, колобка Испекла для старика. Положила на окошко, Остудился чтоб немножко. Колобок же скок, да скок, Прыгнул прямо за порог, По дорожке – наутек, Покатился во лесок. Вскоре видит он: вприпрыжку Зайчик скачет, в лапках – книжка. Тут румяный испугался, Зайцу песню петь собрался: Колобок Не губи ты жизнь мою! Хочешь, - песенку спою? Заяц Ты морковка, иль капуста? Я их сразу съел бы с хрустом. Ну, а колобков совсем Я давно уже не ем! В школе я учусь, глупышка, Вот, смотри, какая книжка! Заяц показывает колобку книжку со славянской азбукой. Колобок Ой, какие тут значки, Точки, палочки, крючки! Заяц Это буквы, колобок! Например, такой значок Называют буквой «Аз», «А» - читается. Сейчас Надо дальше мне идти, Ты попозже приходи! Колобок Подожди чуток, зайчишка, Покажи еще мне книжку И скажи, зачем она, Для чего тебе нужна? Заяц Это – азбуки славянской Буквы, чтоб уметь читать. Нужен сей язык прекрасный, Чтобы Бога прославлять. Вот «Глагол», а вот «Добро», Это – «Веди» и «Зело», А вот это – «Малый юс»… Ну, прощай, я тороплюсь! Ведущий Дальше поскакал зайчонок, А навстречу, - медвежонок! Колобок (со страхом) Ты меня не ешь, медведь, Могу песенку я спеть! Медведь (добродушно) Ты не бойся, колобок, У меня есть пирожок, Да и очень я спешу, В школу я теперь хожу. Колобок И ты, Миша, учишься? С вами не соскучишься! Буквы ваши хороши, Покажи их, не спеши! Медведь Покажу я для науки: Вот «МыслЕте», это – «Буки», Это – «Ижица» и «Пси», Вот «Земля», «Живете», «Кси». Ладно, тороплюсь, бегу… Ведущий Крикнул Миша на бегу. Покатился колобок Дальше, дальше во лесок, Страшно стало вдруг, темно, И тропинки нет давно… Закатился на пенек И заплакал колобок. Колобок Заблудился, видно, я… Ох, горька судьба моя! Ведущий Видит, в темноте горящий Взгляд, - крадется волк из чащи. Колобок Ох, я бедный колобок, Слопает меня злой волк! Волк И совсем я волк не злой! Хочешь, подружусь с тобой? В школе я теперь учусь, Учат там добру! Не трусь! Колобок Буквы, волк, ты учишь тоже? Мне покажешь ты их, может? Волк Что же, можно показать, Например, вот это – «Ять», Это – «Слово» и «Покой», Это – «Рцы»… А ну, постой! В школе ты учиться сам Может хочешь? Адрес дам! Вон, иди до той сосны, Там направо ты сверни… И увидишь ты дорожку, Прокатись по ней немножко, Поднимись на бугорок, Там увидишь теремок. Школа там для всех зверей, Ты иди туда скорей, В школе мудрая сова Учит всех, о ней молва Добрая всегда идет, Любит совушку народ. Ласкова ко всем она, Рассудительна, умна. Ты, румяный, к ней ступай, Ну, а я – домой, прощай! Волк убежал, показалась сорока. Ведущий Когда волк уж был далёко, Стала стрекотать сорока. Сорока Ну, какой же волк нахал! Ведь он все тебе наврал! Лучше слушай ты меня: В этой школе – западня, Если вдруг туда пойдешь, Ломаный не дам я грош Я тогда за жизнь твою. Возвращайся, говорю! Колобок Нет, домой мне хода нет, Ведь съедят же на обед! Сорока Хорошо, пойдем со мной, Колобочек милый мой, Звала меня к себе лиса, К ней дойдем за полчаса! Колобок Что ж, давай тогда пойдем Мы с тобою в лисий дом. Уходят, сорока отстала немного и рассуждает: Сорока (зрителям) Вот иду себе, не чаю, Что же нам сегодня к чаю… Оказалось, - колобок! Ох, доверчивый, дружок! Справимся, ведь, с колобком Мы с лисицею вдвоем! Уходят, прибегает зайчик. Заяц (зрителям) Я все слышал! Ах, сорока! С колобком она жестоко Хочет нынче обойтись, Болоболка! Берегись! Побегу сову искать, Друга надо выручать! Убегает. С другой стороны неторопливо идет сова, вскоре прибегает запыхавшийся зайчик. Заяц Ох, сова! Беда стряслась, Расскажу я все сейчас! Та болтливая сорока, Что ты выгнала с урока, Обманула колобка, Съест его наверняка! Они сейчас к лисице в дом Направляются вдвоем. Сова Время нам нельзя терять, Надо к ним скорей бежать! Убегают, с другой стороны выходят колобок с сорокой, идут, напевая песню. Колобок и сорока (поют) Где ты, глупая сова, Нас догонишь ты едва! Колобок не дурачок, Не попался на зубок! Их догоняют сова и заяц. Сова Погоди, постой, сорока! Ты куда спешишь? Далёко? Сорока Вот лиса придет сейчас, Не останется от вас Ни пера, ни даже пуха, То-то! Будет вам наука! Будешь, совушка, ты знать, Как с уроков выгонять! Сова Эх, сорока-белобока, Выгнала ведь я с урока, Потому, что ты болтала И учиться не желала! Я простить тебя готова, Коль учиться будешь снова, Всем ведь интересней жить, Если с грамотой дружить! В школе станем мы добрее, Образованней, умнее. Да и веселей у нас, Возвращайся ты в свой класс! А лиса, как я узнала, За границу убежала. Ей