Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"
Оценка 4.9

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
экология
7 кл
13.02.2017
Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"
Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке" представляет собой получение новых знаний по предметам экология и биология. Показывается наглядно отношение человека к природе. Учащиеся получают знания как вести себя в лесу. Участвуют сказочные герои, которые в виде викторин играют с участниками путешествия.Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"
сценарий праздника На солнечной полянке Карымова О В МКОУ Львовская ООШ.doc
Бюджетное общеобразовательное учреждение Калачинского муниципального района Омской области «Ковалевская основная общеобразовательная школа» (структурное подразделение Львовская ООШ) Сценарий праздника­путешествия  «На солнечной полянке» Учитель географии: Карымова О.В.                                                                                                       д. Львовка  2017г Сценарий праздника­путешествия «На солнечной полянке» Цель:   Раскрыть перед детьми богатство и красоту родной природы;   Учить любить, охранять и приумножать природные богатства;  Формировать у детей интерес общения с живой природой, изучать её и   способствовать эстетическому воспитанию. Задачи:   Формирование знаний о растениях и животных,  встречающихся в нашем лесу,  о их строении и  поведении;  Формирование знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на лесные биогеоценозы  и о сохранении леса;  Коллективная  разработка  правил поведения в лесу.  Подготовка к празднику: дети заранее учат стихи, песни, подбирают  дополнительный материал о животных и растениях, живущих в нашем лесу. Дети не  должны знать, с кем встретятся они на лесных тропинках.  Ход праздника ­ путешествия.     Дети вместе со взрослыми идут в лес на поиск «волшебной поляны» для  проведения праздника, к которой заранее был разработан маршрут. На деревьях  висят указатели дороги.  Неожиданно на тропинку выходит Лесовик. Лесовик. Стой! Кто такие? Почему без моего разрешения в лес идёте? Дети. А вы кто? Лесовик. Я лесовик, хозяин здешнего леса, повелитель всех растений и животных в  этом лесу. Взрослый. Лесовик, не будь таким строгим. Пропусти нас к волшебной поляне. Мы  всего лишь хотим отдохнуть и поиграть. Лесовик. Знаю я вас! Цветы начнете топтать, деревья ломать, костры разводить,  птиц пугать. Леса уходят. Жалко мне леса. Уходят ели, сосны и берёзы. Рябины гасят пламенные гроздья. Осинников смолкают голоса. Когда жили в тех лесах дубы, И ясени, и золотые клёны. Куда им деться от такой судьбы? Лес вырубают – океан зелёный. Дети. Нет, нет! Что ты! Мы правила поведения в лесу знаем. Лесовик. Ой, ли? Дети. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной грозовою? Что там шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре?  Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? Всё открой, не утаи, Ты ведь видишь ­ мы свои!  Лесовик. Вижу, вы подготовились. Ладно, пропущу вас в лес, но с одним условием:  вы меня с собой возьмете. Я вам много чего интересного покажу и расскажу о  жителях нашего леса. Да и одиноко мне в лесу, хочу с вами повеселиться. Все идут дальше. По ходу движения Лесовик рассказывает о лесе. Лесовик. Дети, а что вы знаете о лесе? 1 ребёнок. Леса называют зелёными лёгкими нашей планеты. В лесу легче дышится.  Ведь растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.  2 ребёнок. Крона деревьев – своеобразный фильтр. Он задерживает пыль, копоть,  грязь. Листья вырабатывают особые летучие вещества, убивающие бактерии. 3 ребёнок. Доказано, что зелёные насаждения уменьшают содержание пыли в  воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма – в 2 раза, значительно снижают шум,  регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра. Лесовик. Правильно, ребята. Человек многим обязан лесу: чистым воздухом,  ягодами, грибами, лекарственными растениями. Но сейчас экологи бьют тревогу:  леса на Земле исчезают. В результате мелеют реки, ухудшается климат. Лес –  верный и надёжный помощник земледельцев в борьбе за урожай. Он преграждает  путь разрушительным паводкам, препятствует пыльным бурям, сыпучим пескам,  эрозии почвы, создаёт благоприятный микроклимат, сохраняет полноводность рек.  «Лес водой живёт, лес и воду бережет» ­ так говорят в народе.  Дети, посмотрите, какие деревья растут вокруг. А чтобы узнать, о каком дереве  пойдет речь дальше, надо отгадать загадку. Об этом дереве раньше говорили: его  первое дело — мир освещать, второе дело — крик утешать, третье дело — больных  исцелять, четвертое дело — чистоту соблюдать. Узнали? Правильно – берёза. Растет в нашем лесу чудо­дерево — береза! Но мы порой не обращаем внимания на  чудесное, потому что оно близко, рядом. А вот знаменитый бразильский футболист  Пеле, побывавший в нашей стране, на вопрос, что произвело на него самое сильное  впечатление, ответил: «Нежные и светлые деревья — березки».  