Знакомство детей с русским народным танцем. Приобщение народному творчеству через танец.
Знакомство детей с основными жанрами русского народного танца. Формирование чувство национального достоинства. Понятие хоровод, пляска, кадриль. Их виды, формы и танцевальные особенности. Разучивание и постановка танцев в их национальном характере.
Сценарий праздника «По страницам русского народного танца».
Каким образом учитель может организовать взаимодействие с родителями в
соответствии с образовательной ситуацией? Разработайте сценарий конкретного
мероприятия в рамках внеурочной деятельности с участием родителей в
соответствии с
конкретной образовательной ситуацией (в рамках
преподаваемого Вами предмета).
Пояснительная записка
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 года N
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на педагогического работника
возлагается обязанность «развивать у обучающихся познавательную активность,
самостоятельность,
формировать
гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного
мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа
жизни».
инициативу,
творческие
способности,
В условиях введения ФГОС ОО внеурочная деятельность приобретает
особую актуальность, позволяет школьнику выбирать область интересов,
развивать свои способности. Кроме того, возникает стремление к индивидуальной
и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются
навыки межличностного взаимодействия.
Внеурочная деятельность в рамках предмета «Хореография» в МБОУ
СОШ № 24 осуществляется через реализацию программы внеурочной
деятельности «Танцевальный калейдоскоп», а также через проведение
мероприятий творческого характера (праздников, фестивалей, концертов и др.).
Важную роль в развитии творческих (в том числе и танцевальных) способностей
детей играет поддержка родителей и их непосредственное участие в данных
мероприятиях.
Представленное мероприятие направлено на приобщение детей и их
родителей к русской национальной культуре посредством ознакомления с
русскими народными танцами и представляет собой праздник «По страницам
русского народного танца»,
проведенный в рамках празднования
Международного дня танца (29 апреля). Праздник входит в цикл мероприятий,
способствующих приобщению к национальной культуре разных народов, в том
числе народов, проживающих на территории ХантыМансийского автономного
округа (танцевальный марафон «Мы – россияне», фестиваль «Югорское
наследие»).
Сценарий праздника предполагает организацию подготовительной работы,
проведение праздничного мероприятия и организацию рефлексивной
деятельности. Дети и родители принимают непосредственное участие на всех
этапах подготовки, проведения мероприятия и подведения его итогов.
Содержание мероприятия включает в себя знакомство с историей
возникновения самых популярных видов русского народного танца:орнаментальный и игровой хоровод, одиночная, парная, массовая и групповая
пляски, перепляс, кадриль. Предполагается непосредственное участие всех детей
и родителей в хороводах, а также групп (пар) родителей и детей в представлении
на сцене перепляса, массовой пляски и кадрили. Всё мероприятие
сопровождается мультимедийной презентацией.
Подготовительный этап:
выступление на родительском собрании (цель: заинтересовать родителей в
участии в данном мероприятии, проинформировать о содержании мероприятия и
подготовке к нему, определить участников для подготовки танцевальных
номеров и сценических костюмов);
оказание содействия родителям и детям в процессе подготовки к празднику
(предоставление контактных данных учителя и родителей для обеспечения
мобильной связи);
уточнение сценария мероприятия с учетом предложений и дополнений
участников (детей и родителей);
оформление актового зала с помощью родителей;
подготовка фонограмм;
постановка танцевальных номеров под руководством учителя хореографии:
орнаментальный хоровод (дети танцуют, родители поют), перепляс – 2 человека
(сын и папа), пляска (танцевальный коллектив «Фортуна»), кадриль квадратная (4
пары сменного состава: папамама, папа – дочка);
подготовка танцевальных костюмов, инвентаря и реквизита;
подготовка ведущих мероприятия (3 ребенка, 3 родителя).
Основная часть:
ознакомление с историей русского народного танца;
демонстрация танцевальных номеров художественной самодеятельности;
демонстрация презентации на тему «История русских народных танцев:
хоровод, пляска, кадриль»;
проведение викторины.
Подведение итогов:
вручение участникам благодарственных писем участникам мероприятия;
рефлексия эмоционального отношения к проведенному празднику детей –
участников мероприятия (прием «Смайлики»);
анкета для родителей (анализ оценки мероприятия родителями);
анкета для учителя (анализ качества проделанной работы).
Психологопедагогические основы коммуникации со взрослыми
людьми в процессе подготовки и проведения мероприятия включают в себя:
совместную деятельность учителя, обучающихся и родителей; репетиционную
работу с ведущими мероприятия, постановку танцевальных композиций;
привлечение родителей к деятельности, направленной на улучшение качества
мероприятия.
Администрация праздничного мероприятия: организатор мероприятия –
учитель хореографии Михеева Ольга Богдановна.
Место проведения: актовый зал.Дата проведения: 29 апреля.
Категория участников: принять участие в праздничном мероприятии
приглашаются ученики 6а класса и их родители.
Оформление:
воздушные шары;
коллаж «По страницам русского народного танца».
