сценарий праздника «По страницам русского народного танца».

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство детей с русским народным танцем. Приобщение народному творчеству через танец. Знакомство детей с основными жанрами русского народного танца. Формирование чувство национального достоинства. Понятие хоровод, пляска, кадриль. Их виды, формы и танцевальные особенности. Разучивание и постановка танцев в их национальном характере.
Иконка файла материала сценарий праздника Михеева О.Б. Сургут.docx
Сценарий праздника «По страницам русского народного танца». Каким образом учитель может организовать взаимодействие с родителями в соответствии с образовательной ситуацией? Разработайте сценарий конкретного мероприятия   в   рамках   внеурочной   деятельности   с   участием   родителей   в соответствии   с     конкретной   образовательной   ситуацией   (в   рамках преподаваемого Вами предмета). Пояснительная записка В соответствии со статьей 48  Федерального закона от 29.12.2012 года N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на педагогического работника возлагается обязанность «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,   формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира,   формировать   у   обучающихся   культуру   здорового   и   безопасного   образа жизни».    инициативу,  творческие  способности, В   условиях   введения   ФГОС   ОО   внеурочная   деятельность   приобретает особую   актуальность,   позволяет   школьнику   выбирать   область   интересов, развивать свои способности. Кроме того, возникает стремление к индивидуальной и   коллективной   деятельности,   развивается   самостоятельность,   формируются навыки межличностного взаимодействия.  Внеурочная   деятельность   в   рамках   предмета   «Хореография»   в   МБОУ СОШ   №   24   осуществляется   через   реализацию   программы   внеурочной деятельности   «Танцевальный   калейдоскоп»,   а   также   через   проведение мероприятий творческого характера (праздников, фестивалей, концертов и др.). Важную роль в развитии творческих (в том числе и танцевальных) способностей детей   играет   поддержка   родителей   и   их   непосредственное   участие   в   данных мероприятиях.  Представленное   мероприятие   направлено   на   приобщение   детей   и   их родителей   к   русской   национальной   культуре   посредством   ознакомления   с русскими   народными   танцами   и   представляет   собой   праздник   «По   страницам русского   народного   танца»,   проведенный   в   рамках   празднования Международного дня танца (29 апреля). Праздник входит в цикл мероприятий, способствующих приобщению к национальной культуре разных народов, в том числе   народов,  проживающих   на   территории   Ханты­Мансийского   автономного округа   (танцевальный   марафон   «Мы   –   россияне»,   фестиваль   «Югорское наследие»).  Сценарий праздника предполагает организацию подготовительной работы, проведение   праздничного   мероприятия   и   организацию   рефлексивной деятельности.   Дети   и   родители   принимают   непосредственное   участие   на   всех этапах подготовки, проведения мероприятия и подведения его итогов. Содержание   мероприятия   включает   в   себя   знакомство   с   историей возникновения   самых   популярных   видов   русского   народного   танца:орнаментальный и игровой хоровод, одиночная, парная, массовая и групповая пляски, перепляс, кадриль. Предполагается непосредственное участие всех детей и родителей в хороводах, а также групп (пар) родителей и детей в представлении на   сцене   перепляса,   массовой   пляски   и   кадрили.   Всё   мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией. Подготовительный этап:  ­   выступление   на   родительском   собрании   (цель:   заинтересовать   родителей   в участии в данном мероприятии, проинформировать о содержании мероприятия и подготовке   к   нему,   определить   участников   для   подготовки   танцевальных номеров и сценических костюмов); ­ оказание содействия родителям и детям в процессе подготовки к празднику (предоставление   контактных   данных   учителя   и   родителей   для   обеспечения мобильной связи); ­   уточнение   сценария   мероприятия   с   учетом   предложений   и   дополнений участников (детей и родителей); ­ оформление актового зала с помощью родителей; ­ подготовка фонограмм; ­   постановка   танцевальных   номеров   под   руководством   учителя   хореографии: орнаментальный хоровод (дети танцуют, родители