Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонский муниципальный район
Республика Татарстан
Урок литературного чтения
во 2 классе на тему:
А.И.Введенский «Учёный Петя»
Тимиряева Любовь Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016 год
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: А.Введенский «Учёный Петя» ”
Класс: 2
Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского, отрабатывать навык выразительного чтения, прививать интерес к творчеству детских поэтов.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
Учащиеся получать возможность:
1. принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
2. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
3. развить широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Учащиеся получать возможность:
1. осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
2. понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
3. формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Учащиеся получать возможность:
1. составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности.
2.читать и узнавать стихотворения А. Введенского.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник.
Материалы для учителя: учебник, презентация.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь девочки, мальчики.
( Звучит мелодия , а на экране падает снег)
Сегодня я утром по улице шла
Мне прямо с небес улыбнулась луна.
Она рассмеялась,
И смех, как снежинки
Упали в ладони мне буд-то смешинки
Я в класс их конечно-же принесла
И с вами делюсь ими (дую),
Улыбок вам светлых, добра и тепла.
– Найдите у себя на парте снежинку-смешинку.
Пусть улыбка нам помогает в течение урока. Улыбки сегодня нам ой как пригодятся! А снежинки приносят удачу!
Ведь мы читаем произведения из старинных веселых журналов “Чиж” и “Еж”. Когда ваши бабушки и дедушки получали эти журналы так и думали, сейчас посмеёмся…Я тоже люблю весёлые истории.
-Ребята, я очень люблю уроки литературного чтения, а вы их любите?
- А что вы ждете от сегодняшнего урока, чтобы вы хотели получить на нем.
-Я тоже жду чего-то необычного.
II. Подготовка к изучению нового материала
Вот это обычное пятно, а что вы увидели в нём необычного?
-Упражнение «Необычное в обычном»
-Каждый урок литературного чтения- это встреча. С кем, здесь может быть встреча?
( на экране слайд с книгами А.Введенского)
- Сегодня у нас очередная встреча с писателем.
Мы познакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского, который был очень дружен с ранее изученными поэтами: Хармсом и Владимировым, и тоже писал свои стихи для журналов «Чиж» и «Еж».
В своем творчестве он опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, заклинаний.
-Откроем учебники на стр.177 и прочитаем с каким его произведением мы сегодня будем работать.
III. Сообщение темы урока.
Прочитайте, как оно называется (“Ученый Петя”).
-Ученый Петя – значит, он какой? (Умный.) Кого называют ученым? Ответы детей
-Давайте заглянем в словарь и узнаем точное лексическое значение слова «ученый».
1. Разг.
Получивший какие-либо специальные или
разносторонние знания; грамотный, образованный.
2.
Высококвалифицированный специалист в области какой-либо науки.
- Проследим, соответствует ли название стихотворения содержанию?
2) Первичное знакомство с текстом.
– Вы любите театр?
– Устраивайтесь удобнее, вашему вниманию мы представляем эпизод спектакля по
стихотворению А. Введенского “Ученый Петя”.
Театральная постановка стихотворения.( 1 часть)
– Аплодисменты нашим артистам.
Вопросы после театрализации.
1. Понравилось вам
стихотворение и чем?
2. Какое настроение оно создает?
– Вам захотелось прочитать стихотворение?
Комбинированное чтение стихотворения
Я читаю за автора, кто-то из вас будет читать за детей и за Петю.
IV. Работа с текстом.
а) Прочитайте первый вопрос, который дети задали Пете.
– Что ответил Петя?
Прочитайте.
– А как бы ответили вы?
– Послушайте, как объясняют
ученые .
С наступлением осени замедляется рост деревьев.
На том месте, где лист прикрепляется к ветке, образуется пробочка.
Движение сока к листочкам прекращается.
Поэтому они меняют окраску, засыхают и опадают.
б) Прочитайте второй вопрос.
– Прочитайте, что ответил Петя.
– Так бывает на самом деле?
– Ребята, а как вы бы ответили вместо Пети?
Послушайте научный ответ на этот вопрос.
