Праздник Азбуки для 1 класса проводится в конце послебукварного периода. Праздник построен в динамичной форме. Чтение стихов переплетается с песнями, сценками, играми. Общая продолжительность утренника 45-50 мин. Ведущими могут быть как обучающиеся 5 классов, так и сами первоклассники. Сценарий предполагает охват всех учащихся класса.
Прощание с Азбукой
Над доской разноцветные флажки из букв, знаков препинания. В центре – слова из
наклеенных букв Прощай, Азбука!
Под музыку "Маленькая страна" дети занимают свои места.
Ведущий 1: Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!
Ведущий 2: Заходите, проходите,
Встретимся на празднике.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой.
Учитель: Мы пригласили вас, дорогие друзья, на наш праздник прощания с Азбукой. Все дети
научились читать первую книгу – Азбуку. Сегодня мы прощаемся с нашей доброй
подругой.
Ученик 1: Звенит звонок весёлый,
Детей торопит в класс.
Открыты двери школы
Теперь всегда для нас.
Ученик 2: Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз.
И учитель учит нас.
Ученик 3: Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Песня «Дружба с букварём». (Слова и музыка: Гульнара Азаматова–Бас)
Ученик 4: Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышны звуки,
Звуки эти разные….
Все: Гласные, согласные.
Ученик 5: Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельных сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
1Ученик 6: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Все: Сссс…
Ученик 1: …змеиный слышен свист,
Все: Шшшш…
Ученик 2: … шуршит опавший лист,
Все: Жжжжж…
Ученик 3: … шмели в саду жужжат,
Все: Ррррр….
Ученик 4: …моторы тарахтят.
Ученик 7: Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША)
К нам явились на урок.
Ученик 8: Если слоги стану рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, итак: СОВА.
Ученик 9: Соединили мы два слова –
И предложение готово.
Дождь идёт.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
I группа: Мы знаем буквы, знаем слоги,
II группа: Умеем говорить, считать,
III группа: И постепенно, понемногу
Все: Мы научились все читать.
Песня "Азбука". (Муз. Аркадий Островский, сл. Зоя Петрова)
Ведущий 1: Посмотрите, ребята, праздник начался, а главной гостьи Азбуки – ещё нет. Давайте
позовём её. Пусть буквы станут так, чтобы получилось слова АЗБУКА.
Все: Азбука! Азбука!
Входит Азбука.
Азбука: Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
2Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Учитель: Присаживайся, дорогая Азбука, будь сегодня самой желанной гостьей на
нашем празднике.
Ведущий 1: Отгадайте загадку.
Ведущий 2: Тридцать три богатыря
На страницах Букваря.
Мудрецов богатырей,
Знает каждый грамотей. (БУКВЫ)
Азбука: Буквызначки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё: АЛФАВИТ !
Входят буквы.
Азбука: Азбука от А до Я! Смирно! Гласные!
Гласные: Здесь!
Азбука: Согласные!
Согласные: Здесь!
Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков!
Ь и Ъ выходят вперёд.
А: А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Б: Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В: "В" Вошла в волшебный лес
полный всяческих чудес.
Г: Гриб стоит среди дорожки
Голова на тонкой ножке.
Д: Буква Д – просторный Дом.
В нем тепло, уютно в нем.
Е и Ё: Две соседки в алфавите
Так похожи, ойойой!
Их почти не различите,
Только точки у одной!
Ж: Буква Ж, как паучок,
Словно азбучный жучок.
З: На букву З ты посмотри:
Она совсем как цифра 3.
3И и Й: И не в кепке, и не в шапке
Буква Й гуляет в шляпке!
Шляпка почему на ней?
Потому, что так модней!
К: Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Л: «Эл», как горка иль трамплин
Вниз со скоростью летим!
М: Вот качели – буква «эм»!
Здесь качаться можно всем!
Н: На букве «эн» я как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
О: В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
П: Букву «Пэ» в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Р: Буква «эр» на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
С: Шёл конь, подковами звеня.
Как буква «эс» следы коня.
Т: «Молоток стучит «Туктук!
Букве «тэ» я старый друг!»
У: У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Ф: Всем известно без подсказки:
Буква «эф» как ключ от сказки.
Х: «Ха» шагает по дороге:
Руки вверх, пошире ноги.
Ц: Буква «цэ» —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Ч: Да, вы правильно решили:
«Че» мы пишем как четыре.