поют), перепляс – 2 человека (сын и папа), пляска (танцевальный коллектив «Фортуна»), кадриль квадратная (4 пары сменного состава: папа­мама, папа – дочка);  ­ подготовка танцевальных костюмов, инвентаря и реквизита; ­ подготовка ведущих мероприятия (3 ребенка, 3 родителя). Основная часть: ­ ознакомление с историей русского народного танца; ­ демонстрация танцевальных номеров художественной самодеятельности; ­ демонстрация презентации на тему «История русских народных танцев:  хоровод, пляска, кадриль»; ­ проведение викторины. Подведение итогов: ­ вручение участникам благодарственных писем участникам мероприятия; ­  рефлексия   эмоционального   отношения   к   проведенному   празднику   детей   – участников мероприятия (прием «Смайлики»);  ­ анкета для родителей (анализ оценки мероприятия родителями); ­ анкета для учителя (анализ качества проделанной работы). Психолого­педагогические   основы   коммуникации   со   взрослыми людьми  в  процессе   подготовки  и  проведения   мероприятия  включают   в  себя: совместную   деятельность   учителя,   обучающихся   и   родителей;   репетиционную работу   с   ведущими   мероприятия,   постановку   танцевальных   композиций; привлечение   родителей   к   деятельности,   направленной   на   улучшение   качества мероприятия. Администрация праздничного мероприятия: организатор мероприятия – учитель хореографии Михеева Ольга Богдановна. Место проведения: актовый зал.Дата проведения: 29 апреля. Категория   участников:  принять   участие   в   праздничном   мероприятии приглашаются ученики 6а класса и их родители.  Оформление:  воздушные шары; коллаж «По страницам русского народного танца». Оборудование: интерактивный комплекс; музыкальная аппаратура: фонограммы для танцев; русские народные костюмы; смайлики для рефлексии. Цель: приобщение детей и их родителей к русской национальной культуре посредством ознакомления с русскими народными танцами: орнаментальный и игровой хоровод, пляска, кадриль. Задачи:   приобщать детей к русскому народному творчеству через танец;  познакомить детей с историей русских народных танцев;  познакомить детей с основными жанрами русского народного танца;  приобщить детей к национальным особенностям русской хореографии;   развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения;  сформировать чувство национального достоинства. Сценарий праздника «По страницам русского народного танца» Ход мероприятия. Введение Звучит   песня   «Барыня»   в   исполнении   Надежды   Бабкиной.  Гости приглашаются   в   актовый   зал   на   праздник  «По   страницам   русского   народного танца».  1.Ведущий: Из года в год, из поколения в поколение  Традиции народа русского храним: Мы не дадим им пасть в забвенье Взяв у отцов, потомкам нашим их передадим. 2.Ведущий: Хороводы,  пляски и кадрили  Во все века любили люди на Руси В них величавость, и азарт, и удаль были   Размах и широта  танцующей души.1.Ведущий: Добрый день, дамы и господа!  2.Ведущий: Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном международному Дню танца. 1.Ведущий:  Слайд №1 И сегодня нас ждет увлекательное путешествие по страницам истории русского  народного танца. 2.Ведущий: Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей  русского  народа. 1.Ведущий: Каждая новая эпоха, новое политическое, экономическое и религиозные условия  отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном  творчестве. 2. Ведущий: Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою  очередь накладывало отпечаток  и на танец, который на многовековой пути  своего развития не раз подвергался различным изменения. 1.Ведущий:  Так что же значит народный танец? 2. Ведущий: Это танец, созданный народом и распространённый в быту, обладающий  национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации  движений, манере его исполнения. 1.Ведущий:  Слайд № 2 Один из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не  только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не  случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и  движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных  языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу  солнца – Ярило. 2. Ведущий:Слайд № 3 На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище,  гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода. 1.Ведущий:  В дни народных праздников и гуляний, а то и просто вечером после работы на  улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иногда даже из  соседних сел.  2.