Береза — единственное в мире дерево, имеющее белую кору. Объясняется это тем,  что в ней содержится бетулин. Это вещество открыли сравнительно недавно и  назвали в честь березы (по­латыни береза — бетула). Если в жаркий день  дотронуться до коры дерева, то можно почувствовать прохладу. Белый цвет  отражает солнечные лучи, предохраняет березу от повреждений. Продолжается движение к поляне. Лесовик. Ребята, ответьте на мой вопрос: почему в народе говорят: ободрали как  липку? Не знаете?! Тогда послушайте. Смысл поговорки — забрать у человека все,  оставить его голым. Появилась эта поговорка, как ни странно, благодаря лаптям,  которые раньше были самой распространенной обувью российских крестьян. Лапти  плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2 —3 молодых липок. Вот и  стояли они в лесах ободранные, совершенно голые. Древесина у липы удивительная, она не трескается и не коробится, а потому служит материалом для знаменитых резчиков по дереву. Хохломская расписная посуда  делается именно из липы.  Лучшая тара — из липы, чертежные доски — из липы. Липа еще и самое сладкое в  нашем лесу дерево: кто же не знает липовый мед? С одного растения пчелы могут  собрать столько же меда, сколько с 1 га посевов гречихи. Липа лучше других  деревьев уживается с асфальтом в городе. Она может прожить в городской среде до 60 лет. Продолжается движение к поляне. Лесовик. А знаете ли вы, из древесины какого дерева делают спички? Из осины!  Появились спички в России в 1836 г. Почему спички изготавливают из осины и  только из нее? Дерево удобно для обработки. Но главное: если погасить спичку, она  погаснет сразу, без тления, это важно для предупреждения пожаров. Для  безопасности спички пропитывают особой жидкостью, а хорошо пропитывается  лишь древесина осины. Спички тебе подарило дерево­друг. Будь же и ты его  другом: во время походов не забывай потушить костер, а бросая даже погашенную  спичку, переломи ее. Ломая спичку, ты проверяешь, горит она или нет. Переломить  спичку — закон леса! Появляется Фея цветов.  Фея цветов. Стой! Куда это вы идёте и без моего разрешения? Дети. А вы кто? Фея цветов. Я ­ Фея цветов. И не пущу вас в мои владения. Начнёте цветы рвать,  венки плести. А цветочки­то живые. Зачем их губить? Не пущу! Дети.  Мы всего лишь хотим отдохнуть и поиграть. И цветов рвать не будем.  Обещаем. Фея цветов. Ну, хорошо. Поверю вам. Но только и меня с собой возьмите. Продолжается движение к поляне. Фея цветов. Ребята! Сейчас вы постарайтесь угадать, какие цветы можно встретить  в нашем лесу: 1. Первым вылез из землицы на проталинке.       Он мороза не боится, хоть и маленький.                                                                             (Подснежник)       2. Чернеет лес, теплом разбуженный,           Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины           От ветра каждого дрожат.           Бутонов круглые бубенчики           Еще закрыты и плотны.           Но солнце раскрывает венчики           У колокольчиков весны.           Природой бережно спеленатый,           Завернутый в зеленый лист,           Растет цветок в глуши нетронутой,           Прохладен, хрупок и душист.                 (Ландыш)     З. Я шариком пушистым          Белею в поле чистом,          А дунул ветерок —          Остался стебелек.                                         (Одуванчик)     4. Стоит в поле кудряшка —          Белая рубашка,          Сердечко золотое,          Что это такое?                                       (Ромашка)     5. Их видимо­невидимо,          Не сосчитать их!         И кто их только выдумал –         Веселых, голубых? –         Должно быть, оторвали         От неба лоскуток,         Чуть­чуть поколдовали –         И сделали цветок!                                       (Незабудка) Фея цветов.  Охраняйте цветы. Не рвите нежные, трогательные создания. Пусть они радуют нас всех своей красотой и ароматом.  Неожиданно из­за дерева выходит Баба­Яга. Баба­Яга. Кто такие? И чего вам надо в моём лесу? Лесовик. Эй, Баба­Яга, а ну пропусти нас. Баба­Яга. Что ты, Лесовик, что ты. Какая же я Баба­Яга. Я теперь добрая знахарка  Бабуся­Ягуся. А не пропущу вас потому, что потопчете вы травки лекарственные. А мне потом как людей лечить? Взрослый. Здравствуй, Бабусенька­Ягусенька! Мы идем на волшебную поляну.  