Оборудование:
интерактивный комплекс;
музыкальная аппаратура:
фонограммы для танцев;
русские народные костюмы;
смайлики для рефлексии.
Цель: приобщение детей и их родителей к русской национальной культуре
посредством ознакомления с русскими народными танцами: орнаментальный и
игровой хоровод, пляска, кадриль.
Задачи:
приобщать детей к русскому народному творчеству через танец;
познакомить детей с историей русских народных танцев;
познакомить детей с основными жанрами русского народного танца;
приобщить детей к национальным особенностям русской хореографии;
развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения;
сформировать чувство национального достоинства.
Сценарий праздника «По страницам русского народного танца»
Ход мероприятия.
Введение
Звучит песня «Барыня» в исполнении Надежды Бабкиной.
Гости
приглашаются в актовый зал на праздник «По страницам русского народного
танца».
1.Ведущий:
Из года в год, из поколения в поколение
Традиции народа русского храним:
Мы не дадим им пасть в забвенье
Взяв у отцов, потомкам нашим их передадим.
2.Ведущий:
Хороводы, пляски и кадрили
Во все века любили люди на Руси
В них величавость, и азарт, и удаль были
Размах и широта танцующей души.1.Ведущий:
Добрый день, дамы и господа!
2.Ведущий:
Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном международному
Дню танца.
1.Ведущий:
Слайд №1
И сегодня нас ждет увлекательное путешествие по страницам истории русского
народного танца.
2.Ведущий:
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского
народа.
1.Ведущий:
Каждая новая эпоха, новое политическое, экономическое и религиозные условия
отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном
творчестве.
2. Ведущий:
Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою
очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековой пути
своего развития не раз подвергался различным изменения.
1.Ведущий:
Так что же значит народный танец?
2. Ведущий:
Это танец, созданный народом и распространённый в быту, обладающий
национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации
движений, манере его исполнения.
1.Ведущий:
Слайд № 2
Один из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не
только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не
случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и
движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных
языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу
солнца – Ярило.
2. Ведущий:Слайд № 3
На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел
большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище,
гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода.
1.Ведущий:
В дни народных праздников и гуляний, а то и просто вечером после работы на
улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иногда даже из
соседних сел.
2.Ведущий:
Парни приглядывали себе невест, в ярком и причудливом венке, а девушки
присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой также
старались им понравиться.
1.Ведущий:
Слайд № 4
Хороводы с точки зрения хореографии делится на два вида – орнаментальные и
игровые.
2.Ведущий:
Слайд № 5
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко
выраженного сюжета, действующих лиц, участники хоровода ходят кругами,
рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя
свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.
1.Ведущий:
Такие хороводы называются орнаментальными.
2.Ведущий: К вашему вниманию мы предлагаем орнаментальный хоровод «Ах
утушка, ты луговая» в исполнении девушки нашего класса, в сопровождении хора
родителей.
1.Ведущий:
Слайд № 6
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие,
то содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски,
мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.
2.Ведущий: Такой хоровод называется игровым.
1.Ведущий: Мы приглашаем всех желающих принять участие в игровом хороводе
«Капустка»Все берутся за руки, начинают петь песню:
Ах, капустка, рассадка моя, только милому досадка одна.
Ах, капустка, легко стелется – двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка, золотой корешок, а мой милый – золотой женишок!
Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего)
разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов
(где нет ведущего).
Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро
раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).
3.Ведущий:
Слайд № 7
Следующий жанр русского народного танца мне хочется продолжить стихами:
Живёт в народе слово,
Оно во мне сейчас,
Душа рвануть готова
В безумный русский пляс.
4.Ведущий:
Пляска – это и бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь.
3.Ведущий:
Она дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера,
показать свою манеру исполнения.
4.Ведущий:
Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность,
мастерство, профессионализм, «щегольнуть» сложным движением.
3.Ведущий:
В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и
пожилые люди – было бы желание сплясать.
4.Ведущий:
Слайд № 8
Пляска делится на несколько видов.
3.Ведущий:
Это одиночная, парная пляска, перепляс или массовый пляс.
4.Ведущий:
Слайд № 9В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство,
изобретательность и актерские способности исполнителя. Пляска – это
самовыражение, полная самоотдача.
3.Ведущий:
В одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми
процессами сапожника, гончара, плотника и т.д. Такие пляски, как правило,
исполняются мужским составом.
4.Ведущий:
Слайд № 10
Что касается парной пляски, то ее в основном исполняют парень и девушка, реже
молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В
парной пляске участвуют любящие или симпатизирующие друг другу люди.
Содержание парной пляски как бы сердечный разговор влюбленных.
3.Ведущий:
Слайд № 11
Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это
показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности
исполнения движений – колен.
4.Ведущий:
В переплясе, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его
лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими
движений и импровизации в момент исполнения.
3.Ведущий: Именно свое индивидуальное мастерство для вас в «Русском
переплясе» и продемонстрирует семья Парамоновых.