в другом лесу милей, Здесь никто не дружит с ней! Колобок Что-то не пойму никак, Кто мне друг, а кто мне враг? Заяц Верить болтунам нельзя! Мы с совой твои друзья! Сорока (с плачем, сначала – колобку, потом – сове) Ты прости меня, сороку, Что тебя я сбила с толку, Слопать я тебя хотела! Вот такое, братец, дело… И тебе, сова, я каюсь, Вот увидишь, я исправлюсь! Я молчать теперь сумею, Клюв я пластырем заклею. Уроки буду я учить, Не хочу невеждой жить! Колобок Я хочу учиться тоже, И меня возьмете, может? Сова Ну конечно, колобок! Завтра в школу на урок Ты с рассветом приходи, Не опаздывай, гляди! Очень, очень рада я, - Вместе мы теперь, друзья! Появляются медведь и волк Медведь Вот хотели я и волк Вас спросить, - как колобок? Он лисице и сороке Не попался на зубок? Сова Нет, сорока с нами снова, Искупить она готова Всю вину… А колобок Завтра тоже - на урок. Заяц Снова дружно лес живет, Веселись лесной народ! Нашу песню запевай, Колобок нам подпевай! Все берутся за руки и поют заключительную песню на мелодию «Улыбки»: 1 куплет Рано утром солнышко встает, Отправляется в свой путь по небосводу, Мы ж в лесную школу для зверей Отправляемся в любое время года! Припев В нашей школе нам тепло, Нам со школой повезло, Здесь так весело и дружно всем зверятам, И учиться нам легко, Если на душе светло, Медвежатам, и волчатам, и зайчатам! 2 куплет Нас славянской учат азбуке, Стать добрее эти буквы нам помогут, Ведь на этом чудном языке Обращаются в молитвах люди к Богу Монах: (вставая) По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Русская: Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, Украинка: В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. Чтец: Вставай, народ, вздохни всей грудью, Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Надежда, вера греет души. Наш путь тернистый - путь вперед! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отечества живет. Пройдя под солнцем просвещенья Из дальней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Дела Мефодия - Кирилла В славянстве будут жить века! Чтец В любой старинной книжице Ты сможешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с нею буква Ять. Но время быстро движется, И жизнь уже не так. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Без них правописание Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится, Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся, То значит, нам конец. Чтец 1 Буква к букве – будет слово, Слово к слову – речь готова. И напевна, и стройна, Музыкой звучит она. Чтец 2 Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит! Чтец 3 Мы Отчизне верно служим, Ты – один из сыновей. Так расти, чтоб ты был нужен, Дорог Родине своей! Украинец: Русь талантами богата, Русь талантами сильна. Если будут петь девчата, – Значит, будет жить она. Исполняется песня: « » Русский: Два прихлопа, два притопа, С каблука и на носок - Сказки русские танцуют, Выше нос и руки в бок! Разгадайте-ка загадку: Что за танец, что за стиль? Развеселый, как трехрядка, Называется: (кадриль).Танец. Чтец 5 Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей! Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней! Чтец 6 Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым, Слава нашей стороне! Слава русской старине! Монах (Слайды): После смерти братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. Во многих городах установлены памятники просветителям. На иконах их всегда изображают вместе. Можно просветителей увидеть на старинных фресках. В честь Кирилла и Мефодия был написан Гимн Михаилом Розенгеймом «Слава вам, братья, славян просветителям» на музыку Владимира Главача. Звук включить Выходят все Русский: Родная речь – Отечеству основа, Не замути Божественный родник – Храни себя – душа рождает слово – Великий святорусский наш язык. Украинка: Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей, Рукой отцов благославленный иди в историю смелей. К апостолам высокославным любовь святая глубока Дела Кирилла и Мефодия в России будут жить века. Русская И будет славить Русь родная святых апостолов славян… И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает! Вместе (все артисты) --- Слава Кириллу, слава Мефодию – братьям святым! Ведущий: Наш праздник – гимн ДРУЖБЕ, ПРОСВЕЩЕНИЮ. Сохраняйте культурные традиции своего народа! Спасибо за внимание!
images.jpgе.jpg

Сценарий праздника "День славянской культуры"

Сценарий праздника "День славянской культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017