Температура воздуха зимой меняется, становится холодно. Поэтому на большой высоте, в атмосфере, капельки воды в тучах замерзают и превращаются в маленькие ледяные кристаллики. Кристаллы соединяются и образуются снежинки, которые падают на землю.
С наступлением холодов исчезают насекомые, замерзают водоемы. Часть птиц, из-за недостатка пищи улетают в теплые края. Остаются только те, кто может найти корм зимой
в) Найдите и прочитайте ответы Пети на два последних вопроса (про дни и ночи, и про лед).
– Так ответил Петя, а вот правильные ответы на вопросы “Почему зимой дни короче, а ночи длиннее?”, “Почему зимой река покрывается льдом?” кто пожелает, найдет в учебнике “Окружающий мир” и на следующем уроке расскажет ребятам.
в) Проблема – решение.
– Ребята, какие ответы на
вопросы давал Петя? (Неправильные, смешные, нелепые.)
– В чем же заключается ученость Пети? Ответьте словами из стихотворения. (А не
врет ли этот Петя?)
– Ученость его заключается в том, что он
врет.
– А ведь этот вопрос автор задает вам. Вы согласны, Петя врет? (Говорит
неправду.)
Врет |
|
Фантазирует |
– Так соответствует ли название
“Ученый Петя” содержанию?
– Как бы вы назвали стихотворение? (“Петя-фантазер”.)– Как относится автор к
Пете? (С усмешкой.)
– Как надо прочитать название стихотворения? (С иронией, с улыбкой, с
усмешкой.)
-А как менялось отношение ребят к Петиным ответам, давайте проследим.(Сказали, удивились, засмеялись)
– Зачем А. Введенский назвал
стихотворение так? (Найдите ответ на стр. 180 в последней строфе (дети читают).
Чтобы нас посмешить, с нами поиграть.)
V. Физкультминутка.
– Я тоже хочу с вами поиграть (“Бывает, не бывает”.) А стихи для игры я взяла из небылицы А. Введенского.
Снег на улице летает,
Гусь в калоше засыпает,
Птичка по небу летит,
Кошка домик сторожит.
VI. Творческая работа.
– Ребята, а можно ли сказать,
что А. Введенский нам помог увидеть необычное в обычном?
– Можно ли его смешную историю про Петю продолжить?
– Я предлагаю вам пофантазировать. Представьте, что вы – Петя. Вам задали
вопрос:
- «Почему солнце в небе ярко светит ?»
Солнце в небе ярко светит,
Оттого, что там фонарь,
Утром в небо его тянет,
Пребольшой подъёмный кран.
«Расскажи-ка нам про град.»
В небе поезд есть «Сибирский»,
Грузовой, не пассажирский,
Он колёсами гремит
И горох на нас валит.
“Кто раскрасил нашу землю?”
По земле художник ходит,
Кисти, краски с собой носит.
И раскрасил он весь мир,
Чтоб народ красиво жил!
– Конечно, большое стихотворение мы сейчас не сможем сочинить. А вот досказать
одно словечко в каждую строчку – это мы с вами сделаем.
а) Внимание! В каждой строчке не хватает по одному слову. Вам на выбор предлагаю слова. Вы должны выбрать одно, подходящее по смыслу и в рифму.
б) Теперь вы самостоятельно доскажите словечко, отвечая на вопрос “Кто раскрасил нашу землю?”
в) Проверка полученных стихов.
– Понравилось фантазировать? И этому мы поучились у поэта А.И. Введенского, который был большим выдумщиком. Книги с его стихами можно найти в библиотеке. А стихотворение “Ученый Петя” дома научитесь выразительно читать. — Подготовьте свой познавательный вопрос, свой ответ-небылицу и правильный ответ.
-Что же действительно нужно делать, чтобы стать ученым?
VII. Рефлексия.
- Я должна сейчас вас спросить, ваши ожидания к уроку оправдались?
– Если вам все было понятно на уроке, интересно, смешно, то украсьте окно класса снежинками-смешинками, а когда выйдет на небе луна она обязательно их увидит, порадуется за вас и улыбнётcя
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.