4.Ведущий:
Слайд № 12
В массовом плясе нет ограничений ни в возрасте, ни в количестве участвующих.
Пляшут все одновременно, темпераментно, лихо, с большим увлечением. Они
самозабвенно выплясывают свои любимые колена, импровизируют по ходу
исполнения, стараясь достойно показать себя в пляске.
3.Ведущий:
Слайд № 13
В групповой пляске, так же как и в массовом плясе, может участвовать много
народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой
исполнителей. Этой пляске присуща большая организованность, нежели
массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное
построение.4.Ведущий:
Различные формы и построения в групповой пляске должны быть срепетированы
и четко отработанны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска
имеет постоянный состав исполнителей, и, если ктолибо из участников
отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен
отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок танца.
3.Ведущий:
Говорить о пляске можно много, но лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать.
4.Ведущий: Русская народная пляска «Березки» в исполнении танцевального
коллектива Фортуна.
5.Ведущий:
Следующий жанр народного танца спрятан в загадке
6.Ведущий:
Имеет разные названия,
но все же виден общий стиль.
С частушкой схожа без страдания
Простая русская ... (Кадриль.)
5.Ведущий:
Слайд № 14
Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца, который в
свою очередь восходит к английским контрдансам и является их разновидностью.
6.Ведущий:
Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные
залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в русском
народе в начале XIX столетия.
5.Ведущий:
Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказа крепостных слуг,
солдат русской армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном,
служивых людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые
фигуры танца, переделанные на свой манер, и свой вкус.
6.Ведущий:
Русские самородкиисполнители, снискавшие себе славу отличных плясунов,
плясуний, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывалистарые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от
местных особенностей.
5.Ведущий:
Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но
и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также
требования времени.
6.Ведущий:
Слайд № 15
Кадрили бывают квадратные, линейные.
5.Ведущий:
Слайд № 16
Квадратную кадриль называю по разному, часто – «угловая», иногда – «на четыре
стены» или по «углам», так как в этой кадрили принимает участие четыре пары.
6.Ведущий:
Слайд № 17
А вот линейной или в двухрядном построение, могут принимать участие четыре,
шесть, восемь и более пар.
5.Ведущий: Квадратную кадриль для вас исполнят семьи Сорокиных, Борис,
Столяровых и Дудко.
Викторина:
1. Народный танец – это……. ( танец созданный народом и распространенный в
быту).
2. Назовите самый древний массовый танецигру, свойственный всем народам.
(Хоровод)
3. Назовите виды хороводов. (Орнаментальный и игровой).
4. Танец без правил это... Что? (Пляска.)
5. Перечислите виды плясок. (Одиночная, парная, перепляс, массовый пляс).
5.Танец в исполнении пары влюбленных. (Парная пляска).
6. Сколько пар танцуют квадратную кадриль? (Четыре).
7. Как называется кадриль шесть, восемь и более пар? (Линейная).
6.Ведущий:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Мы говорим вам:
"До свиданья,
До счастливых новых встреч!"5.Ведущий:
Желаем чаще в гости приходить
Плясать и петь на сцене с нами
Детей и внуков школу приводить,
Мы предлагаем вам дружить домами!
Рефлексия.
Закончим наше мероприятие с определения вашего настроения. Для этого мы
приготовили 2 смайлика, на которых нарисованы лица: веселое и грустное.
Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы
уходите сегодня из нашей гостиной, а затем положите в ларец.
Анкета для родителей
1. Удовлетворены ли вы качеством проведенного мероприятия?
2. Полезна ли была сегодняшняя встреча?
3. Что Вам запомнилось больше всего?
Анкета для учителя
№п/п Параметры для самодиагностики
1
Организация подготовки родителей и учащихся
к мероприятию
Оформление актового зала
Структура праздника не нарушена
Положительный эмоциональный настрой в
течение всего праздника
Взаимодействие учителя с родителями в
рамках данного праздника
Оценка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2
3
4
5
6
7
Взаимодействие родителей с детьми в рамках
данного праздника
Достижение целей и задач данного
мероприятия
Необходимо суммировать баллы ответов и разделить на число
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
диагностируемых параметров, затем сравнить полученный результат с
расшифровкой баллов, приведенных ниже.
1 балл – очень низкий уровень проведенного мероприятия; 2 балла –
низкий; 3 балла – ниже среднего; 4 балла – чуть ниже среднего; 5 баллов –
средний уровень; 6 баллов – чуть выше среднего; 7 баллов – выше среднего; 8
баллов – высокий; 9 баллов – очень высокий; 10 баллов – наивысший.
Используемая литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года N 273ФЗ2. ФГОС Примерные программы начального общего образования. –
«Просвещение», Москва, 2010.
3. Климов А. Основы русской народной хореографии. М., 1981, с.9159.
4. Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975,с. 635.
5. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. – М., 1959, с. 410.
6. Шахматова Л. Сценические этюды. Учебное пособие. М., 1966, с. 59.