Хотим отдохнуть, поиграть, жизненных сил от матушки­природы набраться. Мы не  будем делать ничего плохого. Пропусти нас, пожалуйста. Баба­Яга. Ой, вижу, добрые вы ребята! Хочу и я с вами повеселиться. Возьмёте  меня с собой? Дети. Конечно, возьмем,  Бабусенька­Ягусенька. По ходу движения Баба­Яга рассказывает детям о лекарственных травах. Баба­Яга. Детки, а скажите­ка мне, какие полезные травки вы знаете? Дети перечисляют. (Подорожник, тысячелистник, ромашка, чабрец…) Баба­Яга.  Подорожник. В лечебных целях часто применяются его настой и сок.  Настой подорожника лекарственного применяется как отхаркивающее средство, а  также как средство, усиливающее секреторную функцию желудка. Еще его  используют как ранозаживляющее средство. А вот лекарственную ромашку используют в косметических целях для лица и волос.  Из нее изготавливаются отвары, настои, настойки, маски, ванны, компрессы. Она так же улучшает и состояние кожи ног. Тысячелистник с давних времён называли «раневой травой» и применяли для  остановки кровотечения из ран. Чабрец,   говорят   в   народе,   против   100   болезней.    Его   используют   как   бронхо­ расширяющее, отхаркивающее, разжижающее мокроту, спазмолитическое средство. Ванны и компрессы с использованием чабреца применяют при ревматизме, подагре, ушибах, болях в суставах, невралгии. В косметических  целях  траву употребляют для избавления от перхоти и для приготовления лосьонов при угревой сыпи. Вдруг навстречу идёт Леший. Леший. А ну поворачивайте обратно. Не пущу вас в лес. Начнете костры разводить,  громко кричать, в птиц из рогаток стрелять, зверушек лесных пугать. Уходите из  леса. Дети. А вы кто? Леший. Я, Леший. Охраняю покой зверей и птиц в лесу.  Дети. Дедушка Леший, пропусти нас на волшебную полянку, мы будем хорошо себя вести. Леший. О, да я вижу, с вами мои знакомые: Лесовик, Фея цветов, Бабусенька­ Ягусенька. Ну, если они с вами, значит, можно вам верить. Пропущу. Да и сам с  вами повеселюсь. Продолжается движение по маршруту на полянку. А Леший между делом  ведет беседу о животных и птицах, живущих в лесу. Леший. А назовите­ка мне, ребятушки, лесных птиц. Дети перечисляют (Дятел, сорока, синица, рябчик…) Леший. Правильно говорите. Вот дятла, например, называют санитаром природы.  Он лечит деревья. Своим клювом птица достает из­под коры деревьев личинки  насекомых, которые вредят стволам деревьев.  А вот трескотня сороки – это своеобразная информационная связь. То есть сорока  предупреждает животных о приближающихся опасностях. Синички, уничтожая большое количество вредителей леса, приносят тоже  несомненную пользу природе. А кого из животных вы можете назвать? Дети перечисляют (Лиса, заяц, мышь­полёвка…) Леший. Лисица, уничтожая, грызунов в огромном количестве,  приносит народному  хозяйству немалую пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят,  обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный  по сравнению с той пользой,  которую они приносят природе. Взрослый. Ну, вот мы и добрались до нашей заветной полянки.  Все участвующие в путешествии располагаются на поляне. Затем они  собираются в центре поляны для  продолжения  праздника.  Лесовик. Итак,  ребята! Давайте повторим и запомним на всю жизнь правила  поведения в лесу: Дерево, трава, цветок, иль птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, Мы в лесу останемся одни. Фея цветов.  Букеты большие ты в поле не рви! Ты помни, что вскоре завянут они. А так, на полянке, живые не раз Цветеньем своим будут радовать глаз!  Баба­Яга. Возвращаясь из леса домой, Не оставляй там мусор свой! Пусть останется чистым лес И деревья растут до небес! Леший. Не тронь большой лесной муравейник, Ведь лесу нужна вся эта семейка! Особенно будь осторожен с огнем! Ведь все живое погибнуть может в нем! Лесовик. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,  Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,  Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.  Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.  Ну, ребята, верю я, что время мы проведем весело и с пользой.     Баба­Яга. А поиграть не хотите? Дети. Хотим. Проводит игры для детей и взрослых («Третий лишний», «Кандалы закованы» и  т.д.) Исполняются подготовленные номера  художественной  самодеятельности. Фея цветов. А кто желает поучаствовать в викторине? (Предлагает вопросы для  викторины) Викторина «Маленькие тайны зелёного друга»  1. Почему у берёзы молодые листья клейкие?  (Смолистые вещества  защищают листья от заморозков) 2. Почему в хвойном лесу даже при любом ветре слышится слабый низкий гул?  Лес шумит, говорим мы. Отчего происходит этот шум? (Слабый шипящий  звук в хвойном лесу вызывают вихри, образуемые струями воздуха,  отгибающими ветки и хвою. Сливаясь вместе, эти слабые звуки образуют  шум леса) 3. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес – временным?  (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Она не  боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые  елочки. Когда ель подрастает, она вытесняет березу) 4. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев. В каком  месяце чаще. (Морозобоины появляются от разных колебаний  температуры дня и ночи, когда стволы днём сильно нагреваются, а ночью  охлаждаются. Обычно холод раскалывае5т деревья в морозные  февральские ночи и чаще страдают деревья с твёрдой древесиной: дуб,  клён, ясень, сосна) 5. Растения делятся на листопадные и вечнозелёные. Ко второй группе  относятся почти все хвойные деревья. Вода в стужу довольно быстро  испаряется, а восполнить потери влаги нельзя, так как передвижения воды по  растению зимой нет. Каким образом пихта, ель, сосна и другие хвойные  растения переносят зимнюю «засуху»? (Зимой хвоинки надёжно защищены  от высыхания. Каждая хвоинка покрыта снаружи тонкой, непроницаемой для воды плёнкой­кутикулой. Микроскопические устьица плотно закрыты  и для надёжности каждое устьице «запечатано» воском) 6. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчёвывает ели, а сосны  ломает. Почему? (У сосны хорошо развит главный корень. И корневая  система уходит вглубь, а у ели корневая система находится на  поверхности) 7. Замечено, что волки, пообедав, иногда валяются на остатках своей добычи.  Причём эта особенность поведения сохраняется и у волков, выросших в  неволе. Как можно объяснить такое поведение животных? (Это способ  маскировки собственного запаха, что важно на охоте) 8. В наших лесах живут жуки ­ могильщики. Почему их так называю? Какую  роль они играют для леса? (Могильщики очень тонко чувствуют запах  трупа, слетаются к нему, выгребают под трупом землю лапками,  постепенно образуется ямка и труп оседает. Вырытая земля  скапливается около трупа и осыпается на него, зарывает. Жуки  откладывают в труп яйца и обеспечивают будующее потомство пищей.  На зарывание трупа мыши уходит 10 – 12 часов. Таким образом они  являются санитарами леса) 9. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У  них нет меха – только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда  мама уходит за кормом. Что делает в таких случаях ежиха? ( Для сохранения тепла ежиха заворачивает детишек в сухие листья) 10.Какая наша лесная птица зимой обувается в «перчатки» и зачем она это  делает? (Лесные глухари, рябчики. В октябре по краям их голых пальцев  отрастают похожие на гребешки роговые бахромки. Жёсткие «перчатки»  помогают рябчику держаться на тонких ветках. Глухарю удобно сидеть в таких «перчатках» на обледеневших ветвях ели и сосны) Леший. А я предлагаю поиграть вот в такую игру. Кто­нибудь из вас нам будет  показывать какого­нибудь зверя или насекомого, но словами объяснять нельзя,  можно пользоваться только жестами. А мы должны будем угадать, кто это. Если  угадаем, показывать будет тот, кто угадал. Далее Леший проводит конкурс «Кто какие издает звуки?» Голубь – воркует (изобразить воркование голубя) Глухарь – токует (изобразить токование глухаря) Лиса – лает (изобразить лаянье лисы) Медведь – ревет (изобразить рев медведя) Утка – крякает (изобразить кряканье утки) Филин – ухает (изобразить уханье филина) Коза – блеет (изобразить блеяние козы) Гусь – гогочет (изобразить гоготание гуся) Конь – ржет (изобразить ржание коня) Свинья – хрюкает (изобразить хрюканье свиньи) После игры подводятся итоги праздника­путешествия. Фея цветов. Каждая сломанная веточка и каждый сорванный цветок – это рана,  нанесенная природе, а ей трудно залечивать даже самые маленькие раны. Лесовик. Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету. Баба­Яга. Закончилась наша встреча, Пришел расставания час. Друзья, не грустите, мы будем Встречаться с вами не раз. Дети организованно идут обратно, прежде приведя поляну  в порядок. Использованная литература 1. Прибышенко М.Н. Спортивные праздники круглый год.­ М.: ИКЦ «МарТ»,  Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2004. 2. Экологическое воспитание в школе. 5­9 классы: игры, праздники,  конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып.2 / авт.­ сост.Е.М.Вавилина. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Д.И.Трайтак.   Как сделать интересной внеклассную работу по биологии:  Пособие для учителей. – 2­е изд. – М.: Просвещение,1979. 4. Каратушина А.В. Путешествие по лесу. Сказочная поляна.  Журнал  Чем  развлечь гостей  № 6/2007, стр. 28. 5. Бочарова И.А. Устный журнал «Наш русский лес».  Журнал Биология в  школе №4/199,  стр. 66.

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"

Сценарий праздника-путешествия "На солнечной полянке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017