Ведущий: Парни приглядывали себе невест, в ярком и причудливом венке, а девушки  присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой также  старались им понравиться. 1.Ведущий: Слайд № 4  Хороводы с точки зрения хореографии делится на два вида – орнаментальные и игровые.  2.Ведущий: Слайд № 5 Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко  выраженного сюжета, действующих лиц, участники хоровода ходят кругами,  рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя  свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.  1.Ведущий: Такие хороводы называются орнаментальными. 2.Ведущий: К вашему вниманию мы предлагаем орнаментальный хоровод «Ах  утушка, ты луговая» в исполнении девушки нашего класса, в сопровождении хора родителей.   1.Ведущий: Слайд № 6 Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие,  то содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски,  мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. 2.Ведущий: Такой хоровод называется игровым. 1.Ведущий: Мы приглашаем всех желающих принять участие в игровом хороводе «Капустка»Все берутся за руки, начинают петь песню: Ах, капустка, рассадка моя, только милому досадка одна.  Ах, капустка, легко стелется – двое ходят – третий сердится.  Ах, капустка, золотой корешок, а мой милый – золотой женишок!  Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего)  разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов  (где нет ведущего). Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро  раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками). 3.Ведущий: Слайд № 7 Следующий жанр русского народного танца мне хочется продолжить стихами:  Живёт в народе слово, Оно во мне сейчас, Душа рвануть готова В безумный русский пляс. 4.Ведущий: Пляска – это и бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь. 3.Ведущий: Она дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера,  показать свою манеру исполнения.  4.Ведущий: Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность,  мастерство, профессионализм, «щегольнуть» сложным движением. 3.Ведущий: В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и  пожилые люди – было бы желание сплясать.  4.Ведущий: Слайд № 8 Пляска делится на несколько видов. 3.Ведущий:  Это одиночная, парная пляска, перепляс или массовый пляс. 4.Ведущий: Слайд № 9В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство,  изобретательность и актерские способности исполнителя. Пляска – это  самовыражение, полная самоотдача. 3.Ведущий: В одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми  процессами сапожника, гончара, плотника и т.д. Такие пляски, как правило,  исполняются мужским составом. 4.Ведущий: Слайд № 10 Что касается парной пляски, то ее в основном исполняют парень и девушка, реже  молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В  парной пляске участвуют любящие или симпатизирующие друг другу люди.  Содержание парной пляски как бы сердечный разговор влюбленных. 3.Ведущий: Слайд № 11 Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это  показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений – колен.  4.Ведущий: В переплясе, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его  лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими  движений и импровизации в момент исполнения. 3.Ведущий: Именно свое индивидуальное мастерство для вас в «Русском  переплясе» и продемонстрирует семья Парамоновых.  4.Ведущий: Слайд № 12 В массовом плясе нет ограничений ни в возрасте, ни в количестве участвующих.  Пляшут все одновременно, темпераментно, лихо, с большим увлечением. Они  самозабвенно выплясывают свои любимые колена, импровизируют по ходу  исполнения, стараясь достойно показать себя в пляске. 3.Ведущий: Слайд № 13 В групповой пляске, так же как и в массовом плясе, может участвовать много  народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой  исполнителей. Этой пляске присуща большая организованность, нежели  массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное  построение.4.Ведущий: Различные формы и построения в групповой пляске должны быть срепетированы  и четко отработанны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска  имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто­либо из участников  отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен  отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок танца. 3.Ведущий: Говорить о пляске можно много, но лучше один раз увидеть, чем сто раз  услышать. 