4Ш и Щ: Буква «ша» совсем простая,
Как забор стоит, прямая.
Буква «ща» поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ и Ь: Твёрдый знак и мягкий знак –
Буквы нам нужны.
Не читаются никак,
Но в словах важны.
Ы: А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
Э: Буква Э на «эс» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Ю: Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрика, что случилось:
Получилась буква Ю.
Я: На последней на страничке Букваря
Есть красивая такая буква Я.
Вы послушайте, что мама говорит:
Все: Молодец! Теперь ты знаешь Алфавит!
Ученик 10: Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Песня «Прощай Букварь». (Сл. Х. Радевского, муз.: Людмилы Мельниковой)
Стук в дверь. Громко входит Нехочуха.
Учитель: Что это? Кто там? Входите пожалуйста! Кажется, к нам в гости ктото пришёл.
Нехочуха: Ой! Куда это я попала?
Учитель: Вопервых, здравствуйте, вовторых, кто Вы такая?
Нехочуха: Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете?
Учитель: Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник. Нехочуха, поздоровайся,
пожалуйста с ребятами. Видишь, публика?
Нехочуха: Не вижу я никакого бублика.
Учитель: Да не бублика, а поздоровайся, пожалуйста с публикой.
5Нехочуха: А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! А
подраться со мной не хотите ли?
Учитель: Ну как тебе, Нехочуха, не стыдно безобразничать. Ты у ребят на празднике, а ведёшь
себя так некрасиво! У нас ведь никто не дерётся.
Нехочуха: Ребята, извините меня пожалуйста! А какой у вас сегодня праздник?
А можно я тоже буду участвовать в празднике?
Учитель: А что ты можешь предложить?
Нехочуха: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! А посостязаться со мной не хотите
ли?
Учитель: А в чём состязаться?
Нехочуха: Нууу, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, лучше разбросает одежду
в раздевалке. Есть же у вас такие ребята?
Учитель: Ну, Нехочуха, скажу тебе заранее: не нужны нам такие соревнования. Ребята
выполняют правила школьников и такими делами давно не занимаются.
Нехочуха: Да я пошутила!
Учитель: Сейчас соревнование проведу я, а ты будешь участвовать вместе с ребятами. Для
начала посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки.
Я всё знаю, всех учу, В этой узенькой коробке
Но сама всегда молчу. Ты найдёшь карандаши,
Чтоб со мною подружиться, Ручки, скрепки и линейки,
Надо грамоте учиться. Что угодно для души.
(КНИГА) (ПЕНАЛ)
Чёрные, кривые, То я в клетку, то в линейку,
От рожденья все немые, Написать по мне сумейка!
Но как только станут в ряд Можешь и нарисовать.
Сейчас же все заговорят! (БУКВЫ) Что такое я? (ТЕТРАДЬ)
Белый камешек растаял, Я – чёрный, красный, зелёный, синий,
На доске следы оставил. С начинкой твёрдой в середине,
(МЕЛ) Я с точилкою дружу
И что хочу – изображу.
(ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ)
Учитель: К нам пришли письма от Дяди Саши из города Добрые Слова. Вот письмо № 1:
Видел Настю я, ребёнка,
На улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
6Я не слышу слова …..
Все: Здравствуйте!
Учитель: А словото какое, очень дорогое! А вот письмо № 2:
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел изза угла.
Но представьте: зря от Вити
Ждал я слово…
Все: Извините!
Учитель: А словото какое, очень дорогое! Теперь прочитаем письмо № 3:
Дед про внучку говорил:
Экая досада:
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы…..
Все: Спасибо!
Учитель: А словото какое, очень дорогое! Рассылая свои письма, дядя Саша хотел, чтобы
прочитав их, ребята запомнили дорогие слова из города Добрые Слова.
Нехочуха: Спасибо, ребята. Мне очень понравилось у вас в гостях, но я ещё хочу побывать на
празднике у других ребят и посмотреть, как они живут. До свидания, друзья!
Нехочуха уходит.
Ведущий 1: Ставьте ушки на макушки.
Слушайте внимательно.
Мы частушки вам про школу
Пропоём старательно.
Исполняются частушки.
Мы собрали пап и мам, Мы простимся с Азбукой,
Но не для потехи. И рукой помашем,
Мы сегодня рапортуем И спасибо десять раз
Про свои успехи. Дружно хором скажем!
Мы в нарядах нынче новых, Позади нелёгкий труд
И у всех счастливый вид, Слогового чтения:
Ведь мы дружно изучили, Нам сегодня выдают
Одолели алфавит! Удостоверения!!!
7Разбудите меня ночью, Все науки одолеем,
В самой серединочке, Всё у нас получится,
Расскажу вам алфавит Потому что папы, мамы
Без одной запиночки! Вместе с нами учатся.
Буквы гласные мы любим, Мы частушки вам пропели,
И все больше с каждым днем. Хорошо ли, плохо ли,
Мы не просто их читаем – А теперь мы вас попросим,
Эти буквы мы поем! Чтоб вы нам похлопали!
Ученик 11: В каждом доме, в каждой хате –
В городах, и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе
Ученик 12: Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
Ученик 13: Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок,
Просит книжку показать.
Ученик 14: Книгу всем понятную,
Умную, занятную
Мальчишки и девчонки –
Все хотят читать.
Учитель: Кто же вам, ребята. Помог научиться читать?
Все: Учитель! Родители! Азбука!
Учитель: Скажем спасибо Азбуке!
Ученик 15: С тобою, «Азбука», я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
Ученик 16: Беру я Азбуку в последний раз,
Несу её в просторный класс,
И книге этой говорю:
«Тебя, я, Азбука, благодарю!
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я!»
На свете много книжек есть,
8Все книги я смогу прочесть.
Ученик 17: Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо»!.
Расставаться нам пора.
Ученик 18: До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит тех,
кто в первый класс придет.
Азбука: Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но
сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов
вам в усвоении новых знаний! На память о себе я дарю вам интересные книжки и
удостоверения.
Азбука вручает детям подарки.
Азбука: До свидания! Счастливого пути!
Азбука уходит.
Библиотекарь: Дорогие дети! Школа рада вашим успехам, и приглашает в царство знаний –
школьную библиотеку. У вас дома, наверное, у всех есть книжки. Их вам
купили родители, подарили знакомые, друзья. Дома постарайтесь сделать
полочку для книг. У вас постепенно соберётся домашняя библиотека. Читайте
книги! Они очень интересны, помогут вам узнать о многом, о чём вы ещё ничего
не знаете, они станут вашими настоящими друзьями. Любите книгу! Наша
школьная библиотека всегда открыта для вас. Приходите к нам!
Ученик 19: Твой учебник – не альбом,
Рисовать не надо в нём.
Бейся над любой задачкой,
Но учебник не испачкай!
Ученик 20: Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтобы чистым, неизмятым,
Он пришёл к другим ребятам!
Учитель: Подошёл к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки! Вам, мальчишки!
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!
Песня на мотив «Чему учат в школе»
1. Вот пришли в наш светлый класс
В сентябре мы в первый раз,
9Здравствуй школа, и учитель, и наука,
Как нам с книгою дружить,
С детства дружбой дорожить 2 р.
И ценить добро, природу и друг друга.
2. Буквы разные в тетрадь
Мы старались написать:
До свиданья садик милый, здравствуй школа!
Ранец знаний за спиной
Мы несём с собой домой, 2 р.
Так науку школы мы освоим скоро!
3. Год наш школьный за спиной,
Мы прощаемся с тобой!
До свиданья наш букварь и здравствуй лето!
Мы за лето подрастём,
Загорим и отдохнём, 2 р.
Встретимся мы снова в классе светлом этом!
Песня « Прощай, Букварь»
1. Мой букварь, мой друг надежный
Расстаемся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
для меня открыл ты дверь.
10П.: Расстаемся с букварем,
песню мы о нем поем.
Расстаемся с букварем,
песню мы о нем поем.
2. Много радостных событий
ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
ты ступенькой послужил.
П.
3. Раскрывать тебя, как чудо,
наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
первый твой большой урок.
П.
Песня « Азбука»
1. Если хочешь много знать,
11Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев: Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
2. Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
Припев.
3. Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
12Песня "Дружба с букварём".
1. Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
В школу нас водили, видно, вы не зря.
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев: Буквы разные от А до Я
Наши лучшие теперь друзья.
Гласные и согласные
Подружки дорогого букваря.
2. Мне не нужно к маме больше приставать
Сможем мы и сами книжку прочитать.
Потому что мчались в школу мы не зря,
Буквы изучали мы из букваря.
Припев.
3. Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем,
Победила дружба, дружба с букварем!
Припев.
13