4.Ведущий: Русская народная пляска «Березки» в исполнении танцевального  коллектива Фортуна. 5.Ведущий:  Следующий жанр народного танца спрятан в загадке   6.Ведущий: Имеет разные названия, но все же виден общий стиль. С частушкой схожа без страдания  Простая русская ... (Кадриль.) 5.Ведущий: Слайд № 14 Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца, который в  свою очередь восходит к английским контрдансам и является их разновидностью. 6.Ведущий: Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные  залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в русском  народе в начале XIX столетия. 5.Ведущий: Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказа крепостных слуг,  солдат русской армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном,  служивых людей,  которые порой и показывали в своих деревнях некоторые  фигуры танца, переделанные на свой манер, и свой вкус.  6.Ведущий: Русские самородки­исполнители, снискавшие себе славу отличных плясунов,  плясуний, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывалистарые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от  местных особенностей. 5.Ведущий: Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но  и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также  требования времени.  6.Ведущий: Слайд № 15 Кадрили бывают квадратные, линейные. 5.Ведущий: Слайд № 16 Квадратную кадриль называю по разному, часто – «угловая», иногда – «на четыре  стены» или по «углам», так как в этой кадрили принимает участие четыре пары. 6.Ведущий: Слайд № 17 А вот линейной  или в двухрядном построение, могут принимать участие четыре,  шесть, восемь и более пар. 5.Ведущий: Квадратную кадриль для вас  исполнят семьи Сорокиных, Борис,  Столяровых и Дудко. Викторина:  1. Народный танец – это……. ( танец созданный народом и распространенный в быту). 2. Назовите самый древний массовый танец­игру, свойственный всем народам. (Хоровод)  3. Назовите виды хороводов. (Орнаментальный и игровой). 4. Танец без правил ­ это... Что? (Пляска.) 5. Перечислите виды плясок. (Одиночная, парная, перепляс, массовый пляс). 5.Танец в исполнении пары влюбленных. (Парная пляска). 6. Сколько пар танцуют квадратную кадриль? (Четыре). 7. Как называется кадриль шесть, восемь и более пар? (Линейная). 6.Ведущий: Вот настал момент прощанья,  Будет краткой наша речь,  Мы говорим вам: "До свиданья,  До счастливых новых встреч!"5.Ведущий: Желаем  чаще в гости приходить Плясать и петь на сцене с нами Детей и внуков школу приводить, Мы предлагаем вам дружить домами! Рефлексия. Закончим наше мероприятие с определения вашего настроения. Для этого мы  приготовили 2 смайлика, на которых нарисованы лица: веселое и грустное.  Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы  уходите сегодня из нашей гостиной, а затем положите в ларец. Анкета для родителей 1. Удовлетворены ли вы качеством проведенного мероприятия? 2. Полезна ли была сегодняшняя встреча? 3. Что Вам запомнилось больше всего? Анкета для учителя №п/п Параметры для самодиагностики 1 Организация подготовки родителей и учащихся к мероприятию Оформление актового зала Структура праздника не нарушена Положительный эмоциональный настрой в  течение всего праздника Взаимодействие учителя с родителями в  рамках данного праздника Оценка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  2 3 4 5 6 7 Взаимодействие родителей с детьми в рамках  данного праздника Достижение целей и задач данного  мероприятия Необходимо суммировать баллы ответов и разделить на число  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  диагностируемых параметров, затем сравнить полученный результат с  расшифровкой баллов, приведенных ниже. 1 балл – очень низкий уровень проведенного мероприятия; 2 балла –  низкий; 3 балла – ниже среднего; 4 балла – чуть ниже среднего; 5 баллов –  средний уровень; 6 баллов – чуть выше среднего; 7 баллов – выше среднего; 8  баллов – высокий; 9 баллов – очень высокий; 10 баллов – наивысший. Используемая литература: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012 года N 273­ФЗ2. ФГОС Примерные программы начального общего образования. –  «Просвещение», Москва, 2010.   3. Климов А. Основы русской народной хореографии. ­ М., 1981, с.9­159. 4. Ткаченко Т. Народные танцы. ­ М., 1975,с.  6­35. 5. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. – М., 1959, с. 4­10. 6. Шахматова Л. Сценические этюды. Учебное пособие. ­ М., 1966, с. 5­9.